Дело № 5-50
74RS0021-01-2024-001905-85
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
г. Карталы 04 октября 2024 года
Судья Карталинского городского суда Челябинской области Никифорова Г.Г.
при секретаре Кудряшовой Т.О.,
с участием:
лица, привлекаемого к административной ответственности, Григорьева О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.1.1 ст.18.8 КоАП РФ, в отношении
Григорьева О.В., ... ранее привлекавшейся к административной ответственности по Главе 18 КоАП РФ, |
установил:
ДД.ММ.ГГГГ, в 11 часов, по адресу: Российская Федерация, <адрес> выявлена гражданка Республики Казахстан Григорьева О.В., которая в нарушение пункта 1 статьи 5 Федерального закона Российской Федерации № 115-ФЗ от 25 июля 2002 года «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» находится на территории Российской Федерации с нарушением режима пребывания, выразившегося в превышении срока пребывания в 90 суток суммарно в течение периода в 180 суток без разрешительных документов, дающих право на пребывание в России свыше 90 суток, а именно: в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, что составило 90 суток, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, что составило 62 суток, и в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ что составило 50 суток. Таким образом, срок пребывания на территории РФ суммарно составил 202 суток, что превышает установленный законом срок в 90 суток суммарно в течение каждого периода в 180 суток.
В судебном заседании Григорьева О.В. виновность свою в совершении административного правонарушения не признала, подтвердила обстоятельства, изложенные в протоколе об административном правонарушении, но утверждала, что приехала с матерью к родной сестре- гражданке России, так как в Казахстане у них своего жилья нет, есть родной брат- гражданин Казахстана, но он до весны следующего года в армии. Сама сестра проживает с мужем на съемной квартире, они с матерью проживают в комнате в общежитии, которую для них на материнский капитал купила сестра. Она не работает, не знала, что надо оформлять какие-то документы, чтобы законно находиться на территории РФ, в будущем сестра будет собирать ей документы, чтобы оформить вид на жительство.
В соответствии с частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
Порядок въезда на территорию Российской Федерации и правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации регулируются, в том числе Федеральным законом от 15 августа 1996 года № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» (далее - Федеральный закон № 114-ФЗ) и Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 115-ФЗ).
Согласно статье 2 Федерального закона № 115-ФЗ законно находящимся в Российской Федерации иностранным гражданином признается лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо разрешение на временное проживание в целях получения образования, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации.
В соответствии со ст.5 того же закона срок временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации определяется сроком действия выданной ему визы, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток суммарно в течение каждого периода в сто восемьдесят суток, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также в случае, если такой срок не продлен в соответствии с настоящим Федеральным законом. При этом непрерывный срок временного пребывания в Российской Федерации указанного иностранного гражданина не может превышать девяносто суток.
Временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания, установленного настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
В силу статьи 25.10 Федерального закона № 114-ФЗ иностранный гражданин или лицо без гражданства, въехавшие на территорию Российской Федерации с нарушением установленных правил, либо не имеющие документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, либо утратившие такие документы и не обратившиеся с соответствующим заявлением в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, либо уклоняющиеся от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания (проживания) в Российской Федерации, а равно нарушившие правила транзитного проезда через территорию Российской Федерации, являются незаконно находящимися на территории Российской Федерации и несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из материалов дела об административном правонарушении следует, что Григорьева О.В. в нарушение пункта 1 статьи 5 Федерального закона Российской Федерации № 115-ФЗ прибывает на территории Российской Федерации с превышением срока пребывания в 90 суток суммарно в течение периода в 180 суток без разрешительных документов, дающих право на пребывание в России свыше 90 суток, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, что составило 90 суток, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, что составило 62 суток, и в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ что составило 50 суток, срок пребывания на территории РФ суммарно составил 202 суток, что превышает установленный законом 90 суток суммарно в течение каждого периода в 180 суток. Правонарушение выявлено ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>.
Эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния.
Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными доказательствами:
протоколом об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ, составленным УУП ОУУП и ПДН МО МВД России «Карталинский» Гусельщиков В.В., то есть уполномоченным должностным лицом, в котором изложены обстоятельства совершения административного правонарушения. Протокол соответствует требованиям, предъявляемым КоАП РФ к содержанию протокола об административном правонарушении. Григорьева О.В. собственноручно написала в протоколе, что с протоколом согласна (л.д.1-2);
объяснением Григорьева О.В. (л.д.6), согласно которому она является гражданкой Республики Казахстан. В Карталинском районе проживает со своей сестрой Тактаевой Н.В. В республике Казахстан у нее нет места жительства, нет близких родственников. Прибыла в Российскую Федерацию ДД.ММ.ГГГГ с частным визитом. Ранее также приезжала в РФ. О том, что если временно пребывающий в России иностранный гражданин и нет право пребывать в Российской Федерации не более 90 суток, суммарно в течении каждого периода 180 суток, если нет патента на работу, разрешения на временное проживание либо вида на жительство, она не знала. Свою вину признает в полном объеме;
рапортом старшего УУП ОУУП и ПДН МО МВД России «Карталинский» Гусельщиков В.В. (л.д.5), содержащим сведения, изложенные в протоколе об административном правонарушении;
копией паспорта гражданина Республики Казахстан № (л.д.7), согласно которому Григорьева О.В. является гражданкой республики Казахстан, срок действия паспорта с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;
копией миграционной карты серии № (л.д.7), согласно которой срок пребывания Григорьева О.В. на территории РФ с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ цель визита- частный;
сведениями из СПО «Российский паспорт» МО МВД Карталинский, согласно которым Григорьева О.В. ДД.ММ.ГГГГ, гражданка Республики Казахстан пребывала на территории Российской Федерации по адресу: <адрес> периоды: с 17 февраля по ДД.ММ.ГГГГ, с 11 июня по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;
сведениями МО МВД России «Карталинский», согласно которым Григорьева О.В. ДД.ММ.ГГГГ была признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст.18.8 КоАП РФ, ей было назначено административное наказание в виде штрафа в размер 2000 рублей, сведения об оплате штрафа отсутствуют; ДД.ММ.ГГГГ была признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст.18.8 КоАП РФ, ей было назначено административное наказание в виде штрафа в размер 2000 рублей, штраф уплачен.
Фактические обстоятельства дела Григорьева О.В. в ходе судебного разбирательства не оспаривались.
Таким образом, действия Григорьева О.В. образуют объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Считаю необходимым действия Григорьева О.В. правильно квалифицировать по ч.1.1 ст.18.8 КоАП РФ как нарушение иностранным гражданином режима пребывания в Российской Федерации, выразившееся в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания.
Григорьева О.В. уклоняется от выезда из Российской Федерации, мер к тому, чтобы узаконить свое нахождение на территории Российской Федерации, а именно получение патента на работу, разрешения на временное проживание либо вида на жительство в Российской Федерации не приняла и в дальнейшем принимать не намерена, сообщив, что этим будет заниматься ее сестра.
Санкция части 1.1 статьи 18.8 КоАП РФ предусматривает наказание в виде административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность.
Учитывая изложенные обстоятельства, данные о личности правонарушительницы, которая ранее привлекалась к административной ответственности по ч.1 ст.18.8 КоАП РФ, что является обстоятельством, отягчающим административную ответственность, ее семейное и имущественное положение, отсутствие устойчивых социальных связей и официальных источников дохода на территории Российской Федерации- на территории Казахстана у нее родной брат, на территории России- родная сестре, собственного жилья, работы нигде нет, принимая во внимание, что обстоятельства, смягчающие административную ответственность, отсутствуют, учитывая общественную опасность правонарушения и конкретные обстоятельства дела, считаю необходимым назначить Григорьева О.В. наказание в виде штрафа в минимальном размере, предусмотренном санкцией статьи, - в размере двух тысяч рублей с административным выдворением за пределы РФ.
Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 5 марта 2014 года № 628-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Китайской Народной Республики Чжэн Хуа на нарушение его конституционных прав частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» пришел к выводу о том, что семья и семейная жизнь, относясь к ценностям, находящимся под защитой Конституции Российской Федерации и международных договоров России, не имеют, однако, безусловного во всех случаях преимущества перед другими конституционно значимыми ценностями, а наличие семьи не обеспечивает иностранным гражданам бесспорного иммунитета от законных и действенных принудительных мер в сфере миграционной политики, соразмерных опасности миграционных правонарушений (особенно массовых) и практике уклонения от ответственности.
Законность проживания мигранта позволяет судить о его лояльности к правопорядку страны пребывания.
Правонарушения в области миграционного законодательства в силу закона и по законному решению суда могут быть квалифицированы именно как обстоятельства, вынуждающие к применению такого наказания, как административное выдворение, в силу насущной социальной необходимости.
Необходимость назначения дополнительного административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации предусмотрена санкцией части 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (части 1 и 2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Наличие у иностранного гражданина родственников, имеющих вид на жительство либо гражданство Российской Федерации и проживающих на ее территории, не освобождает иностранного гражданина от обязанности соблюдать миграционное законодательство страны пребывания и не является основанием к невозможности применения к нему наказания в виде административного выдворения за ее пределы.
Кроме того, выдворение Григорьева О.В. не свидетельствует о невозможности его общения с сестрой за пределами Российской Федерации в случае наличия между ними действительной стойкой семейной связи. Какие-либо препятствия для сохранения семейных связей отсутствуют, реализация семейных прав и поддержание родственных связей возможны на территории любого иного государства за пределами Российской Федерации, в том числе на территории государства гражданской принадлежности Григорьева О.В.
В силу ст.3.1, 3.2, 3.3, 3.10 КоАП РФ административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами; заключается в принудительном и контролируемом перемещении указанных граждан и лиц через Государственную границу Российской Федерации за пределы Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, - в контролируемом самостоятельном выезде иностранных граждан и лиц без гражданства из Российской Федерации.
Разрешая вопрос о форме выдворения Григорьева О.В., полагаю, что она, с учетом ее личности, материального и социального положения, фактически не имеет возможности самостоятельно- за свой счет выехать из России.
С учетом изложенного, обстоятельств дела и личности правонарушителя, вид выдворения Григорьева О.В. следует избрать в форме принудительного контролируемого перемещения через Государственную границу Российской Федерации за пределы Российской Федерации.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных ст. 24.5 КоАП РФ, не установлено.
В соответствии с ч.1 ст.27.19.1 КоАП РФ, срок содержания иностранного гражданина или лица без гражданства, подлежащих принудительному выдворению за пределы Российской Федерации, в специальном учреждении, предусмотренном Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ, не должен превышать девяносто суток, за исключением случаев, если данный срок продлен в порядке, предусмотренном частью 2 настоящей статьи.
Руководствуясь ст.29.10, 29.11 КоАП РФ, судья,
постановил:
Григорьева О.В. признать виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1.1 ст.18.8 КоАП РФ, и назначить ей наказание в виде административного штрафа в размере двух тысяч рублей, с административным выдворением за пределы Российской Федерации в форме принудительного контролируемого перемещения через Государственную границу Российской Федерации за пределы Российской Федерации.
До административного выдворения за пределы Российской Федерации, но не более чем на 90 суток, то есть до ДД.ММ.ГГГГ, поместить Григорьева О.В. в Центр временного содержания иностранных граждан ГУ МВД России по Челябинской области, возложив исполнение постановления в этой части на судебных приставов Карталинского городского подразделения судебных приставов.
Административный штраф подлежит уплате по следующим реквизитам: получатель УФК по Челябинской области (ГУ МВД России по Челябинской области) ИНН 7453040734, КПП 745301001, ОКТМО 75623000, единый казначейский счет 40102810645370000062, казначейский счет 03100643000000016900, наименование банка: отделение Челябинск банка России // УФК по Челябинской области г. Челябинск, БИК 017501500, КБК 18811601181019000140, УИН 18880074240120014001.
Штраф должен быть уплачен не позднее следующего дня после дня вступления настоящего постановления в законную силу.
Настоящее постановление может быть обжаловано в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления в Челябинский областной суд.
Судья Никифорова Г.Г.