дело № 2-1076/2018
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
05 октября 2018 года г. Шилка
Шилкинский районный суд Забайкальского края в составе
председательствующего судьи Сатиной И.П.,
при секретаре Чупровой К.В.,
с участием
помощника Шилкинского межрайонного прокурора Зоц К.С.,
представителя ответчика Разумных И.В.,
рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по иску Шилкинского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации сельского поселения «Размахнинское» об обязании совершить определенные действия,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор обратился в суд с указанным выше заявлением, ссылаясь на то, что в ходе прокурорской проверки исполнения требований законодательства об охране атмосферного воздуха, по результатам которой было установлено, что на территории сельского поселения «Размахнинское» имеется источник негативного воздействия на атмосферный воздух: организованный источник -котельная в количестве 1 шт., расположенные по адресу: с. Размахнино, ул. Школьная, 6, с. Красноярово, ул. Центральная, 42, с. Байцетуй, ул. Центральная, 37, которые находятся в собственности администрации сельского поселения «Размахнинское». При эксплуатации котельной образуются золошлаковые отходы.
Хранение золошлаков от сжигания угля на вышеуказанной котельной осуществляется на почве на открытой площадке, не имеющей твердого покрытия, не оборудованной навесом, ограждением, ливнестоками.
С учетом изложенного, прокурор просит суд:
- обязать администрацию сельского поселения «Размахнинское», ИНН: 7527007188, ОГРН 1057527013400, дата регистрации: 20.12.2005г., адрес: Забайкальский край, Шилкинский район, с. Размахнино, ул. Зеленая, 1 в срок до 01 сентября 2018 года оборудовать территорию площадки для временного размещения золошлаков котельной, расположенной по адресу: Забайкальский край, Шилкинский район, с. Размахнино, ул. Школьная, 6:
- навесом для защиты хранящихся насыпью отходов от воздействия атмосферных осадков и ветров;
- поверхность площадки - искусственным водонепроницаемым и химическистойким покрытием;
- по периметру площадки - обваловкой и обособленной сетью ливнестоков;
- обязать администрацию сельского поселения «Размахнинское», ИНН: 7527007188, ОГРН 1057527013400, дата регистрации: 20.12.2005г., адрес: Забайкальский край, Шилкинский район, с. Размахнино, ул. Зеленая, 1 в срок до 01 сентября 2018 года оборудовать территорию площадки для временного размещения золошлаков котельной, расположенной по адресу: Забайкальский край, Шилкинский район, с. Красноярово, ул. Центральная, 42:
- навесом для защиты хранящихся насыпью отходов от воздействия атмосферных осадков и ветров;
- поверхность площадки - искусственным водонепроницаемым и химическистойким покрытием;
- по периметру площадки - обваловкой и обособленной сетью ливнестоков;
- обязать администрацию сельского поселения «Размахнинское», ИНН: 7527007188, ОГРН 1057527013400, дата регистрации: 20.12.2005г., адрес: Забайкальский край, Шилкинский район, с. Размахнино, ул. Зеленая, 1 в срок до 01 сентября 2018 года оборудовать территорию площадки для временного размещения золошлаков котельной, расположенной по адресу: Забайкальский край, Шилкинский район, с. Байцетуй, ул. Центральная, 37:
- навесом для защиты хранящихся насыпью отходов от воздействия атмосферных осадков и ветров;
- поверхность площадки - искусственным водонепроницаемым и химическистойким покрытием;
- по периметру площадки - обваловкой и обособленной сетью ливнестоков.
В судебном заседании помощник прокурора Зоц К.С. поддержал заявленные требования, по основаниям, изложенным в иске, дополнительно пояснил, что на момент рассмотрения дела допущенное нарушение ответчиком не устранено, при этом он просит суд в резолютивной части решения указать срок для устранения нарушений до 01 июля 2019 года, поскольку полагает его наиболее разумным.
Глава Администрации сельского поселения «Размахнинское» Разумных И.В. пояснила суду, что требования прокурора ей понятны, принятыми мерами разработан экологический проект и в первом квартале 2019 года планируется строительство площадок для золошлаков. Она согласна, что выявленные нарушения необходимо устранять, но для этого нет достаточных денежных средств.
Выслушав пояснения участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему:
В соответствии со ст.42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
В соответствии со ст.4 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Обохране окружающей среды» объектами охраны окружающей среды отзагрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативноговоздействия хозяйственной и иной деятельности являются: земли, недра, почвы; поверхностные и подземные воды; леса и иная растительность, животные другие организмы и их генетический фонд; атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство.
Согласно ст. 43 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушениям.
В соответствие со ст. 58 Конституции Российской Федерации каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
В силу ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду должна осуществляться в том числе на основе соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека, обязательности проведения в соответствии с законодательством РФ проверки проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан, на соответствие требованиям технических регламентов в области охраны окружающей среды.
Исходя из данного принципа, индивидуальный предприниматель либо юридическое лицо перед началом хозяйственной деятельности и в процессе её осуществления обязаны в полном объёме обеспечить получение необходимых разрешительных документов, вести предусмотренный законом учет и предоставлять отчетность, обеспечивать оказание воздействия на окружающую среду в соответствии с требованиями закона. Для обеспечения исполнения данных обязанностей по соблюдению правил и норм индивидуальный предприниматель либо юридическое лицо должны принять все зависящие от них меры.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» правовое регулирование в области обращения с отходами производства и потребления осуществляется в соответствии с настоящим федеральным законом и иными нормативными правовыми актами РФ и субъектов РФ, а также муниципальными нормативными правовыми актами.
Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон № 89-ФЗ) определяет правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечение таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья. При этом Закон № 89-ФЗ под отходами производства и потребления понимает вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно ст. 11 Закона № 89-ФЗ юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанных с обращением с отходами, обязаны соблюдать требования, правила и нормы в области обращения с отходами и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами.
Согласно ч.1 ст. 52 вышеуказанного Федерального закона отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Запрещается сброс отходов производства и потребления а том числерадиоактивных, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
Согласно ч. 1 ст. 28 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" в образовательных организациях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по укреплению здоровья обучающихся и выполняться требования санитарного законодательства.
Согласно статьи 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условиями способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствие со ст. 11, ч. 3 ст. 39 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее -Закон № 52-ФЗ) индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны выполнять требования санитарного законодательства, разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические мероприятия.
Согласно ч.2 ст. 21 Закона № 52-ФЗ содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.
Разделом 3 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПин 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления», утвержденных постановлением Главного санитарного врача РФ от 30.04.2003 № 80 (далее - СанПин 2.1.7.1322.03) установлены требования к временному складированию и транспортировке отходов.
В силу п. 3.1 СанПин 2.1.7.1322.03 временное складирование отходов производства и потребления допускается на производственной территории основных производителей (изготовителей) отходов; приемных пунктах сбора вторичного сырья; территории и в помещениях специализированных предприятий по переработке и обезвреживанию токсичных отходов; на открытых, специально оборудованных для этого площадках. Временное хранение отходов на производственной территории предназначается для селективного сбора и накопления отдельных разновидностей отходов; использования отходов в последующем технологическом процессе с целью обезвреживания (нейтрализации), частичной или полной переработки и утилизации на вспомогательных производствах. Хранение сыпучих и летучих отходов в помещениях в открытом виде не допускается.
Согласно 3.7 СанПин 2.1.1322.03 при временном хранении отходов в нестационарных складах, на открытых площадках без тары (навалом, насыпью) или в негерметичной таре должны соблюдаться следующие условия:
временные склады и открытые площадки должны располагаться с подветренной стороны по отношению к жилой застройке;
поверхность хранящихся насыпью отходов или открытых приемников-накопителей должна быть защищена от воздействия атмосферных осадков иветров (укрытие брезентом, оборудование навесом и т.д.);
поверхность площадки должна иметь искусственное водонепроницаемое ихимически стойкое покрытие (асфальт, керамзитобетон, полимербетон,керамическая плитка и др.);
по периметру площадки должна быть предусмотрена обваловка и обособленная сеть ливнестоков с автономными очистными сооружениями; допускается ее присоединение к локальным очистным сооружениям в соответствии с техническими условиями;
поступление загрязненного ливнестока с этой площадки в общегородскую систему дождевой канализации или сброс в ближайшие водоемы без очистки не допускается.
Из материалов дела следует, что на территории сельского поселения «Размахнинское» имеется источник негативного воздействия на атмосферный воздух: организованный источник - котельные в количестве 1 шт., расположенные по адресу: с. Размахнино, ул. Школьная, 6, с. Красноярово, ул. Центральная, 42, с. Байцетуй, ул. Центральная, 37, которые находятся в собственности администрации сельского поселения «Размахнинское». При эксплуатации котельной образуются золошлаковые отходы.
Хранение золошлаков от сжигания угля на вышеуказанной котельной осуществляется на почве на открытой площадке, не имеющей твердого покрытия, не оборудованной навесом, ограждением, ливнестоками.
Доводы прокурора в указанной части не оспорены, подтверждены материалами дела и сомнений у суда не вызывают.
Из пояснений главы поселения установлено, что она намерена принять меры по устранению имеющихся нарушений.
Суд соглашается с мнением прокурора и полагает, что складирование рассматриваемых отходов в местах, не оборудованных для этих целей, может повлечь загрязнение почв и грунтовых вод, возникновение инфекционных заболеваний, размножение паразитарных болезней, то есть оказать негативное влияние на состояние окружающей среды и благополучие населения.
С учетом изложенного, требования прокурора являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст.194, 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Требования Шилкинского межрайонного прокурора удовлетворить.
Обязать администрацию сельского поселения «Размахнинское», ИНН: 7527007188, ОГРН 1057527013400, дата регистрации: 20.12.2005г., адрес: Забайкальский край, Шилкинский район, с. Размахнино, ул. Зеленая, 1 в срок до 01 июля 2019 года оборудовать территорию площадки для временного размещения золошлаков котельных, расположенных по адресу: Забайкальский край, Шилкинский район, с. Размахнино, ул. Школьная, 6; Забайкальский край, Шилкинский район с. Красноярово, ул. Центральная, 42; Забайкальский край, Шилкинский район, с. Байцетуй, ул. Центральная, 37:
- навесом для защиты хранящихся насыпью отходов от воздействия атмосферных осадков и ветров;
- поверхность площадки - искусственным водонепроницаемым и химическистойким покрытием;
- по периметру площадки - обваловкой и обособленной сетью ливнестоков;
Решение может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Шилкинский районный суд Забайкальского края.
Судья И.П. Сатина
Решение не вступило в законную силу
Подлинник документа подшит в материалы гражданского дела № 2-1076/2018 Шилкинского районного суда Забайкальского края.