Дело №
УИД 55RS0№-25
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
14 марта 2024 года <адрес>
Центральный районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Табаковой Е.А., при секретаре судебного заседания ФИО8, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Советского административного округа <адрес> к Администрации <адрес>, департаменту жилищной политики Администрации <адрес> в интересах неопределенного круга лиц о возложении обязанности принять меры к незамедлительному расселению жильцов дома,
установил:
Прокурор Советского административного округа <адрес> обратился в суд с настоящим иском, указав, что прокуратурой САО <адрес> была проведена проверка соблюдения жилищного законодательства в деятельности Администрации <адрес>, в ходе которой установлено, что постановлением Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-п «О признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу» многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>, на основании заключения межведомственной комиссии <адрес> для оценки жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации многоквартирных домов, находящихся в Федеральной собственности, муниципального жилищного фонда и частного жилищного фонда от ДД.ММ.ГГГГ №, признан аварийным и подлежащим сносу.
На основании технического отчета ООО «Аналитика» от ДД.ММ.ГГГГ межведомственной комиссией <адрес> установлено, что техническое состояние данного многоквартирного дома оценивается как аварийное. Техническое состояние здания характеризуется повреждениями и деформациями, свидетельствующими об исчерпании несущей способности и опасности обрушения. В части стен пятого этажа наблюдаются дефекты аварийного характера, в перекрытиях наблюдается полное коррозийное разрушение рабочих арматурных стержней и снижение прочности бетона, несущая способность стен и дефектных покрытий не обеспечена. Восстановление основных конструктивных элементов нецелесообразно. Физический износ строения составляет 73%.
Многоквартирный жилой <адрес> в <адрес> 1960 года постройки, пятиэтажный, непригоден для эксплуатации с дальнейшим проживанием, аварийный и подлежит сносу. Меры по обеспечению безопасного проживания граждан в аварийном жилом доме не принимались.
В ходе обследования многоквартирного дома ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой округа с участием специалистов Государственной жилищной инспекции <адрес> установлено, что в связи с неудовлетворительным техническим состоянием несущих строительных конструкций указанный МКД имеет угрозу обрушения.
Просит возложить на Администрацию <адрес>, департамент жилищной политики Администрации <адрес> обязанность незамедлительно расселить граждан, проживающих в многоквартирном <адрес>А по <адрес> в <адрес>, в порядке, установленном действующим жилищным законодательством.
Помощник прокурора Советского АО <адрес> ФИО9 просил иск удовлетворить по доводам, изложенным в исковом заявлении. Пояснил суду, что дальнейшее проживание в доме представляет опасность, соответственно ответчику необходимо принять меры к расселению граждан незамедлительно.
Представитель Администрации <адрес> и департамента жилищной политики Администрации <адрес> ФИО10, действующая на основании доверенностей, возражала против удовлетворения исковых требований, указав, что дом не вошел в программу по расселению, так как дом признан аварийным в 2021 году, а программа действует для домов, признанных аварийными до 2017 года. Следующая программа начнет действовать с 2026 года. В 2025 году будет готов проект. Жилые помещения невозможно предоставить, так как дом отсутствует в программе.
Представитель департамента городского хозяйства Администрации <адрес> в судебном заседании участия не принимал, извещен надлежащим образом.
Третьи лица ФИО1, ФИО14, ФИО20, ФИО13, ФИО21, ФИО16, ФИО19, ФИО18, ФИО22, ФИО183 представитель ФИО15 - ФИО11, представитель ФИО17 - ФИО23 (по доверенности) заявленные требования поддержали, просили удовлетворить.
Иные лица в судебном заседании участия не принимали, извещены надлежащим образом о рассмотрении дела.
Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу требований статьи 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище.
Согласно ч. 1 ст. 1 Жилищного кодекса РФ (далее – ЖК РФ) жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасность, на неприкосновенность и недопустимость произвольного лишения жилища, на необходимость беспрепятственного осуществления прав, вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством.
На основании п. 11 ч. 1 ст. 12 ЖК РФ к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений, в том числе, относятся определение оснований и порядка признания жилых помещений непригодными для проживания.
