Судья Фархутдинова А.Г. № 33а-16523/2019
ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Уфа 26 августа 2019 года
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Сафина Ф. Ф.,
судей: Гибадуллиной Л.Г.,
Портновой Л.В.,
с участием прокурора Сафина А.Р.,
при секретаре Рахматуллине И.И.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Раджапова Р.Д. на решение Стерлитамакского городского суда Республики Башкортостан от 27 июня 2019 года, которым постановлено:
административное исковое заявление Врио начальника Федерального казенного учреждения ИК – 8 УФСИН России по Республике Башкортостан Розум В.А. об установлении административного надзора в отношении Раджапова РД, дата года рождения, уроженца с. Никольское Буздякского района Республики Башкортостан, проживающего по адресу: Республики Башкортостан, Буздякский район, с. Никольское, ул. Интернациональная, д. 1, кв. 2, освобождаемого из мест лишения свободы – удовлетворить.
Установить административный надзор в отношении Раджапова РД сроком на 3 (три) года за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания, со следующими ограничениями:
- обязать три раза в месяц являться в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации;
- запретить пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства в период времени с 22.00 час. до 06.00 час, если это не связано с его трудовой деятельностью;
- запретить пребывание в местах реализации и употребления алкогольной продукции (бары, рестораны, столовые, рюмочные, пивные заведения);
- запретить посещение мест проведения массовых и иных мероприятий с участием большого количества граждан, а также участия в указанных мероприятиях, посещать места массового досуга (ночные клубы, дискотеки, увеселительные заведения);
- запретить выезд за пределы населенного пункта, являющегося местом жительства либо пребывания, без разрешения органов внутренних дел, если это не связано с его трудовой деятельностью.
Срок административного надзора в отношении Раджапова РД исчислять со дня его постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения.
Заслушав доклад судьи Сафина Ф. Ф., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Врио начальника ФКУ ИК-8 ГУФСИН России по Республике Башкортостан Розум В.А. обратился в Стерлитамакский городской суд Республики Башкортостан с административным исковым заявлением об установлении административного надзора в отношении Раджапова Р.Д., освобождаемого из мест лишения свободы, сроком на 3 года с установлением ограничений: запретить пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица в период времени с 22.00 час. до 06.00 час.; запретить пребывание в местах реализации и употребления алкогольной продукции (бары, рестораны, столовые, рюмочные, пивные заведения); запретить посещение мест проведения массовых и иных мероприятий с участием большого количества граждан, а также участия в указанных мероприятиях, посещать места массового досуга (ночные бары, дискотеки, увеселительные заведения); запретить выезд за пределы места жительства или пребывания без разрешения органов внутренних дел, если это не связано с его трудовой деятельностью; обязать являться на регистрацию в органы внутренних дел по месту жительства или пребывания три раза в месяц; ссылаясь на то, что Раджапов Р.Д. осужден 07.12.2018 г. мировым судьей судебного участка по Буздякскому району Республики Башкортостан по ч.2 ст. 314.1, ч.1 ст. 158, ст. 116.1, ст. 116.1 УК РФ к 8 месяцам лишения свободы в исправительной колонии строгого режима. Освобождается из ФКУ ИК-8 06.08.2019 г. Раджапов Р.Д. ранее судим, характеризуется удовлетворительно. За период отбывания наказания в ИК нарушений установленного порядка отбывания наказания не допускал, имеет поощрения. По приговору Благоварского межрайонного суда Республики Башкортостан от 07.05.2018 г. Раджапов Р.Д. признан виновным в совершении преступлений, предусмотренных ч.2 ст. 314.1, ст. 116.1, ст. 116.1 УК РФ к 7 месяцам лишения свободы условно с испытательным сроком на 1 год 6 месяцев. Однако, Раджапов Р.Д. на путь исправления не встал, приговором мирового судьи от 07.12.2018 г. Раджапову Р.Д. условное наказание было заменено на реальное лишение свободы к 8 месяцам лишения свободы в исправительной колонии строгого режима и направлен к месту отбывания наказания.
Судом вынесено вышеприведенное решение.
В апелляционной жалобе Раджапов Р.Д. просит изменить решение суда, снять запрет на пребывание вне жилого помещения в ночное время и сократить явку в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания до 1 раза в месяц.
Принимая во внимание, что лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела, судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в порядке, предусмотренном статьями 150, 272 КАС РФ, в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав прокурора Сафина А.Р., просившего изменить решение суда, судебная коллегия приходит к следующему.
Основания и порядок установления административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, предусмотрены Федеральным законом от 06.04.2011 года № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» (далее Федеральный закон № 64-ФЗ от 06 апреля 2011 года ) и главой 29 КАС РФ.
Административный надзор устанавливается для предупреждения совершения лицами, указанными в статье 3 настоящего Федерального закона, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона № 64-ФЗ от 06 апреля 2011 года административный надзор устанавливается судом при наличии оснований, предусмотренных частью 3 данной статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления; преступления при рецидиве преступлений; умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего; двух и более преступлений, предусмотренных частью первой статьи 228, статьей 228.3, частью первой статьи 231, частью первой статьи 234.1 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Удовлетворяя исковые требования ФКУ ИК-8 ГУФСИН России по Республике Башкортостан и устанавливая в отношении Раджпапова Р.Д. административный надзор сроком на 3 года, суд исходил из того, что он имеет непогашенную (неснятую) судимость за совершение в период нахождения под административным надзором, преступления небольшой тяжести, за которое был осужден к лишению свободы и направлен к месту отбывания наказания, в связи с чем, административный надзор должен быть установлен в обязательном порядке.
Судебная коллегия согласна с выводом суда об установлении административного надзора, между тем, судом не учтено следующее.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 6 апреля 2011 г. N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" административный надзор устанавливается для предупреждения совершения лицами, указанными в статье 3 данного Федерального закона, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
Основания и условия для установления административного надзора определены в частях 1 и 3 статьи 3 названного Федерального закона.
Согласно пункту 4 части 2 статьи 3 этого же Федерального закона административный надзор устанавливается независимо от наличия оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение в период нахождения под административным надзором преступления, за которое это лицо осуждено к лишению свободы и направлено к месту отбывания наказания (за исключением лица, указанного в части 2.1 настоящей статьи).В силу пункта 2 части 1 статьи 5 указанного Федерального закона административный надзор устанавливается в отношении лиц, указанных в части 2 статьи 3 приведенного Федерального закона, на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
В соответствии с пунктом 26 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16 мая 2017 г. N 15 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" в случае, когда лицо, освобождаемое или освобожденное из мест лишения свободы, имеет неснятую или непогашенную судимость за совершение преступлений различных категорий, срок административного надзора определяется из срока для погашения судимости только за то преступление в связи с совершением которого назначается административный надзор (часть 1 статьи 5 Закона, статья 86 УК РФ). При одновременном наличии нескольких оснований для установления административного надзора он устанавливается исходя из основания, по которому законом предусмотрен более длительный срок административного надзора (статья 3, часть 1 статьи 5 Закона).
В пункте 32 этого же постановления Пленума разъяснено, что осуждение поднадзорного лица к лишению свободы и направление его к месту отбывания наказания является основанием для прекращения административного надзора (пункт 3 части 1 статьи 9 Закона). Вместе с тем, как следует из положений частей 2 и 2.1 статьи 3 Закона, назначение административного надзора за указанными в них лицами связано с наличием непогашенной либо неснятой судимости за совершение преступления определенной категории независимо от того, что ранее такой надзор был прекращен.
С учетом этого административный надзор устанавливается вновь, если после отбытия наказания, в связи с которым такой надзор был прекращен, у лица по первоначальному приговору суда сохраняется неснятая или непогашенная судимость за совершение преступления, указанного в частях 2 и 2.1 статьи 3 Закона. Установление административного надзора при названных обстоятельствах в рамках срока непогашенной судимости по первоначальному приговору не является повторным. При этом по смыслу пунктов 2 и 3 части 1 статьи 5 Закона, заявление об установлении административного надзора в отношении указанного лица может быть подано в пределах срока погашения судимости.
Из материалов дела следует, что Раджапов Р.Д. 06 июля 2016 года осужден Благоварским межрайонным судом Республики Башкортостан по п. «в» ч.2 ст. 166 УК РФ к наказанию в виде лишения свободы на срок 01 год 04 месяца с отбыванием наказания в исправительной колонии особого режима.
09 марта 2017 года постановлением Салаватского городского суда Республики Башкортостан неотбытая часть наказания по приговору от 06 июля 2016 года в виде лишения свободы сроком 04 месяца 17 дней заменена исправительными работами на тот срок с удержанием 10% заработка в доход государства.
23 октября 2017 года постановлением Благоварского межрайонного суда Республики Башкортостан неотбытое наказание по постановлению от 29 марта 2017 года в виде 14 дней заменена лишением свободы сроком на 04 дня с отбыванием наказания в колонии особого режима, наказание им отбыто 27 октября 2017 года.
Решением Салаватского городского суда Республики Башкортостан от 06 апреля 2017 года в отношении Раджапова Р.Д. был установлен административный надзор на срок 8 лет с установление ограничений.
Приговором Благоварского межрайонного суда Республики Башкортостан от 07 мая 2018 года Раджапов Р.Д. осужден по ч.2 ст. 314.1, ст. 116.1, ст. 116.1, ч.2 ст. 69 УК РФ к 7 месяцам лишения свободы условно с испытательным сроком 1 год 6 месяцев.
Приговором мирового судьи судебного участка по Буздякскому району Республики Башкортостан от 07 декабря 2018 года Раджапов Р.Д. осужден по ч.1 ст. 158, ч.4,6 ст. 74, ч.1 ст. 70 УК РФ к 8 месяцам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
Учитывая перечисленное, суду следовало установить административный надзор в отношении Раджапова Р.Д. на основании приговора Благоварского межрайонного суда Республики Башкортостан от 06 июля 2016 года и на основании приговора Благоварского межрайонного суда Республики Башкортостан от 07 мая 2018 года. Установив, что срок погашения судимости по первому приговору является более длительным, суду первой инстанции, руководствуясь приведенными разъяснениями постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, надлежало установить в отношении Раджапова Р.Д. административный надзор сроком на 8 лет - исходя из срока для погашения судимости за преступление, предусмотренное п. «в» ч.2 ст. 166 УК РФ.
Согласно части 8 статьи 272 КАС РФ при установлении срока административного надзора за лицами, указанными в пунктах 1 и 2 части 1 статьи 3 Закона об административном надзоре, суд не связан основаниями и доводами, изложенными в заявлении исправительного учреждения или органа внутренних дел, и вправе определить срок в пределах, указанных в пункте 1 части 1 статьи 5 Закона.
Следовательно, вывод суда о том, что срок административного надзора в отношении Раджапова Р.Д. подлежал определению исходя из срока для погашения судимости за преступление, указанное в последнем приговоре, является ошибочным.
Учитывая изложенное решение суда подлежит изменению в части установления срока административного надзора с увеличением его до восьми лет за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания по приговору Благоварского межрайонного суда Республики Башкортостан от 06 июля 2016 года - до 26 октября 2025 года.
Кроме того, в силу п. 3 ч. 1 ст. Федерального закона № 64-ФЗ суд может запретить пребывание поднадзорного лица вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания лица, в определенное время суток, в связи с чем резолютивная часть решения в части установления указанного ограничения следует дополнить указанием «либо пребывания».
Таким образом, решение суда подлежит изменению.
Доводы апелляционной жалобы Раджапова Р.Д. не могут служить основанием для изменения решения суда, поскольку они не основаны на законе об установлении административного надзора. Установленная судом кратность явки в орган внутренних дел не нарушает прав ответчика на осуществление трудовой деятельности, а направлена на оказание на него индивидуального профилактического воздействия, защиты государственных и общественных интересов.
Руководствуясь статьями 307-310 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Стерлитамакского городского суда Республики Башкортостан от 27 июня 2019 года изменить в части срока административного надзора и установления запрета пребывание вне жилого или иного помещения, указав:
установить административный надзор за Раджаповым РД, дата года рождения, сроком на 8 лет, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания по приговору Благоварского межрайонного суда Республики Башкортостан от 06 июля 2016 года – до 26 октября 2025 года;
- запретить пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания в период времени с 22.00 часов до 06.00 часов, если это не связано с его трудовой деятельностью.
В остальной части решение Стерлитамакского городского суда Республики Башкортостан от 27 июня 2019 года оставить без изменения.
Председательствующий Ф.Ф. Сафин
Судьи Л.Г. Гибадуллина
Л.В. Портнова