Решение по делу № 2-1185/2023 от 04.05.2023

Дело № 2-1185/2023

УИД 13RS0023-01-2023-001509-57

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

28 сентября 2023 года г. Саранск

Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в составе: председательствующего судьи - Куликовой И.В.,

при секретаре судебного заседания – Ярковой И.С.,

с участием в деле:

истца – Князькина Виталия Павловича (<данные изъяты>

представителя истца – Тяпкиной Елены Алексеевны, действующей на основании доверенности бланк серии 13 АА 104582 от 28 января 2021 года сроком действия 3 (три) года,

ответчика – Администрации городского округа Саранск (ОГРН: , ИНН: , КПП: 132601001) в лице представителя Лисиной Крестины Сергеевны, действующей на основании доверенности №86Д от 28 августа 2023 г. сроком действия 1 (один) год,

третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика – Общества с ограниченной ответственностью «ДОМ» в лице представителей Панюшкина Николая Александровича, действующего на основании доверенности № 1-10/20 от 20 октября 2022года, сроком действия 3 (три) года, Пирогова Василия Сергеевича, действующего на основании доверенности №2-09/23 от 18 сентября 2023 года, сроком действия 3 (три) года,

третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика – Казенного учреждения городского округа Саранск «Дирекция коммунального хозяйства и благоустройства» в лице представителя Милешина Владимира Ивановича, действующего на основании доверенности №09/24 от 06 июня 2023 года, сроком действия 1 (один) год,

третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика – Общества с ограниченной ответственностью «Ремондис»,

третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика - Департамента городского хозяйства Администрации городского округа Саранск,

третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора на стороне ответчика – общества с ограниченной ответственностью «Веста-Дом» в лице представителей Альзамарова Алексея Геннадьевича, действующего на основании доверенности №5/23 от 13 июля 2023 года, сроком действия до 31 декабря 2023 года, Роздиной Светланы Евгеньевны, действующей на основании доверенности №2 от 27 апреля 2023 года, сроком действия 1 (один) год,

третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика – товарищество собственников жилья «Дом 23А» в лице председателя Третьякова Сергея Ивановича,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Князькина Виталия Павловича к Администрации городского округа Саранск о взыскании суммы материального ущерба, судебных расходов,

установил:

Тяпкина Е.А., действующая в интересах Князькина В.П. на основании доверенности, обратилась в суд с иском к ООО «ДОМ» о взыскании суммы материального ущерба, судебных расходов.

В обоснование требований указала, что 14 июля 2020 г. около 12 часов 00 минут, Князькин В.П., припарковал свое транспортное средство «Фольцваген Пассат» государственный регистрационный знак возле дома №23А по пр. Ленина г. Саранска, где осуществляет свою трудовую деятельность. Примерно в 16 часов 30 минут через окно офиса, Князькин В.П. увидел, как из-за сильного ветра на его транспортное средство опрокинулся мусорный бак, в результате чего автомобиль получил ряд механических повреждений.

Факт данного дорожно-транспортного происшествия (далее ДТП) подтверждается Постановлением об отказе в возбуждении уголовного дела от 24 июля 2020 г. и фотоматериалом, который истец самостоятельно производил, пока ожидал участкового уполномоченного полиции ОП №3 УМВД России. Контейнеры, которые были приведены в движение ввиду силы ветра, были либо не поставлены на тормозные фиксаторы, либо поставлены только на один тормозной фиксатор, а те, которые стояли на двух тормозных фиксаторах – остались неподвижны.

В связи с тем, что контейнерная площадки расположена на придомовой территории жилого дома №23А по пр. Ленина г. Саранск, в соответствии с нормами п. 4 ст. 36 ЖК РФ, земельный участок на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты принадлежат собственникам помещений в многоквартирном доме на праве общей долевой собственности.

Определением Первого кассационного суда общей юрисдикции от 06 июля 2022 г. №88-16536/2022 было установлено, что ООО «Ремондис Саранск» не является лицом, в результате действий (бездействия) которого причинен вред имуществу Князькина В.П.

В целях надлежащего определения причиненного материального ущерба транспортному средству «Фольцваген Пассат» государственный регистрационный знак истец обратился в ООО «Центр экспертизы и оценки», результатом чего стало Экспертное заключение №709/20 от 27 октября 2020 г., в соответствии с которым стоимость восстановительного ремонта транспортного средства без учета стоимости заменяемых запчастей из-за их износа, составляет 71448 рублей 00 копеек. Стоимость по оплате услуг эксперта составила 8000 рублей.

В целях надлежащего рассмотрения дела, Князькиным В.П. понесены расходы по оплате услуг нотариуса за составление доверенности в размере 1200 рублей 00 копеек.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 15, 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, просит взыскать с ответчика в пользу Князькина В.П. стоимость восстановительного ремонта транспортного средств «Фольцваген Пассат» государственный регистрационный знак в размере 71448 рублей 00 копеек; взыскать с ответчика в пользу Князькина В.П. расходы, а именно: стоимость оплаты услуг ООО «Центр экспертизы и оценки» по определению стоимости восстановительного ремонта транспортного средства в размере – 8000 рублей 00 копеек; стоимость оплаты нотариальных услуг в размере – 1200 рублей 00 копеек, расходы по оплате государственной пошлины в размере 2343 рубля 00 копеек.

Определением Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 09 июня 2023 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований привлечены – Общество с ограниченной ответственностью «Ремондис», Департамент городского хозяйства Администрации городского округа Саранск.

Определением Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 28 июня 2023 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительного предмета спора привлечено Казенное учреждение городского округа Саранск «Дирекция коммунального хозяйства и благоустройства».

Определением Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 19 июля 2023 года произведена замена ненадлежащего ответчика – Общества с ограниченной ответственностью «ДОМ», на надлежащего ответчика – Администрацию городского округа Саранск.

Определением Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 29 августа 2023 г. к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования на стороне ответчика привлечены – общество с ограниченной ответственностью «Веста-Дом», товарищество собственников жилья «Дом 23А».

В судебное заседание истец Князькин В.П. не явился, о дате и месте судебного заседания извещен своевременно и надлежащим образом, предоставил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.

В судебном заседании представитель истца Тяпкина Е.А. исковые требования поддержала, просила удовлетворить в полном объеме.

