Дело № 2а-626/2021 Председательствующий – судья Васильченко Л.М.
УИД: 32RS0031-01-2021-000814-47
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ № 33а-983/2022
22 марта 2022 года гор. Брянск
Судебная коллегия по административным делам Брянского областного суда в составе:
председательствующего | Маклашова В.И., |
судей областного суда | Горбачевской Ю.В., |
Тумакова А.А., | |
при секретаре | Аверкиной О.Н., |
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административного истца Беленковой С.В. на решение Трубчевского районного суда Брянской области от 8 декабря 2021 года по административному исковому заявлению Беленковой Светланы Владимировны к межмуниципальному отделу по Трубчевскому и Суземскому районам Управления Росреестра по Брянской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области о признании незаконным решения об отказе в выдаче договора аренды земельного участка и восстановлении права договора аренды.
Заслушав доклад по делу судьи Маклашова В.И., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Беленкова С.В. обратилась с иском к межмуниципальному отделу по Трубчевскому и Суземскому районам Управления Росреестра по Брянской области (далее - Росреестр), в котором просила признать решение ответчика об отказе в выдаче договора аренды по земельному участку, расположенному на землях СПК «Юрово» вблизи д.Осинки, площадью 6,18 га, неправомерным и восстановить права договора аренды.
В обоснование административного иска Беленкова С.В. указала, что она 10 июня 2021 года обратилась в Росреестр с заявлением о выдаче копии договора аренды земельного участка, так как одна копия договора должна находиться в земельном комитете, правопреемником которого стал Росреестр. Росреестр не нашел в архиве договор аренды. Земельный участок ей был выделен для ведения фермерского хозяйства в размере 10 га. Копия договора ей необходима для получения кадастрового паспорта. Полагает, что отказ Росреестра противоречит статье 39.8 пункта 11 Земельного кодекса Российской Федерации и нарушает её права.
Решением Трубчевского районного суда Брянской области от 8 декабря 2021 года в удовлетворении административных исковых требований Беленковой Светланы Владимировны - отказано.
В апелляционной жалобе административный истец Беленкова С.В. ссылаясь на доводы, изложенные в суде первой инстанции, просит решение суда отменить и принять по делу новое решение, которым удовлетворить ее требования.
Лица, участвующие в административном деле, в заседание суда апелляционной инстанции не явились, были извещены надлежащим образом, на основании статей 150 и 152 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия определила о рассмотрении административного дела в их отсутствие.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, проверив решение районного суда, судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) оснований для его отмены или изменения в апелляционном порядке.
В силу положений статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно части 8 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
Обязанность доказывания соблюдения требований нормативных актов, устанавливающих полномочия органа, принявшего решение, порядок принятия оспариваемого решения, основания для принятия оспариваемого решения; соответствие содержания оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения, возлагается на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие, часть 9, 11 статьи 226 КАС РФ).
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что согласно ответа начальника межмуниципального отдела по Трубчевскому и Суземскому районам Управления Росреестра по Брянской области Антоненкова А.В. от 24 июня 2021 года за №3.11-12/246, данному Беленковой С.В., договора аренды по земельному участку, площадью 6,18 га, расположенному <адрес>, предоставленного кфх Беленковой С.В., в отделе не имеется.
Постановлением администрации Трубчевского района Брянской области от 6 марта 1992 года №113 Беленковой С.В. предоставлен земельный участок, общей площадью 10 га, из них сельскохозяйственных угодий общей площадью 10 га, в том числе в собственность бесплатно 3,3 га пашни, в аренду на 30 лет, с правом последующего выкупа пашни 6,7 га, расположенных <адрес>, для организации крестьянского (фермерского) хозяйства «Семья» растениеводческого направления. Районному комитету по земельной реформе и земельный ресурсам провести землеустроительные работы по ограничению земельного участка в натуре (на местности) и подготовить Государственный акт на право собственности на земельный участок. Выдать главе крестьянского хозяйства Беленковой С.В. Государственный акт на право собственности на земельный участок.
Комитетом по земельной реформе и земельным ресурсам Трубчевского района выдан Беленковой С.А. Государственный акт на право собственности на землю, из которого следует, что последней предоставлено 3,85 гектаров земли, в том числе в собственность 3,85 га для сельскохозяйственного производства. Акт содержит чертеж земельного участка.
Как следует из выписки из ЕГРН право собственности Беленковой С.В. на земельный участок площадью 38500 кв.м., с кадастровым номером №, зарегистрировано на основании указанного Государственного акта в Едином государственном реестре недвижимости 22 июля 2021 года. Граница земельного участка в соответствии с требованиями земельного законодательства не установлена.
Согласно информации от 1 декабря 2021 года, представленной администрацией Трубчевского муниципального района Брянской области, в документах архивных фондов: «Комитет по управлению муниципальным имуществом», «Администрация Трубчевского района», «Исполнительный комитет Юровского сельского Совета» договор аренды земель сельскохозяйственного назначения, заключенный на основании постановления администрации Трубчевского района № 113 от 6 марта 1992 года с Беленковой С.В., на хранении в архиве не имеется.
Исходя из изложенного суд первой инстанции пришел к выводу, что договор аренды земельного участка площадью 6,7 га для ведения сельскохозяйственной деятельности с администрацией Трубчевского района Брянской области или с администрацией Юровского сельского поселения Трубчевского района Брянской области не заключался.
Отказывая в удовлетворении административных исковых требований, суд первой инстанции, руководствуясь частью 2 статьи 10 Земельного кодекса Российской Федерации, Положением о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2009 года №457, пунктом 1 статьи 51 Федерального закона от 13 июля 2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», установив, что Росреестр осуществляет полномочия по государственной регистрации прав на недвижимое имущество; ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в нем; государственный кадастровый учет недвижимого имущества, при этом в его компетенцию не входит выдача и заключение договора аренды земельного участка, также оно не является правопреемником комитета по земельным реформам и земельным ресурсам Трубчевского района, пришел к обоснованному выводу об отсутствии в действиях административного ответчика нарушений прав и интересов административного истца.
Исходя из изложенного, оснований полагать, что в рассматриваемых правоотношениях административный ответчик нарушил права административного истца, не имеется.
Необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, является наличие совокупности обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии обжалуемого решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушение прав административного истца.
Поскольку совокупности поименованной в процессуальном законе обстоятельств не установлена, судебная коллегия находит правомерным вывод суда об отказе в удовлетворении требований, он соответствует статье 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. Напротив, оснований согласиться с доводами апелляционной жалобы не имеется; в основном они направлены на переоценку доказательств, установленных по делу фактических обстоятельств и не содержат в себе данных, которые не были бы проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу.
Несогласие административного истца с выводами суда, иная оценка фактических обстоятельств дела не означают, что при рассмотрении дела допущена судебная ошибка, и не подтверждают, что имеет место нарушение судом норм права.
Разрешая спор, суд правильно определил характер правоотношений, возникших между сторонами по делу, закон, подлежащий применению, и обстоятельства, имеющие значение для административного дела, верно распределил бремя доказывания между сторонами (статья 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации), постановил законное и обоснованное решение.
Доводов, влекущих безусловную отмену решения суда, в апелляционной жалобе заявителем не приводится; такие основания, предусмотренные статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, по материалам административного дела также не установлены.
Руководствуясь статьей 308, 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Трубчевского районного суда Брянской области от 8 декабря 2021 года по административному исковому заявлению Беленковой Светланы Владимировны к межмуниципальному отделу по Трубчевскому и Суземскому районам Управления Росреестра по Брянской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области о признании незаконным решения об отказе в выдаче договора аренды земельного участка и восстановлении права договора аренды оставить без изменения, апелляционную жалобу административного истца Беленковой С.В. без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы через Трубчевский районный суд Брянской области в течение шести месяцев со дня вступления апелляционного определения в законную силу.
Председательствующий | В.И. Маклашов |
Судьи областного суда | Ю.В. Горбачевская |
А.А. Тумаков |
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 29 марта 2022 г.