Дело №а-3789/2020
(33а-295/2021) Председательствующий в первой
инстанции Степанова Ю.С.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
12 января 2021 г. город Севастополь
Судебная коллегия по административным делам Севастопольского городского суда в составе:
председательствующего: Бабича В.В.,
судей: Кожевникова И.В., Кондрак Н.И.,
при секретаре: Шмавоняне Д.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному иску представителя истца Мищенко В. С. - Осетрова С. В. к Правительству Севастополя, Департаменту здравоохранения города Севастополя о признании информации недостоверной,
по апелляционной жалобе представителя истца Мищенко В.С. - Осетрова С.В. на решение Ленинского районного суда города Севастополя от 12 ноября 2020 года.
Заслушав доклад судьи Бабича В.В.,
установила:
истец обратилась в суд с указанным административным исковым заявлением в котором просила признать незаконным предоставление Правительством Севастополя недостоверной информации в графическом виде о количестве случаев заболевания новой коронавирусной инфекцией по состоянию на 13.10.2020 г. в городе Севастополе, обязать Правительство Севастополя разместить на официальном сайте в сети интернет официальное опровержение.
В обоснование недостоверности приведенной информации, административный истец указывает на то, что в опубликованных сведениях содержатся противоречащие друг другу факты: в графической форме при сложении приведенных цифр указано 829 случаев, а в пояснении к ней – 807 случаев, тогда как ни одни, ни другие сведения не соответствуют действительности.
Решением Ленинского районного суда города Севастополя от 12.11.2020 г. указанное административное исковое заявления оставлено без удовлетворения.
На данное решение представителем административного истца Осетровым С.В. подана жалоба, в которой ставится вопрос об его отмене и принятии нового решения об удовлетворении исковых требований. Считает, что решение принято судом с нарушением норм материального и процессуального права, неправильно определены обстоятельства, имеющие значения для дела. Указывает, что суд не применил п.2 ч.1 ст.4 и п.1 ч.1 ст.8 - ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», устанавливающие требования к достоверности предоставляемой органом государственной власти информации. Полагает, что ч.7.1 ст.7 указанного федерального закона не подлежит применению по настоящему делу, поскольку права административного истца нарушены не отказом в предоставлении информации, а предоставлением недостоверных сведений. Суд первой инстанции не установил обстоятельства имеющие значения для дела и не выяснил реальное количество случаев заболевания новой коронавирусной инфекцией в городе Севастополе по состоянию на 13.10.2020 г. Указывает, что недостоверность вышеуказанных сведений подтверждается путем математического сложения приведенных цифр в графическом виде.
От Правительства Севастополя на указанную апелляционную жалобу поступили письменные возражения в которых административный ответчик просит отказать в ее удовлетворении.
В судебное заседание стороны не явились, о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены, что не препятствует рассмотрению дела.
Заслушав судью докладчика, проверив доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия находит апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что 13.10.2020 г. на официальном сайте Правительства Севастополя размещена оперативная сводка по Севастополю на 13.10.2020 г., в соответствии с которой в графическом виде приведены данные о количестве заболевших новой коронавирусной инфекцией за сентябрь-октябрь с разбивкой по районам города Севастополя, а также указано, что с марта 2020 г. количество случаев заболевания составило 1385, из них: 807- заболевших за сентябрь и октябрь, 353 – находятся в стационарах, 401 – под медицинским наблюдением на дому, 41 человека – умерло.
Обращаясь в суд с настоящим иском, Мищенко В.С. указала на то, что в нарушение п. 1 ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 09 февраля 2009 года № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» (далее – Федеральный закон № 8-ФЗ) размещенная административным ответчиком на своем официальном сайте информация является недостоверной ввиду неверного указания количества числа заболевших коронавирусом (при арифметическом сложении), что свидетельствует о нарушении прав истца на получение достоверной информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что Правительство Севастополя представило на своем сайте информацию о количестве заболевших Севастополе новой коронавирусной инфекцией по мере ее актуализации, поскольку выявление граждан с заболеванием коронавирусной инфекцией носит длящийся характер, характеризуется не только наличием у гражданина признаков респираторного заболевания, но и необходимостью в подтверждении диагноза COVID-19, путем забора материала на выявление новой коронавирусной инфекции, что требует определенных временных затрат, в связи с чем приведенный в административном иске расчет статических данных не может свидетельствовать о недостоверности представленных сведений о количестве заболевших коронавирусной инфекции с подтвержденным диагнозом COVID-19. Кроме того, суд пришел к выводу, что информация о количестве заболевших не относится к общедоступной информации, предусмотренной перечнями, утвержденными распоряжением Правительства РФ от 10.07.2013 № 583 «Об обеспечении доступа к общедоступной информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в форме открытых данных», подлежащей размещению органами государственной власти субъектов РФ в форме открытых данных.
Отношения, связанные с обеспечением доступа пользователей к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления регулируются нормами Федерального закона № 8-ФЗ.
В соответствии со ст.1 названного Федерального закона, к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления относится информация (в том числе документированная), созданная в пределах своих полномочий государственными органами, их территориальными органами, органами местного самоуправления или организациями, подведомственными государственным органам, органам местного самоуправления, либо поступившая в указанные органы и организации.
Основными принципами обеспечения доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, в соответствии со ст. 4 указанного Федерального закона, являются открытость и доступность информации, достоверность информации и своевременность ее предоставления, свобода поиска, получения, передачи и распространения информации любым законным способом, соблюдение прав граждан на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту их чести и деловой репутации, права организаций на защиту их деловой репутации при предоставлении информации.
В силу п. 1 ст. 8 Федерального закона № 8-ФЗ пользователь информацией имеет право получать достоверную информацию о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.
В соответствии со ст. 13 указанного Федерального закона информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, размещаемая указанными органами в сети «Интернет», в зависимости от сферы деятельности государственного органа, органа местного самоуправления содержит, в том числе, информацию о состоянии защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и принятых мерах по обеспечению их безопасности, о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, о приемах и способах защиты населения от них, а также иную информацию, подлежащую доведению государственным органом, органом местного самоуправления до сведения граждан и организаций в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации; Согласно п. 2.1. ст. 7 Федерального закона № 8-ФЗ, общедоступная информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления предоставляется государственными органами и органами местного самоуправления неограниченному кругу лиц посредством ее размещения в сети «Интернет» в форме открытых данных.
В силу п. 6 ст. 14 Федерального закона № 8-ФЗ перечни информации о деятельности государственных органов субъектов Российской Федерации утверждаются в порядке, определяемом субъектами Российской Федерации.
На основании п. 7.1 ст. 14 Федерального закона № 8-ФЗ Правительство Российской Федерации определяет состав общедоступной информации о деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления и порядок обязательного размещения указанными органами в сети «Интернет» в форме открытых данных такой информации, созданной указанными органами или поступившей к ним при осуществлении полномочий по предметам ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации или органам местного самоуправления.
В соответствии с Федеральным законом от 09.02.2009 № 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления", Постановлением Правительства Севастополя от 25.06.2020 № 300-ПП "О порядке организации доступа к информации о деятельности Правительства Севастополя и исполнительных органов государственной власти города Севастополя" утверждены «Порядок организации доступа к информации о деятельности Правительства Севастополя и исполнительных органов государственной власти города Севастополя», "Перечень и сроки актуализации информации о деятельности Правительства Севастополя, размещаемой в государственной информационной системе "Портал органов государственной власти города Севастополя" в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", "Перечень и сроки актуализации информации о деятельности исполнительных органов государственной власти города Севастополя, размещаемой в государственной информационной системе "Портал органов государственной власти города Севастополя" в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В пунктах 4 «Перечней» Постановления Правительства Севастополя от 25.06.2020 № 300-ПП указано, что информация о состоянии защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и принятых мерах по обеспечению их безопасности, о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, о приемах и способах защиты населения от них, а также иная информация, подлежащая доведению Правительством Севастополя до сведения граждан и организаций в соответствии с федеральными законами, законами города Севастополя поддерживается в актуальном состоянии. Обновляется не позднее двух рабочих дней со дня получения соответствующей информации, если законодательством не определен иной срок.
Между тем, информация, которую оспаривает административный истец, прямо не относится к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления в понимании вышеуказанных нормативных правовых актов, по сути является оперативной сводкой о ситуации применительно к режиму повышенной готовности, введенному в г. Севастополе Указом Губернатора города Севастополя от 17.03.2020 г. N 14-УГ в целях снижения рисков распространения COVID-2019.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции, верно указавшем, что данные, приведенные в оперативной сводке, не подлежат проверке по указанному в административном иске расчету, поскольку оспариваемая информация сформирована лишь по критериям нахождения больных на стационарном лечении, выздоровевшим и умершим и не может свидетельствовать о недостоверности сведений.
Судебная коллегия также находит верным вывод суда первой инстанции относительно отсутствия нарушений прав административного истца, поскольку доводы, приводимые истцом в обоснование иска, а впоследствии жалобы не указывают на недостоверность информации, предоставляемой административным ответчиком. Указанная информация не нарушает прав административного истца, поскольку носит лишь информационный характер об общей ситуации в указанной сфере.
Учитывая изложенное, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого решения суда не имеется.
Руководствуясь статьями 308, 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда города Севастополя от 12.11.2020 г. оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя административного истца Мищенко В.С. - Осетрова С.В. – без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции через Ленинский районный суд города Севастополя в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.
Председательствующий
Судьи: