Дело № 2-1226/2020
34RS0019-01-2020-002538-04
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«16» сентября 2020 года г. Камышин
Камышинский городской суд Волгоградской области в составе:
председательствующего судьи Ветлугина В.А.,
при секретаре судебного заседания Федоровой Е.В.,
с участием истца Клецовой А.Г.,
представителя ответчика публичного акционерного общества «Волгоградэнергосбыт» - Чижовой С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Клецовой Анны Григорьевны к публичному акционерному обществу «Волгоградэнергосбыт» о возложении обязанности по вводу в эксплуатацию индивидуального прибора учета электрической энергии, компенсации морального вреда, взыскании судебных расходов,
УСТАНОВИЛ:
Клецова А.Г. обратилась в суд с иском к публичному акционерному обществу «Волгоградэнергосбыт» в лице Камышинского межрайонного управления (далее ПАО «Волгоградэнергосбыт») о возложении обязанности по вводу в эксплуатацию индивидуального прибора учета электрической энергии, компенсации морального вреда и судебных расходов. В обоснование своих требований истец указала, что проживает по договору социального найма в комнатах ..... Указанный жилой дом является домом секционного типа, в каждой секции имеется 8 комнат, расположенных с левой и правой стороны, разделенные блоком мест общего пользования - туалетом, душевой, умывальниками, общим коридором, коридором в каждой секции. Электроснабжение левой и правой секции разделено, но от одного электрощита, установленного в общем коридоре секции. Поставщиком электроэнергии является ПАО «Волгоградэнергосбыт». Оплата электроэнергии истцом осуществляется по нормативу потребления, что для неё является существенным затратами, так как в указанных комнатах зарегистрирована не только она, но и её дочь с внуком, которые там фактически не проживают. 12 ноября 2018 года ответчиком был составлен акт, согласно которому, имеется техническая возможность установки индивидуального прибора учета электрической энергии в помещениях истца. Клецова А.Г. установила индивидуальный прибор учета электрической энергии и 19 марта 2019 года обратилась к ответчику с заявлением о принятии и вводе его в эксплуатацию. В ответах на её заявление ответчиком указано, что для принятия и ввода в эксплуатацию индивидуального прибора учета электрической энергии истец должна получить согласие соседей из комнат № 6 и 8 в её секции, в которых никто не проживает, а также ей необходимо установить общеквартирный прибор учета электрической энергии. Полагает, что действия ответчика по отказу в принятии в эксплуатацию индивидуального прибора учета электрической энергии и возложение на неё обязанности по установке общеквартирного прибора учета являются не правомерными.
На основании изложенного, с учетом уточнения исковых требований в части судебных расходов, истец просит возложить обязанность на ПАО «Волгоградэнергосбыт» в лице Камышинского межрайонного управления принять в эксплуатацию индивидуальный прибор учета электрической энергии, установленный по адресу: г. Камышин, 11 квартал, дом 3, квартира 34, комнаты 5,7, со дня установки 19 марта 2019 года; взыскать с ответчика в её пользу компенсацию морального вреда в размере 5000 рублей, судебные расходы в размере 85 рублей.
Истец Клецова А.Г. в судебном заседании уточненные исковые требования поддержала в полном объеме, при этом пояснив, что является нанимателем жилых комнат .... Договор найма с ней не заключался. Ранее истец оплачивала коммунальные платежи по электроэнергии по нормативу, поскольку отсутствовал индивидуальный прибор учета. 19 марта 2019 года после установки прибора учета, истец обратилась с письменным заявлением к ответчику с требованием ввести данный прибор в эксплуатацию, однако ПАО «Волгоградэнергосбыт» ей было отказано, в связи с тем, что не представлено согласие соседей по секции (комнат 6, 8). Считает, что данный отказ неправомерен, ввиду того, что в комнатах 6, 8 длительное время никто не проживает и электроэнергией не пользуется. С 19 марта 2019 года по настоящее время она оплачивает электроэнергию, исходя из показаний установленного счетчика. Полагает, что обязанность по установке общеквартирного прибора учета ответчиком должна была быть возложена на собственника спорного жилого помещения, то есть на Администрацию городского округа – города Камышина. Кроме того, с 01 июля 2020 года обязанность по установке общеквартирного прибора учета возложена на ПАО «Волгоградэнергосбыт». После 01 июля 2020 года к ответчику с заявлением о вводе в эксплуатацию индивидуального прибора учета электрической энергии, истец не обращалась, поскольку ранее указанная обязанность ею уже выполнена.
Представитель ответчика ПАО «Волгоградэнергосбыт» - Чижова С.А. в судебном заседании возражала относительно заявленных требований, представила письменные возражения на исковое заявление (л.д. 36-41), при этом пояснив, что между ПАО «Волгоградэнергосбыт» и потребителем Клецовой А.Г. заключен договор электроснабжения (лицевой счет № 61402510812), путем совершения действий, свидетельствующих о фактическом потреблении электрической энергии (конклюдентные действия). 19 марта 2019 года Клецова А.Г. обратилась к ответчику с заявлением о вводе в эксплуатацию установленного в её комнатах индивидуального прибора учета электрической энергии. Однако, поскольку истцом не были предоставлены сведения о том, что спорное жилое помещение является квартирой и, исходя из норм, действующего на тот момент законодательства, индивидуальный прибор учета электроэнергии в коммунальной квартире не мог быть введен в эксплуатацию и принят к расчету при отсутствии общеквартирного прибора учета и отсутствия соглашения между всеми потребителями в коммунальной квартире о порядке определения объема электрической энергии, потребленной в помещениях, являющихся общим имуществом собственников комнат и распределением электроэнергии между собственниками. Тот прибор учета, который установлен истцом, учитывает потребление электроэнергии в комнатах 5 и 7, общем туалете, ванной комнате и кухне, то есть прибор учета охватывает не все комнаты, в данном случае ввод в эксплуатацию был на тот момент не возможен. С 01 июля 2020 года обязанность по установке приборов учета электрической энергии возложена на ответчика, однако выполнение указанной обязанности носит заявительный характер. Полагает, что закон обратной силы не имеет, и заявление, поданное в 2019 году истцом не может быть учтено в данный момент ответчиком, как поданное после 01 июля 2020 года.
Третье лицо Администрация городского округа – города Камышина Волгоградской области, будучи надлежащим образом извещенными о дате, времени и месте судебного заседания, явку своего представителя не обеспечили, причина неявки судом не установлена, возражений суду не представили.
С учетом мнений, явившихся участников процесса, положений статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ), суд определил рассмотреть дело при указанной явке.
Выслушав пояснения Клецовой А.Г., Чижовой С.А., исследовав письменные материалы дела, оценив в совокупности представленные доказательства, суд приходит к следующему выводу.
Согласно статье 309 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ), обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В соответствии с частью 1 статьи 310 ГК РФ, односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами.
В силу пункта 5 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», собственники жилых домов, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.
Подпункт «и» пункта 33 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (вместе с «Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов») (далее Правила № 354) предусматривает, что потребитель имеет право требовать от исполнителя совершения действий по вводу в эксплуатацию установленного потребителем или привлеченным им лицом индивидуального, общего (квартирного) или комнатного прибора учета электрической энергии, соответствующего требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений и раздела VII настоящих Правил, даже если такой прибор учета по функциональным возможностям отличается от коллективного (общедомового) прибора учета, которым оснащен многоквартирный дом, не позднее месяца, следующего за днем его установки, а также требовать осуществления расчетов размера платы за коммунальные услуги, исходя из показаний введенного в эксплуатацию прибора учета начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем ввода прибора учета в эксплуатацию, за исключением случаев организации учета электрической энергии в соответствии с пунктом 80(1) настоящих Правил.
В соответствии с пунктом 50 Правил № 354, если коммунальная квартира оборудована общим (квартирным) прибором учета электрической энергии и при этом не все комнаты в коммунальной квартире оборудованы комнатными приборами учета электрической энергии, то расчет размера платы за коммунальную услугу по электроснабжению, предоставленную потребителю, проживающему в комнате (комнатах), оборудованной комнатным прибором учета электрической энергии, осуществляется исходя из показаний комнатного прибора учета и достигнутого соглашения между всеми потребителями в коммунальной квартире о порядке определения объема (количества) электрической энергии, потребленной в помещениях, являющихся общим имуществом собственников комнат в коммунальной квартире, и о его распределении между всеми потребителями в коммунальной квартире. Указанное соглашение должно быть оформлено в письменной форме, подписано потребителями коммунальной квартиры или их уполномоченными представителями и передано исполнителю. Исполнитель в этом случае осуществляет расчет платы за коммунальную услугу по электроснабжению, предоставленную потребителям в коммунальной квартире в соответствии с полученным от них соглашением, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором такое соглашение было передано исполнителю. При отсутствии указанного соглашения расчет платы за коммунальную услугу по электроснабжению осуществляется в соответствии с формулой 7 приложения № 2 к настоящим Правилам без учета показаний комнатных приборов учета электрической энергии.
Согласно пункту 81 Правил № 354, оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 80(1) настоящих Правил. Ввод установленного прибора учета в эксплуатацию, то есть документальное оформление прибора учета в качестве прибора учета, по показаниям которого осуществляется расчет размера платы за коммунальные услуги, осуществляется исполнителем, в том числе на основании заявки собственника жилого или нежилого помещения, поданной исполнителю, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 80(1) настоящих Правил.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», гарантирующий поставщик электрической энергии - коммерческая организация, которой в соответствии с законодательством Российской Федерации присвоен статус гарантирующего поставщика, которая осуществляет энергосбытовую деятельность и обязана в соответствии с настоящим Федеральным законом заключить договор энергоснабжения, договор купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности) с любым обратившимся к ней потребителем электрической энергии либо с лицом, действующим от своего имени или от имени потребителя электрической энергии и в интересах указанного потребителя электрической энергии и желающим приобрести электрическую энергию.
Постановлением Правительства РФ от 18.04.2020 № 554 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам совершенствования организации учета электрической энергии», вступившего в силу 01 июля 2020 года установлено, что гарантирующие поставщики и сетевые организации обеспечивают коммерческий учет электрической энергии (мощности) на розничных рынках, в том числе путем приобретения, установки, замены, допуска в эксплуатацию приборов учета электрической энергии и (или) иного оборудования, а также нематериальных активов, которые необходимы для обеспечения коммерческого учета электрической энергии (мощности), и последующей их эксплуатации, в том числе посредством интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности): при отсутствии, выходе из строя, утрате, истечении срока эксплуатации или истечении интервала между поверками приборов учета электрической энергии и (или) иного оборудования, которые используются для коммерческого учета электрической энергии (мощности), в том числе не принадлежащих сетевой организации (гарантирующему поставщику).
В силу пункта 80(1) Правил № 354, введенного в действие Постановлением Правительства РФ от 29.06.2020 № 950 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам совершенствования организации учета электрической энергии», установка и эксплуатация индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета электрической энергии в многоквартирном доме, а также эксплуатация коллективных (общедомовых) приборов учета, за исключением случаев организации учета электрической энергии в нежилых помещениях многоквартирного дома, электроснабжение которых осуществляется без использования общего имущества, осуществляются гарантирующим поставщиком в соответствии с законодательством Российской Федерации об электроэнергетике с учетом положений настоящих Правил.
Согласно пункту 80(2) Правил № 354, установка (замена) индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета электрической энергии в многоквартирном доме должна быть осуществлена гарантирующим поставщиком не позднее 6 месяцев: с даты истечения интервала между поверками или срока эксплуатации прибора учета, если соответствующая дата (срок) установлена в договоре энергоснабжения (договоре, содержащем положения о предоставлении коммунальной услуги по электроснабжению); с даты получения обращения потребителя или исполнителя, если обращение потребителя поступило исполнителю, об истечении интервала между поверками, срока эксплуатации, о выходе прибора учета электрической энергии из строя и (или) его неисправности; с даты выявления истечения срока интервала между поверками, срока эксплуатации, неисправности прибора учета электрической энергии в ходе проведения его проверки в установленном настоящими Правилами порядке или с даты получения обращения от исполнителя, если проверки проводились исполнителем.
В судебном заседании установлено, что комната .... находится в муниципальной собственности городского округа – города Камышина Волгоградской области (л.д. 94).
Постановлением Главы городского округа – города Камышина № 1671-п от 27.09.2006, общежитию по адресу: Волгоградская область, г. Камышин, 11 квартал, дом 3 изменен статус и оно считается жилым домом (л.д. 92).
Распоряжением Главы городского округа – города Камышина № 527-р от 04.10.2006, с целью упорядочения нумерации жилых помещений произведена перерегистрация жильцов в жилом доме по адресу: Волгоградская область, г. Камышин, 11 квартал, дом 3, в соответствии с технической документацией (л.д. 93).
Согласно техническому паспорту, .... и состоит из 8 жилых комнат, и вспомогательных (подсобных) помещений: трех коридоров, одного туалета, одной душевой, одной кухни и балкона (л.д. 85-89).
Исходя из ответа на запрос Комитета ЖКХ и КС Администрации городского округа – города Камышина от 14.09.2020 № 08/01-10/2179 следует, что договор социального найма на жилое помещение по адресу: .... не заключался. Наниматель Клецова А.Г. проживает в данном жилом помещении на основании ордера № 186 от 26.05.1994 (л.д. 91, 95).
В лицевом счете МАУ ИРЦ указано, что в жилом помещении, расположенном по адресу: .... зарегистрированы: Клецова А.Г., Клецова Ю.Э., Клецов Д.Д. (л.д. 96).
ПАО «Волгоградэнергосбыт» является гарантирующим поставщиком электрической энергии, осуществляет деятельность в административных границах Волгоградской области за исключением зон, соответствующих зонам деятельности других гарантирующих поставщиков на территории Волгоградской области.
12 ноября 2018 года актом обследования на предмет установки наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) прибора учета установлена техническая возможность установки прибора учета по адресу: .... (л.д. 8 оборотная сторона).
19 марта 2019 года Клецова А.Г. обратилась к ПАО «Волгоградэнергосбыт» с заявлением, в котором просила осуществить приемку и ввести в эксплуатацию прибор учета электрической энергии по адресу: .... (л.д. 10).
Ответчик неоднократно в процессе переписки с потребителем письмами № 22/671 от 26.03.2018, № 22/830 от 16.04.2019, № 22/586 от 11.03.2020, разъяснял Клецовой А.Г. условия и порядок ввода прибора учета в эксплуатацию, предусмотренный пунктом 50 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, отказывая истцу в приемке и вводе в эксплуатацию индивидуального прибора учета электрической энергии за невыполнение требований к порядку ввода прибора в эксплуатацию (л.д. 11-13).
Считая, что отказ ответчика в вводе индивидуального прибора учета электрической энергии в эксплуатацию является неправомерным, Клецова А.Г. обратилась в суд с настоящим исковым заявлением.
Актом обследования жилого помещения от 04 июня 2020 года, проведенного инженером Камышинского СУ КМУ установлено, что квартира .... не оборудована общеквартирным прибором учета. От общеквартирного распределительного щита электрической энергии отходит питающая линия на щит учета с установленным в нем прибором учета Меркурий 201,7 № 35673099-18. От данного прибора учета запитаны только комнаты ...., туалет, ванная комната, и кухня, в которой установлена одна лампа. Комнаты 6 и 8 подключены к общеквартирной электрической сети, но учет потребленной электрической энергии в них не установлен (л.д. 56).
Исходя из ответа на запрос Комитета ЖКХ и КС Администрации городского округа – города Камышина от 14.09.2020 № 08/01-10/2179 следует, что по вопросу установки общеквартирного прибора учета в жилом помещении по адресу: .... Клецова А.Г. в 2020 году не обращалась (л.д. 91).
В силу части 1 статьи 4 ГК РФ, акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.
Учитывая, что на момент обращения Клецовой А.Г. с заявлением о приемке и вводе в эксплуатацию индивидуального прибора учета электрической энергии 19 марта 2019 года в жилых помещениях по адресу: .... не все комнаты в коммунальной квартир, были оснащены индивидуальным прибором учета электрической энергии, а соглашения между истцом и собственниками соседних с ней комнат 6, 8 о порядке определения объема (количества) электрической энергии, потребленной в помещениях потребителем Клецовой А.Г. ответчику представлено не было, при наличие неисполненной собственниками обязанности по установке общеквартирного прибора учета в квартире, что являлось препятствием для удовлетворения законного интереса Клецовой А.Г. и переходу к учету объемов потребления на основании показаний прибора, оснований для принятия и ввода индивидуального прибора учета электрической энергии в эксплуатацию по состоянию на 19 марта 2019 года у ПАО «Волгоградэнергосбыт» не имелось.
В связи с чем, требования истца о возложении на ответчика обязанности по приему в эксплуатацию индивидуального прибора учета электрической энергии по адресу: .... с 19 марта 2019 года являются незаконными, необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
При этом суд отмечает, что действительно с 01 июля 2020 года на ответчика, как гарантирующего поставщика электрической энергии, законом возложена обязанность по приобретению, установке, замене, допуску в эксплуатации приборов учета электрической энергии, однако, в судебном заседании установлено, а также не отрицалось сторонами, истец после 01 июля 2020 года с заявлением о приеме в эксплуатацию индивидуального прибора учета электрической энергии в её жилых помещениях не обращалась, а установленный законом срок для исполнения вышеуказанной обязанности по установки прибора учета электрической энергии в жилом помещении истца на данный момент не истек.
Помимо этого, истцом заявлено требование о взыскании с ПАО «Волгоградэнергосбыт» компенсации морального вреда в размере 5000 рублей.
В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей», моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.
Согласно статье 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
В соответствии с разъяснениями, данными в пункте 45 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2012 года № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей», при решении судом вопроса о компенсации потребителю морального вреда достаточным условием для удовлетворения иска является установленный факт нарушения прав потребителя.
Принимая во внимание, что истцом не представлено достаточных доказательств, подтверждающих причинение ей физических и нравственных страданий действиями ПАО «Волгоградэнергосбыт», факт нарушения прав Клецовой А.Г., как потребителя установлено не было, суд приходит к выводу о том, что оснований для удовлетворения требований о взыскании компенсации морального вреда не имеется.
В соответствии с частью 1 статьи 98 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего кодекса.
Учитывая, что исковые требования Клецовой А.Г. оставлены без удовлетворения в полном объёме, суд приходит к выводу о том, что требования о взыскании судебных расходов удовлетворению также не подлежат.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Клецовой Анны Григорьевны к публичному акционерному обществу «Волгоградэнергосбыт» о возложении обязанности по вводу в эксплуатацию индивидуального прибора учета электрической энергии, компенсации морального вреда и взыскании судебных расходов - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Волгоградского областного суда через Камышинский городской суд Волгоградской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий Ветлугин В.А.
Мотивированное решение изготовлено 21 сентября 2020 года
Председательствующий Ветлугин В.А.