Дело № 2-1784/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
15 ноября 2021 года г. Симферополь
Центральный районный суд г. Симферополя Республики Крым в составе: председательствующего судьи Федоренко Э.Р.,
при секретаре – Кунице Е.В.,
с участием представителя истца – ФИО6,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Администрации г. Симферополя к ФИО3 о признании реконструкции квартиры самовольной, понуждении за собственный счет привести квартиру в первоначальное состояние путем сноса объектов капитального строительства, взыскании судебной неустойки, третьи лица – ФИО1, ФИО2, МКУ Департамент развития муниципальной собственности, Управление муниципального контроля Администрации г. Симферополя, Муниципальное унитарное предприятие муниципального образования городской округ Симферополь «Центральный Жилсервис»,
У с т а н о в и л :
04.06.2021 года Администрация г. Симферополя обратилась в суд с настоящим иском к ФИО3 о сносе самовольного строения, мотивируя Симферополя от 09.02.2021 года № 47-р Управлением муниципального контроля Администрации г. Симферополя в отношении ФИО3 была проведена внеплановая выездная проверка. В ходе проведения проверки было установлено, что Администрацией г. Симферополя с ФИО3 16.03.2016 года заключен договор социального найма жилого помещения № 1201, согласно которому в бессрочное владение и пользование предоставлено жилое помещение, состоящее из одной комнаты, площадью 27,6 кв.м, по адресу: <адрес>. Кроме того, установлено, 16.03.2016 года заключен договор социального найма № 1202 с ФИО1, на жилое помещение 23,3 кв.м. В связи с объединением в одну семью, Дополнительным соглашением внесены изменения в договор социального найма № 1201 от 16.03.2016 года. Фактическим осмотром установлено, что в квартире № 3 имеются два тамбура «а3» и «а4». Согласно пояснениям ФИО3, указанная реконструкция проведена в связи со стесненными условиями. Земельный участок по указанному адресу не сформирован и имеет статус муниципальной собственности. Таким образом, возведенное ответчиком строение соответствует признакам самовольной постройки. Учитывая изложенное, просит признать реконструкцию квартиры самовольной; обязать ответчика за собственный счет привести в первоначальное состояние квартиру путем сноса объектов капитального строительства – тамбуров «а3» и «а4», общей площадью 12,4 кв.м, расположенных по адресу: <адрес>, путем сноса за собственный счет и вывоза строительных материалов; взыскать с ответчиков в пользу истца на случай неисполнения судебного акта неустойку в размере 1000,00 руб. за каждый день просрочки исполнения решения суда до фактического исполнения.
Определением суда от 09.07.2021 года к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены ФИО1, ФИО2 и МКУ Департамент развития муниципальной собственности Администрации г. Симферополя.
Определением суда от 20.09.2021 года к участию в деле в качестве третьего лица привлечены Управление муниципального контроля Администрации г. Симферополя, и МУП «Центральный Жилсервис».
В судебном заседании представитель истца поддержала заявленные требования в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Иные лица, принимающие участие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, причины неявки суду не представлены.
В силу ст. 167 ГПК РФ суд рассматривает дело при имеющейся явке.
Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела и оценив представленные доказательства, суд приходит к выводу о следующем.
В соответствии с ч. 1 ст. 9 Конституции Российской Федерации, ст. 12 Земельного кодекса Российской Федерации земля используется и охраняется как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
Согласно ст. 130 Конституции Российской Федерации, местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение вопросов местного значения, владения, пользования, распоряжения муниципальной собственностью.
В соответствии со ст. 124 Гражданского Кодекса Российской Федерации муниципальные образования являются субъектами гражданского права, к ним применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов.
Согласно п. 26 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения городского округа относится утверждение генеральных планов муниципального, городского округа, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов муниципального, городского округа документации по планировке территории, выдача градостроительного плана земельного участка, расположенного в границах городского округа, выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами), разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории муниципального, городского округа, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования муниципального, городского округа, ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории муниципального, городского округа, резервирование земель и изъятие земельных участков в границах муниципального, городского округа для муниципальных нужд, осуществление муниципального земельного контроля в границах муниципального, городского округа, осуществление в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, осмотров зданий, сооружений и выдача рекомендаций об устранении выявленных в ходе таких осмотров нарушений, направление уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, уведомления о соответствии или несоответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности при строительстве или реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства или садовых домов на земельных участках, расположенных на территориях муниципальных, городских округов, принятие в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации решения о сносе самовольной постройки, решения о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями, решения об изъятии земельного участка, не используемого по целевому назначению или используемого с нарушением законодательства Российской Федерации, осуществление сноса самовольной постройки или ее приведения в соответствие с установленными требованиями в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации.
Решением 6-й сессии I созыва Симферопольского городского совета Республики Крым «О создании Администрации города Симферополя Республики Крым» от 28.11.2014 года № 96 создана Администрация города Симферополя Республики Крым с полномочиями юридического лица в форме муниципального казенного учреждения.
В соответствии со ст. 49 Устава муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым, принятого решением городского совета Республики Крым от 13.11.2014 года № 61 к полномочиям администрации города Симферополя Республики Крым, в том числе, относится осуществление муниципального жилищного, земельного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с действующим законодательством.
Решением 16-й сессии I созыва Симферопольского городского совета Республики Крым от 02.04.2015 года № 225 утвержден Порядок управления и распоряжения земельными участками на территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым.
В соответствии с ч.1 ст. 209, п.1 ст. 215 Гражданского Кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Муниципальной собственностью является имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям. От имени муниципальных образований органы местного самоуправления своими действиями могут приобретать и осуществлять имущественные права и обязанности, выступать в суде в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
В соответствии со ст. 2 Закона Республики Крым от 31.07.2014 года № 38-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым» признается право собственности соответствующих муниципальных образований.
Согласно ч. 2 ст. 11 Земельного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
В соответствии со ст. 39.1. Земельного кодекса Российской Федерации предусматривает основания возникновения прав на земельные участки, предоставляемые из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, к числу которых относятся: решение органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование; договор купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату; договор аренды в случае предоставления земельного участка в аренду; договор безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.
В силу ст. 39.2. Земельного кодекса Российской Федерации, предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9-11 настоящего Кодекса.
Судом установлено, что на основании распоряжения Администрации г. Симферополя от 09.02.2021 года № 47-р была проведена внеплановая выездная проверка в отношении гражданки ФИО3 при использовании земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> <адрес>, по результатам которой Управлением муниципального контроля Администрации г. Симферополя был составлен Акт проверки от 26.02.2021 года № 11/02-03/30 З (л.д.13).
Проверкой установлено, что в нарушение действующего законодательства Российской Федерации ответчиком по адресу: <адрес>17-19, <адрес>, самовольно осуществлено занятие территории общего пользования путем размещения самовольно построенного тамбура лит. «а3», 4,4 х 1,6, и тамбур лит. «а4», 2,15 х 2,5 м. Земельный участок под многоквартирным домом по данному адресу не сформирован.
При этом, согласно договору социального найма № 1201 от 16.03.2016 года, заключенного между Администрацией г. Симферополя и ФИО3, наймодатель передает нанимателю в бессрочное владение и пользование изолированное жилое помещение, находящееся в муниципальной собственности, состоящее из 1 комнаты в квартире общей площадью 27,6 кв.м по <адрес> (л.д.20 об. – 22).
Также установлено, что 16.03.2016 года между Администрацией г. Симферопля и ФИО1 заключен договор социального найма № 1202, согласно которому наймодатель передает нанимателю в бессрочное владение и пользование изолированное жилое помещение, находящееся в муниципальной собственности, состоящее из 1 комнаты в квартире общей площадью 23,3 кв.м по <адрес>. Пунктом 3 Договора предусмотрено, что совместно с нанимателем в жилое помещение вселяются следующие члены семьи: ФИО2 – дочь (л.д.18 – 20).
Дополнительным соглашением от 24.05.2016 года к договорам социального найма жилого помещения от 16.03.2016 года № 1201 и № 1202, внесены изменения в указанные договора социального найма в связи с объединением в одну семью. Считать составом 3 человека: ФИО3 – наниматель, ФИО1 – дочь, ФИО2 – внучка (л.д.23).
Согласно техническому паспорту, составленному 21.01.2020 года, <адрес> по адресу: <адрес>, имеет общую площадь 50,9 кв.м. Площадь учтена после возведения пристроек литер «а3», литер «а4» (л.д.24-26).
Согласно Выписке из Реестра муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым от 17.03.2020 года, квартира, расположенная по адресу: <адрес>, <адрес>, находится в Перечне имущества, находящегося на балансовом учете МУП «Центральный Жилсервис от 01.01.2016 года, площадь данной квартиры составляет 50,9 кв.м (л.д.186-187).
На кадастровом учете объект недвижимого имущества – квартира, расположенная по адресу: <адрес>, <адрес>, кадастровый №, также имеет площадь 50,9 кв.м, собственником квартиры является муниципальное образование городской округ Симферополь (л.д.60-64).
В соответствии со ст. 60 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору социального найма жилого помещения одна сторона – собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом.
В данном случае для ФИО3 (нанимателя) договор социального найма является документом, устанавливающим его право (владения и пользования) на соответствующее помещение, составляющее предмет данного договора.
В силу ст.57 ГПК РФ доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле. Согласно ст.60 ГПК РФ обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.
Учитывая, что компетентным органом – Администрацией г. Симферополя с ФИО3 был заключен договор социального найма о передаче ей во владение и пользование квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, <адрес>, площадью 50,9 кв.м (с учетом дополнительного соглашения от 24.05.2016 года), наличия в ее действиях признаков злоупотребления правом не усматривается, самовольного занятия земельного участка не установлено.
Таким образом, требования о признании реконструкции квартиры самовольной и понуждении за собственный счет привести квартиру в первоначальное состояние путем сноса объектов капитального строительства, суд считает незаконными и необоснованными, в связи с чем не подлежащими удовлетворению.
Требования о взыскании судебной неустойки являются производными от первоначального требования, в связи с чем в его удовлетворении также надлежит отказать.
С учетом изложенного, основания для удовлетворения исковых требований отсутствуют в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 - 199, 233-237 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░3 ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░.
░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ 22.11.2021 ░░░░.