Решение по делу № 2-1199/2017 от 24.04.2017

Дело № 2-1199/2017                                            

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

22 сентября 2017 года                              г. Воткинск

Воткинский районный суд Удмуртской Республики в составе:

судьи Шкробова Д.Н.,

при секретаре Ломаевой Е.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Коробейникова Н.А. к Фалалееву В.В. о признании права собственности на трактор, взыскании судебных расходов,

у с т а н о в и л:

Коробейников Н.А. обратился в суд с иском к Фалалееву В.В., в котором с учетом уточнения заявленных требований, просит признать за истцом право собственности на трактор МТЗ-82, двигатель №***, кабина №***, взыскать с ответчика расходы по оплате государственной пошлины в размере <сумма> руб., расходы на оплату услуг представителя в размере <сумма> руб., расходы на проведение автотехнической экспертизы в размере <сумма> руб., мотивировав заявленные требования тем, что <дата> приобрел у ответчика указанный трактор за
<сумма> руб., о чем ответчик составил расписку.

В процессе эксплуатации трактора двигатель или иные его агрегаты не менялись, модификация трактора не изменена. Истец пользуется трактором в настоящее время, однако Гостехнадзор отказывается регистрировать трактор из-за отсутствия документа, подтверждающего право собственности истца.

В судебное заседание стороны, извещенные о месте и времени рассмотрения дела, не явились, от истца поступило заявление с просьбой рассмотреть дело в его отсутствие, ответчик сведения о причинах неявки не сообщил.

В судебном заседании <дата> ответчик Фалалеев В.В., против заявленных требований в части признания права собственности истца на трактор не возражал, пояснил, что продал ответчику трактор, указанный в иске. Данный трактор был полностью разобран, ответчик, которому разрешили использовать запчасти разобранного трактора, его собрал, пользовался без регистрации, затем продал истцу, который знал об отсутствии документов на трактор.

Представитель третьего лица – Инспекции Гостехнадзора УР О**, извещенный о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, о причинах не явки суду не сообщил. В ходе ранее проведенных по делу заседаний против удовлетворения заявленных требований не возражал, пояснив, что регистрация трактора за истцом в настоящее время невозможна по причине отсутствия документов на трактор. О** осматривал трактор, представленный истцом, данный трактор собран из серийных деталей, разночтения в номерах трактора, указанных в расписке о продаже, иске, объяснил некачественным осмотром данных номеров.

Привлеченный к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, О*, являвшийся конкурсным управляющим ОАО «<***>», извещенный о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, сведения о причинах неявки не сообщил. Ранее представил письменные пояснения, в которых указал, что трактор МТЗ-82, <дата> г.в., двигатель №***, кабина №***, в конкурсную массу ОАО «<***>» включен не был, следовательно, его реализации не было. В <дата> году все имущество, включая трактора, было реализовано, находящиеся в разобранном состоянии и непригодные для дальнейшей эксплуатации самоходные машины и транспортные средства списаны и сданы в металлолом. Предположил, что агрегаты от списанных тракторов могли быть использованы бывшими работниками организации для сборки трактора МТЗ-82 с целью использования в личном подсобном хозяйстве без выезда на дороги общего пользования. Полагал, что транспортные средства, собранные из агрегатов списанных тракторов не могут быть зарегистрированы без должной экспертной оценки.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно представленной суду письменной расписке от <дата> Коробейников Н.А. купил у Фалалеева В.В. трактор МТЗ-82 № дв. №***, № каб. №***, цена <сумма> руб.

Ответом Инспекции Гостехнадзора УР от <дата> №*** Коробейникову Н.А. по вопросу регистрации трактора МТЗ-82, <дата> г.в., сообщено, что вышеуказанный трактор марки МТЗ-82, <дата> г.в., рег. знак №***, заводской     №***, двигатель №***, был зарегистрирован за предприятием ОАО «<***>» отделение <*****> <дата> Снят с учета на основании заявления собственника <дата> по причине списания, регистрационные документы (ПСМ, свидетельство и регистрации) при этом не представлены. Заявителем не были представлены регистрационные документы с отметкой о снятии с учета и документы, подтверждающие его право собственности. Рекомендовано обратиться в суд с заявлением о признании собственником трактора.

Согласно карточки учета самоходной машины, трактор МТЗ-82, рег. знак №***, <дата> г.в., заводской №***, двигатель №***, зарегистрирован <дата> ОАО «<***>» отделение <*****>, снят с учета <дата>.

Согласно данным ЕГРЮЛ ОАО «<***>» прекратило деятельность в связи с ликвидацией на основании определения арбитражного суда о завершении конкурсного производства <дата>

Инженером-инспектором Гостехнадзора <дата> в ходе осмотра представленного истцом трактора МТЗ-82 установлено, что данный трактор имеет заводской номер машины (рамы) №***, номер двигателя №***, номер коробки передач №***, номер основного ведущего моста №***, о чем составлен акт осмотра.

Из архивной справки Архивного отдела Администрации МО «Воткинский район» от <дата> №*** следует, что в документах архивного фонда ОАО «<***>» в перечне имущества передаваемого учредителями в уставный капитал общества числится трактор колесный МТЗ-82, <дата> г.в., сведений об отчуждении трактора не обнаружено.

Согласно сведениям ГУ «Межмуниципальный отдел МВД России Воткинский» от <дата> за исх. №*** сообщений о хищении трактора МТЗ,
№ двигателя №***, с <дата> по <дата> год не поступало.

Согласно заключению эксперта №*** от <дата> в тракторе МТЗ-82, г.в. <дата>, заводской номер машины №***, номер двигателя №***, номер коробки передач №***, номер основного ведущего моста/мостов №***, технические неисправности и несоответствия требования Федерального закона от 10.12.1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» отсутствуют, возможность эксплуатации данного трактора имеется в связи с отсутствием технических неисправностей.

В соответствии с п. 1 ст. 218 ГК РФ право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.

В силу п. 2 ст. 218 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.

Согласно ст. 223 ГК РФ право собственности у приобретателя вещи по договору возникает с момента ее передачи, если иное не предусмотрено законом или договором. В случаях, когда отчуждение имущества подлежит государственной регистрации, право собственности у приобретателя возникает с момента такой регистрации, если иное не установлено законом.

Для сделок купли-продажи правовым последствием является переход права собственности на предмет договора от продавца к покупателю на основании заключенного сторонами договора.

В силу п. 1 ст. 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.

Согласно п. 1 ст. 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами в требуемой в подлежащих случаях форме достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.

Как разъяснено в п. 59 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 г. № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», если иное не предусмотрено законом, иск о признании права подлежит удовлетворению в случае представления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права.

Право собственности на движимое имущество доказывается с помощью любых предусмотренных процессуальным законодательством доказательств, подтверждающих возникновение этого права у истца (абз. 2 п. 36 названного Постановления).

Как следует из представленных суду доказательств, трактор, указанный в иске, создан ответчиком путем осуществления восстановительного ремонта в отношении скрапа трактора МТЗ-82.

В силу п. 1 ст. 218 ГК РФ обязательным условием приобретения права собственности на созданную вещь является соблюдение требований закона при ее создании.

В соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона от 10.12.1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» транспортные средства, изготовленные в Российской Федерации или ввозимые из-за рубежа сроком более чем на шесть месяцев и предназначенные для участия в дорожном движении на ее территории, а также составные части конструкций, предметы дополнительного оборудования, запасные части и принадлежности транспортных средств в части, относящейся к обеспечению безопасности дорожного движения, подлежат обязательной сертификации или декларированию соответствия в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.

Допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, за исключением транспортных средств, участвующих в международном движении или ввозимых на территорию Российской Федерации на срок не более шести месяцев, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов. Регистрация транспортных средств без документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения, запрещается. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, отдельные действия по регистрации транспортных средств и выдача соответствующих документов осуществляются в том числе в электронной форме (п. 3 ст. 15 Федерального закона «О безопасности дорожного движения»).

В силу п. 4 ст. 15 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» после внесения изменения в конструкцию зарегистрированных транспортных средств, в том числе в конструкцию их составных частей, предметов дополнительного оборудования, запасных частей и принадлежностей, влияющих на обеспечение безопасности дорожного движения, необходимо проведение повторной сертификации или повторного декларирования соответствия.

В соответствии с п. п. 1, 2 Постановления Правительства РФ от 12.08.1994 г. № 938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации» тракторы подлежат государственной регистрации в органах государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации (органах Гостехнадзора).

Согласно п. 4 вышеназванного Постановления и п. 8 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденных Приказом МВД России от 24.11.2008 г. № 1001, регистрация транспортных средств, принадлежащих юридическим и физическим лицам, изменение регистрационных данных, связанное с заменой номерных агрегатов транспортных средств, производится на основании паспортов транспортных средств, заключенных в установленном порядке договоров либо иных документов, удостоверяющих право собственности на транспортные средства и подтверждающих возможность допуска их к участию в дорожном движении по дорогам общего пользования на территории Российской Федерации.

В соответствии с п. 3 ст. 15 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» регистрация транспортных средств без документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения, запрещается.

В соответствии с п. 2.8 Правил государственной регистрации тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним органами государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации (гостехнадзора), утв. Минсельхозпродом России 16.01.1995 г., регистрация машин за юридическим или физическим лицом производится на основании их заявлений после отметок соответствующих военных комиссариатов (Приложения 1 и 2), справок-счетов, выдаваемых предприятиями-изготовителями, торговыми предприятиями, гражданами-предпринимателями, имеющими лицензии на право торговли машинами, или иных документов, удостоверяющих право собственности владельца машин и подтверждающих возможность допуска их к эксплуатации на территории Российской Федерации.

В силу п. 1.9 Правил государственной регистрации тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним органами государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации конструкция регистрируемых машин должна соответствовать требованиям безопасности для жизни, здоровья людей и имущества, охраны окружающей среды, установленными действующими в Российской Федерации стандартами, сертификатами и другой нормативной документацией.

Пунктом 2.8.7 Правил государственной регистрации тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним органами государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации установлено, что машины, изготовленные в порядке индивидуального творчества, или отремонтированные с изменением конструкции, или собранные копии серийно выпускаемых машин, номерных агрегатов регистрируются за владельцами на основании документов, подтверждающих правомерность приобретения (получения) номерных агрегатов в соответствии с п. п. 2.8.1-2.8.6.7 настоящих Правил.

Указанные машины подвергаются государственному техническому осмотру с обязательным составлением акта технического осмотра по установленной форме

Регистрация изготовленных в порядке индивидуального творчества или отремонтированных с изменением конструкции, или собранных копий серийно выпускаемых машин производится после выдачи паспортов машин, произведенной при условии соответствия параметров их технического состояния требованиям безопасности для жизни, здоровья людей и имущества, охраны окружающей среды, а также техническим требованиям, утвержденным в установленном порядке.

Исходя из указанных норм, следует, что признание права собственности истца на указанное им в иске имущество именно как на трактор возможно только после подтверждения того, что данный трактор соответствует требованиям безопасности, предъявляемым к механизмам данного типа.

Судом на истца возложена обязанность доказать, что трактор, указанный в иске соответствует установленным требованиям безопасности.

Истцом в подтверждение указанных обстоятельств суду представлено заключение эксперта №*** от <дата>, согласно которому в тракторе технические неисправности и несоответствия требования Федерального закона от 10.12.1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» отсутствуют, возможность эксплуатации данного трактора имеется в связи с отсутствием технических неисправностей.

Вместе с тем, указанное заключение не является достаточным и допустимым доказательством соответствия трактора установленным требованиям безопасности в силу следующего.

Отвечая на поставленные вопросы, эксперт исследовал трактор на предмет наличия/отсутствия оснований для запрещения эксплуатации транспортных средств, установленных ст. 19 Федерального закона «О безопасности дорожного движения», а также неисправностей, и указанных в Перечне неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств, определенном Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утв. Постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 г. № 1090 «О Правилах дорожного движения».

Вместе с тем, ст. 19 Федерального закона «О безопасности дорожного движения», Перечень неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств, определяют требования к состоянию транспортных средств, уже допущенных к участию в дорожном движении, при этом ст. 15 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» установлены требования по обеспечению безопасности дорожного движения при изготовлении и реализации транспортных средств, их составных частей, предметов дополнительного оборудования, запасных частей и принадлежностей.

Экспертом оценка соответствия трактора требованиям по обеспечению безопасности дорожного движения при изготовлении и реализации транспортных средств, их составных частей, предметов дополнительного оборудования, запасных частей и принадлежностей, установленным ст. 15 Федерального закона «О безопасности дорожного движения», не дана.

Согласно п. 1 ст. 3 Технического регламента Таможенного союза (ТР ТС 031/2012) «О безопасности сельскохозяйственных и лесохозяйственных тракторов и прицепов к ним» тракторы, прицепы и компоненты выпускаются в обращение на рынке при их соответствии настоящему техническому регламенту Таможенного союза, а также другим техническим регламентам Таможенного союза, действие которых на них распространяется, при условии, что они прошли подтверждение соответствия согласно статье 6 настоящего технического регламента Таможенного союза, а также согласно другим техническим регламентам Таможенного союза, действие которых на них распространяется.

Согласно п. 2 ст. 3 данного технического регламента тракторы, прицепы и компоненты, соответствие которых требованиям настоящего технического регламента Таможенного союза не подтверждено, не должны быть маркированы единым знаком обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза и не допускаются к выпуску в обращение на рынке.

В силу п. 3 указанной статьи тракторы, прицепы и компоненты, не маркированные единым знаком обращения на рынке государств - членов Таможенного союза, не допускаются к выпуску в обращение на рынке.

В соответствии с п. 1 ст. 6 ТР ТС 031/2012 «О безопасности сельскохозяйственных и лесохозяйственных тракторов и прицепов к ним» перед выпуском в обращение на рынке тракторы, прицепы или компоненты должны пройти подтверждение соответствия требованиям безопасности настоящего технического регламента Таможенного союза.

Тракторы, прицепы или компоненты подлежат подтверждению соответствия в форме сертификации (п. 2 ст. 6 ТР ТС 031/2012).

Согласно п. 6. Технического регламента Таможенного союза (ТР ТС 018/2011) «О безопасности колесных транспортных средств» «единичное транспортное средство» - транспортное средство:

- изготовленное в государствах - членах Таможенного союза:

в условиях серийного производства, в конструкцию которого в индивидуальном порядке были внесены изменения до выпуска в обращение; или

вне серийного производства в индивидуальном порядке из сборочного комплекта; или

являющееся результатом индивидуального технического творчества; или

выпускаемое в обращение из числа ранее поставленных по государственному оборонному заказу;

- ввозимое на единую таможенную территорию Таможенного союза:

физическим лицом для собственных нужд; или

ранее участвовавшее в дорожном движении в государствах, не являющихся членами Таможенного союза, при условии, что с момента изготовления транспортного средства прошло более трех лет.

В соответствии с п. 7 ТР ТС 018/2011 транспортные средства и их компоненты допускаются к обращению на рынке при их соответствии настоящему техническому регламенту, что подтверждается их маркировкой единым знаком обращения продукции на рынке в соответствии с разделом VI настоящего технического регламента.

В силу п. 8 ТР ТС 018/2011 документами, удостоверяющими соответствие требованиям настоящего технического регламента при выпуске в обращение, являются:

для транспортных средств, оценка соответствия которых проводилась в форме одобрения типа, - одобрение типа транспортного средства;

для шасси - одобрение типа шасси;

для единичных транспортных средств - свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства;

для компонентов транспортных средств - декларация о соответствии или сертификат соответствия.

Ранее тракторы также были включены в Единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, утв. Постановлением Правительства РФ от 01.12.2009 г. № 982.

Исходя из вышеуказанных положений, представленное истцом заключение не является документом, подтверждающим соответствие трактора, указанного в иске, установленным требованиям, предъявляемым к механизмам подобного рода.

Статья 12 ГК РФ, посвященная способам защиты гражданских прав, среди последних называет признание права, которое применяется в случаях отрицания кем-либо наличия субъективного гражданского права у лица, в связи с чем возник или может возникнуть спор.

Истцом не представлено доказательств нарушения или оспаривания ответчиком права собственности на указанное в иске имущество, которое подлежит судебной защите на основании ст. 11 ГК РФ. Следовательно истцом избран ненадлежащий способ защиты права.

В определении от 20.03.2014 № 607-О Конституционный Суд Российской Федерации указал, что отнесение транспортных средств к источникам повышенной опасности обусловливает необходимость установления для них особого правового режима в целом и специальных правил их допуска к эксплуатации в частности; именно поэтому п. 3 ст. 15 Федерального закона № 196-ФЗ, связывая допуск транспортного средства к эксплуатации с его регистрацией и выдачей соответствующих документов, запрещает регистрацию без документа, удостоверяющего соответствие транспортного средства установленным требованиям безопасности дорожного движения, что не может рассматриваться как нарушение конституционных прав и свобод граждан.

Таким образом, учитывая, что эксплуатация транспортных средств, не соответствующих требованиям безопасности, запрещена действующим законодательством, а также принимая во внимание то, что при приобретении спорного трактора истец проявил явную неосмотрительность, поскольку не потребовал у прежнего владельца документов на предмет договора (технический паспорт, регистрационные документы), не убедился в наличии правомочий у продавца как у собственника в распоряжении спорным трактором, в законности отчуждения в его пользу, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленного требования.

Поскольку суд пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска, понесенные истцом судебные расходы, не подлежат взысканию с ответчика.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Исковые требования Коробейникова Н.А. к Фалалееву В.В. о признании права собственности на трактор, взыскании судебных расходов – оставить без удовлетворения.

Решение суда может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Воткинский районный суд Удмуртской Республики.

Мотивированное решение суда составлено 27 сентября 2017 года.

Судья                                          Д.Н. Шкробов

2-1199/2017

Категория:
Гражданские
Истцы
Коробейников Н. А.
Ответчики
Фалалеев В. В.
Другие
Арбитражный У. О. С. И.
Инспекция Государственного технического надзора УР
Суд
Воткинский районный суд Удмуртской Республики
Судья
Шкробов Дмитрий Николаевич
Дело на странице суда
votkinskiygor.udm.sudrf.ru
24.04.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
25.04.2017Передача материалов судье
28.04.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
28.04.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
28.04.2017Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
30.05.2017Предварительное судебное заседание
24.07.2017Судебное заседание
22.08.2017Судебное заседание
05.09.2017Судебное заседание
22.09.2017Судебное заседание
27.09.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
06.10.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее