Дело №2-60/2020 33-8087/20
Судья Выборнов Д.А.
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
08 сентября 2020года. Судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда в составе председательствующего Кутыревой Е.Б., судей Кочетковой И.В. и Корниловой О.В.
При секретаре Годовой А.В.
Рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу Кутыревой Е.Б.
дело по апелляционной жалобе Администрация Большемокринского сельсовета Кстовского муниципального района в лице главы администрации ФИО11
с участием адвоката ФИО12
на решение Кстовского городского суда Нижегородской области от 27 февраля 2020года
По делу по иску Администрации Большемокринского сельсовета Кстовского муниципального района Нижегородской области к ФИО3, ФИО4 о возмещении ущерба,
по иску Администрации Большемокринского сельсовета Кстовского муниципального района Нижегородской области к ФИО3 о возмещении ущерба,
У С Т А Н О В И Л А:
Истец Администрация Большемокринского сельсовета Кстовского муниципального района в лице главы администрации ФИО11 обратился в суд с иском к ФИО3, ФИО4 о возмещении материального ущерба.
В обосновании заявленного требования указал, что в период с [дата] до [дата] главой администрации являлся ответчик ФИО3, что подтверждается копией Контракта с лицом, назначаемым на должность главы администрации Большемокринского сельсовета от [дата]
Согласно, вышеуказанного Контракта Глава Администрации в своей деятельности обязан руководствоваться государственными интересами и интересами муниципального образования, государственными интересами и интересами муниципального образования, организовывать свою работу в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ, законами Нижегородской области, иными нормативными правовыми актами Нижегородской области, Уставом муниципального образования Большемокринский сельсовет Кстовского муниципального района Нижегородской области (МО), иными муниципальными правовыми актами.
Глава Администрации руководит администрацией сельсовета на принципах единоначалия, самостоятельно решает все вопросы, отнесенные к его компетенции Уставом МО и указанным контрактом.
В соответствии с Уставом МО Глава администрации подконтролен сельскому Совету.
Согласно, выписки из ЕГРЮЛ от [дата] ответчик ФИО4 является главой местного самоуправления сельского совета Большемокринского сельсовета Кстовского района Нижегородской области с [дата].
Глава местной администрации должен соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены ФЗ от 25.12.2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", ФЗ от 03.12.2012 года N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", ФЗ от 07.05.2013 г. N 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами".
В соответствии со ст.ст.3, 18, Устава муниципального образования «Большемокринский сельсовет Кстовского муниципального района Нижегородской области», принятым Решением № 55 от 29 июля 2011 года сельского совета Кстовского муниципального района Нижегородской области правовую основу местного самоуправления составляют общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», другие федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними нормативные правовые акты Российской Федерации (указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти), Устав Нижегородской области, законы и иные нормативные правовые акты Нижегородской области, Устав, решения, принятые на местных референдумах и иные муниципальные правовые акты.
В силу ст.ст.19, 20 Устава Сельский Совет Большемокринского сельсовета Кстовского муниципального района Нижегородской области (далее сельский Совет) состоит из 10 депутатов, избираемых населением сельского поселения на муниципальных выборах на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на 5 лет.
Сельский Совет обладает правами юридического лица в соответствии с федеральным законодательством.
Расходы на обеспечение деятельности сельского Совета предусматриваются в бюджете сельского поселения отдельной строкой в соответствии с классификацией расходов бюджетов Российской Федерации.
Администрация является юридическим лицом и осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательными и нормативными актами Российской Федерации и Нижегородской области, решениями сельского Совета, нормативными актами главы местного самоуправления, Уставом и Положением об администрации.
Финансирование администрации и её органов, осуществляется в соответствии с утверждённым сельским Советом бюджетом, предусмотренным отдельной строкой.
Статьей 28.2. Устава предусмотрены полномочия Главы администрации.
В период с [дата] по [дата] отделом муниципального финансового контроля департамента финансов администрации Кстовского района Нижегородской области на основании поручения департамента финансов от [дата] [номер] и от [дата] [номер] проведена ревизия финансово-хозяйственной деятельности Администрации Большемокринского сельсовета, соответствие требованиям нормативно-правовых актов РФ и Нижегородской области.
Проверкой финансово-хозяйственной деятельности в администрации Большемокринского сельсовета за период с [дата] год установлено:
1. ответчиком ФИО3 допущены нарушения в определении потребности и обоснованности внесения изменений в Бюджетную смету на [дата] г., [дата] г. по коду расходов бюджетной классификации «Фонд оплаты труда», «Взносы на обязательное страхование на выплаты по оплате труда».
2. ответчиком ФИО3 допущено нарушения п.1.8., п.2.3.5., п.2.3.6. Положения об оплате труда работников администрации Большемокринского сельсовета Кстовского муниципального района Нижегородской области, занятых хозяйственным и техническим обеспечением органов местного самоуправления от [дата].
Выплата разовых премий, премий в связи с праздничными датами Положением не предусмотрена. Данные выплаты производились при отсутствии средств фонда оплаты труда.
Неправомерный расход денежных средств на оплату труда работников администрации Большемокринского сельсовета (с начислениями на оплату труда) за [дата] год в сумме <данные изъяты> руб., за [дата] год в сумме <данные изъяты>., всего на сумму <данные изъяты> руб.
3. Положение об оплате труда работников администрации Большемокринского сельсовета Кстовского муниципального района, занятых хозяйственным и техническим обеспечением органов местного самоуправления от [дата] противоречит постановлению Правительства Нижегородской области от [дата] [номер] «Об оплате труда работников, занятых хозяйственным и техническим обеспечением органов государственной власти Нижегородской области, оплата труда которых ранее осуществлялась на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников государственных учреждений Нижегородской области (с изменениями на [дата] [номер]).
Размер надбавки за выслугу лет в зависимости от трудового стажа установлен неправильно.
Положение об оплате труда лиц, замещающих муниципальные должности и муниципальных служащих органов местного самоуправления муниципального образования «Большемокринский сельсовет» утверждено решением сессии Большемокринского сельского совета от [дата] [номер]. С 2007 года изменения в Положение об оплате труда не вносились.
Размер Должностных окладов работников, установлены, неправильно.
Положение об оплате труда выборного должностного лица местного самоуправления (глава МСУ ФИО4) отсутствует.
Размеры должностных окладов работников администрации определены штатными расписаниями и трудовыми договорами. Установлены ответчиком ФИО3 с нарушением Постановления Правительства Нижегородской области от [дата] [номер] «Об оплате труда работников, занятых хозяйственным и техническим обеспечением органов государственной власти Нижегородской области, оплата труда которых ранее осуществлялась на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников государственных учреждений Нижегородской области «(с изменениями на [дата] [номер]).
Завышение ФОТ по штатному расписанию на [дата] год на сумму <данные изъяты> руб., за [дата] год на сумму <данные изъяты> руб.
Размер надбавки за выслугу лет работникам администрации ответчиком ФИО3 неправомерно установлен с нарушением Постановления Правительства Нижегородской области от [дата] [номер] «Об оплате труда работников, занятых хозяйственным и техническим обеспечением органов государственной власти Нижегородской области, оплата труда которых, ранее осуществлялась на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников государственных учреждений Нижегородской области» (с изменениями на [дата] [номер]).
Завышение ФОТ по штатному расписанию на выплату надбавки за выслугу лет за [дата] г. на сумму <данные изъяты> руб., за [дата] г. на сумму <данные изъяты> руб.
4. Фонд оплаты труда главы администрации должен устанавливаться на календарный год в размере 38 должностных окладов в соответствии с законом Нижегородской области от [дата] [номер] «О денежном содержании лиц, замещающих муниципальные должности в Нижегородской области» с изменениями на [дата].
Фактические расходы на заработную плату главе администрации превышают расчетную потребность за счет выплаты разовых премий. Распоряжения на выплату премий глава администрации ФИО3 подписал сам себе. С работодателем премии не согласованы. Решения сессии депутатов сельского Совета Большемокринского сельсовета о выделении денежных средств на премирование главы администрации отсутствуют.
Увеличение лимитов на заработную плату производилось путем передвижки денежных ассигнований с других статей расходов бюджета администрации Большемокринского сельсовета при отсутствии решений сельского Совета Большемокринского сельсовета.
Данные факты являются нарушением условий контракта с главой администрации ФИО3 от [дата], ТК РФ и ст.ст.10 и 11 ФЗ « 273-ФЗ «О противодействии коррупции» от [дата] с изменениями на [дата].
Неправомерный расход денежных средств на премирование главы администрации ФИО3 (с начислениями на оплату труда) за [дата] год составил <данные изъяты> руб.
5. Фонд оплаты труда главы местного самоуправления должен устанавливаться на календарный год в размере 32 должностных окладов в соответствии с законом Нижегородской области от [дата] [номер] «О денежном содержании лиц, замещающих муниципальные должности в Нижегородской области», закона Нижегородской области от [дата] [номер] «О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Нижегородской области» (с изменениями на [дата] [номер]).
Ответчиком допущено нарушение закона Нижегородской области от [дата] [номер] «О денежном содержании лиц, замещающих муниципальные должности в Нижегородской области», закона Нижегородской области от [дата] [номер] «О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Нижегородской области» (с изменениями на [дата] [номер]).
Фактические расходы на заработную плату главы местного самоуправления превышают расчетную потребность за счет выплаты единовременных (разовых) премий.
Неправомерный расход денежных средств на оплату труда главы МСУ ФИО4 (с начислениями на оплату труда) за [дата] год в сумме <данные изъяты> руб., за [дата] год в сумме <данные изъяты> руб., всего на сумму <данные изъяты> руб.
6. В нарушение ст.20 п.4 и 5 Закона Нижегородской области «О муниципальной службе в Нижегородской области» от [дата] [номер] на основании распоряжения от [дата] ответчик ФИО3 предоставил сам себе дополнительно оплачиваемый отпуск в количестве 11 календарных дней, вместо полагаемых 8 календарных дней, на сумму <данные изъяты> руб., взносы на выплаты по оплате труда <данные изъяты> руб.
Изменения в контракт от [дата] с лицом, назначенным на должность главы администрации Большемокринского сельсовета ФИО3, не вносились.
7. В нарушение закона Нижегородской области от [дата] [номер]-З «О денежном содержании лиц, замещающих муниципальные должности в Нижегородской области», закона Нижегородской области от [дата] [номер] (с изменениями на [дата]), закона Нижегородской области от [дата] [номер] «О денежном содержании лиц, замещающих муниципальные должности в Нижегородской области (с изменениями на [дата]), ст.ст.10, 11 ФЗ № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» от [дата] (с изменениями на [дата]), контракта с лицом, назначенным на должность главы администрации Большемокринского сельсовета ФИО3 от [дата], приказа Министерства внутренней региональной и муниципальной политики Нижегородской области от [дата] [номер] глава администрации ФИО3 премировал сам себя и главу МСУ Большемокринского сельсовета ФИО4 в размере одного должностного оклада.
Всего на выплату премии главе администрации ФИО3 израсходовано <данные изъяты> руб. (<данные изъяты> руб., взносы на выплаты по оплате труда <данные изъяты> руб.)
Всего на выплату премии главе местного самоуправления ФИО4 израсходовано <данные изъяты> руб. (<данные изъяты> руб., взносы на выплаты по оплате труда <данные изъяты> руб.)
Для выплаты премии главе муниципального образования необходимо решение представительного органа, которым утверждаются общие правила и критерии премирования.
8. В нарушение Закона Нижегородской области от [дата] [номер]-З «О денежном содержании лиц, замещающих муниципальные должности в Нижегородской области», Закона Нижегородской области от [дата] [номер]-З «О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Нижегородской области (с изменениями на [дата]), закона Нижегородской области от [дата] [номер]-З «О денежном содержании лиц, замещающих муниципальные должности в [адрес]» (с изменениями на [дата]), ст.ст.10,11 ФЗ №273-ФЗ «О противодействии коррупции» от [дата] (с изменениями на [дата]), ФИО2 с лицом, назначенным на должность главы администрации Большемокринского сельсовета ФИО3 от [дата], распоряжения главы местного самоуправления Кстовского муниципального района от [дата] [номер]-р глава администрации ФИО3 выплатил материальное поощрение себе и главе МСУ Большемокринского сельсовета
ФИО4 в размере одного должностного оклада.
Всего на выплату материального поощрения главе администрации ФИО3 израсходовано <данные изъяты> руб. (должностной оклад <данные изъяты> руб., взносы на выплаты по оплате труда <данные изъяты> руб.)
Всего на выплату материального поощрения главе местного самоуправления ФИО4 израсходовано 22 465.06 руб. (должностной оклад <данные изъяты> руб., взносы на выплаты по оплате труда <данные изъяты> руб.)
9. На основании предписаний Кстовской городской прокуратуры работники администрации Большемокринского сельсовета привлекались к дисциплинарной ответственности за ненадлежащее исполнение должностных обязанностей.
На период действия административной ответственности (замечание) выплата премии по итогам работ за месяц работникам администрации производилась в нарушение п.2.3.5. Положения об оплате труда работников администрации Большемокринского сельсовета Кстовского муниципального района, занятых хозяйственным и техническим обеспечением органов местного самоуправления от [дата], постановления Правительства Нижегородской области от [дата] [номер] «Об оплате труда работников, занятых хозяйственным и техническим обеспечением органов государственной власти Нижегородской области, оплате труда которых ранее осуществлялась на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников государственных учреждений Нижегородской области» (с изменениями на [дата] [номер]).
Всего за [дата] год начислено <данные изъяты> руб., за [дата] год начислено <данные изъяты> руб.
Нарушение Ответчиками прав и законных интересов муниципального образования заключается в невозможности использования средств бюджета муниципального образования для осуществления деятельности, вытекающей из полномочий органа местного самоуправления.
Причиненный ответчиками материальный ущерб в сумме <данные изъяты> руб. подлежит взысканию в полном объеме, а именно с ответчика ФИО3 - в сумме <данные изъяты> руб., ответчика ФИО4 - в сумме <данные изъяты> руб.
Истец просит взыскать с ФИО3 в бюджет муниципального образования Большемокринский сельсовет Кстовского муниципального района Нижегородской области причиненный ущерб в сумме <данные изъяты> руб., с ФИО4 в бюджет муниципального образования Большемокринский сельсовет Кстовского муниципального района Нижегородской области причиненный ущерб в сумме <данные изъяты> руб.
Также истец Администрация Большемокринского сельсовета Кстовского муниципального района в лице главы администрации ФИО11 обратился в суд с иском к ФИО3 о возмещении ущерба, по следующим основаниям.
Проверкой финансово-хозяйственной деятельности в администрации Большемокринского сельсовета за период с [дата] год установлено, что:
- спил деревьев на территории муниципального образования «Большемокринский сельсовет» в [дата] году производился с нарушением Закона Нижегородской области от [дата] [номер] «Об охране озелененных территорий Нижегородской области», Административного регламента, утвержденного постановлением ФИО5 Кстовского муниципального района от [дата] [номер], распоряжения ФИО2 Кстовского муниципального района от [дата] [номер]-р при отсутствии разрешений МКУ «АТО Кстовского района» (п.10 Акта ревизии финансово-хозяйственной деятельности от [дата]).
Незаконный расход в [дата] году денежных средств на спил зеленых насаждений составляет <данные изъяты> руб., вывоз спиленных деревьев <данные изъяты> руб.
- в гражданско-правовых договорах на ремонт уличного освещения с ФИО13, согласно п.4.1. работы должны выполняться материалом подрядчика. Фактически материалы приобретались за счет средств администрации Большемокринского сельсовета. Все приобретенные материальные запасы списаны в полном объеме. В актах на списание материальных запасов [номер] направление расхода не указано. Подтвердить достоверность расходов не представляется возможным.
За [дата] год израсходовано на приобретение материалов <данные изъяты> руб.
За [дата] год израсходовано на приобретение материалов <данные изъяты> руб.
Постановлением Кстовского городского суда Нижегородской области от [дата] по делу [номер] установлено, что [дата] Кстовским городским прокурором вынесено постановление о возбуждении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренного ст.15.14 КоАП РФ в отношении юридического лица - администрации Большемокринского сельсовета Кстовского муниципального района Нижегородской области.
Кстовской городской прокуратурой в связи с поступившим вышеуказанным Актом проведена проверка соблюдения бюджетного законодательства в части направления средств бюджета на оплату работ и услуг по вывозу мусора и уборке несанкционированных свалок в период [дата] года в деятельности администрации Большемокринского сельсовета Кстовского района, по результатам которой установлено, что администрацией Большемокринского сельсовета, в лице ФИО3, заключены договоры на оказание услуг по уборке мусора, обязанность вывоза в силу указанных требований законодательства возложена на жителей многоквартирных домов и частных домовладений:
- 10 договоров с ООО «<данные изъяты>» - на сумму <данные изъяты> руб.;
- 7 договоров с ИП ФИО14 - на сумму <данные изъяты> руб.;
- 3 договора с ООО «<данные изъяты>» - на сумму <данные изъяты> руб.;
- 8 договоров с ИП ФИО20 - на сумму <данные изъяты> руб.;
- 8 договоров подряда со ФИО15 - на сумму <данные изъяты> руб.;
- 3 договора подряда с ФИО16 - на сумму <данные изъяты> руб.
Таким образом, распоряжение ФИО3 бюджетными средствами на цели, не предусмотренные решением представительного органа местного самоуправления о бюджете, повлекло за собой нецелевое использование бюджетных средств в размере <данные изъяты> руб.
Нарушение Ответчиком прав и законных интересов муниципального образования заключается в невозможности использования средств бюджета муниципального образования для осуществления деятельности, вытекающей из полномочий органа местного самоуправления.
Причиненный материальный ущерб в сумме 1 <данные изъяты> руб. подлежит взысканию с ответчика в полном объеме.
Истец просил взыскать с ФИО3 в бюджет муниципального образования Большемокринский сельсовет Кстовского муниципального района Нижегородской области причиненный ущерб в сумме <данные изъяты> руб.
Определением суда указанные дела были объединены в одно производство для совместного рассмотрения и разрешения.
В судебном заседании представитель истца ФИО17 исковые требования поддержала, просила удовлетворить в полном объеме, дала пояснения в соответствии с доводами исковых заявлений, с доводами представителя ответчиков не согласна, в применении срока исковой давности просила отказать.
Представитель ответчиков адвокат ФИО18 просил в иске отказать, применить срок исковой давности, дал пояснения в соответствии с доводами представленных письменных возражений.
Представители третьих лиц – Администрации Кстовского муниципального района, Сельского совета Большемокринского сельсовета Кстовского района Нижегородской области, МРИ ФНС РФ [номер] по Нижегородской области, Департамента финансов администрации Кстовского муниципального района, в судебное заседание не явились, дело рассмотрено в их отсутствие.
От представителя ФИО5 Кстовского муниципального района ранее поступили письменные возражения на исковое заявление, в которых считает требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению, просил в иске отказать, рассмотреть дело в свое отсутствие.
Решением суда постановлено: Администрации Большемокринского сельсовета Кстовского муниципального района Нижегородской области в удовлетворении исковых требований к ФИО3 о взыскании причиненного ущерба в размере 465 <данные изъяты> руб., к ФИО4 о взыскании причиненного ущерба в размере <данные изъяты> руб., отказать.
Администрации Большемокринского сельсовета Кстовского муниципального района Нижегородской области в удовлетворении исковых требований к ФИО3 о взыскании причиненного ущерба в размере <данные изъяты> руб., отказать.
В апелляционной жалобе Администрации Большемокринского сельсовета Кстовского муниципального района Нижегородской области поставлен вопрос об отмене судебного решения, как незаконного и необоснованного.
Законность и обоснованность постановленного судебного решения проверена по правилам главы 39 ГПК РФ.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав явившихся по делу лиц, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
Как разъяснил Пленум Верховного Суда РФ от 19 декабря 2003 г. N 23 "О судебном решении", решение является законным в том случае, когда оно вынесено при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (ч. 4 ст. 1, ч. 3 ст. 11 ГПК РФ).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
В соответствии с частью 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Постановленное по делу судебное решение соответствует нормам материального и процессуального права.
К способам защиты гражданских прав, предусмотренным статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, относится, в частности, возмещение убытков, под которыми понимаются, в том числе расходы, которые лицо произвело или должно будет произвести для восстановления своего нарушенного права (пункт 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации).
К способам защиты гражданских прав, предусмотренным статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, относится, в частности, возмещение убытков, под которыми понимаются, в том числе расходы, которые лицо произвело или должно будет произвести для восстановления своего нарушенного права (пункт 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Пунктом 1 статьи 15 названного кодекса предусмотрено, что лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда (пункт 2 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Лицо, причинившее вред, освобождается от ответственности, если докажет, что вред причинен не по его вине.
Законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда.
При этом, согласно п. 2 ст. 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации во взаимосвязи с п. 2 ст. 401 Гражданского кодекса Российской Федерации и разъяснениями Верховного Суда Российской Федерации, содержащихся в абз. 3 п. 12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 25 от 23.06.2015 "О применении судами некоторых положений раздела 1 части 1 Гражданского кодекса Российской Федерации" отсутствие вины в причинении вреда доказывается лицом, причинившим вред.
Таким образом, обязанность доказывания отсутствия вины лежит на причинителе вреда, который считается виновным, пока не доказано обратное.
Предметом спорных правоотношений является возмещение материального ущерба ответчиками по результатам ревизии финансово хозяйственной Администрации Большемокринского сельсовета за период с [дата]. по [дата] нецелевое использование денежных средств.
Как следует из материалов дела, администрация Большемокринского сельсовета Кстовского муниципального района зарегистрирована в установленном законом порядке [дата], главой администрации назначен ФИО11 решением сельского совета Большемокринского сельсовета [дата].
В период с [дата] до [дата] главой администрации являлся ответчик ФИО3 на основании контракта на должность главы администрации Большемокринского сельсовета от [дата]
Ответчик ФИО4 является главой местного самоуправления сельского совета Большемокринского сельсовета Кстовского района Нижегородской области с [дата].
В период с [дата] по [дата] отделом муниципального финансового контроля департамента финансов администрации Кстовского района Нижегородской области на основании поручения департамента финансов от [дата] [номер] и от [дата] [номер] проведена ревизия финансово-хозяйственной деятельности Администрации Большемокринского сельсовета, соответствие требованиям нормативно-правовых актов РФ и Нижегородской области.
Проверкой финансово-хозяйственной деятельности в администрации Большемокринского сельсовета за период с [дата] год установлено:
1. ответчиком ФИО3 допущены нарушения в определении потребности и обоснованности внесения изменений в Бюджетную смету на [дата] г., [дата] г. по коду расходов бюджетной классификации «Фонд оплаты труда», «Взносы на обязательное страхование на выплаты по оплате труда».
2. ответчиком ФИО3 допущено нарушения п.1.8., п.2.3.5., п.2.3.6. Положения об оплате труда работников администрации Большемокринского сельсовета Кстовского муниципального района Нижегородской области, занятых хозяйственным и техническим обеспечением органов местного самоуправления от [дата].
Выплата разовых премий, премий в связи с праздничными датами Положением не предусмотрена. Данные выплаты производились при отсутствии средств фонда оплаты труда.
Неправомерный расход денежных средств на оплату труда работников администрации Большемокринского сельсовета (с начислениями на оплату труда) за [дата] год в сумме <данные изъяты> руб., за [дата] год в сумме <данные изъяты> руб., всего на сумму <данные изъяты> руб.
3. Положение об оплате труда работников администрации Большемокринского сельсовета Кстовского муниципального района, занятых хозяйственным и техническим обеспечением органов местного самоуправления от [дата] противоречит постановлению Правительства Нижегородской области от [дата] [номер] «Об оплате труда работников, занятых хозяйственным и техническим обеспечением органов государственной власти Нижегородской области, оплата труда которых ранее осуществлялась на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников государственных учреждений Нижегородской области (с изменениями на [дата] [номер]).
Размер надбавки за выслугу лет в зависимости от трудового стажа установлен неправильно.
Положение об оплате труда лиц, замещающих муниципальные должности и муниципальных служащих органов местного самоуправления муниципального образования «Большемокринский сельсовет» утверждено решением сессии Большемокринского сельского совета от [дата] [номер]. С [дата] года изменения в Положение об оплате труда не вносились.
Размер Должностных окладов работников, установлены неправильно.
Положение об оплате труда выборного должностного лица местного самоуправления (глава МСУ ФИО4) отсутствует.
Размеры должностных окладов работников администрации определены штатными расписаниями и трудовыми договорами. Установлены ответчиком ФИО3 с нарушением Постановления Правительства Нижегородской области от [дата] [номер] «Об оплате труда работников, занятых хозяйственным и техническим обеспечением органов государственной власти Нижегородской области, оплата труда которых ранее осуществлялась на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников государственных учреждений Нижегородской области «(с изменениями на [дата] [номер]).
Завышение ФОТ по штатному расписанию на [дата] год на сумму <данные изъяты> руб., за [дата] год на сумму <данные изъяты> руб.
Размер надбавки за выслугу лет работникам администрации ответчиком ФИО3 неправомерно установлен с нарушением Постановления Правительства Нижегородской области от [дата] [номер] «Об оплате труда работников, занятых хозяйственным и техническим обеспечением органов государственной власти Нижегородской области, оплата труда которых ранее осуществлялась на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников государственных учреждений Нижегородской области» (с изменениями на [дата] [номер]).
Завышение ФОТ по штатному расписанию на выплату надбавки за выслугу лет за [дата] г. на сумму <данные изъяты> руб., за [дата] г. на сумму <данные изъяты> руб.
4. Фонд оплаты труда главы администрации должен устанавливаться на календарный год в размере 38 должностных окладов в соответствии с законом Нижегородской области от [дата] [номер] «О денежном содержании лиц, замещающих муниципальные должности в Нижегородской области» с изменениями на [дата].
Фактические расходы на заработную плату главе администрации превышают расчетную потребность за счет выплаты разовых премий. Распоряжения на выплату премий глава администрации ФИО3 подписал сам себе. С работодателем премии не согласованы. Решения сессии депутатов сельского Совета Большемокринского сельсовета о выделении денежных средств на премирование главы администрации отсутствуют.
Увеличение лимитов на заработную плату производилось путем передвижки денежных ассигнований с других статей расходов бюджета администрации Большемокринского сельсовета при отсутствии решений сельского Совета Большемокринского сельсовета.
Данные факты являются нарушением условий контракта с главой администрации ФИО3 от [дата], ТК РФ и ст.ст.10 и 11 ФЗ « 273-ФЗ «О противодействии коррупции» от [дата] с изменениями на [дата].
Неправомерный расходов денежных средств на премирование главы администрации ФИО3 (с начислениями на оплату труда) за [дата] год составил <данные изъяты> руб.
5. Фонд оплаты труда главы местного самоуправления должен устанавливаться на календарный год в размере 32 должностных окладов в соответствии с законом Нижегородской области от [дата] [номер] «О денежном содержании лиц, замещающих муниципальные должности в Нижегородской области», закона Нижегородской области от [дата] [номер] «О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Нижегородской области» (с изменениями на [дата] [номер]).
Ответчиком допущено нарушение закона Нижегородской области от [дата] [номер] «О денежном содержании лиц, замещающих муниципальные должности в Нижегородской области», закона Нижегородской области от [дата] [номер] «О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Нижегородской области» (с изменениями на [дата] [номер]).
Фактические расходы на заработную плату главы местного самоуправления превышают расчетную потребность за счет выплаты единовременных (разовых) премий.
Неправомерный расход денежных средств на оплату труда главы МСУ ФИО4 (с начислениями на оплату труда) за [дата] год в сумме <данные изъяты> руб., за [дата] год в сумме <данные изъяты> руб., всего на сумму <данные изъяты> руб.
6. В нарушение ст.20 п.4 и 5 Закона Нижегородской области «О муниципальной службе в Нижегородской области» от [дата] [номер] на основании распоряжения от [дата] ответчик ФИО3 предоставил себе дополнительно оплачиваемый отпуск в количестве 11 календарных дней, вместо полагаемых 8 календарных дней, на сумму <данные изъяты> руб., взносы на выплаты по оплате труда <данные изъяты> руб.
Изменения в контракт от [дата] с лицом, назначенным на должность главы администрации Большемокринского сельсовета ФИО3, не вносились.
7. В нарушение закона Нижегородской области от [дата] [номер]-З «О денежном содержании лиц, замещающих муниципальные должности в Нижегородской области», закона Нижегородской области от [дата] [номер] (с изменениями на [дата]), закона Нижегородской области от [дата] [номер] «О денежном содержании лиц, замещающих муниципальные должности в Нижегородской области (с изменениями на [дата]), ст.ст.10, 11 ФЗ № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» от [дата] (с изменениями на [дата]), контракта с лицом, назначенным на должность главы администрации Большемокринского сельсовета ФИО3 от [дата], приказа Министерства внутренней региональной и муниципальной политики Нижегородской области от [дата] [номер] глава администрации ФИО3 премировал сам себя и главу МСУ Большемокринского сельсовета ФИО4 в размере одного должностного оклада.
Всего на выплату премии главе администрации ФИО3 израсходовано <данные изъяты> руб. (<данные изъяты> руб., взносы на выплаты по оплате труда <данные изъяты> руб.)
Всего на выплату премии главе местного самоуправления ФИО4 израсходовано <данные изъяты> руб. (<данные изъяты> руб., взносы на выплаты по оплате труда <данные изъяты> руб.)
Для выплаты премии главе муниципального образования необходимо решение представительного органа, которым утверждаются общие правила и критерии премирования.
8. В нарушение Закона Нижегородской области от [дата] [номер]-З «О денежном содержании лиц, замещающих муниципальные должности в Нижегородской области», Закона Нижегородской области от [дата] [номер]-З «О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Нижегородской области (с изменениями на [дата]), закона Нижегородской области от [дата] [номер]-З «О денежном содержании лиц, замещающих муниципальные должности в Нижегородской области» (с изменениями на [дата]), ст.ст.10,11 ФЗ №273-ФЗ «О противодействии коррупции» от [дата] (с изменениями на [дата]), ФИО2 с лицом, назначенным на должность ФИО2 администрации Большемокринского сельсовета ФИО3 от [дата], распоряжения главы местного самоуправления Кстовского муниципального района от [дата] [номер]-р глава администрации ФИО3 выплатил материальное поощрение себе и главе МСУ Большемокринского сельсовета
ФИО4 в размере одного должностного оклада.
Всего на выплату материального поощрения главе администрации ФИО3 израсходовано <данные изъяты> руб. (должностной оклад <данные изъяты> руб., взносы на выплаты по оплате труда <данные изъяты> руб.)
Всего на выплату материального поощрения главе местного самоуправления ФИО4 израсходовано <данные изъяты> руб. (должностной оклад <данные изъяты> руб., взносы на выплаты по оплате труда <данные изъяты> руб.)
9. На основании предписаний Кстовской городской прокуратуры работники администрации Большемокринского сельсовета привлекались к дисциплинарной ответственности за ненадлежащее исполнение должностных обязанностей.
На период действия административной ответственности (замечание) выплата премии по итогам работ за месяц работникам администрации производилась в нарушение п.2.3.5. Положения об оплате труда работников администрации Большемокринского сельсовета Кстовского муниципального района, занятых хозяйственным и техническим обеспечением органов местного самоуправления от [дата], постановления Правительства Нижегородской области от [дата] [номер] «Об оплате труда работников, занятых хозяйственным и техническим обеспечением органов государственной власти Нижегородской области, оплате труда которых ранее осуществлялась на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников государственных учреждений Нижегородской области» (с изменениями на [дата] [номер]).
Всего за [дата] год начислено <данные изъяты> руб., за [дата] год начислено <данные изъяты> руб.В соответствии с положениями ч.2 ст.15.1. ФЗ от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления муниципального района вправе решать вопросы, указанные в части 1 настоящей статьи, участвовать в осуществлении иных государственных полномочий (не переданных им в соответствии со статьей 19 настоящего Федерального закона), если это участие предусмотрено федеральными законами, а также решать иные вопросы, не отнесенные к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенные из их компетенции федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, за счет доходов местных бюджетов, за исключением межбюджетных трансфертов, предоставленных из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, и поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений.
Истец, указывает, что ФИО3 причинен материальный ущерб в размере <данные изъяты> руб, ФИО4 в размере121 <данные изъяты> руб.
Нарушение |
Сумма, руб. |
Неправомерный расход денежных средств на оплату труда работников администрации Большемокринского сельсовета (с начислениями на оплату труда) |
<данные изъяты> (за [дата] год в сумме <данные изъяты> руб., за [дата] год в сумме <данные изъяты> руб., |
Неправомерный расход денежных средств на премирование главы администрации ФИО3 (с начислениями на оплату труда) |
<данные изъяты> руб. |
Неправомерный расход денежных средств на оплату труда главы МСУ ФИО4 (с начислениями на оплату труда) |
<данные изъяты> руб. (за [дата] год в сумме <данные изъяты> руб., за [дата] год в сумме <данные изъяты> руб.) |
Неправомерный расход денежных средств на оплату дополнительно оплачиваемого отпуска ФИО3 в количестве 3-х календарных дней |
<данные изъяты> руб. (<данные изъяты> руб., взносы на выплаты по оплате труда 1 <данные изъяты> руб.) |
Неправомерный расход денежных средств на выплату премии главе администрации ФИО3 |
<данные изъяты> руб. (<данные изъяты> руб., взносы на выплаты по оплате труда <данные изъяты> руб.) |
Неправомерный расход денежных средств на выплату премии главе местного самоуправления ФИО4 |
<данные изъяты> руб. (<данные изъяты> руб., взносы на выплаты по оплате труда <данные изъяты> руб.) |
Неправомерный расход денежных средств на выплату материального поощрения главе администрации ФИО3 |
<данные изъяты> руб. (должностной оклад <данные изъяты> руб., взносы на выплаты по оплате труда <данные изъяты> руб.) |
Неправомерный расход денежных средств на выплату материального поощрения главе местного самоуправления ФИО4 |
<данные изъяты> руб. (должностной оклад <данные изъяты> руб., взносы на выплаты по оплате труда <данные изъяты> руб.) |
Неправомерный расход денежных средств на выплату премии работникам Администрации по итогам работ за месяц |
<данные изъяты> руб. (за [дата] год начислено <данные изъяты> руб., за [дата] год начислено <данные изъяты> руб.) |
ИТОГО: |
<данные изъяты> руб. |
В том, числе: |
<данные изъяты> руб. |
Ответчик ФИО3 |
<данные изъяты> руб. |
Проверкой финансово-хозяйственной деятельности в администрации Большемокринского сельсовета за период с [дата] год установлено, что:
- спил деревьев на территории муниципального образования «Большемокринский сельсовет» в [дата] году производился с нарушением Закона Нижегородской области от [дата] [номер] «Об охране озелененных территорий Нижегородской области», Административного регламента, утвержденного постановлением Администрации Кстовского муниципального района от [дата] [номер], распоряжения главы Администрации Кстовского муниципального района от [дата] [номер]-р при отсутствии разрешений МКУ «АТО Кстовского района» (п.10 Акта ревизии финансово-хозяйственной деятельности от [дата]).
Незаконный расход в [дата] году денежных средств на спил зеленых насаждений составляет <данные изъяты> руб., вывоз спиленных деревьев <данные изъяты> руб.
- в гражданско-правовых договорах на ремонт уличного освещения с ФИО13, согласно п.4.1. работы должны выполняться материалом подрядчика. Фактически материалы приобретались за счет средств администрации Большемокринского сельсовета. Все приобретенные материальные запасы списаны в полном объеме. В актах на списание материальных запасов [номер] направление расхода не указано. Подтвердить достоверность расходов не представляется возможным.
За [дата] год израсходовано на приобретение материалов <данные изъяты> руб.
За [дата] год израсходовано на приобретение материалов <данные изъяты> руб.
Постановлением Кстовского городского суда Нижегородской области от [дата] по делу [номер] юридическое лицо администрация Большемокринского сельского Совета муниципального района Нижегородской области признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.14 КоАП РФ и назначено административное наказание в виде штрафа в размере <данные изъяты>. / л.д. 260 т.1/.
Данным постановлением установлено, что [дата] Кстовским городским прокурором вынесено постановление о возбуждении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренного ст.15.14 КоАП РФ в отношении юридического лица - администрации Большемокринского сельсовета Кстовского муниципального района Нижегородской области.
Кстовской городской прокуратурой, в связи с поступившим вышеуказанным Актом проведена проверка соблюдения бюджетного законодательства в части направления средств бюджета на оплату работ и услуг по вывозу мусора и уборке несанкционированных свалок в период [дата] года в деятельности администрации Большемокринского сельсовета Кстовского района, по результатам которой установлено, что администрацией Большемокринского сельсовета, в лице ФИО3, заключены договоры на оказание услуг по уборке мусора, обязанность вывоза в силу указанных требований законодательства возложена на жителей многоквартирных домов и частных домовладений:
- 10 договоров с ООО «<данные изъяты>» - на сумму <данные изъяты> руб.;
- 7 договоров с ИП ФИО14 - на сумму <данные изъяты> руб.;
- 3 договора с ООО «<данные изъяты>» - на сумму <данные изъяты> руб.;
- 8 договоров с ИП ФИО21 - на сумму <данные изъяты> руб.;
- 8 договоров подряда со ФИО15 - на сумму <данные изъяты> руб.;
- 3 договора подряда с ФИО16 - на сумму <данные изъяты> руб.
ФИО1 ссылается, что распоряжение ФИО3 бюджетными средствами на цели, не предусмотренные решением представительного органа местного самоуправления о бюджете, повлекло за собой нецелевое использование бюджетных средств, в размере <данные изъяты> руб.
Нарушение Ответчиком прав и законных интересов муниципального образования заключается в невозможности использования средств бюджета муниципального образования для осуществления деятельности, вытекающей из полномочий органа местного самоуправления.
Расчет материального ущерба
Нарушение |
Сумма, руб. |
Неправомерное распоряжение ФИО3 бюджетными средствами на цели, не предусмотренные решением представительного органа местного самоуправления о бюджете, повлекло за собой нецелевое использование бюджетных средств |
<данные изъяты> руб. |
Неправомерный расход денежных средств в [дата] году на спил зеленых насаждений и вывоз спиленных деревьев |
<данные изъяты> руб. |
Неправомерный расход денежных средств по гражданско-правовому договору на ремонт уличного освещения с ФИО13 |
<данные изъяты> руб. [дата] год израсходовано на приобретение материалов <данные изъяты> руб., за [дата] год израсходовано на приобретение материалов <данные изъяты> руб.) |
ИТОГО: |
<данные изъяты> руб. |
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных требований суд исходил из того, что глава администрации Большемокринского сельского совета Кстовского муниципального района Нижегородской области в лице главы ФИО11 не обладает полномочиями на обращение в суд, пропуском срока исковой давности.
Данный вывод суда представляется правильным, основанным на законе.
В силу положений ст. 2 ГПК РФ целью гражданского судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, организаций, прав и интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, других лиц, являющихся субъектами гражданских, трудовых или иных правоотношений.
В развитие закрепленной в ст. 46 Конституции Российской Федерации гарантии на судебную защиту прав и свобод человека и гражданина ч. 1 ст. 3 ГПК Российской Федерации устанавливает, что заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
Тем самым, гражданское процессуальное законодательство, конкретизирующее положения статьи 46 Конституции Российской Федерации, исходит, по общему правилу, из того, что любому лицу судебная защита гарантируется только при наличии оснований предполагать, что права и свободы, о защите которых просит лицо, ему принадлежат и при этом указанные права и свободы были нарушены или существует реальная угроза их нарушения.
Возбуждение гражданского дела по иску осуществляется исключительно с целью защиты субъективных прав заявителя и не может осуществляться абстрактно, то есть вне связи с конкретным материальным правоотношением.
В соответствии со ст.37 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», местной администрацией руководит глава местной администрации на принципах единоначалия.
Контракт с главой местной администрации заключается главой муниципального образования.
[дата] главой местного самоуправления ФИО4, действующей на основании Устава муниципального образования Большемокринского сельсовета Кстовского муниципального района Нижегородской области / именуемый в дальнейшем главой муниципального образования/ и ФИО3 заключен контракт на должность главы Администрации Большемокринского сельсовета.
Согласно, Контракта Глава Администрации в своей деятельности обязан руководствоваться государственными интересами и интересами муниципального образования, государственными интересами и интересами муниципального образования, организовывать свою работу в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ, законами Нижегородской области, иными нормативными правовыми актами Нижегородской области, Уставом муниципального образования Большемокринский сельсовет Кстовского муниципального района Нижегородской области (МО), иными муниципальными правовыми актами.
Глава Администрации руководит администрацией сельсовета на принципах единоначалия, самостоятельно решает все вопросы, отнесенные к его компетенции Уставом МО и указанным контрактом.
В соответствии с Уставом МО Глава администрации подконтролен, сельскому Совету.
В силу п.4.2.1. Контракта Глава МО обязан соблюдать Конституцию РФ, Федеральный закон от [дата] № 25-ФЗ «О муниципальной службе в РФ», другие федеральные законы, иные нормативные правовые акты РФ, Устав Нижегородской области, Закон Нижегородской области от [дата] [номер]-№ «О муниципальной службе в Нижегородской области», другие закона Нижегородской области, иные нормативные правовые акты области, Устав муниципального района Нижегородской области, иные муниципальные правовые акты и условия указанного контракта.
Согласно, прилагаемой выписки из ЕГРЮЛ от [дата] ответчик ФИО4 является главой местного самоуправления сельского совета Большемокринского сельсовета Кстовского района Нижегородской области с [дата].
Согласно ст.ст.1, 34, 36 ФЗ № 131-ФЗ от [дата] «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации.
Местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.
Структуру органов местного самоуправления составляют:
- представительный орган муниципального образования (Сельский Совет);
- глава муниципального образования;
- местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования;
- контрольно-счетный орган муниципального образования,
- иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации.
Глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования в соответствии с настоящей статьей собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Глава муниципального образования в пределах полномочий, установленных частью 2 статьи 36 ФЗ № 131-ФЗ от 06 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»:
1) представляет муниципальное образование в отношениях с органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями, без доверенности действует от имени муниципального образования;
2) подписывает и обнародует в порядке, установленном уставом муниципального образования, нормативные правовые акты, принятые представительным органом муниципального образования;
3) издает в пределах своих полномочий правовые акты;
4) вправе требовать созыва внеочередного заседания представительного органа муниципального образования;
5) обеспечивает осуществление органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъекта Российской
Федерации.
Глава муниципального образования должен соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены ФЗ от 25.12.2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", ФЗ от 03.12.2012 г. N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", ФЗ от 07.05.2013 г. N 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами".
Глава муниципального образования подконтролен и подотчетен населению и представительному органу муниципального образования.
Глава муниципального образования представляет представительному органу муниципального образования ежегодные отчеты о результатах своей деятельности.
Согласно ст.37 ФЗ №131-ФЗ от 06 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Местной администрацией руководит глава местной администрации на принципах единоначалия.
Главой местной администрации является глава муниципального образования либо лицо, назначаемое на должность главы местной администрации по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности на срок полномочий, определяемый уставом муниципального образования.
Контракт с главой местной администрации заключается главой муниципального образования.
Глава местной администрации, осуществляющий свои полномочия на основе контракта:
1) подконтролен и подотчетен представительному органу муниципального образования;
2) представляет представительному органу муниципального образования ежегодные отчеты о результатах своей деятельности и деятельности местной администрации, в том числе о решении вопросов, поставленных представительным органом муниципального образования;
3) обеспечивает осуществление местной администрацией полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации.
Местная администрация обладает правами юридического лица.
Глава местной администрации должен соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены ФЗ от 25.12.2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", ФЗ от 03.12.2012 года N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", ФЗ от 07.05.2013 г. N 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами".
В силу ст.43 ФЗ №131-ФЗ от 06 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в систему муниципальных правовых актов входят:
1) устав муниципального образования, правовые акты, принятые на местном референдуме (сходе граждан);
2) нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования;
3) правовые акты главы муниципального образования, местной администрации и иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставом муниципального образования.
Согласно ст.44 ФЗ №131-ФЗ от 06 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» уставом муниципального образования должны определяться:
1) наименование муниципального образования;
2) перечень вопросов местного значения;
3) формы, порядок и гарантии участия населения в решении вопросов местного значения, в том числе путем образования органов территориального общественного самоуправления;
4) структура и порядок формирования органов местного самоуправления;
5) наименования и полномочия выборных и иных органов местного самоуправления, должностных лиц местного самоуправления;
6) виды, порядок принятия (издания), официального опубликования (обнародования) и вступления в силу муниципальных правовых актов;
7) срок полномочий представительного органа муниципального образования, избираемого на муниципальных выборах, депутатов, членов иных выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, а также основания и порядок прекращения полномочий указанных органов и лиц;
8) виды ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, основания наступления этой ответственности и порядок решения соответствующих вопросов, в том числе основания и процедура отзыва населением выборных должностных лиц местного самоуправления, досрочного прекращения полномочий выборных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления;
9) порядок составления и рассмотрения проекта местного бюджета, утверждения и исполнения местного бюджета, осуществления контроля за его исполнением, составления и утверждения отчета об исполнении местного бюджета в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации;
10) порядок внесения изменений и дополнений в устав муниципального образования.
Уставом муниципального образования регулируются иные вопросы организации местного самоуправления в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. ст.49, 52 ФЗ № 131-ФЗ от 06 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» экономическую основу местного самоуправления составляют находящееся в муниципальной собственности имущество, средства местных бюджетов, а также имущественные права муниципальных образований.
Каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет (местный бюджет).
Составление и рассмотрение проекта местного бюджета, утверждение и исполнение местного бюджета, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении местного бюджета осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно с соблюдением требований, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Бюджетные полномочия муниципальных образований устанавливаются Бюджетным кодексом Российской Федерации.
В соответствии со ст.ст.3, 18, Устава муниципального образования «Большемокринский сельсовет Кстовского муниципального района Нижегородской области», принятым Решением [номер] от [дата] сельского совета Кстовского муниципального района Нижегородской области правовую основу местного самоуправления составляют общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», другие федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними нормативные правовые акты Российской Федерации (указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти), Устав Нижегородской области, законы и иные нормативные правовые акты Нижегородской области, Устав, решения, принятые на местных референдумах и иные муниципальные правовые акты.
Структуру органов местного самоуправления сельского поселения составляют:
а) представительный орган сельского поселения - сельский Совет;
б) глава муниципального образования - глава местного самоуправления;
в) исполнительно-распорядительный орган сельского поселения -администрация;
г) контрольный орган сельского поселения - контрольно-счётная комиссия;
Финансовое обеспечение деятельности органов местного самоуправления сельского поселения осуществляется исключительно за счет собственных доходов бюджета сельского поселения.
В силу ст.ст.19, 20 Устава Сельский Совет Большемокринского сельсовета Кстовского муниципального района Нижегородской области (далее сельский Совет) состоит из 10 депутатов, избираемых населением сельского поселения на муниципальных выборах на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на 5 лет.
Сельский Совет обладает правами юридического лица в соответствии с федеральным законодательством.
Расходы на обеспечение деятельности сельского Совета предусматриваются в бюджете сельского поселения отдельной строкой в соответствии с классификацией расходов бюджетов Российской Федерации.
Полномочия председателя сельского Совета исполняет глава местного самоуправления, избираемый сельским Советом из своего состава. Порядок выдвижения кандидатов на должность главы местного самоуправления и порядок его избрания регулируется Регламентом сельского Совета.
Председатель сельского Совета - глава местного самоуправления исполняет свои обязанности на постоянной основе.
К полномочиям сельского Совета относятся:
- принятие Устава сельского поселения и внесение в него изменений и дополнений, издание муниципальных правовых актов;
- установление официальных символов муниципального образования;
- избрание главы местного самоуправления;
- утверждение условий контракта для главы администрации;
- назначение на должность главы администрации по контракту;
- утверждение местного бюджета и отчёта об его исполнении;
- контроль, над исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения и др.
В силу ст.24 Устава Глава местного самоуправления Большемокринского сельсовета Кстовского муниципального района Нижегородской области (далее глава местного самоуправления) является высшим должностным лицом сельского поселения и наделяется Уставом собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Согласно ст.ст. 27, 29 Устава Администрация Большемокринского сельсовета Кстовского муниципального района Нижегородской области - исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления сельского поселения, наделённый полномочиями по решению вопросов местного значения и вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения в соответствии со статьями 4 и 4.1 Устава.
Администрацией руководит глава администрации на принципах единоначалия и является распорядителем финансовых средств.
Администрация является юридическим лицом и осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательными и нормативными актами Российской Федерации и Нижегородской области, решениями сельского Совета, нормативными актами главы местного самоуправления, Уставом и Положением об администрации.
Финансирование администрации и её органов осуществляется в соответствии с утверждённым сельским Советом бюджетом, предусмотренным отдельной строкой.
Глава администрации, осуществляющий свои полномочия на основе контракта:
1) подконтролен и подотчетен сельскому Совету
2) представляет сельскому Совету ежегодные отчеты о результатах своей деятельности и деятельности местной администрации, в том числе о решении вопросов, поставленных сельским Советом;
3) обеспечивает осуществление администрацией полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации.
Статьей 28.2. Устава предусмотрены полномочия Главы администрации, в том числе:
- представляет на утверждение сельского Совета бюджет поселения и отчет об его исполнении;
- принимает меры поощрения и дисциплинарной ответственности к назначенным им должностным лицам;
- распоряжается средствами поселения в соответствии с утвержденным сельским Советом бюджетом поселения и бюджетным законодательством Российской Федерации.
Согласно ст.70 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления несут ответственность перед населением муниципального образования, государством, физическими и юридическими лицами в соответствии с федеральными законами.
Согласно части седьмой статьи 11 Трудового кодекса Российской Федерации на федеральных государственных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Общие положения о материальной ответственности сторон трудового договора, определяющие обязанности сторон трудового договора по возмещению причиненного ущерба и условия наступления материальной ответственности, содержатся в главе 37 Трудового кодекса Российской Федерации.
Статьей 232 Трудового кодекса Российской Федерации определена обязанность стороны трудового договора возместить причиненный ею другой стороне этого договора ущерб в соответствии с названным кодексом и иными федеральными законами.
Расторжение трудового договора после причинения ущерба не влечет за собой освобождение стороны этого договора от материальной ответственности, предусмотренной Трудовым кодексом Российской Федерации или иными федеральными законами (часть третья статьи 232 Трудового кодекса Российской Федерации).
Материальная ответственность стороны трудового договора наступает за ущерб, причиненный ею другой стороне этого договора в результате ее виновного противоправного поведения (действий или бездействия), если иное не предусмотрено данным кодексом или иными федеральными законами. Каждая из сторон трудового договора обязана доказать размер причиненного ей ущерба (статья 233 Трудового кодекса Российской Федерации).
Условия и порядок возложения на работника, причинившего работодателю имущественный ущерб, материальной ответственности, пределы такой ответственности определены главой 39 Трудового кодекса Российской Федерации "Материальная ответственность работника".
В соответствии со статьей 238 ТК РФ работник обязан возместить работодателю причиненный ему прямой действительный ущерб. Неполученные доходы (упущенная выгода) взысканию с работника не подлежат. Под прямым действительным ущербом понимается реальное уменьшение наличного имущества работодателя или ухудшение состояния указанного имущества (в том числе имущества третьих лиц, находящегося у работодателя, если работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества), а также необходимость для работодателя произвести затраты либо излишние выплаты на приобретение, восстановление имущества либо на возмещение ущерба, причиненного работником третьим лицам.
Пунктом 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16.11.2006 N 52 "О применении судами законодательства, регулирующего материальную ответственность работников за ущерб, причиненный работодателю" разъяснено, что при определении суммы, подлежащей взысканию, судам следует учитывать, что в силу статьи 238 ТК РФ работник обязан возместить лишь прямой действительный ущерб, причиненный работодателю, под которым понимается реальное уменьшение наличного имущества работодателя или ухудшение состояния указанного имущества, а также необходимость для работодателя произвести затраты либо излишние выплаты на приобретение или восстановление имущества либо на возмещение ущерба, причиненного работником третьим лицам. Под ущербом, причиненным работником третьим лицам, следует понимать все суммы, которые выплачены работодателем третьим лицам в счет возмещения ущерба. При этом необходимо иметь в виду, что работник может нести ответственность лишь в пределах этих сумм и при условии наличия причинно-следственной связи между виновными действиями (бездействием) работника и причинением ущерба третьим лицам.
До принятия решения о возмещении ущерба конкретными работниками работодатель обязан провести проверку, истребовать от работника (бывшего работника) письменное объяснение для установления размера причиненного ущерба и причин его возникновения.
В данном случае, отсутствует факт привлечения ответчика ФИО3 работодателем к ответственности, а также соблюдения работодателем процедуры привлечения к ответственности.
Исходя из вышеуказанных положений закона, с иском о взыскании ущерба с работника (бывшего работника) может обратиться только работодатель. Заявитель обращения к числу таких лиц, не относится.
В соответствии с частью 2 статьи 392 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель имеет право обратиться в суд по спорам о возмещении работником ущерба, причиненного работодателю, в течение одного года со дня обнаружения причиненного ущерба. При пропуске по уважительным причинам сроков, установленных частями первой и второй данной статьи, они могут быть восстановлены судом (часть 3).
Из разъяснений, содержащихся в п. 3 Постановления Пленума ВС РФ от 16.11.2006 N 52 "О применении судами законодательства, регулирующего материальную ответственность работников за ущерб, причиненный работодателю", следует, что если работодатель пропустил срок для обращения в суд, судья вправе применить последствия пропуска срока (отказать в иске), если о пропуске срока до вынесения судом решения заявлено ответчиком и истцом не будут представлены доказательства уважительности причин пропуска срока, которые могут служить основанием для его восстановления.
К уважительным причинам пропуска срока могут быть отнесены исключительные обстоятельства, не зависящие от воли работодателя, препятствовавшие подаче искового заявления.
Исковые требования лица не обладающими полномочиями на обращение в суд, основаны на нарушениях, выявленных в ходе проверки финансово-хозяйственной деятельности, проведенной в период с [дата] по [дата] администрацией Кстовского муниципального района за период [дата] годах финансово-хозяйственной деятельности в администрации Большемокринского сельского совета, а значит заявитель обладал сведениями еще ранее, поскольку глава администрации был подотчетен представительному органу, который обладал контрольными функциями.
Исковые требования поданы [дата] и [дата], т.е. по истечении годичного срока, предусмотренного ст.392 ТК РФ.
Пропуск срока на обращение в суд является самостоятельным основанием к отказу в иске.
Приведенные доводы жалобы относительно исчисления такого срока с момента назначения на должность главы администрации ФИО11, с [дата].,несостоятелен, поскольку он не основан, на законе ст.392 Трудового кодекса РФ.
Ссылка на положения ст.200 ГК РФ, несостоятельна, применительно к заявленному предмету спора и приведенным основаниям.
При этом, учитывается, что отсутствуют сведения о привлечении бывшего главы администрации к какой-либо ответственности за время выполнения своих должностных обязанностей.
Статья 16 ГК РФ, определяет, что убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Как указал суд в судебном решении с учетом положений ст.16 ГК РФ, Устава муниципального образования, ответственность за действия сотрудника администрации, совершенные в период осуществления своих непосредственных обязанностей должна нести администрация Большемокринского сельсовета, как юридическое лицо.
В соответствии с данным положением закона, ответчик ФИО3 несет данную ответственность как физическое лицо, не в период исполнения служебных обязанностей..
Так, решением Кстовского городского суда от [дата], согласно которому к административной ответственности была привлечена именно администрация Кстовского муниципального района.
Согласно правовой позиции представитель администрации Кстовского муниципального района ссылается, глава администрации муниципального образования не может быть надлежащим ответчиком, поскольку вред, причиненный в результате незаконных действий органов местного самоуправления возмещается за счет казны муниципального образования.
Из правового анализа ст. 10, 12 ГК РФ, ст. ст. 2, ч. 1 ст. 3 ГПК РФ следует, что основной задачей гражданского судопроизводства является восстановление нарушенного (оспоренного) права.
В случае нарушения прав гражданина способ его восстановления должен быть соразмерен нарушенному праву и не должен приводить к ущемлению и нарушению прав других граждан.
Исходя из принципа равноправия участников процесса и состязательности гражданского процесса, в соответствии со ст. ст. 12, 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Отсутствие доказательств нарушенного права заявителя обращения является основанием к отказу в удовлетворении исковых требований.
Вопреки доводам жалобы решение суда первой инстанции содержит объективные выводы, вытекающие из установленных обстоятельств дела, требований закона, ссылки на доказательства, на которых основаны выводы суда об обстоятельствах дела и доводы в пользу принятого решения, мотивы и оценку собранных по делу доказательств,
Доводы заявителя жалобы повторяют позицию истца, которую он занимал при рассмотрении дела в суде первой инстанции, и которая получила надлежащую оценку в порядке ст.67 ГПК РФ в судебном решении, выводов суда об отсутствии правовых оснований к удовлетворению требований по мот иву отсутствия полномочий на обращение в суд, пропуска срока исковой давности, не опровергаю, сводятся к переоценке установленных по делу обстоятельств и представленных доказательств, что не может являться основанием к отмене судебного решения.
Суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал обстоятельства, имеющие значение по делу, установил характер спорных правоотношений, к которому применил норму права их регулирующий.
При таких обстоятельствах, решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит. Нарушений норм материального и процессуального права судом не допущено.
руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А :
Решение Кстовского городского суда Нижегородской области от 27 февраля 2020года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи