Дело № 2-1214/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
11 октября 2022 года г. Вязьма Смоленской области
Вяземский районный суд Смоленской области в составе:
председательствующего - судьи Вяземского районного суда Смоленской области Красногирь Т.Н.,
при секретаре Зуевой С.А.,
с участием представителя третьего лица – Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Брянской, Смоленской и Калужской областям Бабушкина Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области к Шелехову М. С. об изъятии земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
Департамент имущественных и земельных отношений Смоленской области (далее – Департамент) обратился в суд с иском к Шелехову М. С. об изъятии земельного участка.
В обоснование требований указал, что согласно материалам административного производства, представленным Управлением Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Брянской, Смоленской и Калужской областям, в соответствии с приказом Россельхознадзора от 24 апреля 2017 года № ХХХ, в отношении земельного участка с кадастровым номером ХХХ площадью 164 000 кв.м. категории земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для сельскохозяйственного производства, расположенного по адресу: <адрес>, собственником которого с 2012 года является Шелехов М.С., осуществлен государственный земельный надзор.
14 июня 2017 года в результате проведенного Россельхознадзором осмотра земельного участка установлен факт неиспользования собственником земельного участка для сельскохозяйственного производства, а именно: земельный участок по всей площади покрыт однолетней и многолетней сорной травянистой растительностью (полынь, осот и др.) высотой до одного метра площадью зарастания 100% от площади земельного участка, а также древесно-кустарниковой растительностью (береза, ива и др.), высотой более двух метров (залесенность и закустаренность составляет 40% от площади земельного участка). Следов ведения сельскохозяйственного производства или использования земельного участка для целей, связанных с сельскохозяйственным производством, не обнаружено. Следов проведения агротехнических мероприятий по возделыванию сельскохозяйственных культур и обработке почвы (вспашка, боронование, посев сельскохозяйственных культур, скашивание растительности, работы по уходу и уборке урожая многолетних насаждений, раскорчевка списанных многолетних насаждений и прочее) не обнаружено. Земельный участок по всей площади задернован и закочкарен.
3 августа 2017 года в отношении Шелехова М.С. составлен протокол об административном правонарушении; 8 ноября 2017 года в отношении Шелехова М.С. вынесено постановление о назначении административного наказания, собственник земельного участка привлечен к административной ответственности по ч. 2 ст. 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ); 20 июня 2017 года Шелехову М.С. вынесено предписание об устранении допущенных нарушений земельного законодательства до 3 октября 2017 года.
Кроме того, собственник земельного участка предупрежден об административной ответственности по ст. 19.5 КоАП РФ - невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства.
19 октября 2017 года в целях проверки выполнения собственником земельного участка предписания об устранении выявленных нарушений земельного законодательства Российской Федерации Россельхознадзор провел осмотр земельного участка, в ходе которого установил, что земельный участок по-прежнему не используется, и 6 декабря 2017 года составил протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 25 ст. 19.5 КоАП РФ, 20 октября 2017 года выдал предписание об устранении допущенного нарушения до 28 мая 2018 года.
31 мая 2018 года в целях проверки выполнения собственником земельного участка предписания об устранении выявленных нарушений земельного законодательства Российской Федерации Россельхознадзора провел осмотр земельного участка, в ходе которого установил, что земельный участок по-прежнему не используется, и 11 июля 2018 года составил протокол об административном правонарушении, предусмотренным ч. 25 ст. 19.5 КоАП РФ, 15 июня 2018 года выдал предписание об устранении допущенного нарушения до 27 марта 2019 года.
Постановлением и.о. мирового судьи судебного участка № 155 Одинцовского судебного района Московской области от 28 августа 2018 года собственник участка привлечен к административной ответственности по ч. 25 ст. 19.5 КоАП РФ.
