...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
28 марта 2016 года Дело № 2-2223/2016
Абаканский городской суд Республики Хакасия
в составе председательствующего Стрельцовой Е.Г.,
при секретаре Бодаговой К.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Абаканского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» в лице Красноярской региональной дирекции железнодорожных вокзалов - структурного подразделения Дирекции железнодорожных вокзалов ОАО «РЖД» об обязании оборудовать здание приспособлением для перемещения инвалидов,
УСТАНОВИЛ:
Абаканский транспортный прокурор, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» в лице Красноярской региональной дирекции железнодорожных вокзалов - структурного подразделения Дирекции железнодорожных вокзалов ОАО «РЖД» об обязании оборудовать здание приспособлением для перемещения инвалидов. Требования мотивированы тем, что на основании проверки, проведенной прокуратурой по исполнению законодательства доступности объектов социальной инфраструктуры лицам с ограниченными физическими возможностями, установлено, что здание вокзала, расположенное по адресу: ..., в нарушение норм законодательства, не оборудовано пандусами и поручнями к ним, что препятствует свободному доступу лиц с ограниченными возможностями в здание. В целях создания равных с другими гражданами возможностей для полноценного участия в жизни общества лиц, которые имеют нарушение здоровья, приведшее к ограничению жизнедеятельности, государство среди других мер социальной защиты предусматривает обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры. По этим основаниям просил в судебном порядке обязать ОАО «Российские железные дороги» в лице Красноярской региональной дирекции железнодорожных вокзалов - структурного подразделения Дирекции железнодорожных вокзалов ОАО «РЖД» оборудовать центральный вход в здание железнодорожного вокзала Абакана, находящееся по адресу: ..., приспособлением для перемещения инвалидов (пандусом).
В ходе судебного заседания помощник Абаканского транспортного прокурора Костенко А.А., действующая на основании служебного удостоверения, поддержала доводы, изложенные в иске, просила в судебном порядке обязать ОАО «Российские железные дороги» в лице Красноярской региональной дирекции железнодорожных вокзалов -структурного подразделения Дирекции железнодорожных вокзалов ОАО «РЖД» оборудовать центральный вход в здание железнодорожного вокзала Абакана, находящееся по адресу: ..., приспособлением для перемещения инвалидов (пандусом).
Представитель ответчика ОАО «Российские железные дороги» в лице Красноярской региональной дирекции железнодорожных вокзалов -структурного подразделения Дирекции железнодорожных вокзалов ОАО «РЖД» в судебное заседание не явился, будучи извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела по существу, о причинах неявки не сообщил, заявлений о рассмотрении дела в его отсутствие не представил, как и возражений на заявленные исковые требования.
Суд, в соответствии с ч. 4 ст. 167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика.
Выслушав Абаканского транспортного прокурора, исследовав материалы гражданского дела, проанализировав представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 41 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.
В силу ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Согласно ч. 2 ст. 19 Конституции РФ государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.
В силу ст. 2 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, утвержденных ВС РФ 22.07.1993 № 5487-1, основным принципом охраны здоровья граждан является доступность медико-социальной помощи.
Согласно ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).
В силу положений СП 59.13330.2012 (Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001 (утв. Приказом Минрегиона России от 27.12.2011 N 605) в зданиях и сооружениях должны быть обеспечены для МГН условия использования в полном объеме помещений для безопасного осуществления необходимой деятельности самостоятельно либо при помощи сопровождающего, а также эвакуации в случае экстренной ситуации.
Согласно п. 7.4.9 названного свода правил, помещения зданий вокзалов разных видов пассажирского транспорта (железнодорожного, автомобильного, воздушного, речного и морского), переходы, платформы и другие сооружения, предназначенные для обслуживания пассажиров, должны быть доступными для МГН.
В зданиях вокзалов следует предусматривать доступными: помещения и сооружения обслуживания: вестибюли; операционные и кассовые залы; камеры хранения ручного багажа; пункты регистрации пассажиров и багажа; специальные помещения ожидания и отдыха - депутатские комнаты, комнаты матери и ребенка, комнаты длительного отдыха; уборные (СП 59.13330.2012 п. 7.4.10).
В соответствии с п. 5.2.15 СП 59.13330.2012 вдоль обеих сторон пандусов необходимо устанавливать ограждения с поручнями. Поручни у пандусов следует располагать на высоте 0,7 м. Расстояние между поручнями пандуса принимать в пределах от 0,9 до 1, 0 м.
Пандус – это сооружение, имеющее сплошную наклонную по направлению движения поверхность, предназначенное для перемещения с одного уровня горизонтальной поверхности пути на другой, в том числе на кресле-коляске (приложение Б СП 59.13330.2012).
В судебном заседании установлено, что согласно п. 9 Устава ОАО «Российские железные дороги», утверждённого Постановлением Правительства РФ от 18.09.2003 г. № 585, одной из главных целей Общества является обеспечение потребностей физических лиц в железнодорожных перевозках, работах и услугах, осуществляемых (оказываемых) обществом.
В соответствии с п. 1 приказа Президента ОАО «РЖД» от 04.12.2006 № 277 «О формировании структурных подразделении Дирекции железнодорожных вокзалов - филиала ОАО «РЖД» в составе Дирекции железнодорожных вокзалов создана, помимо прочих, Красноярская региональная дирекция железнодорожных вокзалов.
И.о. начальника Красноярской региональной дирекции железнодорожных вокзалов 28.03.2008 утверждено Положение о железнодорожном вокзале Абакан - подразделении Красноярской региональной дирекции железнодорожных вокзалов (далее Положение).
Как следует из п. 10 Положения основной задачей вокзала является организация обслуживания пассажиров.
Постановлением Госстроя РФ от дд.мм.гггг №... введены в действие с дд.мм.гггг Строительные нормы и правила «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения (СПнП 35-01-2001), согласно п. 3.17. которых помещения, где могут находиться инвалиды па креслах-колясках, следует, как правило, размещать на уровне входа, ближайшего к поверхности земли. При ином размещении помещений по высоте здания кроме лестниц следует предусматривать пандусы, подъемные платформы, лифты или другие приспособления для перемещения инвалидов.
В соответствии со свидетельством о государственной регистрации права от дд.мм.гггг серии №... собственником здания вокзала на 400 пассажиров общей площадью 1390.6 кв.м. является ОАО «РЖД»
Здание железнодорожного вокзала состоит на балансовом учёте в Краснояркой региональной дирекции железнодорожных вокзалов, что подтверждается инвентарной карточкой учета объектов основных средств №....
О необходимости устройства пандуса свидетельствует акт обследования к Паспорту доступности объекта транспортной инфраструктуры №... от дд.мм.гггг, утвержденный зам. Министра транспорта и дорожного хозяйства Республики Хакасия, а также справкой о результатах проверки от дд.мм.гггг, постановление об административном правонарушении от дд.мм.гггг о привлечении открытого акционерного общества «Российские железные дороги» к административной ответственности по ст. 9.13 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Согласно указанному постановлению открытое акционерное общество «Российские железные дороги» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 9.13 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и обществу назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 (двадцать тысяч) рублей.
Данное постановление вступило законную силу и в соответствии со ст. 61 ГПК РФ имеет преюдициальное значение для рассмотрения данного иска.
Указанным постановлением установлено, что в нарушение вышеприведенных требований федерального законодательства, швеллеры и имеющееся переносное приспособление, которыми оборудован вход со стороны ... в помещение железнодорожного вокзала по адресу: ..., поручней не имеет, а также не имеет сплошную наклонную поверхность, что препятствует доступу инвалидов в помещение социально - значимого объекта, а также к транспортной инфраструктуре.
При проведении прокуратурой проверки исполнения законодательства о защите прав инвалидов установлено, что здание, расположенное по адресу: ...А, в нарушение норм законодательства, не оборудовано пандусами и поручнями к ним, что препятствует свободному доступу лиц с ограниченными возможностями в здание.
Таким образом, из анализа установленных по делу обстоятельство и норм действующего законодательства, следует, что ответчик, владеющий нежилым помещением на праве собственности, обязан обеспечить условия беспрепятственного доступа в помещения лицам с ограниченными физическими возможностями, достоверных, допустимых и достаточных доказательств обратного ответчиком в нарушение статьи 56 ГПК РФ суду не представлено, вследствие чего требования Абаканского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц об обязании оборудовать здание вокзала, расположенного по адресу: ..., приспособлением для перемещения инвалидов, подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Абаканского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.
Обязать открытое акционерное общество «Российские железные дороги» в лице Красноярской региональной дирекции железнодорожных вокзалов - структурного подразделения Дирекции железнодорожных вокзалов ОАО «РЖД» оборудовать здание, расположенное по адресу: ... приспособление для перемещения инвалидов - пандусом с поручнями или иным отвечающим строительным нормам и правилам средством подъема (техническим устройством) для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп население в указанное помещение.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Хакасия в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения путем подачи апелляционной жалобы в суд, вынесший решение.
Председательствующий: Е.Г. Стрельцова
Мотивированное решение изготовлено дд.мм.гггг.
Судья Е.Г. Стрельцова