Согласно ч. 2, 4 ст. 15 ЖК РФ жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).
Жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст. 49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.
В силу п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном законом порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
В силу пп. 3, 6 ст. 62 ЖК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе: в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда; обеспечивают контроль за исполнением жилищного законодательства, использованием и сохранностью жилищного фонда, соответствием жилых помещений установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.
Согласно ст. 87 ЖК РФ, если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.
В силу ч. 1, 2 ст. 89 ЖК РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены ст. 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта. Если наниматель и проживающие совместно с ним члены его семьи до выселения занимали квартиру или не менее чем две комнаты, наниматель соответственно имеет право на получение квартиры или на получение жилого помещения, состоящего из того же числа комнат, в коммунальной квартире.
В силу п. 7 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утверждённого постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям.
Орган местного самоуправления создаёт в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда.
Согласно п. 49 названного Положения на основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта РФ, орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
Как следует из материалов дела, постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-п «О признании многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу» многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>, на основании заключения межведомственной комиссии <адрес> для оценки жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации многоквартирных домов, находящихся в Федеральной собственности, муниципального жилищного фонда и частного жилищного фонда от ДД.ММ.ГГГГ №, признан аварийным и подлежащим сносу. Срок отселения установлен до ДД.ММ.ГГГГ.
В рамках федерального проекта «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда» в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» (далее - Федеральный закон № 185-ФЗ) при предоставлении финансовой поддержки Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (далее - Фонд) предусматривается расселение всех многоквартирных домов, признанных аварийными до ДД.ММ.ГГГГ.
Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-п утверждена региональная адресная программа <адрес> по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в 2019-2025 годах (далее – Программа), финансирование которой осуществляется за счет средств Фонда, бюджета <адрес> и местных бюджетов.
Многоквартирный <адрес>А по <адрес> в <адрес> в данной программе не находится.
Из представленных в материалы дела документов - свидетельств о государственной регистрации права собственности, выписок из ЕГРН, договоров социального найма следует, что жилые помещения в многоквартирном <адрес>А по <адрес> в <адрес> принадлежат привлеченным к участию в процессе третьим лицам.
Согласно п. 3 ст. 85 ЖК РФ граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, если жилое помещение признано непригодным для проживания.
На основании п. 1 части 2 статьи 57 ЖК РФ суд вправе обязать орган местного самоуправления предоставить гражданам другие благоустроенные жилые помещения во внеочередном порядке.
В силу ч. 10 ст. 32 ЖК РФ признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.
В соответствии с положениями части 6 статьи 2 ЖК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе обеспечивают контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда.
Согласно пунктам 1, 8, 9 части 1 статьи 14 ЖК РФ к компетенции органов местного самоуправления относится учет муниципального жилищного фонда, контроль за его сохранностью и соответствием жилых помещений санитарным и техническим требованиям, признание жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.
Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, к компетенции органа местного самоуправления отнесено также принятие решения и издание распоряжения с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (пункт 49).
В силу указанных норм определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения лиц, в нем проживающих, является компетенцией органа местного самоуправления.
Как следует из п. 2 ч. 2 ст. 16 Федерального закона № 185-ФЗ в первоочередном порядке подлежат переселению граждане из многоквартирных домов, которые расположены на территории муниципального образования и год признания которых аварийными и подлежащими сносу или реконструкции предшествует годам признания аварийными и подлежащими сносу или реконструкции других многоквартирных домов, расположенных на территории этого муниципального образования, а также из многоквартирных домов при наличии угрозы их обрушения или при переселении граждан на основании вступившего в законную силу решения суда.
Таким образом, в первоочередном порядке подлежат переселению граждане из многоквартирных домов при наличии угрозы их обрушения на основании вступившего в силу решения суда, в связи с чем в данном случае возможен только судебный способ защиты прав.
Согласно частям 1 и 2 статьи 89 ЖК РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 данного Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта.
Согласно Обзору судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ, при рассмотрении дел по искам о выселении граждан из занимаемых жилых помещений, заявленным по основаниям, предусмотренным статьями 86, 87 ЖК РФ, необходимо проверять соблюдение установленного Положением порядка признания жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Если при рассмотрении дела будет установлено, что помещение, в котором проживает гражданин, представляет опасность для жизни и здоровья по причине его аварийного состояния или по иным основаниям, то предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания, не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и срока сноса дома. Суд может обязать орган местного самоуправления предоставить истцу другое благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке.
В связи с этим для правильного разрешения возникшего спора имеет значение выяснение того, имеется ли опасность для жизни и здоровья истцов с учетом состояния жилого помещения, требующая незамедлительного решения вопроса об их переселении в другое жилое помещение, а также о возможности проживать в другом жилом помещении до решения вопроса о предоставлении благоустроенного жилого помещения взамен утраченного.
Таким образом, юридически значимыми обстоятельствами при рассмотрении данного спора являются: установление права, на котором граждане пользуются жилым помещением, условия, при которых гражданам предоставлено такое жилое помещение, признание его аварийным в установленном законом порядке, отсутствие у граждан иного жилого помещения, пригодного для проживания, наличие оснований, требующих незамедлительного решения вопроса о предоставлении жилого помещения.
На основании заключения межведомственной комиссии <адрес> по признанию жилого помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания № от ДД.ММ.ГГГГ постановлением Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-п многоквартирный жилой дом по адресу: <адрес>А признан аварийным и подлежащим сносу. Снос дома произведен не был.
Суду представлены доказательства, свидетельствующие о ненадлежащем техническом состоянии многоквартирного дома, которое оценивается как аварийное и представляет опасность для жизни проживающих.
Согласно выводам, изложенным в техническом отчете ООО «Аналитика», в здании наблюдаются признаки низкого качества строительных работ по возведению стен, а также отсутствие каких-либо признаков проведения в здании текущих и капитальных ремонтов за весь эксплуатационный период с 1960 года.
Систематические многолетние протечки через дефекты кровли, полная неработоспособность системы вентиляции и прочие недостатки эксплуатационного характера усугубили техническое состояние несущих конструкций. В результате, в подавляющей части стен пятого этажа возникли дефекты аварийного характера (полная деструкция клади с выпадением фрагментов, разрушение рабочих арматурных стержней и снижение прочности бетона. Несущая способность стен и дефектных перекрытий не обеспечена.
Физический износ здания в целом составил 73%. Восстановление основных конструктивных элементов нецелесообразно.
При фактическом состоянии существует недопустимый риск, связанный с причинением вреда жизни и здоровью граждан, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни и здоровью животных и растений вследствие разрушения или потери устойчивости здания, сооружения или их части.
В заключении указано, что принимая во внимание характер наблюдаемых повреждений, в ближайшее время следует ожидать обрушения фрагментов кладки стен пятого этажа. Ввиду того, что на эти стены опираются плиты покрытия и чердачного перекрытия, то при разрушении могут обрушиться и нижележащие части здания.
Согласно поступившей суду справке ООО «Аналитика» № от ДД.ММ.ГГГГ нахождение людей внутри помещений здания опасно и представляет угрозу жизни. При невыполнении противоаварийных мероприятий требуется незамедлительное расселение жильцов дома.
С учетом изложенного, суд считает установленным, что многоквартирный <адрес>А по <адрес> в <адрес>, в котором проживают граждане, представляет опасность для их жизни и здоровья по причине аварийного состояния.
Прокуратурой Советского административного округа <адрес> ДД.ММ.ГГГГ с привлечением специалистов Государственной жилищной инспекции <адрес> проведено визуальное обследование указанного многоквартирного дома. В результате визуального обследования установлено: кирпичная кладка фасада МКД имеет расслоение, выветривание, разрушение стенового материала, выпучивание и выпадение кирпичей по периметр; на кровле МКД разрушены парапетные плиты, отсутствует кровельное покрытие; штукатурно-отделочный слой фасада МКД разрушен; отмостка МКД разрушена; внутренние стены в подъездах МКД имеют выпадение кирпичей, отслоение штукатурно-побелочного слоя по периметру; не обеспечено исправное состояние стен для восприятия нагрузок (конструктивная прочность); в секциях, расположенных на 5 этажах МКД, выявлены прогибы, выпучивания потолочных перекрытий, тем самым не обеспечено исправное состояние перекрытий; разрушение карнизных плит по периметру МКД (оголение арматуры, разрушение бетона, выбоины). В связи с неудовлетворительным техническим состоянием несущих строительных конструкций МКД имеет угрозу обрушения.
Таким образом, судом установлено, что состояние <адрес>А по <адрес> в <адрес> в связи с возможностью обрушения угрожает жизни и здоровью не только лиц проживающих в нем, но и людей, находящихся в непосредственной близости от аварийного дома. С учетом времени, с которого дом признан аварийным, и не соблюдения ответчиками обязанности, предусмотренной ст. 32 ЖК РФ, в части принятия мер по фактическому расселению и обеспечению прав граждан на проживание в безопасных для жизни и здоровья жилых помещениях, требования прокурора Советского административного округа <адрес> подлежат удовлетворению.
На основании п.п. 1,2 Положения о департаменте жилищной политики Администрации <адрес>, утвержденного Решением Омского городского Совета от ДД.ММ.ГГГГ № «О департаменте жилищной политики Администрации <адрес>», департамент жилищной политики Администрации <адрес> является структурным подразделением Администрации <адрес>, осуществляющим деятельность в сфере управления муниципальным жилищным фондом <адрес>.
Департамент наделяется правами юридического лица в соответствии с настоящим Положением, имеет самостоятельную смету расходов и самостоятельный баланс, лицевые счета, открытые в органах Федерального казначейства, лицевые счета, открытые в финансовом органе, исполняющем бюджет <адрес>, и иные счета, открываемые в порядке, установленном законодательством, печать со своим наименованием, штампы, бланки, факсимиле директора департамента и другие реквизиты, может от своего имени выступать истцом, ответчиком, третьим лицом в суде.
Согласно п. 16 Положения целью деятельности департамента является реализация единой муниципальной политики в сфере жилищных отношений на территории <адрес>. Задачами департамента являются, в числе прочего, осуществление мероприятий по расселению граждан из жилых помещений, непригодных для проживания, и жилых домов, признанных аварийными и подлежащими сносу, а также по переселению граждан из жилых помещений муниципального жилищного фонда <адрес> по иным основаниям, установленным законодательством.
С учетом того, что в рамках процедуры расселения собственников из признанного аварийным многоквартирного дома полномочия реализуются не только департаментом жилищной политики Администрации <адрес> (в частности, процедура выкупа принадлежащих собственникам помещений реализуется департаментом жилищной политики Администрации <адрес>, при этом принятие нормативных актов, касающихся указанной процедуры (например, о продлении срока расселения и т.д.), а также вопрос о выделении денежных средств относится к полномочиям Администрации <адрес>), департамент жилищной политики Администрации <адрес>, Администрация <адрес> являются надлежащими ответчиками по делу, поскольку ими не принимаются меры к фактическому расселению многоквартирного дома в порядке ст. 32 ЖК РФ.
На основании установленных по делу обстоятельств суд полагает необходимым возложить обязанность по принятию мер к незамедлительному расселению граждан, проживающих в <адрес>А по <адрес>, на Администрацию <адрес> и департамент жилищной политики Администрации <адрес>.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования прокурора Советского административного округа <адрес> удовлетворить.
Обязать Администрацию <адрес> (ОГРН № департамент жилищной политики Администрации <адрес> (ОГРН № принять меры к незамедлительному расселению граждан, проживающих в многоквартирном <адрес>А по <адрес>, в порядке, установленном действующим жилищным законодательством.
Решение суда может быть обжаловано в Омский областной суд посредством подачи апелляционной жалобы через Центральный районный суд <адрес> в течение одного месяца с момента изготовления решения суда в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья Е.А. Табакова