78MS0056-01-2023-005036-47
ТРЕТИЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД
ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
88-17094/2024
№ 2-34/2024-56
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Санкт-Петербург 31 июля 2024 года
Третий кассационный суд общей юрисдикции в составе судьи Шевчук Т.В., рассмотрел кассационную жалобу Игнатович Р.Л. на апелляционное определение Калининского районного суда Санкт-Петербурга от 15 мая 2024 г. по гражданскому делу № 2-34/2024-56 по иску СПб ГКУ «Городской информационно-расчетный центр» к Игнатович Р.Л. о взыскании необоснованно полученной ежемесячной социальной выплаты,
установил:
СПб ГКУ «Городской информационно-расчетный центр» обратилось с иском к Игнатович Р.Л. о взыскании необоснованно полученной ежемесячной социальной выплаты за период с 01 февраля 2023г. по 31 июля 2023г.
В обоснование требований указано, что в соответствии с Законом Санкт-Петербурга от 22.11.2011г. №728132 «Социальный кодекс Санкт-Петербурга» Игнатович Р.Л., зарегистрированной по месту жительства в Санкт-Петербурге, были предоставлены меры и дополнительные меры социальной поддержки в виде ежемесячной социальной выплаты пенсионеру, однако 21 января 2023г. Игнатович Р.Л. была снята с регистрационного учета по месту жительства в Санкт-Петербурге и зарегистрирована по месту пребывания на период с 07 февраля 2023г. по 06 февраля 2026г. в связи с чем, не обладала правом на получение мер социальной поддержки.
Решением мирового судьи судебного участка №56 Санкт-Петербурга от 29 января 2024г. в удовлетворении исковых требований отказано.
Апелляционным определением Калининского районного суда Санкт-Петербурга от 15 мая 2024 г. решение суда первой инстанции отменено с вынесением по делу нового решения о взыскании с Игнатович Р.Л. в пользу СПб ГКУ «Городской информационно-расчетный центр» необоснованно полученных денежных средств в размере 12 557,49 рублей, а также государственной пошлины в доход государства в размере 502 рубля.
В кассационной жалобе Игнатович Р.Л. просит апелляционное определение отменить, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права.
В соответствии с частью 10 статьи 3795 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба рассматривается судьей единолично без проведения судебного заседания.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (часть 1 статьи 3797 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Такие основания для удовлетворения кассационной жалобы установлены.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Игнатович Р.Л., 16 марта 1957г. рождения, с 27 октября 1998г. была зарегистрирована в <адрес>
Распоряжением администрации Калининского района Санкт- Петербурга №3749-ру от 19 июля 2017г. Игнатович Р.Л. предоставлена дополнительная мера социальной поддержки в виде ежемесячной социальной выплаты в соответствии с Законом Санкт-Петербурга от 22 ноября 2011г. №728-132 «Социальный кодекс Санкт-Петербурга» и постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 20 мая 2016г. №385 «О мерах по реализации главы 14 «Социальная поддержка от дельных категорий граждан» Закона Санкт-Петербурга «Социальный кодекс Санкт-Петербурга».
При обращении с заявлением о предоставлении дополнительной меры социальной поддержки в виде ежемесячной социальной выплаты Игнатович Р.Л. дано обязательство в письменном виде в течение 10 рабочих дней сообщить о возникновении обстоятельств, влекущих изменение сведений, представленных для предоставления ЕСВ.
21 января 2023г. Игнатович Р.Л. была снята с регистрационного учета в <адрес> с 7 февраля 2023г. Игнатович Р.Л. зарегистрирована по месту пребывания в <адрес> сроком по 06 февраля 2026г.
Распоряжением администрации Калининского района Санкт- Петербурга №4880-ру от 08 августа 2023г. Игнатович Р.Л. прекращено предоставление дополнительной меры социальной поддержки в виде ежемесячной социальной выплаты.
В обоснование заявленных исковых требований СПб ГКУ «Городской информационно-расчетный центр» указывало, что предоставление дополнительной меры социальной поддержки в виде ежемесячной социальной выплаты предусмотрено лишь гражданам, имеющим место постоянного жительства в Санкт-Петербурге, об изменении сведений о месте жительства Игнатович Р.Л. не сообщила, в связи с чем необоснованно получила за период с 01 февраля 2023г. по 31 июля 2023г. ЕСВ в размере 12 557,40 руб.
Отказывая в удовлетворении требований, мировой судья сослался на нормы ст.2 Закона РФ от 25.06.1993г. №5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», нормы ст. 20 ГК РФ и указал, что каких-либо сведений о выбытии Игнатович Р.Л. за пределы Санкт-Петербурга и о назначении ей аналогичной социальной выплаты в других субъектах Российской Федерации не имеется.
Не согласившись с указанным выводом, суд апелляционной инстанции указал, что Социальным кодексом Санкт-Петербурга для разных категорий граждан установлены разные условия предоставления мер социальной поддержки, некоторые меры социальной поддержки предоставляются независимо от места жительства граждан (то есть по месту пребывания в Санкт-Петербурге).
Пунктом 6 ч.1 ст. 60 Социального кодекса Санкт-Петербурга предусмотрено, что в соответствии с главой 14 - меры социальной поддержки и дополнительные меры социальной поддержки предоставляются следующим категориям граждан, имеющих место жительства в Санкт-Петербурге, и гражданам без определенного места жительства: граждане, являющиеся в соответствии с действующим федеральным законодательством получателями пенсий либо достигшие возраста 60 и 55 лет (для мужчин и женщин соответственно).
При этом, в силу положений статьи 2 Социального кодекса Санкт- Петербурга гражданин без определенного места жительства - гражданин Российской Федерации, не имеющий регистрации по месту жительства в Российской Федерации.
Таким образом, суд апелляционной инстанции указал, что данным положением Социального кодекса Санкт-Петербурга прямо предусмотрено предоставление мер социальной поддержки только в случае, если гражданин имеет место жительства в Санкт-Петербурге. Предоставление таких мер социальной поддержки гражданам, имеющим место пребывания в Санкт-Петербурге, не предусмотрено.
Суд кассационной инстанции полагает апелляционное определение подлежащим отмене ввиду следующего.
Конституцией Российской Федерации провозглашено, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (часть 1 статьи 7).
В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (часть 2 статьи 7 Конституции Российской Федерации).
В силу пункта «ж» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации (часть 1 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (часть 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Согласно статье 2 Социального кодекса Санкт-Петербурга социальная поддержка - система мер социальной поддержки и дополнительных мер социальной поддержки, обеспечивающих социальные гарантии отдельным категориям граждан, устанавливаемых законами Санкт-Петербурга, за исключением пенсионного обеспечения, и предоставляемых исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга за счет средств бюджета Санкт-Петербурга в виде денежных выплат или натуральной помощи, а также финансирования расходов, связанных с предоставлением услуг, товаров в соответствии с настоящим Кодексом с целью повышения качества жизни отдельных категорий граждан.
Статьей 4 названного Закона установлено, что право на получение мер социальной поддержки, дополнительных мер социальной поддержки и социальной помощи, которые предусмотрены настоящим Кодексом, имеют граждане и иные лица в случаях, прямо предусмотренных настоящим Кодексом (пункт 1).
В данном случае законодатель субъекта Российской Федерации, реализуя свои полномочия в данной области за счет средств своего бюджета, осуществляя самостоятельное правовое регулирование соответствующих отношений, определил в названном Законе круг лиц, которым предоставляется такое обеспечение, установил основания и условия назначения.
Пунктом 1 статьи 66 «Социального кодекса Санкт-Петербурга» установлено, что гражданам, являющимся в соответствии с действующим федеральным законодательством получателями пенсий из числа граждан, достигших возраста 60 лет и старше, неработающих женщин в возрасте от 55 до 60 лет, инвалидов I или II группы, предоставляется ежемесячная социальная выплата.
Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 20 мая 2016г. N 385 «О мерах по реализации главы 14 «Социальная поддержка отдельных категорий граждан» Закона Санкт-Петербурга «Социальный кодекс Санкт-Петербурга» утвержден Порядок предоставления ежемесячной социальной выплаты отдельным категориям граждан в Санкт-Петербурге.
Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 20 мая 2016 г. N 385 «О мерах по реализации главы 14 «Социальная поддержка отдельных категорий граждан» Закона Санкт-Петербурга «Социальный кодекс Санкт-Петербурга» утвержден Порядок предоставления ежемесячной социальной выплаты отдельным категориям граждан в Санкт-Петербурге.
Согласно пункту 4 указанного Порядка социальная выплата предоставляется на основании заявления о предоставлении социальной выплаты по форме, утвержденной Комитетом по социальной политике Санкт-Петербурга (поданного:
- гражданином, имеющим место жительства в Санкт-Петербурге, - в администрацию района Санкт-Петербурга по месту жительства гражданина;
- гражданином без определенного места жительства - в администрацию района Санкт-Петербурга по месту последней регистрации в Санкт-Петербурге.
Решение о предоставлении социальной выплаты принимается администрацией района Санкт-Петербурга на основании документов в соответствии с Перечнем документов, необходимых для предоставления дополнительной меры социальной поддержки в виде ежемесячной социальной выплаты отдельным категориям граждан в Санкт-Петербурге, согласно приложению к настоящему Порядку.
Согласно пункту 8 основанием для отказа в предоставлении социальной выплаты является:
- отсутствие у гражданина права на социальную выплату;
- представление гражданином неполных и(или) недостоверных сведений и документов, необходимых для определения права на социальную выплату.
Социальная выплата предоставляется с 1 числа месяца подачи заявления в администрацию района Санкт-Петербурга, но не ранее дня возникновения права на социальную выплату.
Социальная выплата гражданам, являющимся инвалидами I или II группы (далее - инвалиды I или II группы), инвалидность которым установлена бессрочно, назначается бессрочно.
Социальная выплата инвалидам I или II группы, инвалидность которым установлена на срок, назначается бессрочно с приостановлением с первого числа месяца, следующего за месяцем истечения срока установления инвалидности.
Неработающим женщинам социальная выплата предоставляется бессрочно с приостановлением с первого числа месяца, следующего за истечением 12 календарных месяцев с месяца назначения социальной выплаты. Неработающие женщины ежегодно после истечения 12 месяцев с месяца назначения социальной выплаты в течение трех месяцев подтверждают право на получение социальной выплаты.
Гражданам без определенного места жительства социальная выплата предоставляется бессрочно с приостановлением с 1 числа месяца, следующего за месяцем истечения срока постановки на учет в ГКУ «Центр учета» (пункт 9 Порядка).
Таким образом, вопреки выводам суда апелляционной инстанции, право на получение указанный социальной выплаты в том числе лицам без определенного места жительства.
Более того, в соответствии с пунктом 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 данного кодекса.
Не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения, в частности: заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки (пункт 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Таким образом, юридически значимым при рассмотрении настоящего дела являлся факт установления недобросовестности в действиях ответчика.
Вместе с тем, вопреки выводам суда апелляционной инстанции, указанная совокупность обстоятельств, не установлена и не подтверждена материалами дела, поскольку в силу закона истец имеет право на получение социальной выплаты, каких-либо действий, свидетельствовавших о недобросовестности действий ответчика также не представлено и не указано судом апелляционной инстанции.
Более того, предметом проверки суда апелляционной инстанции являлся по сути факт наличия права ответчика на социальную выплату, а не наличие в ее действиях признаков недобросовестности.
Таки мобразом, вывод о недобросовестности действий ответчика по не информированию о смене места жительства в пределах одного региона, с учетом недоказанности факта получения указанной социальной выплаты в других субъектах Российской Федерации и отсутствии сведений о недостоверности предоставленных ответчиком сведений не является обоснованным.
При таких обстоятельствах, апелляционное определение Калининского районного суда Санкт-Петербурга от 15 мая 2024 г. подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
При повторном рассмотрении суду апелляционной инстанции следует учесть изложенное и разрешить спор в соответствии с требованиями закона.
Руководствуясь частью 10 статьи 3795, статьями 390, 3901 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Третий кассационный суд общей юрисдикции
определил:
апелляционное определение Калининского районного суда Санкт-Петербурга от 15 мая 2024 г. отменить, направить дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Судья