Дело № 2-7774/16
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 июня 2016 года г. Курган
Курганский городской суд Курганской области
в составе председательствующего судьи Евтодеевой А.В.
при секретаре ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Общества с ограниченной ответственностью «Курганхиммаш» к Государственной инспекции труда в Курганской области о признании недействительным предписания
установил:
Общество с ограниченной ответственностью «Курганхиммаш» (далее – ООО «Курганхиммаш») обратилось в суд с иском к Государственной инспекции труда в Курганской области о признании недействительным предписания от ДД.ММ.ГГГГ №. В обоснование искового заявления указало, что ДД.ММ.ГГГГ Государственной инспекции труда в Курганской области было выдано предписание обязывающее ООО «Курганхиммаш» устранить нарушения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. Считает предписание незаконным и подлежащем отмене, поскольку нарушении требований законодательства при проведении специальной оценки условий труда машинистов тепловозов ООО «Курганхиммаш» не допущено.
Просит суд признать незаконным и отменить предписание Государственной инспекции труда в Курганской области от ДД.ММ.ГГГГ №.
В судебном заседании представитель истца ООО «Курганхиммаш» ФИО3, действующая на основании доверенности на требованиях настаивала по основаниям искового заявления.
Представитель ответчика Государственной инспекции труда в Курганской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом.
Заслушав пояснения представителя истца, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что Государственной инспекцией труда в Курганской области в связи с поступившим обращением машинистов тепловозов транспортного цеха проведена внеплановой документарной проверка ООО «Курганхиммаш».
В ходе проведения проверки установлено нарушение ООО «Курганхиммаш» требований законодательства, а именно в нарушение статьи 6, части 2 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» при проведении специальной оценки условий труда машинистов тепловозов не включены вредные производственные факторы по показателям: рабочее положение тела работника в течение рабочего дня, наклоны корпуса тела работника, число производственных объектов одновременного наблюдения; в нарушение статьи 5 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» специальная оценка условий труда проведена без участия машинистов тепловозов; в нарушение части 3 статьи 15 Федерального закона от 28.12.2013 № 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда» отменены компенсации работникам ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7
На основании выявленных нарушений Государственной инспекцией труда в Курганской области выдано предписание от ДД.ММ.ГГГГ №, в соответствии с которым ООО «Курганхиммаш» в срок до ДД.ММ.ГГГГ обязано провести внеплановую специальную оценку условий труда на рабочих местах №№ с включением вредных производственных факторов напряженность и тяжесть трудового процесса; проводить специальную оценку условий труда в присутствии работников на рабочем месте; в срок до ДД.ММ.ГГГГ сохранить все фактически предоставляемые на момент проведения специальной оценки условий труда компенсации машинистам тепловозов.
Считая, предписание Государственной инспекции труда в Курганской области от ДД.ММ.ГГГГ № незаконным и подлежащим отмене, ООО «Курганхиммаш» обратилось в суд с настоящим иском.
В силу статьи 356 Трудового кодекса Российской Федерации федеральная инспекция труда осуществляет федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно пункту 4 Положения о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.09.2012 № 875 предметом федерального государственного надзора в сфере труда является соблюдение работодателями в процессе осуществления ими своей деятельности требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (далее - обязательные требования), в том числе полноты и своевременности выплаты заработной платы, соблюдения государственных нормативных требований охраны труда, а также выполнение предписаний об устранении выявленных в ходе осуществления федерального государственного надзора в сфере труда нарушений и о проведении мероприятий по предотвращению нарушений обязательных требований и по защите трудовых прав работников.
В соответствии со статьей 357 Трудового кодекса Российской Федерации государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке.
По смыслу данных положений закона при проведении проверок в случае выявления нарушений трудового законодательства государственный инспектор труда выдает обязательное для исполнения работодателем предписание.
В соответствии с частями 1, 2 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (далее также - вредные и (или) опасные производственные факторы) и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников. По результатам проведения специальной оценки условий труда устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах.
Частью 1 статьи 8 указанного Федерального закона установлено, что обязанности по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возлагаются на работодателя.
По результатам проведения специальной оценки условий труда устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах (часть 2 статьи 3 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»)
В соответствии с частью 2 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов на рабочих местах осуществляется экспертом организации, проводящей специальную оценку условий труда. Результаты идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов утверждаются комиссией, формируемой в порядке, установленном статьей 9 настоящего Федерального закона.
Из материалов дела следует, что специальная оценка условий труда машинистов тепловозов было проведена ООО «Курганхиммаш» без включения вредных факторов трудового процесса по показателям: рабочее положение тела работника в течение рабочего дня, наклоны корпуса тела работника, число производственных объектов одновременного наблюдения.
В ходе судебного разбирательства представитель истца указала, что после получения предписания ООО «Курганхиммаш» проведена повторная специальная оценка условий труда машинистов тепловозов с включением вредных факторов их трудового процесса.
