Дело № 2а-2108/2020
33RS0011-01-2020-003731-75
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Ковров 12 октября 2020 года
Ковровский городской суд Владимирской области в составе
председательствующего судьи Ким И.Г.,
при секретаре Гадаловой К.Е.,
с участием посредством системы видеоконференц-связи административного истца Попова А.А.,
представителя административного ответчика Рыженковой Е.В.,
представителя заинтересованного лица Атроховой Е.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Коврове административное дело по административному исковому заявлению Попова А. А. о признании незаконным отказа департамента образования Владимирской области во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигших возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Владимирской области, восстановлении срока постановки на учет, включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигших возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Владимирской области,
УСТАНОВИЛ:
Попов А.А. обратился в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным отказа департамента образования Владимирской области во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигших возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Владимирской области, восстановлении срока постановки на учет, включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигших возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Владимирской области.
В обоснование заявленных требований указал, на то, что он относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку его родители лишены родительских прав. С 2000 года по 2009 г. он воспитывался в <данные изъяты>, с 2009 по 2011 г. обучался в <данные изъяты> С 2011 по 2014 проходил службу в армии. В 2015 году он обратился в администрацию Ковровского района по вопросу предоставления жилого помещения, в связи с чем ему было предоставлено жилое помещение в общежитии в <адрес>, а затем в <адрес>, которое было непригодно для проживания. С октября 2015 года по настоящее время (с незначительными перерывами) он находится в исправительных учреждениях системы ФСИН. Ранее обратиться в установленном порядке с заявлением о включении его, как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, он не имел возможности, поскольку им был утерян паспорт и оформлен только 19.12.2018. Отметил, что срок отбывания наказания у него заканчивается 20.03.2022, однако ему негде проживать после освобождения. В ранее предоставленном ему жилом помещении проживает его брат, который переоформил договор о предоставлении временного жилья на свое имя. Он (административный истец Попов А.А.) обратился в департамент образования <адрес> с заявлением о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигших возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории <адрес>, восстановлении срока постановки на учет, включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигших возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории <адрес>, в чем ему было отказано. Полагал данный отказ незаконным, поскольку нарушены его права на получение жилого помещения.
В судебном заседании административный истец Попов А.А. заявленные требования поддержал, отметил, что обращался в администрацию <адрес> с устным заявлением о предоставлении ему жилого помещения как ребенку-сироте, но ввиду отсутствия у него паспорта на момент обращения 2015 году в письменном виде заявление оформлено не было. Считал, что данное обстоятельство должно быть принято во внимание, поскольку фактически обратился в орган местного самоуправления с соответствующим (устным) заявлением до достижения 23 лет.
Представитель административного ответчика департамента образования Владимирской области Рыженкова Е.В. в судебном заседании заявленные требования считала необоснованными и не подлежащими удовлетворению, представила письменный отзыв на административный иск, в соответствии с которым заявление Попова А.А., <дата> о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигших возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Владимирской области (далее – Список по Владимирской области) поступило в департамент образования Владимирской области 11.03.2020 Распоряжением департамента от 28.05.2020 № 551 Попову А.А. отказано во включении в список по Владимирской области. В соответствии с действующим законодательством, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - это лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей. Право на обеспечение жилыми помещениями сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями. До достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учете нуждающихся в жилых помещениях. По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на меры социальной поддержки, так как утрачивают одно из установленных законодателем условий ее получения. Лица, которые достигли возраста 23 лет, включаются в список, если они относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и в соответствии с законодательством Российской Федерации имели право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма, но в установленном порядке не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий или нуждающихся в жилых помещениях и не реализовали это право по состоянию на 1 января 2013 г. или после 1 января 2013 г. имели право на обеспечение жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, но не были включены в список. Попов А.А. с заявлением о постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий или предоставлении ему жилого помещения до достижения возраста 23 лет не обращался. На момент обращения в департамент образования Владимирской области Попову А.А. исполнилось 27 лет, он уже не относится к категории лиц, имеющих право на государственную поддержку. Доказательств наличия каких-либо препятствий для своевременного обращения по вопросу жилищного обеспечения, а также уважительных причин пропуска этого срока обращения Поповым А.А. не представлено.
Представитель заинтересованного лица администрации Ковровского района Атрохова Е.Б. в судебном заседании, поддержав позицию представителя административного ответчика, полагала административный иск Попова А.А. не подлежащим удовлетворению, представив отзыв, согласно которому до 01.01.2013 дополнительные гарантии по социальной поддержке, в том числе внеочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма распространялись на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа до достижения ими возраста 23 лет, которое носило заявительный характер и подлежало реализации при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении. В целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением лица указанной категории должны были встать на учет нуждающихся в жилых помещениях. По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могли рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на меры социальной поддержки, так как утрачивают одно из установленных законодателем условий ее получения. С 01.01.2013 действует новый порядок предоставления дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа. Лица, которые достигли возраста 23 лет, включаются в список, если они относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и в соответствии с законодательством Российской Федерации имели право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма, но в установленном порядке не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий или нуждающихся в жилых помещениях и не реализовали это право по состоянию на 1 января 2013 г. или после 1 января 2013 г. имели право на обеспечение жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, но не были включены в список. В период с 2015 года по настоящее время Попов А.А. с заявлением о предоставлении жилого помещения специализированного жилого фонда по договору найма специализированного жилого помещения как ребенок, оставшийся без попечения родителей, или как лицо из числа детей, оставшихся без попечения родителей, в отдел по опеке и попечительству несовершеннолетних управления образования администрации Ковровского района не обращался. Документальных подтверждений обращения Попова А.А. с таким заявлением до 2015 года не имеется.
Выслушав позиции сторон, изучив имеющиеся в административном деле документы, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 Конституции РФ гарантируется государственная защита прав и свобод человека и гражданина.
В силу ч. 3 ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Следуя положениям ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно части 1 статьи 57 Жилищного кодекса РФ жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия их на учет. Между тем для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ (в редакции, действовавшей до 1 января 2013 года), абзацу четвертому статьи 1 и пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ (в редакции, действовавшей до 1 января 2013 года) к таким лицам, в частности, относились дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (то есть лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей), по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Таким образом, дополнительные гарантии по социальной поддержке, установленные Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», в том числе и на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма, распространялись на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими возраста 23 лет.
Однако предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.
Жилищное законодательство Российской Федерации в части, касающейся предоставления жилых помещений по договору социального найма (как в порядке очередности, так и во внеочередном порядке), также базируется на заявительном характере учета лиц, нуждающихся в обеспечении жильем. Факт такого учета означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации, иным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, последующую реализацию права на предоставление жилого помещения по договору социального найма.
Следовательно, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.
Федеральным законом от 29 февраля 2012 года №15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в статью 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года №159 –ФЗ и ч.2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ внесены изменения, вступившие в действие с 1 января 2013 года.
В соответствии с пунктами 1, 3 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ в новой редакции (в ред. Федерального закона от 29.07.2018 N 267-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, медицинских организациях и иных организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, профессионального обучения, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, указанных в пункте 9 настоящей статьи, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи. Лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи, включаются в список по достижении возраста 14 лет.
Порядок формирования списка, форма заявления о включении в список, примерный перечень документов, необходимых для включения в список, сроки и основания принятия решения о включении либо об отказе во включении в список, а также сроки включения в список устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Заявление о включении в список подается законными представителями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 14 лет, в течение трех месяцев со дня достижения ими указанного возраста или с момента возникновения оснований предоставления жилых помещений, предусмотренных абзацем первым пункта 1 настоящей статьи.
Органы опеки и попечительства осуществляют контроль за своевременной подачей законными представителями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, заявлений о включении этих детей в список и в случае неподачи таких заявлений принимают меры по включению этих детей в список.
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, приобретшие полную дееспособность до достижения ими совершеннолетия, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, если они в установленном порядке не были включены в список до приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия либо до достижения возраста 18 лет соответственно и не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями, вправе самостоятельно обратиться с заявлением в письменной форме о включении их в список.
В связи с изменениями, внесенными Федеральным законом от 29 февраля 2012 года № 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", утратил силу с 1 января 2013 года пункт 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ.
В соответствии с ч. 9 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Вместе с тем, в силу положений статьи 4 Федерального закона от 29 февраля 2012 года № 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" настоящий Закон вступил в силу с 01 января 2013 года. Действие положений статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Исходя из этого, административный истец на момент вступления в законную силу Федерального закона от 29 февраля 2012 года №15-ФЗ должен был обладать нереализованным правом на обеспечение жилым помещением как лицо из числа детей-сирот.
По смыслу ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 29 февраля 2012 года № 15-ФЗ новый порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа мог быть распространен на административного истца лишь при наличии доказательств его обращения в уполномоченные органы о постановке на учет для предоставления жилого помещения во внеочередном порядке в соответствии с положениями ранее действовавших норм законодательства, то есть до исполнения 23 лет.
Согласно п. 3 Правил формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из указанного списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 04.04.2019 № 397 (далее - Правила), лица, которые достигли возраста 23 лет, включаются в список, если они относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и в соответствии с законодательством Российской Федерации имели право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма, но в установленном порядке не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий или нуждающихся в жилых помещениях и не реализовали это право по состоянию на 1 января 2013 г. или после 1 января 2013 г. имели право на обеспечение жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, но не были включены в список.
Установлено, что Попов А. А., <дата> года рождения, является лицом, из числа детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку его родители мать Попова Е. В. и отец Попов А. М. вступившим в законную силу решением Ковровского городского суда от <дата> лишены в отношении него родительских прав (л.д. <№>).
В период с 23.06.2000 по 31.08.2009 Попов А.А. являлся воспитанником <данные изъяты> и находился на полном государственном обеспечении (л.д. <№>).
По информации МБУ Ковровского района «СЕЗ», 28.06.2016 между МБУ Ковровского района «СЕЗ» и Поповым Е. А. заключен договор найма жилого помещения маневренного фонда <№> в отношении жилого помещения, находящегося по адресу: <№> В качестве членов семьи нанимателя вселены: Попов А. А. и Попов М. А.. Приемку жилого помещения осуществлял Попов Е.А. После предоставления данного жилого помещения Попов А.А. временную регистрацию не оформлял, плату за коммунальные услуги не осуществлял.
Исходя из копии паспорта Попова А.А., он зарегистрирован 05.08.2013 по месту жительства по адресу: <адрес>
В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 30.01.2020, собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> является ОАО Агрофирма «Заречье» (л.д. <№>).
На основании решения совета директоров ОАО Агрофирма «Заречье» от 29.12.2015 квартира предоставлена семье работника ОАО Агрофирма «Заречье» - Назарову Э.Н. (л.д. <№>).
Из материалов дела следует, что заявление Попова А.А. о предоставлении жилого помещения, датированное 17.02.2020, с пакетом документов поступило в департамент образования Владимирской области 11.03.2020.
В силу п. 2 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.04.2019 № 397, формирование списка в субъекте Российской Федерации, на территории которого находится место жительства детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, лиц, которые достигли возраста 23 лет, осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (далее - уполномоченный орган) либо органом местного самоуправления в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации (далее - орган местного самоуправления).
Прием заявления о включении в список осуществляется уполномоченным органом либо органом местного самоуправления. В порядке, определяемом законами или иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, лиц, которые достигли возраста 23 лет, прием заявления о включении в список может осуществляться подведомственной уполномоченному органу или органу местного самоуправления организацией (далее - уполномоченная организация).
Список, сформированный органом местного самоуправления, в порядке и в срок, которые установлены законом или иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, не реже одного раза в полгода направляется органом местного самоуправления в уполномоченный орган, который формирует сводный список по субъекту Российской Федерации.
В соответствии с п. 11 Правил, заявление о включении в список регистрируется уполномоченным органом (органом местного самоуправления, уполномоченной организацией) в день подачи (поступления) в журнале регистрации заявлений по форме, утвержденной уполномоченным органом.
В силу п. 8, 9 Правил, уполномоченный орган (орган местного самоуправления, уполномоченная организация) в течение 5 рабочих дней со дня поступления заявления о включении в список запрашивает в рамках межведомственного взаимодействия подтверждение сведений, указанных в заявлении в соответствии с абзацами пятым - восьмым пункта 6 настоящих Правил.
Межведомственный запрос направляется в форме электронного документа с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия в органы или организации, предоставляющие подтверждение таких сведений.
Ответы на запросы уполномоченного органа (органа местного самоуправления, уполномоченной организации) о подтверждении сведений, предусмотренных абзацами пятым - восьмым пункта 6 настоящих Правил, направляются органами, предоставляющими подтверждение таких сведений, в уполномоченный орган (орган местного самоуправления, уполномоченную организацию) в течение 5 рабочих дней со дня получения соответствующего запроса.
Согласно п. 13, 14 Правил, в порядке, установленном уполномоченным органом, не позднее 60 рабочих дней со дня подачи (поступления) заявления о включении в список уполномоченный орган (орган местного самоуправления) принимает одно из следующих решений:
о включении детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, лиц, которые достигли возраста 23 лет, в список;
об отказе во включении детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, лиц, которые достигли возраста 23 лет, в список.
Решение о включении или об отказе во включении в список оформляется распорядительным актом уполномоченного органа (органа местного самоуправления) (далее соответственно - акт о включении в список, акт об отказе во включении в список), выписка из которого в течение 5 рабочих дней со дня его принятия направляется заявителю (представителю заявителя) способом, обеспечивающим подтверждение ее получения. При направлении копии акта об отказе во включении в список заявителю (представителю заявителя) разъясняется порядок обжалования соответствующего решения. Акт об отказе во включении в список хранится в учетном деле в уполномоченном органе.
Акт об отказе во включении в список принимается в случае отсутствия оснований для предоставления жилого помещения, предусмотренных статьей 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей". В акте об отказе во включении в список указывается основание такого отказа со ссылкой на соответствующую норму указанного Федерального закона.
Согласно выписке из распоряжения департамента образования Владимирской области от 28.05.2020 № 551 (л.д. <№>), Попову А.А. отказано во включении в Список. Основанием отказа является отсутствие права на обеспечение жилым помещением на основании статей 1, 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ.
01.06.2020 департаментом образования Владимирской области Попову А.А. направлен ответ на заявление с разъяснением оснований принятого решения (л.д. <№>).
Факт того, что Попов А.А. до достижения 23-х летнего возраста не заявил о своем праве на обеспечение жилым помещением путем письменного обращения в уполномоченный орган с заявлением о постановке его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, не оспаривался им в ходе судебного разбирательства.
С заявлением в департамент образования Владимирской области о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигших возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Владимирской области, он обратился лишь в марте 2020 года, то есть, в возрасте 27 лет.
Доказательств, подтверждающих наличие уважительных причин столь длительного пропуска срока обращения с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, истцом суду не представлено.
Доводы административного истца об отсутствии возможности реализовать право на обеспечение жильем своевременно по мотиву отсутствия паспорта гражданина РФ и нахождения в исправительном учреждении, являются несостоятельными.
Установленный законодателем возрастной критерий 23 года учитывает объективные сложности в социальной адаптации лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и направлен на предоставление данной категории граждан дополнительной возможности в течение пяти лет после достижения совершеннолетия самостоятельно реализовать соответствующее право, если по каким-либо причинам с заявлением о постановке таких лиц на учет нуждающихся в предоставлении жилья не обратились лица и органы, на которых возлагалась обязанность по защите их прав в период, когда они были несовершеннолетними.
Доказательств наличия объективных и исключительных причин, препятствовавших обращению административного истца в компетентный орган по вопросу постановки ее на учет, в период с 18 до 23 лет, суду также не представлено.
Процессуальный порядок признания судом незаконными решений, действий (бездействия) органа государственной власти предусмотрен Главой 22 КАС РФ с учетом наличия следующей совокупности: нарушения оспариваемыми действиями требований действующего законодательства и нарушения оспариваемым актом прав и свобод лица.
В силу п. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа местного самоуправления, суд принимает решение об удовлетворении (полностью или в части) заявленных требований о признании оспариваемого решения, действия (бездействия) незаконным, если признает его не соответствующим нормативным правовым актам и нарушающим права, свободы и законные интересы административного истца.
То обстоятельство, что решение по заявлению Попова А.А. о включении его в Список принято уполномоченным органом по истечении 60-ти дневного срока с момента поступления заявления, по мнению суда не привело к нарушению прав, свобод и законных интересов административного истца, не создало препятствия к осуществлению им прав, свобод и реализации законных интересов, не повлекло к незаконному возложению каких-либо обязанностей. В этой связи оспариваемый отказ во включении Попова А.А. в Список не может быть признан незаконным, обращение с заявлением о включении его в список имело место по прошествии длительного времени после достижения 23 лет, на момент обращения в суд ему исполнилось 27 лет, основания для удовлетворения исковых требований отсутствуют.
Руководствуясь ст. 227 КАС РФ,
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Попова А. А. о признании незаконным отказа департамента образования Владимирской области во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигших возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Владимирской области, восстановлении срока постановки на учет, включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигших возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Владимирской области, оставить без удовлетворения.
На решение может быть подана апелляционная жалоба во Владимирский областной суд через Ковровский городской суд в течение одного месяца с даты изготовления решения в окончательной форме.
Судья И.Г. Ким
<данные изъяты>