Дело № 2а-198/2019
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
30 апреля 2019 года село Илек Илекского района
Оренбургской области
Илекский районный суд Оренбургской области в составе:
председательствующего – судьи Букреевой В.Н.,
при секретаре судебного заседания Ивановой Л.А.,
с участием старшего помощника прокурора Илекского района Оренбургской области Парапановой И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению исполняющего обязанности прокурора Илекского района Оренбургской области к администрации муниципального образования Затонновский сельсовет Илекского района Оренбургской области о возложении обязанности по паспортизации автомобильной дороги местного значения,
У С Т А Н О В И Л:
прокурор Илекского района Оренбургской области в интересах неопределённого круга лиц обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации муниципального образования Затонновский сельсовет Илекского района Оренбургской области о возложении обязанности по паспортизации автомобильной дороги местного значения. В обоснование исковых требований указывает, что при проведении обобщения состояния законности в сфере безопасности дорожного движения выявлены нарушения в деятельности административного ответчика. При проведении проверки установлено, что в собственности административного ответчика находятся ... автомобильные дороги общего пользования местного значения, имеющие твердое покрытие, а именно .... Постановлением администрации сельсовета указанные автомобильные дороги включены в перечень автомобильных дорог местного значения и находятся в собственности поселения. Паспортизация вышеуказанных дорог не проведена, технические паспорта на автомобильные дороги общего пользования местного значения отсутствуют, договоры на проведение паспортизации и оформления технических паспортов не заключены. Отмечает, что данные обстоятельства создают условия для нарушения основополагающих принципов обеспечения безопасности дорожного движения, предусмотренных статьёй 3 Федерального закона «О безопасности дорожного движения», а именно, принципов приоритета жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, соблюдения интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения. Считает, что в результате бездействия административного ответчика, выразившегося в непринятии мер по не проведению паспортизации автомобильных дорог общего пользования местного значения созданы условия для нарушения прав и интересов неопределенного круга лиц на безопасность дорожного движения, как проживающих, так и находящихся на территории поселения, гарантированные государством и обеспечиваемые путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения. Просит обязать администрацию муниципального образования Затонновский сельсовет Илекского района Оренбургской области в срок до ... провести паспортизацию автомобильных дорог общего пользования местного значения, имеющих твердое покрытие, а именно ....
В судебном заседании представитель административного истца – старший помощник прокурора Илекского района Оренбургской области Парапанова И.В. поддержала заявленные требования по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.
Извещённый о дате, времени и месте рассмотрения административного искового заявления, административный ответчик – администрация муниципального образования Затонновский сельсовет Илекского района Оренбургской области в судебное заседание не явился. В своем заявлении глава муниципального образования Портнова И.М. просит дело рассмотреть в ее отсутствие, административные исковые требования прокурора признает.
На основании статьи 150 Кодекса административного судопроизводства в Российской федерации суд пришёл к выводу о рассмотрении дела в отсутствие не явившегося административного ответчика.
Выслушав старшего помощника прокурора Илекского района Оренбургской области Парапанову И.В., исследовав материалы дела, оценив совокупность представленных доказательств, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства в Российской Федерации, прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц
Статья 3 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ устанавливает приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения; программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельского поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 6 статьи 3 Федерального закона 08 ноября 2007 №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон №57-ФЗ) под дорожной деятельностью понимается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
В соответствии со статьёй 5 Федерального закона №257-ФЗ автомобильные дороги в зависимости от их значения подразделяются на: автомобильные дороги федерального значения; автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения; автомобильные дороги местного значения; частные автомобильные дороги (п. 1). Автомобильные дороги в зависимости от вида разрешенного использования подразделяются на автомобильные дороги общего пользования и автомобильные дороги необщего пользования (п. 2). К автомобильным дорогам общего пользования относятся автомобильные дороги, предназначенные для движения транспортных средств неограниченного круга лиц (п. 3). Автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского и сельского поселений являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог (п. 9).
Согласно части 8 статьи 6 Федерального закона №257-ФЗ к собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
Исходя из части 3 статьи 15 Федерального закона №257-ФЗ осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.
Собственник несёт бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором (ст. 210 ГК РФ).
Согласно пункту 2 статьи 12 Федерального закона 10 декабря 1995 года №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.
В силу положений статьи 17 Федерального закона №257-ФЗ содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе, посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения. Порядок содержания автомобильных дорог устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами. Классификация работ по содержанию автомобильных дорог устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере дорожного хозяйства. В целях определения соответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов владельцами автомобильных дорог в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, проводится оценка технического состояния автомобильных дорог. Капитальный ремонт или ремонт автомобильных дорог осуществляется в случае несоответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов.
В силу подпункта 4 пункта 9 Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, утвержденной Приказом Министерства транспорта Российской Федерации №402 «Об утверждении классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог» от 16 ноября 2012 года, в работы по содержанию автомобильных дорог входит их паспортизация.
Пунктами 1.1, 1.2 Ведомственных строительных норм (ВСН) 1-83 «Типовая инструкция по техническому учету и паспортизации автомобильных дорог общего пользования» определено, что паспортизация автомобильных дорог производится с целью получения данных о наличии дорог и дорожных сооружений, их протяженности, техническом состоянии для рационального планирования дорог по строительству, реконструкции, ремонту и содержанию дорог.
Техническому учёту и паспортизации подлежат все автомобильные дороги общего пользования. Учёт и паспортизацию проводят по каждой автомобильной дороге в отдельности (п. 1.2 Типовой инструкции).
Пункт 5 Типовой инструкции по техническому учёту и паспортизации автомобильных дорог общего пользования содержит конкретные указания по составлению технического паспорта автомобильной дороги.
Технический паспорт автомобильной дороги, прилагаемый к типовой инструкции по техническому учёту и паспортизации автомобильных дорог общего пользования (ВСН-1-83), позволяет определить фактическое состояние дороги на протяжении всего срока её службы, и необходим для осуществления полномочий органами местного самоуправления по обеспечению безопасности дорожного движения, в полной мере обеспечивает государственный учёт автомобильных дорог, который осуществляется для организации и проведения работ по формированию и реализации государственной политики в области обеспечения безопасности дорожного движения.
Из материалов дела, в частности устава Затонновского сельсовета Илекского района Оренбургской области следует, что Затонновский сельсовет Илекского района Оренбургской области является муниципальным образованием.
К вопросам местного значения Затонновского сельсовета относится, в том числе дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации (под.5 п. 1 статьи 5 Устава Затонновского сельсовета).
Администрация Затонновского сельсовета Илекского района Оренбургской области является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления муниципального образования, наделенным Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями по осуществлению отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Оренбургской области (статья 28 Устава Затонновского сельсовета).
Следовательно, администрация Затонновского сельсовета, являясь исполнительно-распорядительным органом, наделена полномочиями по утверждению перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения и разработке технических паспортов автомобильных дорог в соответствии с типовой инструкцией по техническому учету и паспортизации автомобильных дорог общего пользования (ВСН-1-83).
Согласно Перечню объектов, составляющих муниципальную собственность муниципального образования Затонновский сельсовет Илекского района Оренбургской области, утверждённому решением Совета депутатов муниципального образования от ... №, на территории Затонновского сельского совета расположены ... автомобильные дороги общего пользования местного значения, имеющие твёрдое покрытие на территории ..., а именно ....
Данный факт подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от ....
Актом прокурорской проверки соблюдения администрацией муниципального образования Затонновский сельсовет Илекского района законодательства об автомобильных дорогах и дорожной деятельности от ... установлено, что не разработаны технические паспорта автомобильных дорог общего пользования.
Из материалов дела усматривается, что автомобильные дороги, расположенные в черте муниципального образования Затонновский сельсовет Илекского района Оренбургской области, являются автомобильными дорогами общего пользования местного значения, не имеют технического паспорта.
Данное обстоятельство администрацией Затонновского сельсовета Илекского района Оренбургской области не оспаривается.
Исходя из приведенных выше норм, на муниципальное образование, в данном случае на администрацию муниципального образования Затонновский сельсовет Илеского района Оренбургской области, возложена обязанность осуществить паспортизацию спорной автомобильной дороги, поскольку в силу прямого указания в законе содержание автомобильных дорог местного значения в границах муниципального образования относится к вопросам местного значения, работы по паспортизации дорог должны проводиться администрацией муниципального образования Затонновский сельсовет Илекского района Оренбургской области, в административных границах которого имеются автомобильные дороги местного значения.
Таким образом, установлено, что бездействием администрации Затонновского сельсовета Илекского района Оренбургской области, выразившемся в самоустранении от предусмотренной законодательством обязанности по проведению паспортизации автомобильных дорог общего пользования местного значения в границах данного муниципального образования, нарушаются права неопределенного круга лиц на надлежащее выполнение ответчиком обязанностей по содержанию дорог местного значения, что находится в прямой связи с безопасностью дорожного движения, а также с безопасными условиями движения по дорогам местного значения, гарантированные государством и обеспечиваемые путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения.
При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу об удовлетворении административного искового заявления прокурора.
Поскольку законодательством не определён срок для паспортизации автомобильных дорог общего пользования местного значения, со стороны административного ответчика возражения не поступили, суд в целях обеспечения интересов граждан признает срок, указанный прокурором, для исполнения решения суда – до ... разумным и достаточным. Доказательств невозможности исполнения решения суда в указанный срок административным ответчиком в судебное заседание не представлено.
В соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 333.36 НК РФ, от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, освобождаются прокуроры – по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований; в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 333.36 НК РФ – органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции в качестве истцов или ответчиков.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175 - 180, 227, 291 - 293 Кодекса административного судопроизводства, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░ ... ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░ ░░░░░░ ....
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░,
░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░
░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 30 ░░░░░░ 2019 ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░,
░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░
░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░