Дело № 2-1538/2023 Председательствующий Белхароев Т.А.
Апелляционное определение № 33-1490/2023
30 ноября 2023 г. г. Магас
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Ингушетия в составе:
председательствующего Кориговой М.А.,
судей Плиевой И.М. и Цечаева С.В.
при секретаре судебного заседания Дзаитове Н.Х.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Хашагульговой Хадизы Бекхановны к Министерству внутренних дел по Республике Ингушетия о признании незаконными действий, выразившихся в несвоевременном рассмотрении документов и непринятии решения о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения и возложении обязанности поставить на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с учетом состава семьи, а также даты подачи заявления по апелляционной жалобе ответчика на решение Магасского районного суда от 26 мая 2023 г.
Заслушав доклад судьи Плиевой И.М., судебная коллегия
установила:
Хашагульгова Х.Б. обратилась в суд с указанным исковым заявлением, ссылаясь на то, что в период с 20 сентября 2000 г. по 1 марта 2017 г. она проходила службу в органах внутренних дел. В период прохождения службы 13 октября 2012 г. она обратилась в МВД по Республике Ингушетия с заявлением о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, предусмотренной ст. 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Спустя некоторое время ее уведомили о том, что она принята на учет с 13 октября 2012 г. В конце 2022 года секретарем жилищно-бытовой комиссии ей выдана выписка из протокола заседания жилищно-бытовой комиссии № 27 из которой она узнала, что принята на учет лишь 5 августа 2013 г. Считает, что дата постановки на учет определена МВД по Республике Ингушетия незаконно, чем нарушено ее право на получение единовременной социальной выплаты в соответствии с очередностью, которая должна соответствовать дате подачи заявления. В связи с изложенным просит признать незаконными действия (бездействие) МВД по Республике Ингушетия, выразившиеся в несвоевременном рассмотрении документов и непринятии решения о постановке ее на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с учетом даты подачи документов, обязать МВД по Республике Ингушетия поставить ее на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с учетом состава семьи не позднее 13 октября 2012 г.
Решением Магасского районного суда от 26 мая 2023 г. исковое заявление удовлетворено.
В апелляционной жалобе представителя ответчика ставится вопрос об отмене указанного решения, ссылаясь на пропуск истцом срока исковой давности, неправильное применение норм материального права, регулирующих спорные правоотношения и норм процессуального права в части исчисления срока исковой давности. В обоснование жалобы указывается на то, что решение о принятии на учет Хашагульговой Х.Б. жилищно-бытовой комиссией МВД по Республике Ингушетия не принималось. Кроме того, ссылается на то, что при возложении на МВД по Республике Ингушетия обязанности изменить дату принятия истца на учет нарушаются права других сотрудников состоящих на учете для получения единовременной социальной выплаты.
В соответствии с ч. 1 ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, нарушение или неправильное применение норм материального права или процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав мнение представителя МВД по Республике Ингушетия Коригова Д.М., поддержавшего доводы жалобы, истца Хашагульговой Х.Б. и третьего лица Евлоевой М.М., полагавших решение законным и обоснованным, судебная коллегия считает, что судом первой инстанции при рассмотрении настоящего гражданского дела не допущено нарушений такого характера.
Отношения, связанные с обеспечением жилыми помещениями сотрудников, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в органах внутренних дел, членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, а также с предоставлением им иных социальных гарантий, регулируются Федеральным законом от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ).
Согласно ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ сотрудник, имеющий стаж службы в органах внутренних дел не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе службы в органах внутренних дел.
Право на единовременную социальную выплату сохраняется за гражданами Российской Федерации, уволенными со службы в органах внутренних дел с правом на пенсию и принятыми в период прохождения службы на учёт в качестве имеющих право на получение единовременной социальной выплаты (ч. 6 ст. 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ).
Частью 4 ст. 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ предусмотрено, что единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учётом совместно проживающих с ним членов его семьи.
Судом первой инстанции установлено, что истец Хашагульгова Х.Б., имея стаж службы в органах внутренних дел более 10 лет, 13 октября 2012 г. обратилась в МВД по Республике Ингушетия с заявлением о принятии ее на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, предусмотренной ст. 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ.
Решением жилищно-бытовой комиссии МВД по Республике Ингушетия по предоставлению единовременной социальной выплаты сотрудникам МВД по Республике Ингушетия, оформленным протоколом № 27, истец принята на учет 5 августа 2013 г.
Разрешая спор, руководствуясь положениями ст. 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ, Правилами предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющим специальные звания полиции, а также иным лицам, имеющим право на получение такой выплаты, оценив представленные сторонами письменные доказательства, в частности заявление истца, выписку из протокола заседания жилищно-бытовой комиссии, установив, что заявление истца о принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты, поданное на имя министра внутренних дел Республики Ингушетия 13 октября 2012 г. с приложением документов, предусмотренных п. 5 Правил, рассмотрено с нарушением срока, установленного п. 15 Правил, и истец принята на учет с даты принятия жилищно-бытовой комиссией решения от 5 августа 2013 г., суд первой инстанции пришел к выводу об обоснованности исковых требований, т.к. решение по заявлению истца о принятии на учет принято по истечении значительного срока и в адрес истца в соответствии с п. 18 Правил не направлено.
Судебная коллегия полагает данный вывод суда правомерным, поскольку он основан на правильном применении норм материального права и согласуется с установленными судом фактическими обстоятельствами дела.
В соответствии с п. 10 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющим специальные звания полиции, а также иным лицам, имеющим право на получение такой выплаты, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 г. № 1223 (далее – Правила) для рассмотрения заявлений сотрудников и принятия сотрудников на учет для получения единовременной социальной выплаты правовым актом федерального органа исполнительной власти, органа образуется комиссия по предоставлению единовременной социальной выплаты сотрудникам.
Согласно п. 15 и п. 17 Правил решение о принятии (об отказе в принятии) сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты принимается комиссией не позднее чем через 2 месяца после подачи сотрудником заявления и документов, предусмотренных п. 5 настоящих Правил. Решения комиссии о принятии сотрудников на учет для получения единовременной выплаты оформляются протоколами комиссии и утверждаются правовыми актами федерального органа исполнительной власти, органа. Заверенная в установленном порядке копия правового акта органа о принятии сотрудника на учет для получения единовременной выплаты направляется в уполномоченное подразделение в недельный срок с даты принятия соответствующего решения.
Как усматривается из материалов дела, истец Хашагульгова Х.Б. 13 октября 2012 г. обратилась в МВД по Республике Ингушетия с заявлением о принятии ее на учет для получения единовременной социальной выплаты с приложением документов, предусмотренных п. 5 Правил, что ответчиком не оспаривается.
Согласно выписке из протокола заседания жилищно-бытовой комиссии МВД по Республике Ингушетия № 27 истец принята на учет с семьей в составе 4-х человек 5 августа 2013 г., в связи с чем доводы жалобы о том, что жилищно-бытовой комиссией МВД по Республике Ингушетия решение по заявлению истца не принималось, являются не обоснованными.
При таких обстоятельствах, учитывая, что истец Хашагульгова Х.Б. принята на учет спустя более 9 месяцев со дня подачи заявления, то есть с нарушением срока, предусмотренного п. 15 Правил, судебная коллегия находит обоснованными доводы истца о нарушении ее прав и интересов.
Доводы ответчика о пропуске истцом срока исковой давности являются несостоятельными, поскольку до вынесения решения ответчиком не заявлено о применении срока исковой давности. Кроме того, материалы дела не содержат доказательств, свидетельствующих о направлении в адрес истца в недельный срок, предусмотренный п. 18 Правил, заверенной в установленном порядке копии выписки из протокола заседания жилищно-бытовой комиссии о принятии его на учет для получения единовременной социальной выплаты, в связи с чем он не мог знать о нарушенном праве.
В соответствии с п. 4 Правил единовременная выплата предоставляется по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководителя иного федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, которое оформляется правовым актом с указанием размера единовременной выплаты, рассчитанного на день принятия соответствующего решения.
В силу подп. «в» п. 14 Правил одной из функций комиссии является принятие решения о принятии (об отказе в принятии) сотрудников на учет для получения единовременной выплаты и о снятии их с учета.
Сведения о сотруднике, принятом на учет для получения единовременной выплаты, заносятся в книгу учета в порядке очередности с учетом стажа службы сотрудника и даты подачи заявления (п. 20 Правил).
Согласно п. 25 Правил уполномоченное подразделение формирует и ведет базу данных о лицах, принятых на учет для получения единовременной выплаты, а также снятых с такого учета, на основании информации, представляемой органами вместе с копиями правовых актов, указанных в п. 17 данных Правил. Информация, содержащаяся в базе данных, представляется ежегодно в Министерство финансов Российской Федерации.
Для целей распределения по органам бюджетных ассигнований, выделяемых на предоставление единовременной выплаты, уполномоченное подразделение формирует единую очередь лиц, принятых на учет для получения единовременной выплаты, согласно дате подачи заявления и году принятия на учет, а также с учетом положений частей 3, 8, 10 ст. 4 и ч. 10 ст. 20 Федерального закона «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Из содержания приведенных норм права с учетом положений п. 10 Правил следует, что одной из функций жилищно-бытовой комиссии МВД по Республике Ингушетия является принятие сотрудников на учет для получения единовременной выплаты. Дата принятия на учет является одним из оснований для формирования единой очереди лиц, принятых на учет для получения единовременной выплаты.
Таким образом, доводы представителя МВД по Республике Ингушетия о том, что нарушение срока, предусмотренного п. 15 Правил, не влечет нарушение прав истца на своевременное получение социальной выплаты, а изменение даты принятия на учет повлечет нарушение прав других сотрудников, также несостоятельны.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что жилищно-бытовой комиссией МВД по Республике Ингушетия по предоставлению сотрудникам единовременной выплаты заявление истца рассмотрено с нарушением срока, предусмотренного п. 15 Правил, и истец принят на учет лишь спустя более 9 месяцев после подачи заявления, судебная коллегия приходит к выводу о том, что судебное решение, которым на МВД по Республике Ингушетия возложена обязанность поставить истца на учет для получения единовременной социальной выплаты не позднее 13 декабря 2012 г., является законным и обоснованным, оснований, влекущих его отмену по доводам жалобы, не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Магасского районного суда от 26 мая 2023 г. по гражданскому делу по иску Хашагульговой Хадизы Бекхановны к Министерству внутренних дел по Республике Ингушетия о признании незаконными действий, выразившихся в несвоевременном рассмотрении документов и непринятии решения о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения и возложении обязанности поставить на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с учетом состава семьи, а также даты подачи заявления оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика – без удовлетворения.
Мотивированное определение изготовлено 6 декабря 2023 г.
Председательствующий
Судьи
С подлинного за надлежащими подписями
Копия верна
Судья И.М. Плиева