Дело № 2а-2872/2020
22RS0068-01-2020-002206-61
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
9 июля 2020 года г. Барнаул
Центральный районный суд г. Барнаула Алтайского края в составе
судьи Ваншейд А.К.,
при секретаре Строковой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Межрайонной ИФНС России № 15 по Алтайскому краю к Семенихиной Ю.А. о взыскании задолженности по налоговым платежам,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная ИФНС России № 15 по Алтайскому краю обратилась в суд с административным иском к Семенихиной Ю.А. о взыскании недоимки по налогу на имущество физических лиц за 2016, 2017 годы в размере 3661 руб., пени по налогу на имущество физических лиц за 2015, 2016, 2017 годы в размере 83,81 руб.
В обоснование требований указано, что Семенихиной Ю.А. на праве собственности в 2015, 2016, 2017 годах принадлежал объект недвижимого имущества (квартира). Данное имущество признается объектом налогообложения, в связи с чем налоговым органом произведен расчет налога на имущество физических лиц. Налоговые уведомления, требования об уплате налога направлены налогоплательщику, однако, оплата задолженности в установленный срок не произведена. В связи с неуплатой налогоплательщиком налога в установленный срок образовалась недоимка. Судебный приказ о взыскании недоимки отменен по заявлению административного ответчика.
Представитель Межрайонной ИФНС России №15 по Алтайскому краю в судебное заседание не явился, извещен надлежаще, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Административный ответчик в судебное заседание не явилась, представила заявление, в котором просила рассмотреть дело в ее отсутствие, против удовлетворения требований не возражала.
Суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Статьей 57 Конституции Российской Федерации и пунктом 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) закреплена обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии со ст.ст. 399, 400, 401 НК РФ налог на имущество физических лиц устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) определяют налоговые ставки в пределах, установленных настоящей главой, и особенности определения налоговой базы в соответствии с настоящей главой.
Налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.
Объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: 1) жилой дом; 2) квартира, комната; 3) гараж, машино-место; 4) единый недвижимый комплекс; 5) объект незавершенного строительства; 6) иные здание, строение, сооружение, помещение.
Согласно ч.1 и ч.2 ст.402 Налогового кодекса РФ налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи. Указанный порядок определения налоговой базы может быть установлен нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества. Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации (за исключением городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) устанавливает в срок до 1 января 2020 года единую дату начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с учетом положений статьи 5 настоящего Кодекса.
Налоговая база в отношении объектов налогообложения, за исключением объектов, указанных в пункте 3 настоящей статьи, определяется исходя из их инвентаризационной стоимости в случае, если субъектом Российской Федерации не принято решение, предусмотренное абзацем третьим пункта 1 настоящей статьи.
Налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его инвентаризационная стоимость, исчисленная с учетом коэффициента-дефлятора на основании последних данных об инвентаризационной стоимости, представленных в установленном порядке в налоговые органы до 1 марта 2013 года (ст. 404 НК РФ).
Поскольку в Алтайском крае решение об утверждении кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества на момент исчисления налога за 2015, 2016, 2017 годы не принималось, налоговая база определена налоговым органом исходя из инвентаризационной стоимости объекта собственности.
Налоговые ставки установлены Решением Барнаульской городской Думы от 07.11.2014 № 375 "О налоге на имущество физических лиц на территории городского округа - города Барнаула Алтайского края" (в редакции на дату возникновения правоотношений), зависят от суммарной инвентаризационной стоимости и вида объекта налогообложения, принадлежащих на праве собственности налогоплательщику, умноженной на коэффициент-дефлятор (с учетом доли налогоплательщика в праве общей собственности на каждый из таких объектов) и составляют на жилой дом, квартиру, комнату, объект незавершенного строительства (в случае, если проектируемым назначением такого объекта является жилой дом), единый недвижимый комплекс (в состав которого входит хотя бы один жилой дом): свыше 300000 рублей до 500000 рублей включительно 0,225 %.
Согласно Приказу Минэкономразвития России от 20.10.2015 № 772 «Об установлении коэффициентов-дефляторов на 2016 год» коэффициент-дефлятор в целях применения главы 32 «Налог на имущество физических лиц» НК РФ в 2016 году составил 1,329.
В соответствии с Приказом Минэкономразвития России от 03.11.2016 № 698 «Об установлении коэффициентов-дефляторов на 2017 год» коэффициент-дефлятор в целях применения главы 32 «Налог на имущество физических лиц» НК РФ в 2017 году составил 1,425.
Из материалов дела следует, что в 2015, 2016, 2017 годах Семенихина Ю.А. являлась собственником следующего объекта недвижимости: квартира, кадастровый №, ...., доля в праве – ?, что подтверждается сведениями ЕГРН, налогового органа (прекращение права собственности в связи с продажей объекта зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ).
Налоговым органом в налоговых уведомлениях расчет налога за спорные периоды произведен исходя из инвентаризационной стоимости объекта по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в размере 723825 руб. Исходя из указанной стоимости, увеличенной на соответствующий коэффициент – дефлятор, сумма налога на имущество физических лиц составила: в 2015 году – 934 руб., в 2016 году - 1082 руб.; в 2017 году - 2579 руб.
Между тем по информации АО «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» от ДД.ММ.ГГГГ, представленной по запросу суда, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ инвентаризационная стоимость квартиры по адресу: ...., составляла 564349,41 руб.
С учетом предусмотренного пунктом 7 статьи 3 НК РФ принципа, согласно которому все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика, суд полагает, что при расчете налога необходимо исходить из меньшей инвентаризационной стоимости квартиры, представленной уполномоченным органом на судебный запрос, в связи с чем налог на имущество за спорные налоговые периоды подлежит перерасчету.
При этом суд учитывает, что согласно ответу Межрайонной ИФНС России № 14 по Алтайскому краю, в которой Семенихина Ю.А. ранее состояла на налоговом учете, на запрос суда ДД.ММ.ГГГГ Семенихиной Ю.А. оплачена задолженность по налогу на имущество за 2015 год, в связи с чем предметом спора является только недоимка по налогу на имущество физических лиц за 2016, 2017 годы, который подлежит перерасчету.
При умножении инвентаризационной стоимости объекта на коэффициент-дефлятор и с учетом доли Семенихиной Ю.А. в праве собственности налоговая база составит: за 2016 год - 375010 руб. (750020 руб. (564349,41 руб.*1,329)/2), за 2017 год - 402099 руб. (804198 руб. (564349,41 руб.*1,425)/2).
Соответственно, налог на имущество подлежит исчислению по ставке 0,225 % как за 2016 год, так и за 2017 год. Размер налога за 2016 год составит: 375010 руб. х 0,225 % = 844 руб., за 2017 год составит: 402099 руб. х 0,225 % = 905 руб.
Проверяя соблюдение налоговым органом предусмотренного налоговым кодексом порядка взыскания задолженности по налоговым платежам, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 52 НК РФ в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление. В налоговом уведомлении должны быть указаны сумма налога, подлежащая уплате, объект налогообложения, налоговая база, а также срок уплаты налога. Налоговое уведомление может быть передано физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Согласно положениям ст.ст. 69, 70 НК РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки. Требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
В соответствии с пунктами 1 - 3 ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей (абз. 2 пункта 2 статьи 48 НК РФ).
Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (абз. 2 пункта 3 статьи 48 НК РФ).
Из материалов дела следует, что налоговые уведомления об уплате налога на имущество физических лиц за 2016 и 2017 годы № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ с расчетом налога и сроком уплаты налога до ДД.ММ.ГГГГ и до ДД.ММ.ГГГГ соответственно направлены ответчику заказными письмами, что подтверждается списками заказных писем № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ, сведениями АИС Налог-3ПРОМ о присвоении почтового идентификатора данным налоговым уведомлениям. Адрес места жительства налогоплательщика, указанный в налоговых уведомлениях и списках заказных писем, соответствует месту его регистрации на момент направления уведомлений, что подтверждается адресной справкой.
В связи с неисполнением обязанности по уплате налога в установленный срок Семенихиной Ю.А. ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ направлены требования № и № об уплате недоимки по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ и на ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается списками заказных писем № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ, сведениями АИС Налог-3ПРОМ о присвоении почтовых идентификаторов данным требованиям.
С учетом исчисленных налоговым органом сумм налога за 2016, 2017 годы, их общая сумма превысила 3000 руб. только после начисления налога за 2017 год. Поскольку обязанность по уплате налога на имущество за 2017 год согласно требованию от ДД.ММ.ГГГГ № наступила ДД.ММ.ГГГГ, то с указанной даты подлежит исчислению шестимесячный срок на обращение в суд.
Обратившись ДД.ММ.ГГГГ с заявлением о выдаче судебного приказа, налоговый орган установленный пунктом 2 статьи 48 НК РФ шестимесячный срок не пропустил.
Выданный ДД.ММ.ГГГГ судебный приказ о взыскании недоимки отменен по заявлению должника определением мирового судьи судебного участка № 2 Центрального района г.Барнаула от ДД.ММ.ГГГГ.
В суд с настоящим иском налоговый орган обратился ДД.ММ.ГГГГ, то есть в пределах шестимесячного срока со дня отмены судебного приказа.
Таким образом, установленный ст. 48 Налогового кодекса РФ срок принудительного взыскания недоимки соблюден, в связи с чем имеются фактические и правовые основания для взыскания с ответчика налога на имущество физических лиц за 2016 и 2017 годы в общей сумме 1749 руб. (844 руб. + 905 руб.).
В соответствии с п. 1 ст. 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Размер пени по налогу на имущество за 2016 и 2017 годы указан в соответствующих уведомлениях: по налогу за 2016 год пеня исчислена за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 20,95 руб., за 2017 год – за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 41,69 руб.
В связи с изменением судом сумм налога за указанные периоды размер пени подлежит перерасчету:
- пени по налогу на имущество за 2016 год за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составит: 844 руб. * 8,25 % /300 * 16 дней (3,71) + 844 руб. * 7,75%/300*56 дней (12,21) + 844 руб. * 7,50%/300*2 дня (0,42) = 16,34 руб.;
- пени по налогу на имущество за 2017 год за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составит: 905 руб. * 7,50%/300*13 дней (2,94) + 905 руб. * 7,75%/300*50 дня (11,69) = 14,63 руб.
Кроме того, административным истцом заявлено требование о взыскании пени за 2015 год за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 21,17 руб. Размер пени указан в требовании № об уплате данного налога и пени по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, требование об уплате направлено в адрес административного ответчика ДД.ММ.ГГГГ. Порядок направления налогового уведомления и требования, а также срок обращения в суд соблюдены.
Суд полагает необходимым пересчитать размер пени исходя из суммы налога на имущество за 2015 год, рассчитанной из верного размера инвентаризационной стоимости (564349,41 руб.): размер налога за 2015 год составляет 564349,41 руб.*1,147 (коэффициент – дефлятор в 2015 году) *1/2* 0,225 % = 728 руб.; размер пени за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составляет – 728 руб. *10%/300*68 = 16,50 руб.
Таким образом, общий размер пени составляет 47,47 руб. (16,50 руб.+16,34 руб. +14,63 руб.).
С учетом изложенного требования налоговой инспекции подлежат удовлетворению в части. С Семенихиной Ю.А. в пользу административного истца подлежит взысканию задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2016, 2017 годы в размере 1749 руб., пеня по налогу на имущество физических лиц за 2015,2016,2017 годы в размере 47,47 руб. В остальной части суд отказывает в удовлетворении административного иска.
На основании ст.103 КАС РФ с административного ответчика в бюджет муниципального образования городского округа – города Барнаула подлежит взысканию государственная пошлина пропорционально удовлетворенным требованиям (48 %) в размере 192 руб.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
административные исковые требования Межрайонной ИФНС России № 15 по Алтайскому краю – удовлетворить частично.
Взыскать с Семенихиной Ю.А. в пользу Межрайонной ИФНС России № 15 по Алтайскому краю с зачислением в соответствующий бюджет налог на имущество физических лиц за 2016, 2017 годы в размере 1749 руб., пеню по налогу на имущество физических лиц в размере 47,47 руб.
В остальной части иска отказать.
Взыскать с Семенихиной Ю.А. в доход бюджета муниципального образования – городской округ г. Барнаул государственную пошлину в размере 192 руб.
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Центральный районный суд г.Барнаула в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья А.К.Ваншейд