В судебном заседании представитель ответчика Лисина К.С. исковые требования не признала, просила отказать в их удовлетворении. При этом предоставила возражения на исковое заявление, в которых указала, что место накопления твердых бытовых отходов, образующихся в МКД №23А по проспекту Ленина в городе Саранске, обязано создавать управляющая компания ООО «ДОМ», а не Администрация городского округа Саранск. Контейнерная площадка по адресу: Г. Саранск, проспект Ленина, д. 23 (количество контейнеров-6) включена в реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, расположенных на территории Ленинского района г.о. Саранска. Собственниками места накопления ТКО являются собственники помещений в МКД №23а по пр. Ленина г. Саранска. Более того, гражданским делом №2-218/2021 по исковому заявлению Князькина В.П. к ООО «Ремондис Саранск» установлено, что мусорные баки на момент причинения ущерба располагались около дома №23а по пр. Ленина (л.д. 60-62 т.2).

В судебном заседании представители третьего лица ООО «ДОМ» Панюшкин Н.А., Пирогов В.С. исковые требования поддержали, просили удовлетворить.

В судебном заседании представители третьего лица ООО «Веста-ДОМ» Альзамаров А.Г., Роздина С.Е. просили вынести решение на усмотрение суда.

В судебном заседании третье лицо ТСЖ «Дом 23А» в лице председателя Третьякова С.И. просил вынести решение на усмотрение суда.

В судебное заседание третьи лица ООО «Ремондис», Департамент городского хозяйства Администрации городского округа Саранска, Казенное учреждение городского округа Саранск «Дирекция коммунального хозяйства и благоустройства» явку своих представителей не обеспечили, о дате и месте судебного заседания извещены своевременно и надлежащим образом.

Участники процесса, помимо направления извещения о времени и месте рассмотрения дела, извещались также и путем размещения информации по делу на официальном сайте Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»: <данные изъяты> в соответствие с требованиями части 7 статьи 113 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ)

При таких обстоятельствах и на основании частей 3, 5 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которым суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещённых о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признаёт причины их неявки неуважительными, суд рассматривает дело в отсутствие ответчика, поскольку им не представлены сведения о причинах неявки.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела и оценив в совокупности представленные доказательства, суд приходит к следующему.

Согласно п. п. 1, 2 ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

В соответствии со ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

Законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда.

Законом или договором может быть установлена обязанность причинителя вреда выплатить потерпевшим компенсацию сверх возмещения вреда. Законом может быть установлена обязанность лица, не являющегося причинителем вреда, выплатить потерпевшим компенсацию сверх возмещения вреда.

Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда.

Вред, причиненный правомерными действиями, подлежит возмещению в случаях, предусмотренных законом. В возмещении вреда может быть отказано, если вред причинен по просьбе или с согласия потерпевшего, а действия причинителя вреда не нарушают нравственные принципы общества.

По общим правилам возмещения вреда лицо, требующее возмещение вреда, обязано доказать наступление вреда, противоправность поведения причинителя вреда, причинную связь между противоправностью поведения и наступлением вреда. Бремя доказывания отсутствия вины лежит на ответчике.

Из материалов дела следует, что Князькину В.П. на праве собственности принадлежит транспортное средство «Фольцваген Пассат» государственный регистрационный знак , что подтверждается паспортом транспортного средства серии (л.д. 23 т.1).

14 июля 2020 г. примерно в 16 часов 30 минут по адресу пр. Ленина д.23А в автомобиль, принадлежащий Князькину В.П., под воздействием порыва ветра врезались мусорные контейнеры, причинив автомобилю механические повреждения.

При этом мусорные контейнеры съехали с контейнерной площадки, расположенной около дома по указанному выше адресу, где размещены всего шесть мусорных контейнеров. Указанная площадка предназначена для складирования отходов нескольких многоквартирных домов.

Постановлением участкового уполномоченного ОП №3 УМВД России по г.о. Саранск в возбуждении уголовного дела отказано в виду отсутствия события преступления (л.д. 6 т.1).

Согласно экспертному заключению № 709/20 от 27 октября 2020 г., составленному по заявлению истца ООО «Центр экспертизы и оценки», стоимость восстановительного ремонта автомобиля марки Фольксваген Пассат на дату происшествия 14 июля 2020 г. составляет: без учёта падения стоимости заменяемых запчастей из-за износа - 71 448 руб., с учётом падения стоимости заменяемых запчастей из-за их износа - 64 366 руб. 11 коп. (л.д. 11-33 т.1).

Статьей 13 Федерального закона от24 июня 1998 г.№ 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлено, что организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом (п. 2).

Пунктами 1, 2 статьи 13.4 Федерального закона от 24 июня 1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" определено, что накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации. Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 данной статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований.

Согласно п. 24 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.

В соответствии с п. 3 Правил обустройства мест накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра от 31 августа 2018 года № 1039 места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.

В случае если в соответствии с законодательством Российской Федерации обязанность по созданию места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов лежит на других лицах, такие лица согласовывают создание места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов с органом местного самоуправления (далее соответственно - заявитель, уполномоченный орган) на основании письменной заявки, форма которой устанавливается уполномоченным органом (п. 4 Правил).

Таким образом, определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществление ведение их реестра возложено на органы местного самоуправления.

4 апреля 2018 г. в официальном печатном издании органов государственной власти Республики Мордовия «Известия Мордовии» региональным оператором Республики Мордовия опубликовано адресованное потребителям предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами и текст типового договора. Также проект договора опубликован на сайте <данные изъяты>

Из содержания указанного договора на оказание услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами, заключённому в силу статьи 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации между ООО «Ремондис Саранск» и собственниками многоквартирного дома № 23а по пр. Ленина       г. Саранска Республики Мордовия, следует, что региональный оператор принял на себя обязанность принимать твёрдые коммунальные отходы в объёме и месте, которые определены в настоящем договоре и обеспечивать их сбор, транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 2.1).

Условиями договора определено, что бремя содержания контейнерных площадок, специальных площадок для складирования крупногабаритных отходов и территории, прилегающей к месту погрузки твёрдых коммунальных отходов, расположенных на придомовой территории, входящей в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, несут собственники помещений в многоквартирном доме либо индивидуальном жилом строении (доме), либо лицо, привлекаемое собственниками помещений в многоквартирном доме по договорам оказания услуг по содержанию общего имущества в таком доме (пункт 4.2)

Бремя содержания контейнерных площадок, специальных площадок для складирования крупногабаритных отходов и территории, прилегающей к месту погрузки твёрдых коммунальных отходов, несёт собственник земельного участка, на котором расположены такие площадка и территория (пункт 4.3).

Региональный оператор обязан, в том числе: принимать необходимые меры по своевременной замене повреждённых контейнеров, принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании, в порядке и сроки, которые установлены законодательством Республики Мордовия (подпункт «д» пункта 5.1).

31 марта 2020 г. между ООО «РЕМОНДИС Саранск», именуемый Региональный оператор, и ООО «РЕМОНДИС Логистик», именуемый Исполнитель заключен договор №ТР-01-2020 на оказание услуг по транспортировке твердых коммунальных отходов (л.д. 168-176 т.1).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 года №1156 утверждены Правила обращения с твердыми коммунальными отходами.

Согласно пункту 13 Правил предусмотрено, что Региональный оператор несет ответственность за обращение с твердыми коммунальными отходами с момента погрузки таких отходов в мусоровоз.

При этом бремя содержания контейнерных площадок, специальных площадок для складирования крупногабаритных отходов и территории, прилегающей к месту погрузки твердых коммунальных отходов, расположенных на придомовой территории, входящей в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, несут собственники помещений в многоквартирном доме.

Согласно выписке из реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, расположенных на территории Ленинского района г.о. Саранск, место (площадка) накопления ТКО, расположенное по адресу: г. Саранск, проспект Ленина, д. 23А, находится в собственности собственников помещений в МКД по проспекту Ленина, д. 23А (л.д. 183 т. 1).

Между ООО «ДОМ» и собственниками многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Саранск, пр. Ленина, д. 23А заключен договор управления от 15 июня 2018 г. (л.д. 41-42 т.1).

Согласно пункту 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 этого Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 указанного Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 данного Кодекса, обеспечить готовность инженерных систем, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

В силу пункта 26 (1) Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2013 №290, к данному перечню отнесены работы по организации и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок. Указанные работы не включают уборку мест погрузки твердых коммунальных отходов.

Согласно пункту 3.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27 сентября 2003 №170, организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечивать установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов, а в неканализированных зданиях иметь, кроме того, сборники (выгребы) для жидких отходов; своевременную уборку территории и систематическое наблюдение за ее санитарным состоянием; организацию вывоза отходов и контроль за выполнением графика удаления отходов; свободный подъезд и освещение около площадок под установку контейнеров и мусоросборников; содержание в исправном состоянии контейнеров и мусоросборников для отходов (кроме контейнеров и бункеров, находящихся на балансе других организаций) без переполнения и загрязнения территории.

Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 года №491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме и правила изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность.

В пп. е пункта 2 Правил указано, что в состав общего имущества включается земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства.

Из выписки ЕГРН следует, что земельный участок, находящийся под многоквартирным домом №23А по проспекту Ленина г. Саранска, находится в собственности многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: г. Саранск, проспект Ленина, д. 23.

Согласно ответу на запрос суда, представленному и.о. главы Администрации Ленинского района городского округа Саранск, контейнерная площадка для сбора твердых коммунальных отходов по адресу: г. Саранск, пр. Ленина, д. 23А расположена на земельном участке, собственность на котором не разграничена. Вышеуказанная контейнерная площадка согласована Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Мордовия. Реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов имеет сведения о собственнике контейнерной площадки. Передача вышеуказанной контейнерной площадки на обслуживание в ООО «ДОМ» не осуществлялась (л.д. 195 т. 1).

Согласно информации Департамента городского хозяйства Администрации городского округа Саранск, место накопления твердых коммунальных отходов, предназначенное для нужд собственников жилых помещений многоквартирного жилого дома №23А по пр. Ленина, расположена в районе данного дома, на земельном участке, собственности на котором не разграничена. По информации Администрации Ленинского района г.о. Саранска местоположение вышеуказанной контейнерной площадки согласовано с Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Мордовия. Департамент городского хозяйства Администрации городского округа Саранск не располагает сведениями о передаче данного места накопления твердых коммунальных отходов на обслуживание в какую-либо управляющую организацию (л.д. 194 т.1).

17 сентября 2020 г. ООО «ДОМ» обратилась к главе Администрации Ленинского района г. Саранска с заявкой о согласовании создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов. Адрес и (или) географические координаты создаваемого места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов – Республика Мордовия, г. Саранск, проспект Ленина, д. 23 (л.д. 75-76 т.2)

Согласно письму Главы Администрации Ленинского района г. Саранска от 06 ноября 2020 г. №уд-2692, Администрация Ленинского района г.о. Саранска не возражает в размещении контейнерной площадки в районе домов №80 по ул. Володарского и №23А по пр. Ленина, при условии соблюдения требований п.п. 8.2.4, 8.2.5, 8.2 СанПин 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях». Также сообщено об обязанности обратиться в Администрацию Ленинского района с заявкой о включении сведений о месте (площадке) накопления ТКО в реестр мест (площадок) накопления ТКО, расположенных на территории г.о. Саранск, не позднее 3 рабочих дней со дня начала использования контейнерной площадке (л.д. 73 т.2).

08 октября 2021 г. управляющая компания дома №23 по проспекту Ленина г. Саранска – ООО «Веста-Дом» обратилась к главе Администрации Ленинского района г. Саранска с заявкой о согласовании создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов. Адрес и (или) географические координаты создаваемого места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов – Республика Мордовия, г. Саранск, проспект Ленина, д. 23 (л.д. 66-68 т.2).

Согласно письму Главы Администрации Ленинского района г. Саранска от 09 ноября 2021 г. №уд-3119, Администрация Ленинского района г.о. Саранска не возражает в размещении контейнерной площадки по адресу: г. Саранск, проспект Ленина, д. 23, при условии соблюдения требований п.п. 8.2.4, 8.2.5, 8.2 СанПин 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях». Также сообщено, об обязанности обратиться в Администрацию Ленинского района с заявкой о включении сведений о месте (площадке) накопления ТКО в реестр мест (площадок) накопления ТКО, расположенных на территории г.о. Саранск, не позднее 3 рабочих дней со дня начала использования контейнерной площадке (л.д. 65 т.2).

