Судья Хертек Ч.К. Дело № 2-66/2021
(№ 33-767/2021)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Кызыл 6 июля 2021 года
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Тыва в составе:
председательствующего Канзая А.А.,
судей Ховалыга Ш.А., Таргына А.О.,
при секретаре Ханды Б.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Таргына А.О. гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Администрации муниципального района «**» Республики Тыва, Администрации ** кожууна о возложении обязанности заключить договор аренды земельного участка по апелляционной жалобе представителя истца на решение Кызылского районного суда Республики Тыва от 1 марта 2021 года,
установила:
истец обратилась в суд с вышеуказанным иском к Администрации муниципального района «**» Республики Тыва (далее – Администрация МР «**», ответчик), в обоснование требований указав, что ответчик нарушил процедуру предоставления земельного участка, не предоставив истцу в течение тридцати дней после опубликования в газете извещения о предоставлении в аренду земельного участка ответа об отказе или о проведении аукциона. Просила возложить обязанность на ответчика заключить договор аренды земельного участка, имеющего адресный ориентир: Республика Тыва, **, общей площадью 800 кв.м. сроком на двадцать лет для индивидуального жилищного строительства в двухнедельный срок с момента вступления в законную силу решения суда.
Определением суда от 07.10.2020 в качестве соответчика привлечена Администрация ** кожууна Республики Тыва.
Определением суда от 04.12.2020 в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечено Министерство земельных и имущественных отношений Республике Тыва.
Решением Кызылского районного суда Республики Тыва от 1 марта 2021 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с решением суда, представитель истца ФИО2 подала апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда и вынести новое решение об удовлетворении иска. Ссылается на нарушение судом права истца на защиту вследствие незаконного недопущения представителя к участию в судебном заседании в день вынесения решения суда. Кроме того, судом первой инстанции не дана оценка длительному бездействию ответчика и представленному доказательству в виде опубликованного извещения в газете.
Истец ФИО1 и ее представитель ФИО2 в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
Представитель ответчика Администрации МР «**», представитель соответчика Администрации ** кожууна, представитель Министерства земельных и имущественных отношений Республике Тыва в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
Судебная коллегия рассматривает дело в порядке статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ).
Обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 15 Земельного кодекса РФ (далее – ЗК РФ) собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являютсяземельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации. Граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
Согласно части 1 статьи 39.1 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании: 1) решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование; 2) договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату; 3) договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду; 4) договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.
В случае поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, совершает одно из следующих действий: 1) обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей (далее в настоящей статье - извещение) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"; 2) принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 или статьей 39.16 настоящего Кодекса (часть 1 статьи 39.18 ЗК РФ).
Граждане, крестьянские (фермерские) хозяйства, которые заинтересованы в приобретении прав на испрашиваемый земельный участок, могут подавать заявления о намерении участвовать в аукционе (часть 4 статьи 39.18 ЗК РФ).
Согласно части 5 статьи 39.18 ЗК РФ, если по истечении тридцати дней со дня опубликования извещения заявления иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе не поступили, уполномоченный орган совершает одно из следующих действий: 1) осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или проекта договора аренды земельного участка в трех экземплярах, их подписание и направление заявителю при условии, что не требуется образование или уточнение границ испрашиваемого земельного участка; 2) принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка в соответствии со статьей 39.15 настоящего Кодекса при условии, что испрашиваемый земельный участок предстоит образовать или его границы подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости", и направляет указанное решение заявителю. В случае, если схема расположения земельного участка, в соответствии с которой предстоит образовать земельный участок, подлежит согласованию в соответствии со статьей 3.5 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", срок принятия указанного решения может быть продлен не более чем до сорока пяти дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка. Об отсутствии заявлений иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств, поступивших в срок, указанный в абзаце первом настоящего пункта, и о продлении срока принятия решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган уведомляет заявителя.
В соответствии с частью 7 статьи 39.18 ЗК РФ в случае поступления в течение тридцати дней со дня опубликования извещения заявлений иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе уполномоченный орган в недельный срок со дня поступления этих заявлений принимает решение: 1) об отказе в предоставлении земельного участка без проведения аукциона лицу, обратившемуся с заявлением о предоставлении земельного участка, и о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предоставлении земельного участка; 2) об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка лицу, обратившемуся с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка. В этом случае уполномоченный орган обеспечивает образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ и принимает решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка.
Из материалов дела следует, что ФИО1 обратилась в Администрацию муниципального района «**» с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Согласно ответу Администрации МР «**» от 17.10.2019 № 1547 в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории отказано в связи с временным приостановлением выделения земельных участков для индивидуального жилищного строительства, связанным с корректировкой генерального плана и правил землепользования и застройки **.
Решением Кызылского районного суда Республики Тыва от 19.02.2020 административное исковое заявление ФИО1 к Администрации муниципального района «**» Республики Тыва о признании незаконным решения и возложении обязанности утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории, предоставить земельный участок в аренду удовлетворено частично. Постановлено признать незаконным решение Администрации «**», изложенное в ответе от 17.10.2019 № 1547. На административного ответчика возложена обязанность устранить нарушение права ФИО1 в течение месяца со дня вступления в законную силу решения суда – путем принятия в установленном законом порядке решения по заявлению ФИО1 от 14.10.2019 вх. № 1014, и сообщить административному истцу и Кызылскому районному суду Республики Тыва в течение месячного срока со дня вступления решения в законную силу об исполнении решения суда. Решение суда вступило в законную силу 27 марта 2020 года.
В извещении, опубликованном в газете «Тувинская правда» от ДД.ММ.ГГГГ № (№) содержится следующая информация «В соответствии с решением Кызылского районного суда от 19.02.2020 сообщается о возможности предоставления земельных участков в аренду из земель населенных пунктов, расположенных по адресам: **, общей площадью 800 кв.м., **, общей площадью 800 кв.м. Письменные заявления принимаются по адресу: пгт. Каа-Хем, **, административное здание муниципального района «**» Республики Тыва, каб. 206. Представитель ФИО3 Исп. ФИО2».
Согласно ответу Администрации МР «**» от 06.10.2020 № 252 на запрос суда спорный земельный участок ФИО1 на каком-либо праве не предоставлялся, опубликование информационного сообщения о предоставлении земельного участка не производилось, заявлений от других лиц о предоставлении земельного участка не поступало, договор аренды земельного участка не заключался, притязаний на земельный участок со стороны третьих лиц не имеется.
Также в указанном письме сообщается о нахождении спорного земельного участка в производственно-коммунальной зоне – зоне предприятия не выше V класса, который в соответствии с видом разрешенного использования земельного участка не относится к жилой зоне.
Разрешая настоящий спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 39.18 ЗК РФ, 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пришел к выводу об отсутствии оснований для возложения на ответчика обязанности заключить с истцом договор аренды спорного земельного участка ввиду несоблюдения установленной законом процедуры предоставления земельного участка и нахождения земельного участка вне жилой зоны.
Судебная коллегия соглашается с указанным выводом суда, находит его законным, обоснованным и принятым с учетом всех обстоятельств дела и представленных доказательств.
Частью 1 статьи 39.18 ЗК РФ установлено, что в случае поступления, в том числе, заявления гражданина о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, совершает одно из следующих действий:
1) обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
2) принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 или статьей 39.16 настоящего Кодекса.
Согласно части 16 статьи 11.10 ЗК РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является: 1) несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи; 2) полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек; 3) разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам; 4) несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории; 5) расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.
Согласно части 4 статьи 37 Устава муниципального района «**» Республики Тыва», утвержденного Решением Хурала представителей ** кожууна от № (зарегистрировано в Управлении Минюста России по Республике Тыва ДД.ММ.ГГГГ N RU №), официальным опубликованием муниципального правового акта или соглашения, заключенного между органами местного самоуправления, считается первая публикация его полного текста в периодическом печатном издании, распространяемом в соответствующем муниципальном образовании (газета «Вести ** кожууна»). Для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов и соглашений органы местного самоуправления вправе также использовать «информационные стенды», официальные сайты администрации района и правовой портал Министерства юстиции Российской Федерации «http:pravo-minjust.ru».
Согласно части 2 статьи 39.18 ЗК РФ в извещении о предоставлении земельного участка указываются: 1) информация о возможности предоставления земельного участка с указанием целей этого предоставления; 2) информация о праве граждан или крестьянских (фермерских) хозяйств, заинтересованных в предоставлении земельного участка для указанных в пункте 1 настоящей статьи целей, в течение тридцати дней соответственно со дня опубликования и размещения извещения подавать заявления о намерении участвовать в аукционе по продаже такого земельного участка или аукционе на право заключения договора аренды такого земельного участка; 3) адрес и способ подачи заявлений, указанных в подпункте 2 настоящего пункта; 4) дата окончания приема указанных в подпункте 2 настоящего пункта заявлений, которая устанавливается в соответствии с подпунктом 2 настоящего пункта; 5) адрес или иное описание местоположения земельного участка; 6) кадастровый номер и площадь земельного участка в соответствии с данными государственного кадастра недвижимости, за исключением случаев, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать; 7) площадь земельного участка в соответствии с проектом межевания территории или со схемой расположения земельного участка, если подано заявление о предоставлении земельного участка, который предстоит образовать; 8) реквизиты решения об утверждении проекта межевания территории в случае, если образование земельного участка предстоит в соответствии с утвержденным проектом межевания территории, условный номер испрашиваемого земельного участка, а также адрес сайта в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», на котором размещен утвержденный проект; 9) адрес и время приема граждан для ознакомления со схемой расположения земельного участка, в соответствии с которой предстоит образовать земельный участок, если данная схема представлена на бумажном носителе.
Решением Кызылского районного суда Республики Тыва от 19.02.2020 установлено, что Администрацией «**» вследствие нарушения положений части 1 статьи 39.18, части 16 статьи 11.10 ЗК РФ нарушены права и законные интересы ФИО1 На административного ответчика возложена обязанность устранить нарушение права ФИО1 путем принятия в установленном законом порядке решения по ее заявлению согласно вышеприведенным нормам.
Представителем ФИО3 и исполнителем ФИО2 на основании вышеуказанного решения суда в газете «Тувинская правда» ДД.ММ.ГГГГ опубликовано извещение о предоставлении земельного участка.
Между тем, решение Кызылского районного суда Республики Тыва от 19.02.2020 не содержит указаний о публикации извещения о возможности предоставления спорного земельного участка.
Таким образом, учитывая, что решение о предоставлении земельного участка уполномоченным органом в установленном законом порядке не принималось, извещение о предоставлении земельного участка уполномоченным органом в установленном законом порядке не опубликовывалось, извещение опубликовано с нарушением порядка, предусмотренного Земельным кодексом РФ, не уполномоченным на это лицом, то вывод суда первой инстанции об отсутствии оснований для возложения обязанности на ответчика заключить с истцом договор аренды является законным и обоснованным.
Кроме того, как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, согласно решению Хурала представителей сельского поселения ** от ДД.ММ.ГГГГ № спорный земельный участок относится к производственно-коммунальной зоне, что исключает возможность его предоставления для индивидуального жилищного строительства.
Доводы апелляционной жалобы о нарушении Кызылским районным судом Республики Тыва норм процессуального права, выразившегося в недопущении представителя истца к участию в судебном заседании 1 марта 2021 года по мотиву отсутствия оригинала доверенности, в силу частей 3, 6 статьи 330 ГПК РФ не могут служить основанием для отмены или изменения по существу правильного решения суда первой инстанции.
Учитывая вышеизложенное, доводы апелляционной жалобы являются необоснованными и направленными на иное толкование норм действующего законодательства, а потому не опровергают выводов суда и не могут служить основанием для отмены решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Кызылского районного суда Республики Тыва от 1 марта 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции (г. Кемерово) через Кызылский районный суд Республики Тыва в течение трех месяцев.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 7 июля 2021 года.
Председательствующий
Судьи: