Дело № 2-1199/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
22 сентября 2017 года г. Воткинск
Воткинский районный суд Удмуртской Республики в составе:
судьи Шкробова Д.Н.,
при секретаре Ломаевой Е.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Коробейникова Н.А. к Фалалееву В.В. о признании права собственности на трактор, взыскании судебных расходов,
у с т а н о в и л:
Коробейников Н.А. обратился в суд с иском к Фалалееву В.В., в котором с учетом уточнения заявленных требований, просит признать за истцом право собственности на трактор МТЗ-82, двигатель №***, кабина №***, взыскать с ответчика расходы по оплате государственной пошлины в размере <сумма> руб., расходы на оплату услуг представителя в размере <сумма> руб., расходы на проведение автотехнической экспертизы в размере <сумма> руб., мотивировав заявленные требования тем, что <дата> приобрел у ответчика указанный трактор за
<сумма> руб., о чем ответчик составил расписку.
В процессе эксплуатации трактора двигатель или иные его агрегаты не менялись, модификация трактора не изменена. Истец пользуется трактором в настоящее время, однако Гостехнадзор отказывается регистрировать трактор из-за отсутствия документа, подтверждающего право собственности истца.
В судебное заседание стороны, извещенные о месте и времени рассмотрения дела, не явились, от истца поступило заявление с просьбой рассмотреть дело в его отсутствие, ответчик сведения о причинах неявки не сообщил.
В судебном заседании <дата> ответчик Фалалеев В.В., против заявленных требований в части признания права собственности истца на трактор не возражал, пояснил, что продал ответчику трактор, указанный в иске. Данный трактор был полностью разобран, ответчик, которому разрешили использовать запчасти разобранного трактора, его собрал, пользовался без регистрации, затем продал истцу, который знал об отсутствии документов на трактор.
Представитель третьего лица – Инспекции Гостехнадзора УР О**, извещенный о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, о причинах не явки суду не сообщил. В ходе ранее проведенных по делу заседаний против удовлетворения заявленных требований не возражал, пояснив, что регистрация трактора за истцом в настоящее время невозможна по причине отсутствия документов на трактор. О** осматривал трактор, представленный истцом, данный трактор собран из серийных деталей, разночтения в номерах трактора, указанных в расписке о продаже, иске, объяснил некачественным осмотром данных номеров.
Привлеченный к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, О*, являвшийся конкурсным управляющим ОАО «<***>», извещенный о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, сведения о причинах неявки не сообщил. Ранее представил письменные пояснения, в которых указал, что трактор МТЗ-82, <дата> г.в., двигатель №***, кабина №***, в конкурсную массу ОАО «<***>» включен не был, следовательно, его реализации не было. В <дата> году все имущество, включая трактора, было реализовано, находящиеся в разобранном состоянии и непригодные для дальнейшей эксплуатации самоходные машины и транспортные средства списаны и сданы в металлолом. Предположил, что агрегаты от списанных тракторов могли быть использованы бывшими работниками организации для сборки трактора МТЗ-82 с целью использования в личном подсобном хозяйстве без выезда на дороги общего пользования. Полагал, что транспортные средства, собранные из агрегатов списанных тракторов не могут быть зарегистрированы без должной экспертной оценки.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно представленной суду письменной расписке от <дата> Коробейников Н.А. купил у Фалалеева В.В. трактор МТЗ-82 № дв. №***, № каб. №***, цена <сумма> руб.
Ответом Инспекции Гостехнадзора УР от <дата> №*** Коробейникову Н.А. по вопросу регистрации трактора МТЗ-82, <дата> г.в., сообщено, что вышеуказанный трактор марки МТЗ-82, <дата> г.в., рег. знак №***, заводской №***, двигатель №***, был зарегистрирован за предприятием ОАО «<***>» отделение <*****> <дата> Снят с учета на основании заявления собственника <дата> по причине списания, регистрационные документы (ПСМ, свидетельство и регистрации) при этом не представлены. Заявителем не были представлены регистрационные документы с отметкой о снятии с учета и документы, подтверждающие его право собственности. Рекомендовано обратиться в суд с заявлением о признании собственником трактора.
Согласно карточки учета самоходной машины, трактор МТЗ-82, рег. знак №***, <дата> г.в., заводской №***, двигатель №***, зарегистрирован <дата> ОАО «<***>» отделение <*****>, снят с учета <дата>.
Согласно данным ЕГРЮЛ ОАО «<***>» прекратило деятельность в связи с ликвидацией на основании определения арбитражного суда о завершении конкурсного производства <дата>
Инженером-инспектором Гостехнадзора <дата> в ходе осмотра представленного истцом трактора МТЗ-82 установлено, что данный трактор имеет заводской номер машины (рамы) №***, номер двигателя №***, номер коробки передач №***, номер основного ведущего моста №***, о чем составлен акт осмотра.
Из архивной справки Архивного отдела Администрации МО «Воткинский район» от <дата> №*** следует, что в документах архивного фонда ОАО «<***>» в перечне имущества передаваемого учредителями в уставный капитал общества числится трактор колесный МТЗ-82, <дата> г.в., сведений об отчуждении трактора не обнаружено.
Согласно сведениям ГУ «Межмуниципальный отдел МВД России Воткинский» от <дата> за исх. №*** сообщений о хищении трактора МТЗ,
№ двигателя №***, с <дата> по <дата> год не поступало.
Согласно заключению эксперта №*** от <дата> в тракторе МТЗ-82, г.в. <дата>, заводской номер машины №***, номер двигателя №***, номер коробки передач №***, номер основного ведущего моста/мостов №***, технические неисправности и несоответствия требования Федерального закона от 10.12.1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» отсутствуют, возможность эксплуатации данного трактора имеется в связи с отсутствием технических неисправностей.
В соответствии с п. 1 ст. 218 ГК РФ право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.
В силу п. 2 ст. 218 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
Согласно ст. 223 ГК РФ право собственности у приобретателя вещи по договору возникает с момента ее передачи, если иное не предусмотрено законом или договором. В случаях, когда отчуждение имущества подлежит государственной регистрации, право собственности у приобретателя возникает с момента такой регистрации, если иное не установлено законом.
Для сделок купли-продажи правовым последствием является переход права собственности на предмет договора от продавца к покупателю на основании заключенного сторонами договора.
В силу п. 1 ст. 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Согласно п. 1 ст. 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами в требуемой в подлежащих случаях форме достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
Как разъяснено в п. 59 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 г. № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», если иное не предусмотрено законом, иск о признании права подлежит удовлетворению в случае представления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права.
Право собственности на движимое имущество доказывается с помощью любых предусмотренных процессуальным законодательством доказательств, подтверждающих возникновение этого права у истца (абз. 2 п. 36 названного Постановления).
Как следует из представленных суду доказательств, трактор, указанный в иске, создан ответчиком путем осуществления восстановительного ремонта в отношении скрапа трактора МТЗ-82.
В силу п. 1 ст. 218 ГК РФ обязательным условием приобретения права собственности на созданную вещь является соблюдение требований закона при ее создании.
В соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона от 10.12.1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» транспортные средства, изготовленные в Российской Федерации или ввозимые из-за рубежа сроком более чем на шесть месяцев и предназначенные для участия в дорожном движении на ее территории, а также составные части конструкций, предметы дополнительного оборудования, запасные части и принадлежности транспортных средств в части, относящейся к обеспечению безопасности дорожного движения, подлежат обязательной сертификации или декларированию соответствия в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.
Допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, за исключением транспортных средств, участвующих в международном движении или ввозимых на территорию Российской Федерации на срок не более шести месяцев, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов. Регистрация транспортных средств без документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения, запрещается. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, отдельные действия по регистрации транспортных средств и выдача соответствующих документов осуществляются в том числе в электронной форме (п. 3 ст. 15 Федерального закона «О безопасности дорожного движения»).
В силу п. 4 ст. 15 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» после внесения изменения в конструкцию зарегистрированных транспортных средств, в том числе в конструкцию их составных частей, предметов дополнительного оборудования, запасных частей и принадлежностей, влияющих на обеспечение безопасности дорожного движения, необходимо проведение повторной сертификации или повторного декларирования соответствия.
В соответствии с п. п. 1, 2 Постановления Правительства РФ от 12.08.1994 г. № 938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации» тракторы подлежат государственной регистрации в органах государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации (органах Гостехнадзора).
Согласно п. 4 вышеназванного Постановления и п. 8 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденных Приказом МВД России от 24.11.2008 г. № 1001, регистрация транспортных средств, принадлежащих юридическим и физическим лицам, изменение регистрационных данных, связанное с заменой номерных агрегатов транспортных средств, производится на основании паспортов транспортных средств, заключенных в установленном порядке договоров либо иных документов, удостоверяющих право собственности на транспортные средства и подтверждающих возможность допуска их к участию в дорожном движении по дорогам общего пользования на территории Российской Федерации.
В соответствии с п. 3 ст. 15 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» регистрация транспортных средств без документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения, запрещается.
В соответствии с п. 2.8 Правил государственной регистрации тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним органами государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации (гостехнадзора), утв. Минсельхозпродом России 16.01.1995 г., регистрация машин за юридическим или физическим лицом производится на основании их заявлений после отметок соответствующих военных комиссариатов (Приложения 1 и 2), справок-счетов, выдаваемых предприятиями-изготовителями, торговыми предприятиями, гражданами-предпринимателями, имеющими лицензии на право торговли машинами, или иных документов, удостоверяющих право собственности владельца машин и подтверждающих возможность допуска их к эксплуатации на территории Российской Федерации.
В силу п. 1.9 Правил государственной регистрации тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним органами государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации конструкция регистрируемых машин должна соответствовать требованиям безопасности для жизни, здоровья людей и имущества, охраны окружающей среды, установленными действующими в Российской Федерации стандартами, сертификатами и другой нормативной документацией.
Пунктом 2.8.7 Правил государственной регистрации тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним органами государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации установлено, что машины, изготовленные в порядке индивидуального творчества, или отремонтированные с изменением конструкции, или собранные копии серийно выпускаемых машин, номерных агрегатов регистрируются за владельцами на основании документов, подтверждающих правомерность приобретения (получения) номерных агрегатов в соответствии с п. п. 2.8.1-2.8.6.7 настоящих Правил.
Указанные машины подвергаются государственному техническому осмотру с обязательным составлением акта технического осмотра по установленной форме
Регистрация изготовленных в порядке индивидуального творчества или отремонтированных с изменением конструкции, или собранных копий серийно выпускаемых машин производится после выдачи паспортов машин, произведенной при условии соответствия параметров их технического состояния требованиям безопасности для жизни, здоровья людей и имущества, охраны окружающей среды, а также техническим требованиям, утвержденным в установленном порядке.
Исходя из указанных норм, следует, что признание права собственности истца на указанное им в иске имущество именно как на трактор возможно только после подтверждения того, что данный трактор соответствует требованиям безопасности, предъявляемым к механизмам данного типа.
Судом на истца возложена обязанность доказать, что трактор, указанный в иске соответствует установленным требованиям безопасности.
Истцом в подтверждение указанных обстоятельств суду представлено заключение эксперта №*** от <дата>, согласно которому в тракторе технические неисправности и несоответствия требования Федерального закона от 10.12.1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» отсутствуют, возможность эксплуатации данного трактора имеется в связи с отсутствием технических неисправностей.
Вместе с тем, указанное заключение не является достаточным и допустимым доказательством соответствия трактора установленным требованиям безопасности в силу следующего.
Отвечая на поставленные вопросы, эксперт исследовал трактор на предмет наличия/отсутствия оснований для запрещения эксплуатации транспортных средств, установленных ст. 19 Федерального закона «О безопасности дорожного движения», а также неисправностей, и указанных в Перечне неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств, определенном Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утв. Постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 г. № 1090 «О Правилах дорожного движения».
Вместе с тем, ст. 19 Федерального закона «О безопасности дорожного движения», Перечень неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств, определяют требования к состоянию транспортных средств, уже допущенных к участию в дорожном движении, при этом ст. 15 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» установлены требования по обеспечению безопасности дорожного движения при изготовлении и реализации транспортных средств, их составных частей, предметов дополнительного оборудования, запасных частей и принадлежностей.
Экспертом оценка соответствия трактора требованиям по обеспечению безопасности дорожного движения при изготовлении и реализации транспортных средств, их составных частей, предметов дополнительного оборудования, запасных частей и принадлежностей, установленным ст. 15 Федерального закона «О безопасности дорожного движения», не дана.
Согласно п. 1 ст. 3 Технического регламента Таможенного союза (ТР ТС 031/2012) «О безопасности сельскохозяйственных и лесохозяйственных тракторов и прицепов к ним» тракторы, прицепы и компоненты выпускаются в обращение на рынке при их соответствии настоящему техническому регламенту Таможенного союза, а также другим техническим регламентам Таможенного союза, действие которых на них распространяется, при условии, что они прошли подтверждение соответствия согласно статье 6 настоящего технического регламента Таможенного союза, а также согласно другим техническим регламентам Таможенного союза, действие которых на них распространяется.
Согласно п. 2 ст. 3 данного технического регламента тракторы, прицепы и компоненты, соответствие которых требованиям настоящего технического регламента Таможенного союза не подтверждено, не должны быть маркированы единым знаком обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза и не допускаются к выпуску в обращение на рынке.
В силу п. 3 указанной статьи тракторы, прицепы и компоненты, не маркированные единым знаком обращения на рынке государств - членов Таможенного союза, не допускаются к выпуску в обращение на рынке.
В соответствии с п. 1 ст. 6 ТР ТС 031/2012 «О безопасности сельскохозяйственных и лесохозяйственных тракторов и прицепов к ним» перед выпуском в обращение на рынке тракторы, прицепы или компоненты должны пройти подтверждение соответствия требованиям безопасности настоящего технического регламента Таможенного союза.
Тракторы, прицепы или компоненты подлежат подтверждению соответствия в форме сертификации (п. 2 ст. 6 ТР ТС 031/2012).
Согласно п. 6. Технического регламента Таможенного союза (ТР ТС 018/2011) «О безопасности колесных транспортных средств» «единичное транспортное средство» - транспортное средство:
- изготовленное в государствах - членах Таможенного союза:
в условиях серийного производства, в конструкцию которого в индивидуальном порядке были внесены изменения до выпуска в обращение; или
вне серийного производства в индивидуальном порядке из сборочного комплекта; или
являющееся результатом индивидуального технического творчества; или
выпускаемое в обращение из числа ранее поставленных по государственному оборонному заказу;
- ввозимое на единую таможенную территорию Таможенного союза:
физическим лицом для собственных нужд; или
ранее участвовавшее в дорожном движении в государствах, не являющихся членами Таможенного союза, при условии, что с момента изготовления транспортного средства прошло более трех лет.
В соответствии с п. 7 ТР ТС 018/2011 транспортные средства и их компоненты допускаются к обращению на рынке при их соответствии настоящему техническому регламенту, что подтверждается их маркировкой единым знаком обращения продукции на рынке в соответствии с разделом VI настоящего технического регламента.
В силу п. 8 ТР ТС 018/2011 документами, удостоверяющими соответствие требованиям настоящего технического регламента при выпуске в обращение, являются:
для транспортных средств, оценка соответствия которых проводилась в форме одобрения типа, - одобрение типа транспортного средства;
для шасси - одобрение типа шасси;
для единичных транспортных средств - свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства;
для компонентов транспортных средств - декларация о соответствии или сертификат соответствия.
Ранее тракторы также были включены в Единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, утв. Постановлением Правительства РФ от 01.12.2009 г. № 982.
Исходя из вышеуказанных положений, представленное истцом заключение не является документом, подтверждающим соответствие трактора, указанного в иске, установленным требованиям, предъявляемым к механизмам подобного рода.
Статья 12 ГК РФ, посвященная способам защиты гражданских прав, среди последних называет признание права, которое применяется в случаях отрицания кем-либо наличия субъективного гражданского права у лица, в связи с чем возник или может возникнуть спор.
Истцом не представлено доказательств нарушения или оспаривания ответчиком права собственности на указанное в иске имущество, которое подлежит судебной защите на основании ст. 11 ГК РФ. Следовательно истцом избран ненадлежащий способ защиты права.
В определении от 20.03.2014 № 607-О Конституционный Суд Российской Федерации указал, что отнесение транспортных средств к источникам повышенной опасности обусловливает необходимость установления для них особого правового режима в целом и специальных правил их допуска к эксплуатации в частности; именно поэтому п. 3 ст. 15 Федерального закона № 196-ФЗ, связывая допуск транспортного средства к эксплуатации с его регистрацией и выдачей соответствующих документов, запрещает регистрацию без документа, удостоверяющего соответствие транспортного средства установленным требованиям безопасности дорожного движения, что не может рассматриваться как нарушение конституционных прав и свобод граждан.
Таким образом, учитывая, что эксплуатация транспортных средств, не соответствующих требованиям безопасности, запрещена действующим законодательством, а также принимая во внимание то, что при приобретении спорного трактора истец проявил явную неосмотрительность, поскольку не потребовал у прежнего владельца документов на предмет договора (технический паспорт, регистрационные документы), не убедился в наличии правомочий у продавца как у собственника в распоряжении спорным трактором, в законности отчуждения в его пользу, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленного требования.
Поскольку суд пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска, понесенные истцом судебные расходы, не подлежат взысканию с ответчика.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования Коробейникова Н.А. к Фалалееву В.В. о признании права собственности на трактор, взыскании судебных расходов – оставить без удовлетворения.
Решение суда может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Воткинский районный суд Удмуртской Республики.
Мотивированное решение суда составлено 27 сентября 2017 года.
Судья Д.Н. Шкробов