Решение по делу № 33а-3706/2020 от 11.11.2020

Судья Мартыненко В.М. дело № 33а – 3706/2020

№ 3а-394/2020

67RS0001-01-2020-000381-08

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

08 декабря 2020 года г. Смоленск

Судебная коллегия по административным делам Смоленского областного суда в составе:

председательствующего Штейнле А.Л.,

судей Савушкиной О.С., Шустовой И.Н.,

при помощнике судьи Трищенкове А.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в апелляционном порядке административное дело по административному исковому заявлению ИФНС России по г.Смоленску к Карманову Денису Вячеславовичу о взыскании недоимки и пени по транспортному, земельному налогам, налогу на имущество физических лиц, по апелляционной жалобе Карманова Дениса Вячеславовича на решение Заднепровского районного суда г. Смоленска от 21 февраля 2020 года.

Заслушав доклад судьи Штейнле А.Л., объяснения представителя Карманова Д.В. – Шипилова В.А., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражения представителя ИФНС России по г. Смоленску Жулаева А.В. против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия

установила:

ИФНС России по г. Смоленску обратилась в суд с административным иском к Карманову Д.В. о взыскании недоимки по транспортному налогу за 2015 г. и 2017г. в размере 9050 руб. пени – 770,91 руб.; недоимки по налогу на имущество физических лиц за 2017 г. в размере 8483 руб., пени – 1138,82 руб.; недоимки по земельному налогу за 2017 г. в размере 1357,24 руб., пени – 19,14 руб. указав, что в указанные периоды административный ответчик являлся плательщиком указанных налогов. однако, обязанность по уплате налогов не исполнил, в связи с чем образовалась задолженность по налогам и начислены пени. Судебный приказ о взыскании задолженности по налогам и пени по заявлению административного ответчика был отменен, в связи с чем, налоговая инспекция вынуждена обратиться в суд с настоящим административным иском.

Представитель ИФНС России по г. Смоленску Устинов И.А. в судебное заседание административный иск поддержал.

Административный ответчик Карманов Д.В., надлежаще извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился.

Решением Заднепровского районного суда г. Смоленска от 21.02.2020 г. административный иск удовлетворен. С Карманова Д.В. взыскана задолженность по земельному налогу в сумме 1376,38 руб., в том числе, недоимка по налогу – 1357,24 руб., пени – 19,14 руб.; задолженность по налогу на имущество физических лиц в сумме 9621,82 руб., в том числе, недоимка по налогу – 8483 руб., пени – 1138,82 руб.; задолженность по транспортному налогу в сумме 9820,91 руб., в том числе, недоимка по налогу – 9050 руб., пени – 770,91 руб., а всего 20819,11 руб. В доход федерального бюджета взыскана госпошлина в размере 824,57 руб.

В апелляционной жалобе Карманов Д.В. просит решение отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, поскольку, еще до обращения налоговой инспекции в суд с административным иском, 29 января 2020 г. им оплачены все налоги в соответствии с налоговыми уведомлениями.

В возражениях на апелляционную жалобу ИФНС России по г. Смоленску указывает на отсутствие оснований для отмены решения суда, поскольку уплаченная 29.01.2020 г. Кармановым Д.В. задолженность по налогам была зачтена в погашение задолженности за 2014 г., а пени по налогам не оплачены.

Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, возражений на жалобу, проверив законность и обоснованность решения в полном объеме, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

На основании статьи 57 Конституции Российской Федерации, пункта 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

В статье 45 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налогоплательщик обязан самостоятельно в срок, установленный законодательством о налогах и сборах, исполнить обязанность по уплате налога.

В силу положений статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, пеней, штрафов за счет имущества этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Заявление о взыскании налога, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом заявления о взыскании в суд.

Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, пеней, штрафов.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.

Требование о взыскании налога, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Порядок исчисления налогов установлен статьей 52 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которой в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента. В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление. Налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления. В налоговом уведомлении должны быть указаны сумма налога, подлежащая уплате, объект налогообложения, налоговая база, а также срок уплаты налога. В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

Положениями пункта 4 статьи 57, пункта 6 статьи 58 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что в случаях, когда расчет суммы налога производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления. Налогоплательщик обязан уплатить налог в течение одного месяца со дня получения налогового уведомления, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом налоговом уведомлении.

В статье 69 Налогового кодекса Российской Федерации указано, что требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Требование об уплате налога, направляемое физическому лицу, должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах. Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.

Требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей (пункт 1 статьи 70 НК РФ).

Статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

Согласно статье 357 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 Налогового кодекса Российской Федерации.

В силу статьи 358 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признаются автомобили.

Статьей 362 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации. В случае регистрации транспортного средства и (или) снятия транспортного средства с регистрации (снятия с учета, исключения из государственного судового реестра и т.д.) в течение налогового (отчетного) периода исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данное транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде. При этом месяц регистрации транспортного средства, а также месяц снятия транспортного средства с регистрации принимается за полный месяц.

Нормами пункта 3 статьи 363 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.

Налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом (ст.363 НК РФ).

В соответствии со статьей 388 НК РФ плательщиками земельного налога признаются физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.

В силу статьи 389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог.

В соответствии со ст. 391 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей предусмотренных настоящей статьей. Для налогоплательщиков - физических лиц налоговая база определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество.

Согласно ст. 394, ст. 397 НК РФ налоговые ставки, порядок и сроки уплаты земельного налога устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.

Налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом (п.1 ст.397 НК РФ).

На основании положений статьи 400 НК РФ налогоплательщиками налога на имущество признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.

Объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: жилой дом; иные здание, строение, сооружение, помещение (ст.401 НК РФ).

Налоговая база в отношении объектов налогообложения, за исключением объектов, указанных в пункте 3 настоящей статьи, определяется исходя из их инвентаризационной стоимости в случае, если субъектом Российской Федерации не принято решение, предусмотренное абзацем третьим пункта 1 настоящей статьи (п.2 ст.402 НК РФ).

В случае определения налоговой базы исходя из инвентаризационной стоимости налоговые ставки устанавливаются на основе умноженной на коэффициент-дефлятор суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения, принадлежащих на праве собственности налогоплательщику (с учетом доли налогоплательщика в праве общей собственности на каждый из таких объектов), расположенных в пределах одного муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) (п.4 ст.406 НК РФ).

Налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом (ст.409 НК РФ).

В соответствии с ч. 2 ст. 286 КАС РФ, административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.

Согласно ч. 4, ч. 6 ст. 289 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца. При рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.

Из материалов дела следует, что административный ответчик Карманов Д.В. являлся собственником транспортного средства марки «Тайота Камри» гос. регистрационный знак , три месяца владения в 2015 г. и 12 мес. владения в 2017 г.; собственником в 2017 г. земельных участков, расположенных по адресу: ... (доля в праве – 1/3, срок владения – 12 мес.); ... (доля в праве -1. срок владения – 1 мес.); ... (доля в праве – 54448/1886547, срок владения – 1 мес.).

Кроме того, Карманов Д.В. ы 2017 г. являлся владельцем недвижимого имущества, расположенного по адресу: ... (доля в праве 1/3); ... (доля в праве 1/3); ... (доля в праве 1/3); ... (доля в праве 1/3); ... (доля в праве 1/3); ... (доля в праве 1/3); ... (доля в праве 1/3); ... (доля в праве 1); ... (доля в праве 1).

ИФНС России по г. Смоленску направила Карманову Д.В.налоговое уведомление № 4134658 от 01.10.2018 г. об уплате в срок не позднее 03.12.2018 г. транспортного налога за 2015 и 2017 год в размере 9050 руб., земельного налога за 2017 год в размере 1357,24 руб., налога на имущество за 2017 год в размере 8 944 руб.

В последующем налог на имущество физических лиц в сумме 8944 руб. был уменьшен в связи с перерасчетом на 461 руб. и размер данного налога составил 8483 руб.

В связи с неоплатой в установленный срок указанных налогов административному ответчику было направлено требование № 48789 от 22.06.2018 г. об уплате пени по транспортному налогу в сумме 670,98 руб. и налогу на имущество физических лиц в сумме 1032,53 руб. со сроком уплаты до 31.07.2018 г.

28 января 2019 г. Карманову Д.В. было направлено требование № 5252 о необходимости уплаты транспортного налога за 2015, 2017 г. в сумме 9050 руб., пени по транспортному налогу в сумме 127,60 руб.; недоимки по земельному налогу за 2017 г. в размере 1357,24 руб., пени – 19,14 руб.; недоимки по налогу на имущество физических лиц за 2017 г. в сумме 8944 руб. и пени – 126,11 руб. со сроком уплаты указанной задолженности по налогам в срок до 11.03.2019 г.

Данные требования ответчиком в силу п. 6 ст. 69 НК РФ получены. Однако оплата в установленный срок не произведена.

В установленный ст. 48 НК РФ срок административный истец обратился к мировому судье судебного участка № 1 в г. Смоленске с заявлением о вынесении судебного приказа для взыскания с Карманова Д.В. задолженности по налогам. Выданный 03.06.2019 г. судебный приказ о взыскании с Карманова Д.В. задолженности по налогам был отменен мировым судьей указанного судебного участка 30.08.2019 г. в связи с поступившими возражениями.

29 января 2020 г. Карманов Д.В. в соответствии с квитанциями налоговой инспекции частично оплатил задолженность по транспортному налогу за 2017 г. в сумме 7 240 руб., а также задолженности по земельному налогу за 2017 г. в размере 1357,24 руб. и по налогу на имущество физических лиц за 2017 г. в сумме 8944 руб. (л.д. 78-81).

Уплаченная 29.01.2020 г. Кармановым Д.В. задолженность по налогам была зачтена налоговой инспекцией в погашение задолженности по налогам за 2014 г.

Административный истец обратился в Заднепровский районный суд г. Смоленска с иском о взыскании с Карманова Д.В. задолженности по налогам и пени 31.01.2020 г., то есть в пределах установленного законом шестимесячного срока.

При рассмотрении данного административного дела административным ответчиком расчет задолженности по налогам и пени не оспаривался.

Разрешая спор, исследовав и оценив представленные сторонами доказательства по правилам ст. 84 КАС РФ, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения административного искового заявления в полном объеме заявленных требований.

Вместе с тем, судебная коллегия с данным выводом суда согласиться не может, поскольку решение суда принято без учета произведенной Кармановым Д.В. оплаты задолженности по налогам.

Учитывая, то обстоятельство, что оплата задолженности по вышеуказанным налогам административным ответчиком была произведена до вынесения судом первой инстанции решения, данные платежи подлежали учету при определении налоговой задолженности и соответственно размер задолженности должен был уменьшен, исходя из произведенной оплаты.

Таким образом, Кармановым Д.В. полностью оплачена задолженность по транспортному налогу за 2017 г. в сумме 7 240 руб., а также задолженность по земельному налогу за 2017 г. в размере 1357,24 руб. и по налогу на имущество физических лиц за 2017 г. в сумме 8944 руб.

Неоплаченной осталась задолженность по транспортному налогу за 2015 г. в размере 1810 руб., а также пени по земельному налогу – 19,14 руб.; пени по налогу на имущество физических лиц – 1138,82 руб.; пени по транспортному налогу – 770,91 руб., которые и подлежат взысканию с административного ответчика.

Поскольку согласно налоговому уведомлению № 4134658 от 01.10.2018 г. вышеприведенные налоги не были уплачены административным ответчиком в срок до 03.12.2018 г., а фактически оплачены – 29.01.2020 г., начисление в соответствии со ст. 75 НК РФ пени является обоснованным.

Вопреки доводам, изложенным налоговой инспекцией в возражениях на апелляционную жалобу, у административного истца отсутствовали законные основания, предусмотренные п. 5 ст. 78 НК РФ, для зачета произведенных 29.01.2020 г. Кармановым Д.В. платежей в счет оплаты задолженности по налогам за 2017 г. в погашение задолженности по налогам за 2014 г.

При указанных обстоятельствах решение суда первой инстанции в указанной части подлежит изменению.

Также решение суда подлежит изменению в части взыскания в доход федерального бюджета государственной пошлины.

В силу положений абзаца 24 статьи 50, пункта 2 статьи 61.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации государственная пошлина (по нормативу 100%) по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, мировыми судьями (за исключением Верховного Суда Российской Федерации), подлежит взысканию в бюджеты муниципальных районов.

Следовательно, государственная пошлина по административному делу должна быть уплачена в местный бюджет по месту нахождения соответствующего суда.

Учитывая, что размер подлежащей взысканию с административного ответчика задолженности по налогам и пени уменьшен, подлежит пересчету подлежащая уплате в местный бюджет государственная госпошлина, размер которой в соответствии со ст. 333.19 НК РФ составляет 400 руб.

Руководствуясь ст.ст. 308 - 311 КАС РФ, судебная коллегия

определила:

решение Заднепровского районного суда г. Смоленска от 21 февраля 2020 года изменить.

Взыскать с Карманова Дениса Вячеславовича задолженность по транспортному налогу за 2015 г. в размере 1810 руб., пени по транспортному налогу в размере 770 руб. 91 коп, пени по земельному налогу в размере 19 руб. 14 коп, пени по налогу на имущество физических лиц в размере 1138 руб. 82 коп.

Взыскать с Карманова Дениса Вячеславовича в доход бюджета муниципального образования «город Смоленск» государственную пошлину в размере 400 руб.

Кассационная жалоба (представление) может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения во Второй кассационный суд общей юрисдикции.

Председательствующий:

Судьи:

33а-3706/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
ИФНС по г. Смоленску
Ответчики
Карманов Денис Вячеславович
Суд
Смоленский областной суд
Судья
Штейнле Алексей Леович
Дело на сайте суда
oblsud.sml.sudrf.ru
12.11.2020Передача дела судье
08.12.2020Судебное заседание
08.12.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
08.12.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее