Дело №
РЕШЕНИЕ
ИФИО1
23 июня 2021 года <адрес>
Центральный районный суд <адрес> Республики Крым в составе: председательствующего - судьи Гордиенко О.А., при секретаре ФИО8,
с участием представителя административных истцов – ФИО9,
рассмотрев в открытом судебном заседании при ведении аудиопротоколирования административное дело по административному иску ФИО4, ФИО5 к Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, при участии в деле заинтересованных лиц - ФИО2, первого заместителя председателя Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым ФИО3, об оспаривании решения, действия, бездействия органа государственной власти,
УСТАНОВИЛ:
ФИО4 и ФИО5, действуя через своего представителя обратились в суд с административным иском к Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, в котором, с учетом принятого судом к рассмотрению заявления об уточнении иска, просят:
- признать незаконными действия Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым по постановке на кадастровый учет объекта недвижимости – лит. «М, М1» с кадастровым номером 90:24:010106:8793, расположенного по адресу: <адрес>, а также бездействие, связанное с не рассмотрением поданного представителем административных истцов письменного обращения – заявления от ДД.ММ.ГГГГ об основаниях и документах, на основании которых объект недвижимости лит. «М, М1» был поставлен на кадастровый учет;
- обязать Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым осуществить действия по снятию с государственного кадастрового учета объекта недвижимости – лит. «М, М1» с кадастровым номером 90:24:010106:8793, расположенного по адресу: <адрес>, и исключить сведения о данном объекте из Единого государственного реестра недвижимости.
Заявленные административным истцом требования мотивированы тем, что административным истцам на праве общей долевой собственности согласно свидетельству о праве на наследство принадлежит 2/3 доли (по 1/3 доли) домовладения, расположенного по адресу: <адрес>, в <адрес>. Совладельцем 1/3 доли также является ФИО2 Вступив в права наследования, административным истцам стало известно о том, что ФИО2 произведен демонтаж части жилого дома, а также вспомогательных сооружений и на территории домовладения построен новый объект недвижимости – жилой дом лит «М», общей площадью 288,8 кв.м. Указанный объект выстроен незаконно, без согласия участников долевой собственности. Необходимые разрешения на его возведение и документы о вводе данного объекта в эксплуатацию отсутствуют. Из сведений, полученных и Единого государственного реестра прав на недвижимость, истцам стало известно, что указанное строение состоит на кадастровом учете за номером 90:24:010106:8793. С целью получения информации, истцы обратились в Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым с заявлением о правовых основаниях, а также о документах, на основании которых на территории домовладения № по <адрес> в <адрес> на кадастровый учет поставлен новый объект недвижимости с кадастровым номером 90:24:010106:8793, ответ на который не получен. С учетом изложенного, представитель административного истца полагает, что действия административного ответчика по постановке на кадастровый учет самовольно выстроенного объекта недвижимости, а также непринятие мер по надлежащему рассмотрению заявления от ДД.ММ.ГГГГ являются незаконными.
Административные соистцы, надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание, состоявшееся ДД.ММ.ГГГГ, не явились, реализовали право, предусмотренное статьей 54 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, на ведение дела в суде через представителя.
Представитель административных соистцов ФИО9, действующий на основании доверенности, в судебном заседании заявленные исковые требования поддержал в полном объеме, просил удовлетворить по доводам, изложенным в административном иске, а также в заявлении об уточнении административного иска.
Административный ответчик Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым явку полномочного представителя в судебное заседание не обеспечил, о дате, времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом. Ранее административным ответчиком суду были представлены письменные возражения на заявленные исковые требования, в которых, не признав административный иск, просил отказать в его удовлетворении в полном объеме. Позиция органа регистрации мотивирована тем, что сведения об объекте недвижимости с кадастровым номером 90:24:010106:8793 внесены в Единый государственный реестр по заявлению заинтересованного лица, предоставившего в качестве документа-основания к указанному заявлению технический паспорт. По итогам правовой экспертизы документов обстоятельств, препятствующих государственному кадастровому учету, не установлено.
Заинтересованное лицо первый заместитель председателя Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым ФИО3, привлеченный к участию в административном деле на основании определения суда от ДД.ММ.ГГГГ, в судебное заседания не явился, о дате, времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, ходатайств об отложении судебного разбирательства не заявлял, о причинах неявки суд не уведомил.
Заинтересованное лицо ФИО2, привлеченная к участию в административном деле на основании определения суда от ДД.ММ.ГГГГ, в судебное заседание также не явилась, судебное извещение, направленное по адресу регистрации вернулось в адрес суда с отметкой отделения почтовой связи «по истечении срока хранения». Согласно сведениям на почтовом конверте положения Особых условий приема, вручения, хранения и возврата почтовых отправлений разряда «Судебное», утвержденных приказом ФГУП «Почта России» от ДД.ММ.ГГГГ №-п, соблюдены.
В соответствии со статьей 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю. Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.
Учитывая изложенное, а также исходя из положений части 2 статьи 100 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту - КАС РФ), суд приходит к выводу о надлежащем уведомлении заинтересованного лица о дате, времени и месте судебного разбирательства.
В соответствии с частью 6 статьи 226 КАС РФ лица, участвующие в деле об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, их представители, а также иные участники судебного разбирательства извещаются о времени и месте судебного заседания. Неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
Все лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о дате, времени и месте судебного заседания, что подтверждается соответствующими документами (расписками, извещениями, почтовыми уведомлениями о вручении судебного извещения, данными о доставке судебного извещения посредством электронной почты).
Кроме того, в соответствии с частью 7 статьи 96 КАС РФ информация о принятии административного искового заявления, о времени и месте судебного заседания размещены на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» заблаговременно до начала судебного заседания (подтверждающие документы приобщены к материалам дела).
Учитывая изложенное выше, руководствуясь положениями статьи 226 КАС РФ, суд считает возможным проведение судебного разбирательства в отсутствие неявившихся участников процесса.
Изучив материалы дела, заслушав пояснения представителя административных соистцов, всесторонне и полно исследовав все фактические обстоятельства, обосновывающие исковые требования и возражения лиц, участвующих в деле, объективно оценив доказательства, которые имеют значение для правильного рассмотрения и разрешения дела, суд приходит к следующему.
Статьей 46 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
На основании части 1 статьи 218 КАС РФ граждане могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Статьей 46 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
На основании части 1 статьи 218 КАС РФ граждане могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
По смыслу части 1 статьи 218, части 2 статьи 227 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии обжалуемого решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушение прав административного истца в результате принятия такого решения, совершения действий (бездействия). При этом на административного истца процессуальным законом возложена обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о нарушении его прав, а также соблюдению срока обращения в суд за защитой нарушенного права. Административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение, действия (бездействие) соответствуют закону.
Как следует из материалов административного дела, на основании свидетельства о праве на наследство по закону серии <адрес>0 от ДД.ММ.ГГГГ и свидетельства о праве на наследство по закону серии <адрес>1 от ДД.ММ.ГГГГ ФИО5 и ФИО4 соответственно принадлежит по 1/3 доли (в целом 2/3 доли) в праве общей долевой собственности на дом с соответствующей долей надворных строений (жилой саманный дом лит. «А», пристройка лит. «а1», сарай лит. «В», уборная лит. «У», заборы, колодец лит. «2», ворота, уборная лит. Ж», сараи лит.: «В», «З», душ лит. «И»), расположенных на земельном участке размером 510 кв.м. по адресу: <адрес>, общей площадью 85,3 кв.м., количество этажей, в том числе подземных этажей: 1, кадастровый номер объекта 90:24:010106:8699.
Судом в ходе судебного разбирательства также установлено, что совладельцем вышеназванного домовладения в размере 1/3 доли является ФИО6, что следует из ответа Филиала ГУП РК «Крым БТИ» в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, а также выписки из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии со справкой-характеристикой от ДД.ММ.ГГГГ №, составленной Филиалом ГУП РК «Крым БТИ» в <адрес>, по данным последней технической инвентаризации, проведенной ДД.ММ.ГГГГ, домовладение по адресу: <адрес>, и состоит, в том числе из: II-х этажного жилого дома литер «М» с цокольным этажом литер М1», общей площадью 288,8 кв.м., в том числе жилой площадью 123,5 кв.м. (на месте части жилого дома литер «а», веранды литер «а2», сараев литер «Г», «Д», «Е», уборной-душа литер «Ж») – на возведение, реконструкцию разрешение не предъявлено.
Согласно сведениям из Единого государственного реестра недвижимости объект под лит. «М, М1» по адресу: <адрес>, поставлен на кадастровый учет под номером 90:24:010:106:8793.
С целью уточнения информации относительно правовых оснований постановки на кадастровый учет вышеназванного объекта недвижимого имущества, представитель административного истца ФИО4 - ФИО10, действующая на основании доверенности, обратилась ДД.ММ.ГГГГ в Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым с соответствующим заявлением.
Проверив законность действий административного ответчика относительно постановки на кадастровый учет объекта недвижимости под кадастровым номером 90:24:010:106:8793, а также наличие признаков незаконного бездействия со стороны административного ответчика в части ненадлежащего рассмотрения заявления представителя административного истца, судом установлено нижеследующее.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственного кадастрового учета недвижимого имущества урегулированы Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №218-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «О государственной регистрации недвижимости».
В соответствии с частью 7 статьи 1 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет недвижимого имущества представляет собой внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет).
В силу части 1 статьи 3 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет осуществляются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами.
Согласно Распоряжению Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-р «Об утверждении Соглашения между Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии и Советом министров Республики Крым о передаче осуществления части полномочий в сфере государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и государственного кадастрового учета» осуществление полномочий по государственному учету на территории Республики Крым переданы Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, созданному Постановлением Совета Министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ №.
Права и обязанности по осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на основании статьи 65 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» возложены на государственного регистратора.
Частью 1 статьи 8 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» предусмотрено, что в кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости.
Согласно части 2 статьи 8 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» к основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений. Данные сведения вносятся в кадастр недвижимости на основании документов, указанных в пунктах 7, 7.2 - 7.4 части 2 статьи 14 настоящего Федерального закона, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
К дополнительным сведениям об объекте недвижимости относятся сведения, которые изменяются на основании решений (актов) органов государственной власти или органов местного самоуправления, сведения, которые содержатся в других государственных и муниципальных информационных ресурсах (за исключением сведений, указанных в части 2 настоящей статьи), сведения, которые в соответствии с частями 2 и 3 статьи 38 настоящего Федерального закона вносятся в уведомительном порядке, а также иные сведения, предусмотренные настоящим Федеральным законом. Дополнительные сведения об объекте недвижимости могут изменяться в порядке государственного кадастрового учета в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом (часть 3 статьи 8 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости»).
В соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
В соответствии с Федеральным конституционным законом от ДД.ММ.ГГГГ №-ФКЗ «О принятии в ФИО1 Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя», статьями 83, 84 Конституции Республики Крым, статьей 41 Закона Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗРК «О системе исполнительных органов государственной власти Республики Крым», статьей 9 Закона Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым» постановлением Совета министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден Порядок включения в государственный кадастр недвижимости сведений и содержащих такие сведения документов об объектах недвижимости, расположенных на территории Республики Крым (далее - Порядок).
Указанным Порядком установлены, в том числе правила включения в государственный кадастр недвижимости (далее - ГКН) сведений и содержащих такие сведения документов о расположенных на территории Республики Крым зданиях, сооружениях, помещениях и объектах незавершенного строительства (далее - объекты технического учета), техническая инвентаризация которых осуществлена до вступления в силу Федерального конституционного закона, земельных участках, государственная регистрация которых осуществлена до вступления в силу Федерального конституционного закона (далее - ранее учтенные объекты недвижимости).
Пунктом 31 Порядка предусмотрено, что сведения о ранее учтенном объекте технического учета и содержащие такие сведения документы включаются в ГКН также при обращении в орган кадастрового учета заинтересованного лица с соответствующим заявлением на основании представленного таким лицом правоустанавливающего документа в отношении соответствующего объекта технического учета и (или) технического паспорта такого объекта, составленного до вступления в силу Федерального конституционного закона организацией технической инвентаризации.
На основании материалов учетного дела № судом установлено, что объект недвижимости литер «М, М1», назначение – жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, поставлен на кадастровый учет по заявлению заинтересованного лица от ДД.ММ.ГГГГ, с присвоением объекту недвижимого имущества кадастрового номера 90:24:010106:8793, что следует из выписки из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ №/ИСХ/2020-509165. В Качестве документа-основания государственному регистратору был представлен технический паспорт, выполненный ДД.ММ.ГГГГ Частным предприятием «Фирма «Амата».
По запросу суда Филиалом ГУП РК «Крым БТИ» суду представлена техническая документация домовладения, расположенного по адресу: <адрес> (инвентарное дело № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ), в том числе на объект недвижимого имущества литер «М, М1».
Согласно информации, представленной ООО «Фирма «Амата» в ответе на запрос №-С от ДД.ММ.ГГГГ, Общество с ограниченной ответственностью «Фирма «Амата» является правопреемником Частного предприятия «Фирма «Амата»; подтверждено, что Частным предприятием «Фирма «Амата» выполнялся технический паспорт на усадебный (индивидуальный) жилой <адрес> по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, заказчиком технической инвентаризации выступала ФИО2 Технический паспорт в соответствии с Инструкцией о порядке проведения технической инвентаризации объектов недвижимого имущества, утвержденной приказом Государственного комитета строительства, архитектуры и жилищной политики Украины от ДД.ММ.ГГГГ №, был выдан заказчику технической инвентаризации.
Таким образом, учитывая, что представленный заинтересованным лицом в качестве документа-основания для проведения кадастрового учета технический паспорт на объект недвижимого имущества лит. «М, М1», расположенный по адресу: <адрес>, был составлен до вступления в силу Федерального конституционного закона от ДД.ММ.ГГГГ №-ФКЗ «О принятии в ФИО1 Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» специализированной организацией, суд приходит к выводу о том, что указанный объект поставлен на кадастровый учет при наличии законных оснований, нарушения административной процедуры со стороны административного ответчика не установлено.
Представленными в материалы дела доказательствами также опровергаются доводы административного иска о наличии со стороны административного ответчика незаконного бездействия в части рассмотрения обращения о наличии правовых оснований для постановки на кадастровый учет объекта лит. «М, М1», расположенного по адресу: <адрес>.
Так, как было указано судом выше, представитель административного истца ФИО4 - ФИО10, действующая на основании доверенности, обратилась в Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым с соответствующим заявлением от ДД.ММ.ГГГГ (зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ вх.№).
Ответ по существу поданного обращения был направлен по адресу заявителя ДД.ММ.ГГГГ за исх. № за подписью первого заместителя председателя Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым ФИО3 (ответ направлен простой почтовой корреспонденцией, что подтверждается паспортом движения документа).
В соответствии с частью 2 статьи 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление; об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
Оснований для признания действий административного ответчика незаконными, такими, что повлекли нарушение прав и законных интересов соистцов, в ходе рассмотрения административного дела не установлено, как и не установлено признаков незаконного бездействия в части рассмотрения поданного обращения.
Отказывая в удовлетворении административного иска, суд также учитывает, что доводы в части законности возведения заинтересованным лицом ФИО2 объекта лит. «М, М1», расположенного по адресу: <адрес>, не могут быть проверены в рамках административного судопроизводства.
Кроме того, указанные доводы выходят за пределы заявленных административными истцами требований к органу регистрации прав, поскольку проводимая органом регистрации прав правовая экспертиза документов для кадастрового учета включает в себя исключительно изучение представленных документов на предмет подлинности и достоверности, на соответствие их формы и содержания требованиям законодательства, действовавшего на момент их издания и в месте издания (<Письмо> Росреестра от ДД.ММ.ГГГГ №-исх/07892-ГЕ/13), что должностным лицом Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру <адрес> было выполнено.
Принимая во внимание, что требования об установлении административному ответчику обязанности совершить определенные действия является производным от основного требования и должно быть направлено на устранение допущенных нарушений прав и свобод административного истца, которых в ходе рассмотрения административного дела установлено не было, суд также отказывает в их удовлетворении.
В соответствии с частью 3 статьи 178 КАС РФ при принятии решения суд также решает вопросы о распределении судебных расходов.
На основании части 1 статьи 111 КАС РФ в связи с отказом в удовлетворении исковых требований государственная пошлина взысканию с административного ответчика не подлежит.
Руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд, -
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление ФИО4, ФИО5 к Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, при участии в деле заинтересованных лиц - ФИО2, первого заместителя председателя Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым ФИО3, об оспаривании решения, действия, бездействия органа государственной власти - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым через Центральный районный суд <адрес> Республики Крым в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья /подпись/ О.А. Гордиенко
Решение принято судом в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ.