Судья Максимова С.А. |
Дело № 33-2317 |
28 июня 2011 г. |
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Белгородского областного суда в составе:
председательствующего Нерубенко Т.В.,
судей Стефановской Л.Н., Баркаловой Т.И.
при секретаре Сухотерине М.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании 28 июня 2011 года
кассационную жалобу следственного отдела по г. Старый Оскол СУ по Белгородской области
на решение Красногвардейского районного суда от 05 мая 2011 г.
по делу по иску Гайдей И.И. к Министерству финансов РФ о взыскании компенсации морального вреда в связи с незаконным уголовным преследованием.
Заслушав доклад судьи Стефановской Л.Н., объяснения представителя СУ СК РФ по Белгородской области Глазрицкого А.М., поддержавшего доводы кассационной жалобы, объяснения Гайдей И.И., возражавшего против доводов кассационной жалобы, судебная коллегия
установила:
30 августа 2007 г. в отношении истца было возбуждено уголовное дело по признакам состава преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 290 УК РФ. 4 апреля 2008 г. указанное уголовное дело прекращено по п.2 ч.1 ст. 24 УПК РФ (за отсутствием в его действиях состава преступления, отменена мера пресечения в виде подписки о невыезде. За Гайдей И.И. признано право на реабилитацию и разъяснен порядок возмещения вреда, связанного с уголовным преследованием.
Гайдей И.И. обратился в суд с указанным иском и просил взыскать с казны Российской Федерации моральный вред в размере <данные изъяты> руб., сославшись на причинение ему в результате незаконного уголовного преследования физических и нравственных страданий.
В судебном заседании истец Гайдей И.И. поддержал заявленные требования.
Решением суда исковые требования признанны обоснованными в части, постановлено взыскать с казны РФ пользу Гайдей И.И. компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты> рублей, возложив исполнение решения на Министерство Финансов РФ.
В кассационной жалобе следственный отдел по г. Старый Оскол СУ по Белгородской области просит отменить решение суда, как постановленное при неправильном применении норм материального права.
Проверив материалы дела, судебная коллегия не признает убедительными доводы кассационной жалобы.
Рассматривая спор, суд первой инстанции всесторонне и полно исследовал представленные доказательства по делу, дал им надлежащую оценку и на законных основаниях пришел к выводу о праве истца на компенсацию морального вреда в соответствии с требованиями ст.ст. 151, 1070, 1071 ГК РФ.
Удовлетворяя частично исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что истцом представлены суду убедительные и достоверные доказательства, подтверждающие, что в результате незаконного уголовного преследования ему были причинены нравственные страдания.
Представленным сторонами по делу доказательствам, суд дал соответствующую правовую оценку в соответствии с требованиями ст.ст. 67, 198 ГПК РФ. Их анализ приведен в решении суда.
Право личности на свободу, неприкосновенность и свободу передвижения закреплено ст. ст. 22 и 27 Конституции РФ.
Сам факт нарушения прав истца, гарантированных Конституцией РФ в силу закона является основанием для возмещения, причиненного морального вреда, поскольку само по себе свидетельствуют о нарушении личных неимущественных прав.
В соответствии со ст.ст.151, 1070, 1100 ГК РФ суд обоснованно удовлетворил исковые требования истца, взыскав в его пользу с Министерства финансов РФ компенсацию морального вреда, причиненного в результате незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения подписки о невыезде.
Размер компенсации морального вреда, взысканного в пользу истца – <данные изъяты> рублей определен в реальных, разумных и справедливых пределах, с учетом степени нравственных страданий.
Судом принято во внимание, что Гайдей И.И. в результате возбуждения уголовного дела с последующим его прекращением в связи с отсутствием в его действиях состава преступления был незаконно подвергнут уголовному преследованию, ограниченно лишен свободы передвижения. Ему также был причинен вред принадлежащим ему нематериальным благам, как честь, достоинство, деловая репутация. Суд также учел длительность производства предварительного расследования, количество следственных действий с участием истца, нахождение в статусе подозреваемого, о котором стало известно посторонним лицам.
Доводы, что отсутствуют доказательства, подтверждающие выводы суда о наличии причинной связи между действиями органов следствия и перенесенными истцом физическими и нравственными страданиями, что суд не учел требования разумности и справедливости при определении размера компенсации морального вреда, не могут быть приняты во внимание по вышеизложенным обстоятельствам.
Иные доводы кассационной жалобы сводятся по существу к иному толкованию закона и переоценке доказательств и не дают оснований к сомнению в правильности выводов решения суда.
Решение суда является законным, обоснованным и оснований для его отмены по доводам кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 347, 361, 366 ГПК РФ судебная коллегия
определила:
решение Красногвардейского районного суда от 05 мая 2011 г. по делу по иску Гайдей И.И. к Министерству финансов РФ о взыскании компенсации морального вреда в связи с незаконным уголовным преследованием оставить без изменения, кассационную жалобу следственного отдела по г. Старый Оскол СУ по Белгородской области – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи