Дело № 444-2014
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Красновишерск 24 ноября 2014 года
Красновишерский районный суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Сурановой Е.П.
с участием прокурора Прудникова К.В.
представителя ответчика ООО «Пассажирские перевозки» Смайлова А.А.
при секретаре Собяниной Е.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Красновишерске гражданское дело по иску прокурора Красновишерского района в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Пассажирские перевозки» о признании бездействия незаконным, возложении обязанности проведения мероприятий по оценке уязвимости транспортных средств и категорированию транспортных средств,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Красновишерского района в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ООО «Пассажирские перевозки» о возложении обязанности проведения работ по устранению нарушений требований законодательства о транспортной безопасности, допущенные ООО «Пассажирские перевозки», возложении обязанности проведения мероприятий по оценке уязвимости транспортных средств и категорированию транспортных средств,
В ходе проверки, проведенной прокуратурой Красновишерского района по проверке транспортной безопасности было установлено, что ООО «Пассажирские перевозки» имеет лицензию на осуществление перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек, что подтверждается лицензией от ДД.ММ.ГГГГ № №, выданной Федеральной службой по надзору в сфере транспорта Министерства транспорта Российской Федерации).
Согласно паспорта автобусного маршрута № ООО «Пассажирские перевозки» осуществляет перевозки пассажиров по маршруту «<адрес>». Также на основании паспорта автобусного маршрута № ООО «Пассажирские перевозки» осуществляет перевозки пассажиров по маршруту «<адрес>».
Вышеуказанные маршруты являются маршрутами регулярных перевозок. В собственности ООО «Пассажирские перевозки» имеются следующие транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров на указанных выше маршрутах: <данные изъяты>.
Субъектом транспортной инфраструктуры - ООО «Пассажирские перевозки в нарушение требований закона о транспортной безопасности не проведена оценка уязвимости транспортных средств - <данные изъяты>.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона "О противодействии терроризму" противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на принципах законности, приоритета мер предупреждения интересов личности, общества, государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства и ведет к потенциальной угрозе совершения актов незаконного вмешательства в деятельность транспортных средств, создает угрозу организации возможных террористических актов, экстремистской проявлений.
В силу ст. 12 Гражданского Кодекса РФ В РФ одним из способов защиты гражданских прав является пресечение действий, нарушающих право или создающие угрозу его нарушения.
В судебном заседании прокурор на удовлетворении исковых требований на удовлетворении исковых требований настаивал в полном объеме.
Представитель ответчика Смайлов А.А..А. пояснил, что с иском не согласен, поскольку предприятием уже в 2013 году были осуществлены работы по категорированию, все необходимые документы были направлены в Москву, в Федеральное дорожное агентство, Управление транспортной безопасности. ДО настоящего времени, по истечении года, работы по категорированию агентством не осуществлены. Неоднократно звонили по решению данного вопроса, но работы по категорированию не начаты, обусловлено тем, что в первую очередь Агентство проводит работы по категорированию мостов, железнодорожных путей.
В соответствии с Федеральным законом от 09.02.2007 №16-ФЗ "О транспортной безопасности" (далее - Закон) субъектами транспортной инфраструктуры являются юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств или использующие их на ином законном основании.
Под транспортными средства понимаются устройства, предназначенные для перевозки физических лиц, грузов, багажа, ручной клади, личных вещей, животных или оборудования, установленных на указанных транспортных средствах устройств, в значениях, определенных транспортными кодексами и уставами, и включающие в себя: Транспортные средства автомобильного транспорта, используемые для регулярной перевозки пассажиров и багажа или перевозки пассажиров и багажа по заказу либо используемые для перевозки опасных грузов, на осуществление которой требуется специальное разрешение.
В соответствии ч. 1 ст. 4 Закона обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, перевозчиков, если иное не установлено законом.
Требования по террористической защищенности объектов (территорий), для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, устанавливаются Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел. Указанные требования являются обязательными для исполнения субъектами транспортной инфраструктуры и перевозчиками.
Приказом Министерства транспорта РФ от 08.02.2011 № 42 утверждены Требования по обеспечению транспортной безопасности, учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры (далее - ОТИ) и транспортных средств автомобильного транспорта и дорожного хозяйства.
В силу п.п.3,4 Требования применяются на всей территории РФ и обязательны для исполнения всеми субъектами транспортной инфраструктуры.
В судебном заседании были исследованы документы, подтверждающие доводы ответчика, ими по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ были приняты меры по проведению категорирования объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.
Доказательств обратного суду не представлено. Оснований для признания в этой части бездействия ответчика виновным не имеется.
В связи с этим требований прокурора о признании бездействия незаконным и возложении обязанности на ООО «Пассажирские перевозки» в части непринятия мер, предусмотренных действующим законодательством, по обеспечению проведения оценки уязвимости транспортных средств и непринятия мер к категорированию транспортных средств незаконными, возложении на ответчика обязанность передать в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу в Федеральное дорожное агентство сведения, необходимые для проведения процедуры категорирования транспортных средств: <данные изъяты>, используемых ООО
«Пассажирские перевозки» для регулярной перевозки пассажиров на
автобусных маршрутах № «<адрес>», № «<адрес>» не могут быть признаны обоснованными, поскольку данные действия выполнены ответчиком до направления иска в суд.
.
Согласно п. 5.7 Требования по обеспечению транспортной безопасности, учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры (далее - ОТИ) и транспортных средств автомобильного транспорта и дорожного хозяйства, субъект транспортной инфраструктуры обязан: обеспечить проведение оценки уязвимого ОТИ и утверждение в установленном порядке результатов уязвимости ОТИ в течение 3-х месяцев с момента получения уведомления о включении ОТИ в Реестр категорированных ОТИ и о присвоенной категории ОТИ.
В соответствии с ч.1 ст.5 Закона, порядок проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств устанавливается федеральным органом исполнительной власти осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел
Из п.2 Порядка проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, утвержденногРоссии № 87 от 12.04.2010, следует, что оценка уязвимости объекта транспортной инфраструктуры и (или) транспортного средства проводится в целях определения степени защищенности объекта транспортной инфраструктуры и транспортных средств от потенциальных угроз совершения актов незаконного вмешательства в деятельность объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.
Субъектом транспортной инфраструктуры - ООО «Пассажирские перевозки в нарушение требований закона о транспортной безопасности не проведена оценка уязвимости транспортных средств - <данные изъяты>.
Напрямую обязанность субъектов транспортной инфраструктуры по обращению в компетентные органы с запросом (требованием) о проведении категорирования, либо получении их результатов не предусмотрена. Аналогичное полномочие по установлению порядка проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств федеральный законодатель согласно части 1 статьи 5 названного Закона делегировал федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта.
В то же время система мер, реализуемых субъектами транспортной инфраструктуры для защиты объектов транспортной инфраструктуры дорожного хозяйства от потенциальных, непосредственных и прямых угроз совершения актов незаконного вмешательства предусмотрена Приказом Минтранса РФ от 08.02.2011 г. N 42, в соответствии с п. 5.7 которого обеспечение проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и/или транспортных средств и утверждения в установленном порядке результатов такой оценки входит в обязанности именно субъекта транспортной инфраструктуры и осуществляется им в течение трех месяцев с момента получения уведомления о включении объекта в реестр категорированных объектов.
Во исполнение пункта 1 ст. 9 ФЗ "О транспортной безопасности" Приказом Министерства транспорта РФ от 11.02.2010 г. утвержден Порядок разработки планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.
Согласно п. 2 названного Порядка разработка плана обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и/или транспортных средств на основании результатов оценки уязвимости также входит в обязанности субъекта транспортной инфраструктуры и утверждается компетентным органом в области обеспечения транспортной безопасности.
По смыслу приведенных правовых норм (в их совокупности) оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и/или транспортных средств производится после осуществления категорирования. Меры, необходимые для проведения категорирования и оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и/или транспортных средств должны инициироваться субъектом транспортной инфраструктуры.
В этой части суд признает требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Подлежит взысканию с ООО «Пассажирские перевозки» государственная пошлина, от уплаты которой прокурор был освобожден при подаче искового заявления, так как согласно ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
Аналогичная норма содержится в ст. 333.20 НК РФ
Госпошлина подлежит взысканию в размере, установленном ст.333.19 НК РФ, 200 руб.
Руководствуясь ст.194-198, 199 ГПК РФ суд,
Р Е Ш И Л :
1.Признать бездействие Общества с ограниченной ответственностью «Пассажирские перевозки» в части непринятия мер, предусмотренных действующим законодательством, по обеспечению проведения оценки уязвимости транспортных средств незаконным
2.Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Пассажирские перевозки» в течение трех месяцев с момента получения уведомления о включении данных объектов в Реестр категорированных объектов провести оценку уязвимости автомобильного транспорта: <данные изъяты>, используемых ООО «Пассажирские перевозки» для регулярной перевозки пассажиров на автобусных маршрутах № «<адрес>», № «<адрес>».
В удовлетворении исковых требований о признании бездействия Общества с ограниченной ответственностью «Пассажирские перевозки» в части непринятия мер, предусмотренных действующим законодательством, по непринятия мер к категорированию транспортных средств незаконными, возложении на Общество с ограниченной ответственностью
«Пассажирские перевозки» обязанности передать в течение трех месяцев с
момента вступления решения суда в законную силу в Федеральное дорожное
агентство сведения, необходимые для проведения процедуры категорирования
транспортных средств: <данные изъяты>, используемых ООО
«Пассажирские перевозки» для регулярной перевозки пассажиров на
автобусных маршрутах № «<адрес>», № «<адрес>». - отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Красновишерского районный суд в течение месяца со дня вынесения решения.
Судья: Е.П. Суранова