Оценив представленные в материалы дела доказательства, учитывая, что при управлении транспортными средствами напряженность трудового процесса идентифицируется как вредный и (или) опасный фактор, а так же то, что работодателем проведена повторная специальная оценка условий труда машинистов тепловозов, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для признания незаконным и отмене пункта 1 предписания Государственной инспекции труда в Курганской области от ДД.ММ.ГГГГ № №.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 5 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» работник вправе присутствовать при проведении специальной оценки условий труда на его рабочем месте.
В ходе судебного разбирательства судом установлено и истцом не оспаривалось, что проведение специальной оценки условий труда проведено ООО «Курганхиммаш» в отсутствии машинистов, работающих на тепловозах ТГМ 23 №, ТГК 2 №.
Учитывая изложенное, суд считает, что сменный график работы машинистов тепловозов не является основаниям для проведения специальной оцени их труда без участия работников и приходит к выводу об отсутствии оснований для признания незаконным и отмене пункта 2 предписания Государственной инспекции труда в Курганской области от ДД.ММ.ГГГГ № №.
В соответствии с частью 4 статьи 14 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» вредными условиями труда (3 класс) являются условия труда, при которых уровни воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов превышают уровни, установленные нормативами (гигиеническими нормативами) условий труда, в том числе: подкласс 3.1 (вредные условия труда 1 степени) - условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, после воздействия которых измененное функциональное состояние организма работника восстанавливается, как правило, при более длительном, чем до начала следующего рабочего дня (смены), прекращении воздействия данных факторов, и увеличивается риск повреждения здоровья; подкласс 3.3 (вредные условия труда 3 степени) - условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых способны вызвать стойкие функциональные изменения в организме работника, приводящие к появлению и развитию профессиональных заболеваний легкой и средней степени тяжести (с потерей профессиональной трудоспособности) в период трудовой деятельности.
Статьей 12 Федерального закона от 28.12.2013 № 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда» ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск предоставляется работникам, условия труда на рабочих местах которых по результатам специальной оценки условий труда отнесены к вредным условиям труда 2, 3 или 4 степени либо опасным условиям труда. Минимальная продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска работникам, указанным в части первой настоящей статьи, составляет 7 календарных дней. Продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска конкретного работника устанавливается трудовым договором на основании отраслевого (межотраслевого) соглашения и коллективного договора с учетом результатов специальной оценки условий труда.
При реализации в соответствии с положениями Трудового кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) в отношении работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, компенсационных мер, направленных на ослабление негативного воздействия на их здоровье вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (сокращенная продолжительность рабочего времени, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск либо денежная компенсация за них, а также повышенная оплата труда), порядок и условия осуществления таких мер не могут быть ухудшены, а размеры снижены по сравнению с порядком, условиями и размерами фактически реализуемых в отношении указанных работников компенсационных мер по состоянию на день вступления в силу настоящего Федерального закона при условии сохранения соответствующих условий труда на рабочем месте, явившихся основанием для назначения реализуемых компенсационных мер (часть 3 статьи 15 12 Федерального закона от 28.12.2013 № 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда»).
Из материалов дела следует, что по результатам аттестации рабочего места машиниста тепловоза по условиям труда, и оформленной картой аттестации №, общая оценка условий труда по степени вредности и опасности факторов производственной среды и трудового процесса оценена комиссией как относящиеся к классу 3.3.
По результатам специальной оценки условий труда машинистов тепловозов по условиям труда, проведенной в 2015 году и оформленной картами №, общая оценка условий труда по степени вредности и (или) опасности факторов производственной среды и трудового процесса оценена комиссией как относящиеся к классу 3.1.
Оценив представленные в материалы дела доказательства, а также учитывая, что при проведении специальной оценки условий труда машинистов тепловозов изменился класс условий труда, суд считает, что возложение на ООО «Курганхиммаш» обязанности по сохранению всех фактически предоставляемых на момент проведения специальной оценки условий труда компенсаций машинистам тепловозов является необоснованным и приходит к выводу о признании незаконным и отмене пункта 3 предписания Государственной инспекции труда в Курганской области от ДД.ММ.ГГГГ №.
Доводы ответчика о том, что оспариваемое предписание принято на основании заключения государственной экспертизы условий труда № отклоняются как необоснованные, поскольку при выдаче обязательных для исполнения предписаний, государственный инспектор труда при его выдаче обязан проверять нарушение работодателем норм трудового законодательства.
Руководствуясь статьями 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Исковые требования удовлетворить частично.
Признать недействительным пункт 3 предписания Государственной инспекции труда в Курганской области от ДД.ММ.ГГГГ №.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Курганский областной суд в течение месяца через Курганский городской суд Курганской области.
Судья Евтодеева А.В.