28 марта 2019 года в целях проверки выполнения собственником земельного участка предписания об устранении выявленных нарушений земельного законодательства Российской Федерации Россельхознадзор провел осмотр земельного участка, в ходе которого установил, что земельный участок по-прежнему не используется, и 14 мая 2019 года составил протокол об административном правонарушении, предусмотренным ч. 25 ст. 19.5 КоАП РФ, 16 апреля 2019 года выдал предписание об устранении допущенного нарушения до 11 сентября 2019 года.
16 сентября 2019 года в целях проверки выполнения собственником земельного участка предписания об устранении выявленных нарушений земельного законодательства Российской Федерации Россельхознадзор провел осмотр земельного участка, в ходе которого установил, что земельный участок по-прежнему не используется, и 5 ноября 2019 года составил протокол об административном правонарушении, предусмотренным ч. 25 ст. 19.5 КоАП РФ, 1 октября 2019 года выдал предписание об устранении допущенного нарушения до 15 июня 2020 года.
Постановлением мирового судьи судебного участка № 176 района Митино города Москвы от 28 ноября 2019 года собственник участка привлечен к административной ответственности по ч. 25 ст. 19.5 КоАП РФ.
Решением Россельхознадзора от 4 июня 2020 года Шелехову М.С. продлен срок выполнения предписания от 1 октября 2019 года до 15 июня 2021 года.
16 июня 2021 года в целях проверки выполнения собственником земельного участка предписания об устранении выявленных нарушений земельного законодательства Российской Федерации Россельхознадзор провел осмотр земельного участка, в ходе которого установил, что земельный участок по-прежнему не используется, и 14 июля 2021 года составил протокол об административном правонарушении, предусмотренным ч. 25 ст. 19.5 КоАП РФ, 30 июня 2021 года выдал предписание об устранении допущенного нарушения до 1 ноября 2021 года.
Постановлением мирового судьи судебного участка № 172 района Митино города Москвы от 3 сентября 2021 года собственник участка привлечен к административной ответственности по ч. 25 ст. 19.5 КоАП РФ.
Таким образом, с учетом того, что в течение более трех лет подряд с момента выявления в рамках государственного земельного надзора факта неиспользования земельного участка по целевому назначению или использования с нарушением законодательства Российской Федерации, земельный участок с кадастровым номером ХХХ не используется для ведения сельского хозяйства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности, что подтверждается материалами государственного земельного надзора, имеются основания в силу закона для изъятия земельного участка и его продажи с публичных торгов в связи с неиспользованием.
Ссылаясь на данные обстоятельства, нормы права, просит изъять у Шелехова М.С. земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером ХХХ площадью 164 000 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, путем продажи с публичных торгов; определить начальную цену изъятого названного земельного участка на публичных торгах в размере рыночной стоимости такого земельного участка.
Протокольным определением Вяземского районного суда Смоленской области от 18 июля 2022 года по настоящему делу в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ОСП по Северо-Западному АО г. Москвы, Одинцовский РОСП ГУФССП России по Московской области, МОСП по ИПН УФССП России по г. Москве.
В судебное заседание представитель истца – Департамента имущественных земельных отношений Смоленской области, ответчик Шелехов М.С. не явились, о слушании дела извещены надлежащим образом.
Представитель третьего лица – Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Брянской, Смоленской и Калужской областям Бабушкин Д.А. не возражал против удовлетворения заявленных требований.
Представитель третьего лица - администрации муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области не явился, в представленном ходатайстве просит рассмотреть дело в его отсутствие, не возражает против удовлетворения заявленных требований.
Представители третьих лиц - ОСП по Северо-Западному АО г. Москвы, Одинцовского РОСП ГУФССП России по Московской области, МОСП по ИПН УФССП России по г. Москве не явились, о слушании дела извещены надлежащим образом.
Заслушав представителя третьего лица, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно статье 35 Конституции Российской Федерации право частной собственности охраняется законом. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда.
В силу пункта 1 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
В соответствии со статьей 260 ГК РФ лица, имеющие в собственности земельный участок, вправе продавать его, дарить, отдавать в залог или сдавать в аренду и распоряжаться им иным образом (статья 209) постольку, поскольку соответствующие земли на основании закона не исключены из оборота или не ограничены в обороте (пункт 1). На основании закона и в установленном им порядке определяются земли сельскохозяйственного и иного целевого назначения, использование которых для других целей не допускается или ограничивается. Пользование земельным участком, отнесенным к таким землям, может осуществляться в пределах, определяемых его целевым назначением (пункт 2).
Пунктом 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) определено, что земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на категории, в том числе земли сельскохозяйственного назначения.
Земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель и земельных участков определяется в соответствии с федеральными законами исходя из их принадлежности к той или иной категории земель и разрешенного использования (пункт 2 статьи 7 ЗК РФ).
Пунктом 1 статьи 77 ЗК РФ определено, что землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
В соответствии с пунктом 1 статьи 78 ЗК РФ земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания мелиоративных защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей.
Согласно пункту 1 статьи 13 ЗК РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по: 1) воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения; 2) защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия; 3) защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, сохранению мелиоративных защитных лесных насаждений, сохранению достигнутого уровня мелиорации.
Мероприятия по охране земель проводятся в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 16 июля 1998 года № 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения», Федеральным законом от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (пункт 3 статьи 13 ЗК РФ).
Статьей 42 ЗК РФ установлено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, в числе прочего: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; сохранять межевые, геодезические и другие специальные знаки, установленные на земельных участках в соответствии с законодательством; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; своевременно приступать к использованию земельных участков в случаях, если сроки освоения земельных участков предусмотрены договорами; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, осуществлять на земельных участках строительство, реконструкцию зданий, сооружений в соответствии с требованиями законодательства о градостроительной деятельности; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы; выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.
Таким образом, в силу прямого указания закона собственник земельного участка обязан использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
Судом установлено и следует из материалов дела, с 27 августа 2012 года Шелехов М. С. является собственником земельного участка с кадастровым номером ХХХ площадью 164 000 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, относящегося к категории земель сельскохозяйственного назначения с видом разрешенного использования – для сельскохозяйственного использования (л.д. 14-17).
На основании приказа Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзора) Управления по Брянской и Смоленской областям от 24 апреля 2017 года № ХХХ проведена проверка в отношении земельного участка с кадастровым номером ХХХ, принадлежащего Шелехову М.С., с целью оценки соответствия осуществляемой Шелеховым М.С. деятельности требованиям земельного законодательства Российской Федерации (л.д. 22-27).
14 июня 2017 года государственным инспектором отдела земельного надзора Управления Россельхознадзора по Брянской и Смоленской областям составлен протокол осмотра земельного участка с кадастровым номером ХХХ площадью 16,4 га для сельскохозяйственного производства, согласно которому, земельный участок по всей площади (100%) покрыт сорной растительностью (полынь, осот и др.) высотой до 1 метра и древесно-кустарниковой растительностью (береза, ива и др.), высотой более 2 метров, залесенность и закустаренность составляет 6,56 га (40 %) от площади земельного участка; отсутствуют следы проведения агротехнических мероприятий по возделыванию сельскохозяйственных культур и обработке почвы (вспашка, боронование, посев сельскохозяйственных культур, скашивание растительности, работы по уходу и уборке урожая многолетних насаждений, раскорчевка списанных многолетних насаждений и прочее), выпаса скота; земельный участок на всей площади задернован и закочкарен (л.д. 30, 31, 32).
20 июня 2017 года Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзора) Управления по Брянской и Смоленской областям, в том числе по вышеуказанному земельному участку, составлен акт проверки физического лица № СМ-ЗН-052 (л.д. 33-34); Шелехову М.С. вынесено предписание об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства Российской Федерации № СМ-ЗН-0794-044/17 в срок до 3 октября 2017 года (л.д. 35). Также собственник земельного участка был предупрежден об административной ответственности по статье 19.5 КоАП РФ за невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства.
3 августа 2017 года государственным инспектором отдела земельного надзора Управления Россельхознадзора по Брянской и Смоленской областям в отношении Шелехова М.С. составлен протокол № СМ-ГР-ЗН-0794-082/17 об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.7 КоАП РФ (л.д. 40-41).
Постановлением Управления Россельхознадзора по Брянской и Смоленской областям от 8 ноября 2017 года № СМ-ГР-ЗН-0915-150/17 Шелехов М.С. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ, - невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере пятидесяти тысяч рублей (л.д. 49-52).
Также, 19 октября 2017 года, 31 мая 2018 года, 28 марта 2019 года, 16 сентября 2019 года, 16 июня 2021 года в целях проверки выполнения собственником земельного участка предписаний от 20 октября 2017 года, 15 июня 2018 года, 16 апреля 2019 года, 1 октября 2019 года, 30 июня 2021 года об устранении выявленных нарушений земельного законодательства Российской Федерации, которыми были установлены сроки до 28 мая 2018 года, 27 марта 2019 года, 11 сентября 2019 года, 15 июня 2020 года и 1 ноября 2021 года, соответственно, Управлением Россельхознадзора по Брянской и Смоленской областям были произведены осмотры спорного объекта недвижимого имущества, в ходе которых установлено, что земельный участок по-прежнему не используется (л.д. 65-66, 68-69, 70, 88-90, 91-92, 93, 113-115, 116-117, 138-140, 141-142, 167-169, 170-174, 175).
В связи с данными обстоятельствами Управлением Россельхознадзора по Брянской и Смоленской областям 6 декабря 2017 года, 11 июля 2018 года, 14 мая 2019 года, 5 ноября 2019 года, 14 июля 2021 года в отношении Шелехова М.С. составлены протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 25 ст. 19.5 КоАП РФ – невыполнение в установленный срок предписаний федеральных органов, осуществляющих государственный земельный надзор, в том числе в отношении земель сельскохозяйственного назначения, или их территориальных органов об устранении нарушений земельного законодательства (л.д. 75, 98, 123, 148-150, 180-181).
Постановлением исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка № 155 – мирового судьи судебного участка № 163 Одинцовского судебного района Московской области от 28 августа 2018 года Шелехов М.С. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 25 ст.19.5 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере десяти тысяч рублей (л.д. 104-105).
Постановления мирового судьи судебного участка № 176 района Митино города Москвы от 28 ноября 2019 года Шелехов М.С. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 25 ст. 19.5 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере пятнадцати тысяч рублей (л.д. 155-157).
Постановлением исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка № 176 района Митино города Москвы – мирового судьи судебного участка № 172 района Митино города Москвы от 3 сентября 2021 года Шелехов М.С. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 25 ст.19.5 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере десяти тысяч рублей (л.д. 191-192).
Таким образом, судом установлено, что в отношении спорного земельного участка с кадастровым номером ХХХ, принадлежащего на праве собственности Шелехову М.С., проводился государственный земельный надзор (контроль), по результатам которого ответчику выдавались предписания о необходимости устранения нарушений требований земельного законодательства Российской Федерации, за неисполнение которых последний неоднократно привлекался к административной ответственности.
Факт неиспользования ответчиком по целевому назначению земельного участка с кадастровым номером ХХХ выявлен в рамках проверки Россельхознадзора.
Согласно статье 284 ГК РФ земельный участок может быть изъят у собственника в случаях, когда участок предназначен для ведения сельского хозяйства либо жилищного или иного строительства и не используется по целевому назначению в течение трех лет, если более длительный срок не установлен законом. В этот период не включается время, необходимое для освоения участка, за исключением случаев, когда земельный участок относится к землям сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», а также время, в течение которого участок не мог быть использован по целевому назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование.
Применительно к земельным участкам из земель сельскохозяйственного назначения порядок принудительного изъятия данных земельных участков предусмотрен статьей 6 Федерального закона от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 которой, земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения может быть изъят у его собственника по решению суда в случае, если в рамках федерального государственного земельного контроля (надзора) на дату проведения контрольного (надзорного) мероприятия выявлен факт неиспользования такого земельного участка по целевому назначению в течение трех и более лет.
Пунктом 3 статьи 6 Федерального закона от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» установлено, что в срок, указанный в подпункте 1 пункта 1 настоящей статьи, не включается срок, в течение которого земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения не мог быть использован по целевому назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование. Срок освоения земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения включается в срок, указанный в подпункте 1 пункта 1 настоящей статьи.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 4 статьи 6 названного выше Федерального закона от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ в случае неустранения правонарушений, указанных в пункте 1 настоящей статьи, в срок, установленный выданным предписанием об устранении выявленного нарушения обязательных требований, уполномоченный орган исполнительной власти по осуществлению федерального государственного земельного контроля (надзора), выдавший такое предписание, после назначения административного наказания за неустранение указанных нарушений в срок не позднее десяти рабочих дней со дня вступления в силу решения о привлечении виновного лица к административной ответственности за неисполнение такого предписания направляет материалы, подтверждающие неустранение правонарушений, указанных в пункте 1 настоящей статьи, в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно пункту 5 статьи 6 Федерального закона от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в течение двух месяцев со дня поступления материалов, указанных в подпункте 1 пункта 4 настоящей статьи, обращается в суд с требованием об изъятии земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения по одному из оснований, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, и о его продаже с публичных торгов.
Пунктом 6 статьи 6 Федерального закона от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ установлено, что в течение четырех месяцев со дня вступления в законную силу решения суда об изъятии земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения по одному из оснований, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, и о его продаже с публичных торгов уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в отношении такого земельного участка проводит публичные торги по его продаже в порядке, установленном гражданским законодательством, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2020 года № 1482 утверждены признаки неиспользования земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения по целевому назначению или использования с нарушением законодательства Российской Федерации, в соответствии с пунктом 1 которого, признаками неиспользования земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения по целевому назначению являются:
наличие на 50 и более процентах площади земельного участка зарастания сорными растениями по перечню согласно приложению и (или) древесно-кустарниковой растительностью (за исключением поле- и лесозащитных насаждений, плодовых и ягодных насаждений), и (или) наличие дерна, характеризующегося переплетением корней, побегов, корневищ многолетних сорных растений, глубина которого достигает 15 и более сантиметров (за исключением наличия дерна на земельных участках, предназначенных и используемых для выпаса сельскохозяйственных животных), и (или) распространение деградации земель;
наличие признаков, указанных в абзаце втором настоящего пункта, на 20 и более процентах площади земельного участка, отнесенного в установленном порядке к особо ценным продуктивным сельскохозяйственным угодьям.
При этом признаки, указанные в настоящем пункте, считаются признаками неиспользования земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения по целевому назначению, если одновременно с ними отсутствует ведение сельскохозяйственной деятельности на оставшейся площади земельного участка либо ведение такой деятельности менее чем на 25 процентах площади земельного участка:
Из вышеприведенных норм права следует, что основаниями для принудительного изъятия земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения у его собственника являются неиспользование в течение трех и более лет подряд с момента выявления в рамках государственного земельного надзора земельного участка по целевому назначению и неустранение собственником земельного участка фактов неиспользования земельного участка по целевому назначению после назначения ему административного наказания.
Оценив представленные по делу доказательства в их совокупности по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), суд приходит к выводу, что впервые факт неиспользования собственником земельного участка с кадастровым номером ХХХ по целевому назначению выявлен Управлением Россельхознадзора по Брянской и Смоленской областям 14 июня 2017 года, при этом выданные предписания об устранении нарушений требований земельного законодательства Российской Федерации в установленные сроки собственником указанного земельного участка не выполнены, в связи с чем он неоднократно привлекался к административной ответственности.
