Дело № 2а-1137/2021
№ 88а-7664/2021
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Владивосток 15 сентября 2021 года
Мотивированное кассационное определение изготовлено 28.09.2021
Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зайцевой О.А.
судей Кудриной Я.Г. и Ровенко П.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Мараховской Анны Рудольфовны на решение Индустриального районного суда города Хабаровска от 15 февраля 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 28 мая 2021 года по административному делу по административному исковому заявлению Мараховской Анны Рудольфовны к ИФНС России по Железнодорожному району города Хабаровска, УФНС России по Хабаровскому краю об оспаривании действий, решения, возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Зайцевой О.А., возражения относительно доводов кассационной жалобы представителя ИФНС России по Железнодорожному району города Хабаровска, УФНС России по Хабаровскому краю ФИО6, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Мараховская А.Р. обратилась в Индустриальный районный суд города Хабаровска с вышеназванным административным исковым заявлением и просила признать незаконными действия ИФНС России по Железнодорожному району города Хабаровска по отказу в предоставлении сведений о количестве и движении денежных средств в рублях и иностранной валюте на счетах налогоплательщика-должника ФИО7 по исполнительному документу серии ФС № от 08 сентября 2020 года, выданному Индустриальным районным судом года Хабаровска по делу № 2-2464/2020; признать незаконным решение УФНС России по Хабаровскому краю по результатам рассмотрения жалобы от 02 октября 2020 года № 13-08/227/18228@, выразившееся в отказе в удовлетворении жалобы Мараховской А.Р. на действия ИНФС России по Железнодорожному району города Хабаровска; обязать ИФНС России по Железнодорожному району города Хабаровска предоставить сведения о количестве и движении денежных средств в рублях и иностранной валюте на счетах налогоплательщика-должника ФИО7 по исполнительному документу серии ФС № от 08 сентября 2020 года, выданному Индустриальным районным судом города Хабаровска по делу № 2-2464/2020.
Решением Индустриального районного суда города Хабаровска от 15 февраля 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 28 мая 2021 года, в удовлетворении административных исковых требований Мараховской А.Р. отказано.
20 июля 2021 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба Мараховской А.Р., поданная через Индустриальный районный суд города Хабаровска 06 июля 2021 года, в которой ставится вопрос об отмене состоявшихся судебных постановлений и принятии по делу нового судебного акта.
В обоснование своей позиции кассатор сослался на нарушение судами первой и апелляционной инстанции норм материального права. Так, в решении суд указал, что налоговые органы не являются держателем информации об операциях на счетах налогоплательщика. Между тем, в материалы дела, не представлены соответствующие доказательства. Данный вывод противоречит положениям пункта 8 статьи 69, пунктов 1-3 части 9 Федерального закона № 229-ФЗ от 02 октября 2007 года «Об исполнительном производстве». Административными ответчиками не указаны основания, которые препятствуют налоговому органу получить в банках запрашиваемую заявителем информацию.
Определением судьи судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 09 августа 2021 года кассационная жалоба Мараховской А.Р. передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам суда кассационной инстанции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание административный истец не явился, в соответствии с частью 2 статьи 326 КАС РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть кассационную жалобу в его отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, возражения представителя административных ответчиков ФИО6., судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Частями 2 и 3 статьи 329 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления. Суд кассационной инстанции не вправе исследовать и приобщать к материалам дела новые доказательства, устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были опровергнуты судом первой и апелляционной инстанции.
В соответствии с частью 2 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких оснований для пересмотра обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке по результатам изучения доводов кассационной жалобы и административного дела не усматривается.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 14 сентября 2020 года Мараховская А.Р. обратилась в ИФНС России по Железнодорожному району города Хабаровска с заявлением о предоставлении следующей информации о должнике ФИО7 о наименовании и местонахождении банков и иных кредитных организаций, в которых открыты счета должника; о видах и номерах банковских счетов, количестве и движении денежных средств в рублях и иностранной валюте должника; об иных ценностях должника, находящихся на хранении в банках и иных кредитных организациях.
Сопроводительным письмом от 14 сентября 2020 года ИФНС России по Железнодорожному району города Хабаровска предоставила Мараховской А.Р. сведения об открытых банковских счетах в отношении ФИО7, одновременно сообщив, что сведениями о количестве и движении денежных средств в рублях и иностранной валюте, об иных ценностях должника, находящихся на хранении в банках и иных кредитных организациях Инспекция не располагает.
15 сентября 2020 года Мараховской А.Р. в УФНС России по Хабаровскому краю подана жалоба на действия (бездействие) ИФНС России по Железнодорожному району города Хабаровска об отказе в предоставлении информации, предусмотренной пунктами 8, 9 статьи 69 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».
Решением УФНС России по Хабаровскому краю № 1308/227/18228@ от 02 октября 2020 года жалоба Мараховской А.Р. оставлена без удовлетворения.
Федеральная налоговая служба в соответствии с Положением о Федеральной налоговой службе, утверждённым постановлением Правительства РФ от 30 сентября 2004 года № 506, является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов, сборов и страховых взносов, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей, за производством и оборотом табачной продукции, за применением контрольно-кассовой техники, а также функции органа валютного контроля в пределах компетенции налоговых органов.
Главой 8 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее - Федеральный закон от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ) предусмотрены порядок и особенности обращения взыскания на имущество должника.
Согласно части 8 статьи 69 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ при отсутствии сведений о наличии у должника имущества судебный пристав-исполнитель вправе запросить эти сведения у налоговых органов, иных органов и организаций, исходя из размера задолженности.
Этой же нормой предусмотрено, что взыскатель при наличии у него исполнительного листа с не истекшим сроком предъявления к исполнению вправе обратиться в налоговый орган с заявлением о представлении этих сведений.
В соответствии с положениями пункта 2 статьи 86 Налогового кодекса РФ банки обязаны выдавать налоговым органам справки о наличии счетов, вкладов (депозитов) в банке и (или) об остатках денежных средств (драгоценных металлов) на счетах, вкладах (депозитах), выписки по операциям на счетах, по вкладам (депозитам) организаций, индивидуальных предпринимателей и физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, а также справки об остатках электронных денежных средств и о переводах электронных денежных средств в соответствии с законодательством Российской Федерации в электронной форме в течение трех дней со дня получения мотивированного запроса налогового органа в случаях, предусмотренных настоящим пунктом.
Полномочия налоговых органов по истребованию выписок по счетам налогоплательщиков при осуществлении функций контроля соблюдения законодательства о налогах и сборах закреплены пунктами 2 и 4 статьи 86 Налогового кодекса РФ, пунктом 8 статьи 14 Федерального закона от 27 июня 2011 года № 161-ФЗ «О национальной платежной системе» при осуществлении функции контроля в отношении организаций (индивидуальных предпринимателей) являющихся банковскими платежными агентами (субагентами); пунктом 5 статьи 7 Федерального закона от 03 июня 2009 года № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» - при осуществлении функции контроля по использованию платежными агентами и поставщиками специальных банковских счетов; пунктом 3 статьи 7 Федерального закона от 22 мая 2003 года № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации» - при осуществлении функции контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники, а также за полнотой учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей.
Таким образом, налоговые органы могут являться пользователями информации о движении денежных средств (электронных денежных средств) на счетах, вкладах (депозитах), об остатках денежных средств на счетах, вкладах (депозитах) налогоплательщиков-должников, получаемой от банков и иных кредитных организаций, исключительно в случае направления соответствующего запроса по основаниям, предусмотренным нормами действующего законодательства.
При наличии правовых оснований, предусмотренных статьёй 69 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ налоговый орган вправе предоставить взыскателю по его запросу информацию об остатках денежных средств и о движении денежных средств на счетах должника, если таковая имеется в распоряжении налогового органа на момент поступления такого запроса.
При этом запросы взыскателей о предоставлении сведений в целях взыскания задолженности с должника по исполнительному листу действующим законодательством не предусмотрены в качестве самостоятельного основания для направления налоговым органом в банки, иные кредитные организации запросов о предоставлении выписок о движении денежных средств (электронных денежных средств) на счетах, вкладах (депозитах), об остатках денежных средств на счетах, вкладах (депозитах).
Аналогичные разъяснения содержатся письме ФНС России от 11 июня 2009 № года № МН-226/469@ (с учетом изменений, внесенных письмом от 26 марта 2010 года № МН-22-6/221@).
Оценив представленные сторонами доказательства в соответствии со статьёй 84 КАС РФ, суды первой и апелляционной инстанции, принимая судебные акты, сослались на положения Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», Налогового кодекса РФ, установили наличие у налогового органа обязанности по предоставлению информации исключительно о номерах счетов должника, открытых в банках, и их адресах, о которых указано налоговым органом в ответе, при этом учитывая то, что Федеральная налоговая служба не является держателем информации об операциях на счетах налогоплательщика, и пришли к обоснованному выводу об отсутствии оснований для признания незаконными действий ИФНС России по Железнодорожному району города Хабаровска незаконными, а также решения УФНС России по Хабаровскому краю от 02 октября 2020 года № 13-08/227/18228@.
Каких-либо убедительных доказательств, опровергающих эти выводы, либо иных доказательств в обоснование своей позиции, в том числе в кассационной жалобе Мараховской А.Р. не представлено.
Вопреки доводам кассационной жалобы, Налоговым кодексом РФ установлен исчерпывающий перечень оснований, при которых налоговой орган имеет права запрашивать в кредитных учреждениях сведения о движении денежных средств по счетам, в числе которых отсутствует основания, указанные в части 8 статьи 69 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».
Указание в кассационной жалобе на то, что административными ответчиками не указаны основания, которые препятствуют налоговому органу получить в банках запрашиваемую заявителем информацию, является не правомерным, противоречащим материалам административного дела.
Судебная коллегия Девятого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы судов правильными, мотивированными, основанными на законе, и не опровергнутыми доводами кассационной жалобы.
Разрешая данный административный спор, суды первой и апелляционной инстанции правильно определили обстоятельства дела, характер спорных правоотношений, к которому применили нормы материального права, его регулирующие.
Все доводы кассационной жалобы, аналогичны позиции и доводам Мараховской А.Р. в судах первой и апелляционной инстанции, а её несогласие с оценкой судами имеющихся в деле доказательств по сути направлено на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и имеющихся в деле доказательств, что в силу статьи 329 КАС РФ выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Принцип правовой определённости предполагает, что стороны не вправе требовать пересмотра решения суда только в целях проведения повторного слушания и получения нового судебного постановления другого содержания. Иная точка зрения на то, как должно быть разрешено дело, не является поводом для отмены состоявшихся по делу судебных актов.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами первой и апелляционной инстанции на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учётом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, а окончательные выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены либо изменения принятых по делу судебных актов, предусмотренные статьёй 328 КАС РФ.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 329-331 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Индустриального районного суда города Хабаровска от 15 февраля 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 28 мая 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Мараховской Анны Рудольфовны – без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения по административному делу в законную силу.
Председательствующий
Судьи