Дело N 12-59/2022
РЈРР” N 13RS0023-01-2022-000378-39
РЕШЕНРР•
11 марта 2022 года город Саранск
Судья Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия Чибрикин Алексей Константинович,
рассмотрев жалобу РњРёСЂРѕРЅРѕРІР° РРіРѕСЂСЏ Александровича РЅР° постановление заместителя Министра жилищно-коммунального хозяйства, энергетики Рё гражданской защиты населения Республики РњРѕСЂРґРѕРІРёСЏ РѕС‚ 15 декабря 2021 Рі. N 207, вынесенное РІ отношении директора общества СЃ ограниченной ответственностью «Саранскжилсервис» РњРёСЂРѕРЅРѕРІР° РРіРѕСЂСЏ Александровича (далее – директор РћРћРћ «Саранскжилсервис» РњРёСЂРѕРЅРѕРІ Р.Рђ.) РїРѕ делу РѕР± административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РѕР± административных правонарушениях,
установил:
постановлением заместителя Министра жилищно-коммунального хозяйства, энергетики Рё гражданской защиты населения Республики РњРѕСЂРґРѕРІРёСЏ РѕС‚ 15 декабря 2021 Рі. N 207 директор РћРћРћ «Саранскжилсервис» РњРёСЂРѕРЅРѕРІ Р.Рђ. признан виновным РІ совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РѕР± административных правонарушениях, Рё СЃ применением части 1 статьи 4.1.1 названного Кодекса подвергнут административному наказанию РІ РІРёРґРµ предупреждения.
Р’ жалобе, поданной РІ Ленинский районный СЃСѓРґ Рі. Саранска Республики РњРѕСЂРґРѕРІРёСЏ, РњРёСЂРѕРЅРѕРІ Р.Рђ. РїСЂРѕСЃРёС‚ отменить постановление должностного лица, состоявшееся РІ отношении него РїРѕ данному делу РѕР± административном правонарушении, считая его незаконным.
Р’ судебном заседании РњРёСЂРѕРЅРѕРІ Р.Рђ. жалобу поддержал.
Опрошенная в качестве свидетеля консультант отдела лицензирования и лицензионного контроля Управления государственной жилищной инспекции
Министерства жилищно-коммунального хозяйства, энергетики Рё гражданской защиты населения Республики РњРѕСЂРґРѕРІРёСЏ Р¤РРћ1 обстоятельства дела, изложенные РІ протоколе РѕР± административном правонарушении, поддержала.
Необходимости избрания протокольной формы рассмотрения дела с учётом положений части 1 статьи 29.8, части 1 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при отсутствии ходатайства о ведении протокола, не имеется.
Рзучение материалов дела РѕР± административном правонарушении Рё РґРѕРІРѕРґРѕРІ жалобы заявителя позволяет прийти Рє следующим выводам.
В соответствии с ч. 2 ст. 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований, за исключением случаев, предусмотренных статьей 13.19.2 названного Кодекса, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на индивидуальных предпринимателей - от двухсот пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от двухсот пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей.
Согласно пункту 51 части 1 статьи 12 Федерального закона от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ), части 1 статьи 192 Жилищного кодекса Российской Федерации деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
Лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации (часть 1 статьи 8 Закона N 99-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2014 года N 1110 утверждено Положение о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (далее - Положение).
В соответствии с пунктом 3 названного Положения лицензионными требованиями к лицензиату помимо требований, предусмотренных пунктами 1 - 6.1 части 1 статьи 193 Жилищного кодекса Российской Федерации, являются следующие требования: а) соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации; б) исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации; в) соблюдение требований, предусмотренных частью 3.1 статьи 45 Жилищного кодекса Российской Федерации; г) соблюдение требований, предусмотренных частью 7 статьи 162 и частью 6 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Частью 6 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что исключение сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации является основанием для прекращения лицензиатом деятельности по управлению таким домом в порядке, установленном статьей 200 настоящего Кодекса. С даты исключения сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации лицензиат не вправе осуществлять деятельность по управлению таким многоквартирным домом, в том числе начислять и взимать плату за жилое помещение и коммунальные услуги, выставлять
платежные документы потребителям, за исключением случаев, предусмотренных частью статьи 200 настоящего Кодекса.
РР· содержания пункта 24 постановления Правительства Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РѕС‚ 15 мая 2013 Рі. N 416 "Рћ РїРѕСЂСЏРґРєРµ осуществления деятельности РїРѕ управлению многоквартирными домами" следует, что РІ случае исключения сведений Рѕ многоквартирном РґРѕРјРµ РёР· реестра лицензий субъекта Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации, Р° также РІ случае, если действие лицензии РЅР° осуществление предпринимательской деятельности РїРѕ управлению многоквартирными домами прекращено или РѕРЅР° аннулирована, дата прекращения РґРѕРіРѕРІРѕСЂР° управления определяется днем, предшествующим РґРЅСЋ начала управления многоквартирным РґРѕРјРѕРј управляющей организацией, выбранной общим собранием собственников помещений РІ многоквартирном РґРѕРјРµ или РїРѕ результатам открытого РєРѕРЅРєСѓСЂСЃР°, предусмотренного частью 5 статьи 200 Жилищного кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации, или РІ случае, предусмотренном частью 6 статьи 200 Жилищного кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации, выбранной без проведения открытого РєРѕРЅРєСѓСЂСЃР°.
Как усматривается РёР· материалов дела, 26 октября 2021 Рі. консультантом отдела лицензирования Рё лицензионного контроля Управления государственной жилищной инспекции Минжилкомхоза Республики РњРѕСЂРґРѕРІРёСЏ РІ отношении директора РћРћРћ «Саранскжилсервис» РњРёСЂРѕРЅРѕРІР° Р.Рђ. был составлен протокол РѕР± административном правонарушении, согласно которому, несмотря РЅР° то, что приказом указанного Министерства РѕС‚ 18 РёСЋРЅСЏ 2021 Рі. N 827 РѕР± исключении (РёР· реестра лицензий) СЃ 1 августа 2021 Рі. РёР· состава сведений Рѕ многоквартирных домах, находящихся РїРѕРґ управлением РћРћРћ «Саранскжилсервис» многоквартирного РґРѕРјР° N 71, расположенного РЅР° СѓР». Фурманова Рі. Саранска, РІ нарушение С‡. 6 СЃС‚. 198 Жилищного кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РћРћРћ «Саранскжилсервис» осуществляло начисление Рё взимание платы Р·Р° жилищно-коммунальные услуги потребителям Р·Р° август 2021 Рі.
Приведенные обстоятельства послужили основанием для привлечения директора РћРћРћ «Саранскжилсервис» РњРёСЂРѕРЅРѕРІР° Р.Рђ. заместителем Министра жилищно-коммунального хозяйства, энергетики Рё гражданской защиты населения Республики РњРѕСЂРґРѕРІРёСЏ постановлением РѕС‚ 15 декабря 2021 Рі. N 207 Рє административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РѕР± административных правонарушениях.
Между тем выводы должностного лица не учитывают следующее.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших
совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В соответствии со статьей 26.1 названного Кодекса по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности, наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые данным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Приказом Минжилкомхоза Республики Мордовия от 18.06.2021 N 827 с 01.08.2021 вносятся изменения в реестр лицензий на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами в Республике Мордовия и исключается из состава сведений о многоквартирных домах, находящихся под управлением ООО "Саранскжилсервис", многоквартирный дом по адресу: <адрес>.
Определением Арбитражного суда Республики Мордовия от 23 июля 2021 г. о принятии обеспечительных мер приостановлено действие оспариваемого приказа Минжилкомхоза Республики Мордовия от 18.06.2021 N 827 "О внесении изменений в реестр лицензий на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами в Республике Мордовия" до вступления в законную силу судебного акта соответствующего арбитражного суда по делу N А39-7854/2021.
Рсполнительный лист серии ФС N 035352167 Рѕ приостановлении действия приказа РѕС‚ 18.06.2021 N 827 был выдан арбитражным СЃСѓРґРѕРј 23 июля 2021 Рі. Рё подлежал немедленному исполнению должником Министерством жилищно-коммунального хозяйства, энергетики Рё гражданской защиты населения Республики РњРѕСЂРґРѕРІРёСЏ.
Доводы, изложенные в возражениях на жалобу, о получении для исполнения указанного исполнительного листа 10 августа 2021 г., т.е. после приведения оспариваемого приказа в исполнение, основаны на неправильном толковании норм права.
При указанных обстоятельствах оснований для вынесения обвинительного постановления от 15 декабря 2021 г. N 207 не имелось.
При этом решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 01.09.2021 по делу NА39-7854/2021, принятое по заявлению ООО «Саранскжилсервис» о признании недействительным приказа Министерства жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и гражданской защиты населения Республики Мордовия от 18.06.2021 N 827, которым в удовлетворении заявленного требования было отказано, вступило в законную силу 16 декабря 2021 г.
Соответственно, обеспечительные меры, принятые 23 июля 2021 г., сохраняли свою силу на дату принятия постановлением от 15 декабря 2021 г. N 207.
В силу части 1 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
В соответствии с частью 2 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в случае пропуска срока, предусмотренного частью 1 данной статьи, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу.
Обжалуемое РїРѕ настоящему делу постановление было получено Мироновым Р.Рђ. 27 декабря 2021 Рі. РЎ жалобой РњРёСЂРѕРЅРѕРІ Р.Рђ. первоначально обратился РІ Ленинский районный СЃСѓРґ Рі. Саранска Республики РњРѕСЂРґРѕРІРёСЏ 17 января 2022 Рі., Рѕ чём свидетельствует данные почтового конверта.
Определением СЃСѓРґСЊРё Ленинского районного СЃСѓРґР° Рі. Саранска Республики РњРѕСЂРґРѕРІРёСЏ РѕС‚ 21 января 2022 Рі. жалоба РњРёСЂРѕРЅРѕРІР° Р.Рђ. была возвращена заявителю без рассмотрения.
27 января 2022 Рі. Мироновым Р.Рђ. подана жалоба РЅР° постановление должностного лица РѕС‚ 15 декабря 2021 Рі. N 207 Рѕ назначении административного наказания, содержащая ходатайство Рѕ восстановлении пропущенного СЃСЂРѕРєР° обжалования.
Удовлетворяя заявленное ходатайство Рѕ восстановлении СЃСЂРѕРєР° обжалования, СЃСѓРґ учёл, что РњРёСЂРѕРЅРѕРІ Р.Рђ. СЃ незначительным РїСЂРѕРїСѓСЃРєРѕРј установленного законом СЃСЂРѕРєР° обратился СЃ жалобой РЅР° постановление должностного лица, Р° РІ дальнейшем РІ кратчайший СЃСЂРѕРє после вынесения определения РѕС‚ 21 января 2022 Рі. направил жалобу РІ СЃСѓРґ, то есть добросовестно воспользовался правами, которыми РІ соответствии СЃ Кодексом Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РѕР± административных правонарушениях наделено лицо, РІ отношении которого ведется производство РїРѕ делу РѕР± административном правонарушении.
Кроме того, в оспариваемом постановлении должностным лицом - заместителем Министра – Главным государственным жилищным инспектором Республики Мордовия не был разъяснен конкретный порядок обжалования; в тексте содержатся лишь данные о том, что вынесенное постановление может быть обжаловано в судебном порядке по месту совершения правонарушения, без указания информации о том, в какой именно суд подлежит подаче жалоба.
В силу части 1 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Пунктом 2 части 1 статьи 24.5 данного Кодекса предусмотрено, что производство по делу об административном правонарушении не может быть
начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 этого Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
РџСЂРё таких обстоятельствах обжалуемое постановление должностного лица, вынесенное РІ отношении директора РћРћРћ «Саранскжилсервис» РњРёСЂРѕРЅРѕРІР° Р.Рђ. РїРѕ делу РѕР± административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РѕР± административных правонарушениях, подлежит отмене.
Производство по данному делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 данного Кодекса в связи с отсутствием в деянии названного лица состава вменяемого административного правонарушения.
Руководствуясь ст.ст. 30.6 – 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Ленинского районного суда города Саранска Республики Мордовия
решил:
постановление заместителя Министра жилищно-коммунального хозяйства, энергетики Рё гражданской защиты населения Республики РњРѕСЂРґРѕРІРёСЏ РѕС‚ 15 декабря 2021 Рі. N 207, вынесенное РІ отношении директора РћРћРћ «Саранскжилсервис» РњРёСЂРѕРЅРѕРІР° Р.Рђ. РїРѕ делу РѕР± административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РѕР± административных правонарушениях, отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На решение суда может быть подана жалоба в Верховный суд Республики Мордовия через Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в течение десяти суток со дня вручения или получения копии настоящего решения.
РЎСѓРґСЊСЏ Рђ.Рљ. Р§РёР±СЂРёРєРёРЅ