Последующими проводимыми Управлением Россельхознадзора по Брянской и Смоленской областям проверками также установлено, что спорный объект недвижимого имущества в сельскохозяйственный оборот не введен, доказательств в подтверждение устранения нарушений требований земельного законодательства Российской Федерации Шелеховым М.С. не представлено, равно как и не представлено доказательств того, что имеющаяся на его земельном участке растительность естественного происхождения и древесно-кустарниковая растительность препятствует деградации земельного участка и выводу земли из сельскохозяйственного оборота, соответствует ее сельскохозяйственному назначению, способствует сельскохозяйственному использованию.
Таким образом, суд находит, что спорный земельный участок не используется в соответствии с его целевым назначением более трех лет подряд с момента выявления данного факта.
Принимая во внимание, что спорный земельный участок, имеющий категорию земель сельскохозяйственного назначения и вид разрешенного использования – для сельскохозяйственного использования, в течение трех и более лет подряд не используется ответчиком по целевому назначению, выявленные признаки неиспользования земельного участка в полном объеме соответствуют перечню признаков, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2020 года № 1482, а также учитывая неоднократное привлечение Шелехова М.С. к административной ответственности за невыполнение требований земельного законодательства Российской Федерации и неустранение допущенных нарушений после назначения административного наказания, суд приходит к выводу о наличии оснований для принудительного изъятия земельного участка с кадастровым номером ХХХ и его продаже с публичных торгов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 54.1 ЗК РФ отчуждение земельного участка, находящегося в частной собственности, в случае его изъятия в связи с неиспользованием такого земельного участка по целевому назначению или использованием такого земельного участка с нарушением законодательства Российской Федерации осуществляется путем продажи такого земельного участка с публичных торгов в соответствии с гражданским законодательством с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
Пунктом 4 статьи 54.1 ЗК РФ установлено, что начальной ценой изъятого земельного участка на публичных торгах является рыночная стоимость такого земельного участка, определенная в соответствии с Федеральным законом «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».
При этом пунктом 13 статьи 54.1 ЗК РФ определено, что особенности отчуждения земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в связи с их неиспользованием по целевому назначению или использованием с нарушением требований законодательства Российской Федерации устанавливаются Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».
В соответствии с пунктом 7 статьи 6 Федерального закона от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» начальной ценой изъятого земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения на публичных торгах является рыночная стоимость такого земельного участка, определенная в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», или кадастровая стоимость такого земельного участка, определенная в соответствии с Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке», если результаты государственной кадастровой оценки утверждены не ранее чем за пять лет до даты принятия решения о проведении публичных торгов. Способ определения начальной цены изъятого земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения для проведения публичных торгов указывается в решении суда об изъятии земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения по одному из оснований, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, и о его продаже с публичных торгов.
Постановлением Администрации Смоленской области от 24 сентября 2013 года № 708, вступившим в силу 1 января 2014 года, утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель сельскохозяйственного назначения на территории Смоленской области и средних уровней кадастровой стоимости земель сельскохозяйственного назначения (удельных показателей кадастровой стоимости земель сельскохозяйственного назначения) по муниципальным районам Смоленской области.
Согласно выписке из ЕГРН (л.д.14-17), кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером ХХХ по состоянию на 25 апреля 2022 года составляет 388 680 рублей.
Учитывая, что государственная кадастровая оценка спорного земельного участка утверждена в 2014 году, то начальная цена изъятого земельного участка с кадастровым номером ХХХ на публичных торгах подлежит определению в размере рыночной стоимости такого земельного участка.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░. ░. ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░. ░. (░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░>) ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ 164 000 ░░.░., ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ 164 000 ░░.░., ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░ ░. ░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░
11.10.2022 – ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░,
17.10.2022 – ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░,
18.11.2022 – ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░