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что контейнеры для накопления твердых коммунальных отходов, располагались на дату происшествия 14 июля 2020г. на подъездной дороге входящей в общедомовую территорию дома №23А по пр. Ленина без согласования на размещение.

В судебном заседании установлено, что на дату 14 июля 2020 года, обслуживание придомовой территории дома №23А по проспекту Ленина г. Саранска осуществляла управляющая компания ООО «ДОМ»: уборка снега в зимний период, уборка мусора возле дома, в том числе, и на неразграниченной территории, на месте расположения контейнеров для мусора.

Данное обстоятельство подтверждается показаниями председателя ТСЖ «Дом №23А» Третьякова С.И данных в ходе судебного заседания.

В судебном заседании свидетель ФИО1 пояснила, что контейнеры для мусора до июля 2020 г. располагались возле дома №23А по проспекту Ленина. Данными контейнерами пользовались жильцы дома №23, №23А по проспекту Ленина, дома №80 по ул. Володарского.

Суд принимает во внимание показания свидетеля, они последовательны, согласуются с материалами дела, свидетели предупреждены об уголовной ответственности за дачу заведомо ложных показаний.

Решением Пролетарского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 31 марта 2021 г. частично удовлетворены исковые требования Князькина В.П. к ООО «РЕМОНДИС Саранск» о возмещении материального ущерба, судебных расходов (л.д. 79-86 т.1).

Апелляционным определением судебной коллегией по гражданским делам Верховного суда Республики Мордовия от 07 апреля 2022 г., оставленным без изменений определением Первого кассационного суда общей юрисдикции от 06 июля 2022 г., решение Пролетарского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 21 марта 2021 г. отменено, по делу вынесено новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Князькина В.П. к ООО «РЕМОНДИС Саранск» отказано (л.д. 70-78, 63-69 т.1).

Судебной коллегией по гражданским делам Верховного суда Республики Мордовия установлено, что контейнеры для накопления твёрдых коммунальных отходов, установленные между жилым домом по пр. Ленина, д. 23а и банком «Открытие», принадлежат ООО «Ремондис Саранск». Вместе с тем, из сообщения ООО «Ремондис Саранск» от 22 марта 2021 г. следует, что ООО «Ремондис Саранск» не обладает сведениями о том, кому принадлежат контейнеры для сбора и накопления отходов, установленные на контейнерной площадке по адресу: Республика Мордовия, г. Саранск, пр. Ленина, д. 23а. На балансе ООО «РЕМОНДИС Саранск» контейнеры пластиковые для сбора и накопления отходов, объёмом 1100 литров, а также контейнеры металлические сетчатые не числятся.

Материалам гражданского дела №2-218/2021 по исковому заявлению Князькина В.П. к ООО «Ремондис Саранск» установлено, что мусорные баки на момент причинения ущерба располагались около дома №23а по пр. Ленина.

В соответствии с частью 2 статьи 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица, а также в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

Так, согласно закону на Администрацию городского округа Саранск не возложено обязанности по созданию и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, включая обслуживание и отчистку мусопроводов, мусоприемных камер, контейнерных площадок, расположенных на земельных участках, входящих в общедомовое имущество.

Кроме того, расположение контейнерной площадки не на местах общего пользования, либо за пределами земельного участка под многоквартирным жилым домом, не имеет правового значения, поскольку действующее законодательство не содержит запрета на размещение объектов для сбора твердых бытовых отходов за границами земельного участка под многоквартирным домом. В случае отсутствия возможности установить контейнерную площадку в пределах границ земельного участка под многоквартирным домом ввиду сложившейся застройки, управляющая организация вправе её разместить на ином земельном участке в рамках гражданско-правового договора.

Согласно требованиям частей первой и второй статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.

Вместе с тем, в нарушение требований статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации истцом не предоставлено доказательств того, что Администрация городского округа Саранск является тем лицом, в результате действий (бездействия) которого был причинён вред имуществу истца.

В соответствии со статьей 88 ГПК Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.

В соответствии со статьей 94 ГПК Российской Федерации к издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся:

суммы, подлежащие выплате свидетелям, экспертам, специалистам и переводчикам;

расходы на оплату услуг переводчика, понесенные иностранными гражданами и лицами без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;

расходы на оплату услуг представителей;

расходы на производство осмотра на месте;

другие признанные судом необходимыми расходы.

Согласно части 1 статьи 98 ГПК Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 96 ГПК Российской Федерации. В случае если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.

Истцом понесены расходы на оценку стоимости восстановительного ремонта поврежденного автомобиля в размере 8 000 руб., подтвержденные квитанцией к приходно-кассовому ордеру №38 от 15 сентября 2020 года, расходы по оплате услуг нотариуса в сумме 1200 рублей, подтверждённые квитанцией серии№331072от 28 января 2021 года, расходы по оплате государственной пошлины в размере 2 343 руб., что подтверждается чеком по операции от 26 апреля 2023 года.

В соответствии со статьей 98 ГПК Российской Федерации вышеперечисленные судебные расходы подлежат отнесению на истца.

Исходя из изложенного, оценивая достаточность и взаимную связь представленных сторонами доказательств в их совокупности, разрешая дело по представленным доказательствам, в пределах заявленных истцом требований и по указанным им основаниям, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

исковые требования Князькина Виталия Павловича к Администрации городского округа Саранск о взыскании суммы материального ущерба, судебных расходов, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Мордовия в течение месяца путем подачи жалобы через Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия.

Судья Ленинского районного суда

г. Саранска Республики Мордовия И.В. Куликова

Мотивированное решение составлено 05 октября 2023 года.

Судья И.В. Куликова

Дело № 2-1185/2023

УИД 13RS0023-01-2023-001509-57

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

28 сентября 2023 года г. Саранск

Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в составе: председательствующего судьи - Куликовой И.В.,

при секретаре судебного заседания – Ярковой И.С.,

с участием в деле:

истца – Князькина Виталия Павловича (<данные изъяты>

представителя истца – Тяпкиной Елены Алексеевны, действующей на основании доверенности бланк серии 13 АА 104582 от 28 января 2021 года сроком действия 3 (три) года,

ответчика – Администрации городского округа Саранск (ОГРН: , ИНН: , КПП: 132601001) в лице представителя Лисиной Крестины Сергеевны, действующей на основании доверенности №86Д от 28 августа 2023 г. сроком действия 1 (один) год,

третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика – Общества с ограниченной ответственностью «ДОМ» в лице представителей Панюшкина Николая Александровича, действующего на основании доверенности № 1-10/20 от 20 октября 2022года, сроком действия 3 (три) года, Пирогова Василия Сергеевича, действующего на основании доверенности №2-09/23 от 18 сентября 2023 года, сроком действия 3 (три) года,

третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика – Казенного учреждения городского округа Саранск «Дирекция коммунального хозяйства и благоустройства» в лице представителя Милешина Владимира Ивановича, действующего на основании доверенности №09/24 от 06 июня 2023 года, сроком действия 1 (один) год,

третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика – Общества с ограниченной ответственностью «Ремондис»,

третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика - Департамента городского хозяйства Администрации городского округа Саранск,

третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора на стороне ответчика – общества с ограниченной ответственностью «Веста-Дом» в лице представителей Альзамарова Алексея Геннадьевича, действующего на основании доверенности №5/23 от 13 июля 2023 года, сроком действия до 31 декабря 2023 года, Роздиной Светланы Евгеньевны, действующей на основании доверенности №2 от 27 апреля 2023 года, сроком действия 1 (один) год,

третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика – товарищество собственников жилья «Дом 23А» в лице председателя Третьякова Сергея Ивановича,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Князькина Виталия Павловича к Администрации городского округа Саранск о взыскании суммы материального ущерба, судебных расходов,

установил:

Тяпкина Е.А., действующая в интересах Князькина В.П. на основании доверенности, обратилась в суд с иском к ООО «ДОМ» о взыскании суммы материального ущерба, судебных расходов.

В обоснование требований указала, что 14 июля 2020 г. около 12 часов 00 минут, Князькин В.П., припарковал свое транспортное средство «Фольцваген Пассат» государственный регистрационный знак возле дома №23А по пр. Ленина г. Саранска, где осуществляет свою трудовую деятельность. Примерно в 16 часов 30 минут через окно офиса, Князькин В.П. увидел, как из-за сильного ветра на его транспортное средство опрокинулся мусорный бак, в результате чего автомобиль получил ряд механических повреждений.

Факт данного дорожно-транспортного происшествия (далее ДТП) подтверждается Постановлением об отказе в возбуждении уголовного дела от 24 июля 2020 г. и фотоматериалом, который истец самостоятельно производил, пока ожидал участкового уполномоченного полиции ОП №3 УМВД России. Контейнеры, которые были приведены в движение ввиду силы ветра, были либо не поставлены на тормозные фиксаторы, либо поставлены только на один тормозной фиксатор, а те, которые стояли на двух тормозных фиксаторах – остались неподвижны.

В связи с тем, что контейнерная площадки расположена на придомовой территории жилого дома №23А по пр. Ленина г. Саранск, в соответствии с нормами п. 4 ст. 36 ЖК РФ, земельный участок на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты принадлежат собственникам помещений в многоквартирном доме на праве общей долевой собственности.

Определением Первого кассационного суда общей юрисдикции от 06 июля 2022 г. №88-16536/2022 было установлено, что ООО «Ремондис Саранск» не является лицом, в результате действий (бездействия) которого причинен вред имуществу Князькина В.П.

В целях надлежащего определения причиненного материального ущерба транспортному средству «Фольцваген Пассат» государственный регистрационный знак истец обратился в ООО «Центр экспертизы и оценки», результатом чего стало Экспертное заключение №709/20 от 27 октября 2020 г., в соответствии с которым стоимость восстановительного ремонта транспортного средства без учета стоимости заменяемых запчастей из-за их износа, составляет 71448 рублей 00 копеек. Стоимость по оплате услуг эксперта составила 8000 рублей.

В целях надлежащего рассмотрения дела, Князькиным В.П. понесены расходы по оплате услуг нотариуса за составление доверенности в размере 1200 рублей 00 копеек.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 15, 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, просит взыскать с ответчика в пользу Князькина В.П. стоимость восстановительного ремонта транспортного средств «Фольцваген Пассат» государственный регистрационный знак в размере 71448 рублей 00 копеек; взыскать с ответчика в пользу Князькина В.П. расходы, а именно: стоимость оплаты услуг ООО «Центр экспертизы и оценки» по определению стоимости восстановительного ремонта транспортного средства в размере – 8000 рублей 00 копеек; стоимость оплаты нотариальных услуг в размере – 1200 рублей 00 копеек, расходы по оплате государственной пошлины в размере 2343 рубля 00 копеек.

Определением Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 09 июня 2023 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований привлечены – Общество с ограниченной ответственностью «Ремондис», Департамент городского хозяйства Администрации городского округа Саранск.

Определением Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 28 июня 2023 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительного предмета спора привлечено Казенное учреждение городского округа Саранск «Дирекция коммунального хозяйства и благоустройства».

Определением Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 19 июля 2023 года произведена замена ненадлежащего ответчика – Общества с ограниченной ответственностью «ДОМ», на надлежащего ответчика – Администрацию городского округа Саранск.

Определением Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 29 августа 2023 г. к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования на стороне ответчика привлечены – общество с ограниченной ответственностью «Веста-Дом», товарищество собственников жилья «Дом 23А».

В судебное заседание истец Князькин В.П. не явился, о дате и месте судебного заседания извещен своевременно и надлежащим образом, предоставил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.

В судебном заседании представитель истца Тяпкина Е.А. исковые требования поддержала, просила удовлетворить в полном объеме.

В судебном заседании представитель ответчика Лисина К.С. исковые требования не признала, просила отказать в их удовлетворении. При этом предоставила возражения на исковое заявление, в которых указала, что место накопления твердых бытовых отходов, образующихся в МКД №23А по проспекту Ленина в городе Саранске, обязано создавать управляющая компания ООО «ДОМ», а не Администрация городского округа Саранск. Контейнерная площадка по адресу: Г. Саранск, проспект Ленина, д. 23 (количество контейнеров-6) включена в реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, расположенных на территории Ленинского района г.о. Саранска. Собственниками места накопления ТКО являются собственники помещений в МКД №23а по пр. Ленина г. Саранска. Более того, гражданским делом №2-218/2021 по исковому заявлению Князькина В.П. к ООО «Ремондис Саранск» установлено, что мусорные баки на момент причинения ущерба располагались около дома №23а по пр. Ленина (л.д. 60-62 т.2).

В судебном заседании представители третьего лица ООО «ДОМ» Панюшкин Н.А., Пирогов В.С. исковые требования поддержали, просили удовлетворить.

В судебном заседании представители третьего лица ООО «Веста-ДОМ» Альзамаров А.Г., Роздина С.Е. просили вынести решение на усмотрение суда.

В судебном заседании третье лицо ТСЖ «Дом 23А» в лице председателя Третьякова С.И. просил вынести решение на усмотрение суда.

В судебное заседание третьи лица ООО «Ремондис», Департамент городского хозяйства Администрации городского округа Саранска, Казенное учреждение городского округа Саранск «Дирекция коммунального хозяйства и благоустройства» явку своих представителей не обеспечили, о дате и месте судебного заседания извещены своевременно и надлежащим образом.

Участники процесса, помимо направления извещения о времени и месте рассмотрения дела, извещались также и путем размещения информации по делу на официальном сайте Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»: <данные изъяты> в соответствие с требованиями части 7 статьи 113 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ)

При таких обстоятельствах и на основании частей 3, 5 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которым суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещённых о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признаёт причины их неявки неуважительными, суд рассматривает дело в отсутствие ответчика, поскольку им не представлены сведения о причинах неявки.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела и оценив в совокупности представленные доказательства, суд приходит к следующему.

Согласно п. п. 1, 2 ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

В соответствии со ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

Законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда.

Законом или договором может быть установлена обязанность причинителя вреда выплатить потерпевшим компенсацию сверх возмещения вреда. Законом может быть установлена обязанность лица, не являющегося причинителем вреда, выплатить потерпевшим компенсацию сверх возмещения вреда.

Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда.

Вред, причиненный правомерными действиями, подлежит возмещению в случаях, предусмотренных законом. В возмещении вреда может быть отказано, если вред причинен по просьбе или с согласия потерпевшего, а действия причинителя вреда не нарушают нравственные принципы общества.

По общим правилам возмещения вреда лицо, требующее возмещение вреда, обязано доказать наступление вреда, противоправность поведения причинителя вреда, причинную связь между противоправностью поведения и наступлением вреда. Бремя доказывания отсутствия вины лежит на ответчике.

Из материалов дела следует, что Князькину В.П. на праве собственности принадлежит транспортное средство «Фольцваген Пассат» государственный регистрационный знак , что подтверждается паспортом транспортного средства серии (л.д. 23 т.1).

14 июля 2020 г. примерно в 16 часов 30 минут по адресу пр. Ленина д.23А в автомобиль, принадлежащий Князькину В.П., под воздействием порыва ветра врезались мусорные контейнеры, причинив автомобилю механические повреждения.

При этом мусорные контейнеры съехали с контейнерной площадки, расположенной около дома по указанному выше адресу, где размещены всего шесть мусорных контейнеров. Указанная площадка предназначена для складирования отходов нескольких многоквартирных домов.

Постановлением участкового уполномоченного ОП №3 УМВД России по г.о. Саранск в возбуждении уголовного дела отказано в виду отсутствия события преступления (л.д. 6 т.1).

Согласно экспертному заключению № 709/20 от 27 октября 2020 г., составленному по заявлению истца ООО «Центр экспертизы и оценки», стоимость восстановительного ремонта автомобиля марки Фольксваген Пассат на дату происшествия 14 июля 2020 г. составляет: без учёта падения стоимости заменяемых запчастей из-за износа - 71 448 руб., с учётом падения стоимости заменяемых запчастей из-за их износа - 64 366 руб. 11 коп. (л.д. 11-33 т.1).

Статьей 13 Федерального закона от24 июня 1998 г.№ 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлено, что организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом (п. 2).

Пунктами 1, 2 статьи 13.4 Федерального закона от 24 июня 1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" определено, что накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации. Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 данной статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований.

Согласно п. 24 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.

В соответствии с п. 3 Правил обустройства мест накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра от 31 августа 2018 года № 1039 места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.

В случае если в соответствии с законодательством Российской Федерации обязанность по созданию места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов лежит на других лицах, такие лица согласовывают создание места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов с органом местного самоуправления (далее соответственно - заявитель, уполномоченный орган) на основании письменной заявки, форма которой устанавливается уполномоченным органом (п. 4 Правил).

Таким образом, определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществление ведение их реестра возложено на органы местного самоуправления.

4 апреля 2018 г. в официальном печатном издании органов государственной власти Республики Мордовия «Известия Мордовии» региональным оператором Республики Мордовия опубликовано адресованное потребителям предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами и текст типового договора. Также проект договора опубликован на сайте <данные изъяты>

Из содержания указанного договора на оказание услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами, заключённому в силу статьи 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации между ООО «Ремондис Саранск» и собственниками многоквартирного дома № 23а по пр. Ленина       г. Саранска Республики Мордовия, следует, что региональный оператор принял на себя обязанность принимать твёрдые коммунальные отходы в объёме и месте, которые определены в настоящем договоре и обеспечивать их сбор, транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 2.1).

Условиями договора определено, что бремя содержания контейнерных площадок, специальных площадок для складирования крупногабаритных отходов и территории, прилегающей к месту погрузки твёрдых коммунальных отходов, расположенных на придомовой территории, входящей в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, несут собственники помещений в многоквартирном доме либо индивидуальном жилом строении (доме), либо лицо, привлекаемое собственниками помещений в многоквартирном доме по договорам оказания услуг по содержанию общего имущества в таком доме (пункт 4.2)

Бремя содержания контейнерных площадок, специальных площадок для складирования крупногабаритных отходов и территории, прилегающей к месту погрузки твёрдых коммунальных отходов, несёт собственник земельного участка, на котором расположены такие площадка и территория (пункт 4.3).

Региональный оператор обязан, в том числе: принимать необходимые меры по своевременной замене повреждённых контейнеров, принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании, в порядке и сроки, которые установлены законодательством Республики Мордовия (подпункт «д» пункта 5.1).

31 марта 2020 г. между ООО «РЕМОНДИС Саранск», именуемый Региональный оператор, и ООО «РЕМОНДИС Логистик», именуемый Исполнитель заключен договор №ТР-01-2020 на оказание услуг по транспортировке твердых коммунальных отходов (л.д. 168-176 т.1).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 года №1156 утверждены Правила обращения с твердыми коммунальными отходами.

Согласно пункту 13 Правил предусмотрено, что Региональный оператор несет ответственность за обращение с твердыми коммунальными отходами с момента погрузки таких отходов в мусоровоз.

При этом бремя содержания контейнерных площадок, специальных площадок для складирования крупногабаритных отходов и территории, прилегающей к месту погрузки твердых коммунальных отходов, расположенных на придомовой территории, входящей в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, несут собственники помещений в многоквартирном доме.

Согласно выписке из реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, расположенных на территории Ленинского района г.о. Саранск, место (площадка) накопления ТКО, расположенное по адресу: г. Саранск, проспект Ленина, д. 23А, находится в собственности собственников помещений в МКД по проспекту Ленина, д. 23А (л.д. 183 т. 1).

Между ООО «ДОМ» и собственниками многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Саранск, пр. Ленина, д. 23А заключен договор управления от 15 июня 2018 г. (л.д. 41-42 т.1).

Согласно пункту 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 этого Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 указанного Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 данного Кодекса, обеспечить готовность инженерных систем, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

В силу пункта 26 (1) Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2013 №290, к данному перечню отнесены работы по организации и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок. Указанные работы не включают уборку мест погрузки твердых коммунальных отходов.

Согласно пункту 3.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27 сентября 2003 №170, организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечивать установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов, а в неканализированных зданиях иметь, кроме того, сборники (выгребы) для жидких отходов; своевременную уборку территории и систематическое наблюдение за ее санитарным состоянием; организацию вывоза отходов и контроль за выполнением графика удаления отходов; свободный подъезд и освещение около площадок под установку контейнеров и мусоросборников; содержание в исправном состоянии контейнеров и мусоросборников для отходов (кроме контейнеров и бункеров, находящихся на балансе других организаций) без переполнения и загрязнения территории.

Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 года №491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме и правила изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность.

В пп. е пункта 2 Правил указано, что в состав общего имущества включается земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства.

Из выписки ЕГРН следует, что земельный участок, находящийся под многоквартирным домом №23А по проспекту Ленина г. Саранска, находится в собственности многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: г. Саранск, проспект Ленина, д. 23.

Согласно ответу на запрос суда, представленному и.о. главы Администрации Ленинского района городского округа Саранск, контейнерная площадка для сбора твердых коммунальных отходов по адресу: г. Саранск, пр. Ленина, д. 23А расположена на земельном участке, собственность на котором не разграничена. Вышеуказанная контейнерная площадка согласована Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Мордовия. Реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов имеет сведения о собственнике контейнерной площадки. Передача вышеуказанной контейнерной площадки на обслуживание в ООО «ДОМ» не осуществлялась (л.д. 195 т. 1).

Согласно информации Департамента городского хозяйства Администрации городского округа Саранск, место накопления твердых коммунальных отходов, предназначенное для нужд собственников жилых помещений многоквартирного жилого дома №23А по пр. Ленина, расположена в районе данного дома, на земельном участке, собственности на котором не разграничена. По информации Администрации Ленинского района г.о. Саранска местоположение вышеуказанной контейнерной площадки согласовано с Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Мордовия. Департамент городского хозяйства Администрации городского округа Саранск не располагает сведениями о передаче данного места накопления твердых коммунальных отходов на обслуживание в какую-либо управляющую организацию (л.д. 194 т.1).

17 сентября 2020 г. ООО «ДОМ» обратилась к главе Администрации Ленинского района г. Саранска с заявкой о согласовании создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов. Адрес и (или) географические координаты создаваемого места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов – Республика Мордовия, г. Саранск, проспект Ленина, д. 23 (л.д. 75-76 т.2)

Согласно письму Главы Администрации Ленинского района г. Саранска от 06 ноября 2020 г. №уд-2692, Администрация Ленинского района г.о. Саранска не возражает в размещении контейнерной площадки в районе домов №80 по ул. Володарского и №23А по пр. Ленина, при условии соблюдения требований п.п. 8.2.4, 8.2.5, 8.2 СанПин 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях». Также сообщено об обязанности обратиться в Администрацию Ленинского района с заявкой о включении сведений о месте (площадке) накопления ТКО в реестр мест (площадок) накопления ТКО, расположенных на территории г.о. Саранск, не позднее 3 рабочих дней со дня начала использования контейнерной площадке (л.д. 73 т.2).

08 октября 2021 г. управляющая компания дома №23 по проспекту Ленина г. Саранска – ООО «Веста-Дом» обратилась к главе Администрации Ленинского района г. Саранска с заявкой о согласовании создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов. Адрес и (или) географические координаты создаваемого места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов – Республика Мордовия, г. Саранск, проспект Ленина, д. 23 (л.д. 66-68 т.2).

Согласно письму Главы Администрации Ленинского района г. Саранска от 09 ноября 2021 г. №уд-3119, Администрация Ленинского района г.о. Саранска не возражает в размещении контейнерной площадки по адресу: г. Саранск, проспект Ленина, д. 23, при условии соблюдения требований п.п. 8.2.4, 8.2.5, 8.2 СанПин 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях». Также сообщено, об обязанности обратиться в Администрацию Ленинского района с заявкой о включении сведений о месте (площадке) накопления ТКО в реестр мест (площадок) накопления ТКО, расположенных на территории г.о. Саранск, не позднее 3 рабочих дней со дня начала использования контейнерной площадке (л.д. 65 т.2).

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что контейнеры для накопления твердых коммунальных отходов, располагались на дату происшествия 14 июля 2020г. на подъездной дороге входящей в общедомовую территорию дома №23А по пр. Ленина без согласования на размещение.

В судебном заседании установлено, что на дату 14 июля 2020 года, обслуживание придомовой территории дома №23А по проспекту Ленина г. Саранска осуществляла управляющая компания ООО «ДОМ»: уборка снега в зимний период, уборка мусора возле дома, в том числе, и на неразграниченной территории, на месте расположения контейнеров для мусора.

Данное обстоятельство подтверждается показаниями председателя ТСЖ «Дом №23А» Третьякова С.И данных в ходе судебного заседания.

В судебном заседании свидетель ФИО1 пояснила, что контейнеры для мусора до июля 2020 г. располагались возле дома №23А по проспекту Ленина. Данными контейнерами пользовались жильцы дома №23, №23А по проспекту Ленина, дома №80 по ул. Володарского.

Суд принимает во внимание показания свидетеля, они последовательны, согласуются с материалами дела, свидетели предупреждены об уголовной ответственности за дачу заведомо ложных показаний.

Решением Пролетарского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 31 марта 2021 г. частично удовлетворены исковые требования Князькина В.П. к ООО «РЕМОНДИС Саранск» о возмещении материального ущерба, судебных расходов (л.д. 79-86 т.1).

Апелляционным определением судебной коллегией по гражданским делам Верховного суда Республики Мордовия от 07 апреля 2022 г., оставленным без изменений определением Первого кассационного суда общей юрисдикции от 06 июля 2022 г., решение Пролетарского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 21 марта 2021 г. отменено, по делу вынесено новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Князькина В.П. к ООО «РЕМОНДИС Саранск» отказано (л.д. 70-78, 63-69 т.1).

Судебной коллегией по гражданским делам Верховного суда Республики Мордовия установлено, что контейнеры для накопления твёрдых коммунальных отходов, установленные между жилым домом по пр. Ленина, д. 23а и банком «Открытие», принадлежат ООО «Ремондис Саранск». Вместе с тем, из сообщения ООО «Ремондис Саранск» от 22 марта 2021 г. следует, что ООО «Ремондис Саранск» не обладает сведениями о том, кому принадлежат контейнеры для сбора и накопления отходов, установленные на контейнерной площадке по адресу: Республика Мордовия, г. Саранск, пр. Ленина, д. 23а. На балансе ООО «РЕМОНДИС Саранск» контейнеры пластиковые для сбора и накопления отходов, объёмом 1100 литров, а также контейнеры металлические сетчатые не числятся.

Материалам гражданского дела №2-218/2021 по исковому заявлению Князькина В.П. к ООО «Ремондис Саранск» установлено, что мусорные баки на момент причинения ущерба располагались около дома №23а по пр. Ленина.

В соответствии с частью 2 статьи 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица, а также в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

Так, согласно закону на Администрацию городского округа Саранск не возложено обязанности по созданию и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, включая обслуживание и отчистку мусопроводов, мусоприемных камер, контейнерных площадок, расположенных на земельных участках, входящих в общедомовое имущество.

Кроме того, расположение контейнерной площадки не на местах общего пользования, либо за пределами земельного участка под многоквартирным жилым домом, не имеет правового значения, поскольку действующее законодательство не содержит запрета на размещение объектов для сбора твердых бытовых отходов за границами земельного участка под многоквартирным домом. В случае отсутствия возможности установить контейнерную площадку в пределах границ земельного участка под многоквартирным домом ввиду сложившейся застройки, управляющая организация вправе её разместить на ином земельном участке в рамках гражданско-правового договора.

Согласно требованиям частей первой и второй статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.

Вместе с тем, в нарушение требований статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации истцом не предоставлено доказательств того, что Администрация городского округа Саранск является тем лицом, в результате действий (бездействия) которого был причинён вред имуществу истца.

В соответствии со статьей 88 ГПК Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.

В соответствии со статьей 94 ГПК Российской Федерации к издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся:

суммы, подлежащие выплате свидетелям, экспертам, специалистам и переводчикам;

расходы на оплату услуг переводчика, понесенные иностранными гражданами и лицами без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;

расходы на оплату услуг представителей;

расходы на производство осмотра на месте;

другие признанные судом необходимыми расходы.

Согласно части 1 статьи 98 ГПК Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 96 ГПК Российской Федерации. В случае если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.

Истцом понесены расходы на оценку стоимости восстановительного ремонта поврежденного автомобиля в размере 8 000 руб., подтвержденные квитанцией к приходно-кассовому ордеру №38 от 15 сентября 2020 года, расходы по оплате услуг нотариуса в сумме 1200 рублей, подтверждённые квитанцией серии№331072от 28 января 2021 года, расходы по оплате государственной пошлины в размере 2 343 руб., что подтверждается чеком по операции от 26 апреля 2023 года.

В соответствии со статьей 98 ГПК Российской Федерации вышеперечисленные судебные расходы подлежат отнесению на истца.

Исходя из изложенного, оценивая достаточность и взаимную связь представленных сторонами доказательств в их совокупности, разрешая дело по представленным доказательствам, в пределах заявленных истцом требований и по указанным им основаниям, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

исковые требования Князькина Виталия Павловича к Администрации городского округа Саранск о взыскании суммы материального ущерба, судебных расходов, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Мордовия в течение месяца путем подачи жалобы через Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия.

Судья Ленинского районного суда

г. Саранска Республики Мордовия И.В. Куликова

Мотивированное решение составлено 05 октября 2023 года.

Судья И.В. Куликова

2-1185/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Князькин Виталий Павлович
Ответчики
Администрация го Саранск
Другие
Тяпкина Елена Алексеевна
Казенное учреждение г.о. Саранск "Дирекция коммунального хозяйства и благоустройства"
ООО "Дом"
Департамент городского хозяйства Администрации городского округа Саранск
ТСЖ "Дом 23А" в лице председателя Третьякова С.И.
Общество с ограниченной ответственностью "Ремондис"
ООО "Веста-Дом"
Суд
Ленинский районный суд г. Саранск Республики Мордовия
Судья
Куликова Инна Викторовна
Дело на странице суда
leninsky.mor.sudrf.ru
04.05.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
04.05.2023Передача материалов судье
05.05.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
05.05.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.05.2023Подготовка дела (собеседование)
09.06.2023Подготовка дела (собеседование)
28.06.2023Подготовка дела (собеседование)
13.07.2023Подготовка дела (собеседование)
13.07.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
19.07.2023Судебное заседание
21.08.2023Судебное заседание
29.08.2023Судебное заседание
14.09.2023Судебное заседание
28.09.2023Судебное заседание
05.10.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
13.10.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.09.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее