Решение по делу № 2а-2303/2019 от 24.04.2019

Дело № 2а-2303/2019

76RS0014-01-2019-001617-26

Изгот.14.06.2019 года

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Ярославль 15 мая 2019 года

Кировский районный суд города Ярославля в составе:

председательствующего судьи Доколиной А.А.,

при секретаре Акмене П.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Департамента здравоохранения и фармации Ярославской области к Отделу судебных приставов по Кировскому и Ленинскому районам г.Ярославля Управления Федеральной службы судебных приставов по Ярославской области, судебному приставу – исполнителю Отдела судебных приставов по Кировскому и Ленинскому районам г.Ярославля Управления Федеральной службы судебных приставов по Ярославской области Калачевой Екатерине Евгеньевне, Федеральной службы судебных приставов по Ярославской области об отмене постановления судебного пристава-исполнителя,

установил:

В ОСП по Кировскому и Ленинскому районам г.Ярославля УФССП России по Ярославской области на исполнении находится исполнительное производство №10667/15/76003-ИП, возбужденное 08.06.2015 года на основании исполнительного листа ФС №002334567, выданного Мышкинским районным судом Ярославской области в отношении должника: Департамент здравоохранения и фармации Ярославской области, предмет исполнения: обязать выполнить восстановление и ремонт ограждения по периметру земельного участка по <адрес> на котором расположено учреждение здравоохранения с целью исключения свободного доступа (в том числе, проезда автотранспорта на его территорию в вечернее и ночное время; установить освещение по периметру территории согласно ГОСТ 12.1 046-85 (РД 78.36.003-2002 МВД России), установить в учреждении здравоохранения систему видеонаблюдения для использования в целях защиты людей и имущества от преступных посягательств (ГОСТ 51558-2000); заключить договор с Угличским филиалом ФГКУ У ВО УМВД России по Ярославской области на экстренный вызов полиции по всему зданию больницы.

Постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по Кировскому и Ленинскому районам г.Ярославля УФССП России по Ярославской области от 12.03.2019 года в связи с неисполнением должником требований исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, с Департамента а здравоохранения и фармации Ярославской области взыскан исполнительский сбор в размере 50 000 рублей.

Департамент здравоохранения и фармации Ярославской области обратился в суд с исковым заявлением, в котором просит восстановить срок для обжалования постановления судебного пристава-исполнителя ОСП по Кировскому и Ленинскому районам г.Ярославля УФССП России по Ярославской области от 12.03.2019 года, освободить от взыскания указанного исполнительского сбора, ссылаясь на отсутствие вины в неисполнении судебного решения, поскольку Департаментом осуществлялись организационные мероприятия, направленные на исполнение решения суда, а именно, на увеличение ассигнований из бюджета для медицинских организаций в целях исполнения решения суда.

В судебном заседании представитель Департамента здравоохранения и фармации Ярославской области Трусова Е.П., действующая на основании доверенности, исковые требования поддержала, дополнительно пояснила, что решение Мышкинского районного суда Ярославской области частично исполнено, не выполнено только восстановление и ремонт ограждения по периметру земельного участка учреждения, подготовлены локальные сметные расчеты на выполнение данных работ, проведена экспертиза указанных смет. Исполнению решения суда в полном объеме препятствовало отсутствие финансирования в необходимом объеме. Все работы будут выполнены до конца текущего года.

Административный ответчик судебный пристав-исполнитель ОСП по Кировскому и Ленинскому районам г.Ярославля УФССП России по Ярославской области Смирнова В.Е. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований, дополнительно пояснило, что административному истцу судом отказано в дальнейшей отсрочке исполнения решения суда, в связи с чем действия судебного пристава-исполнителя являются законными и обоснованными.

Административный ответчик УФФС России по Ярославской области исковые требования не признал, просил рассмотреть дело в отсутствие своего представителя, представил письменный отзыв, в котором возражал против удовлетворения заявленных требований. В установленный а постановлении судебного пристава-исполнителя срок должник не представил сведений об исполнении требований исполнительного документа, либо доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

Заинтересованное лицо ГУЗ ЯО «Центральная районная больница им. Д.Л.Соколова», надлежаще извещенное, просило рассмотреть дело в отсутствие своего представителя.

Иные участвующие в деле лица, надлежаще извещенные, в судебное заседание не явились, дело рассмотрено судом в отсутствие не явившихся лиц.

Выслушав представителей сторон, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.

Как следует из материалов дела, решением Мышкинского районного суда Ярославской области от 16.02.2015 года ГУЗ ЯО «Центральная районная больница им. Д.Л.Соколова» и Департамент здравоохранения и фармации Ярославской области обязаны устранить в полном объеме нарушения законодательства об охране жизни и здоровья, в том числе несовершеннолетних, и о противодействии терроризму: выполнить восстановление и ремонт ограждения по периметру земельного участка по <адрес> на котором расположено учреждение здравоохранения с целью исключения свободного доступа (в том числе, проезда автотранспорта на его территорию в вечернее и ночное время; установить освещение по периметру территории согласно ГОСТ 12.1 046-85 (РД 78.36.003-2002 МВД России), установить в учреждении здравоохранения систему видеонаблюдения для использования в целях защиты людей и имущества от преступных посягательств (ГОСТ 51558-2000); заключить договор с Угличским филиалом ФГКУ У ВО УМВД России по Ярославской области на экстренный вызов полиции по всему зданию больницы.

В ходе исполнения решения суда ГУЗ ЯО «Центральная районная больница им. Д.Л.Соколова» и Департаменту здравоохранения и фармации Ярославской области неоднократно предоставлялась отсрочка его исполнения.

Определением Мышкинского районного суда Ярославской области от 15.02.2019 года Департаменту здравоохранения и фармации Ярославской области отказано в предоставлении отсрочки исполнения решения суда на срок до 31.12.2019 года.

Постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по Кировскому и Ленинскому районам г.Ярославля УФССП России по Ярославской области от 08.06.2015 года возбуждено исполнительное производство №10667/15/76003-ИП, на основании исполнительного листа ФС №002334567, выданного Мышкинским районным судом Ярославской области в отношении должника: Департамент здравоохранения и фармации Ярославской области.

В связи с неисполнением должником требований исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, постановлением судебного пристава-исполнителя от 12.03.2019 года с Департамента здравоохранения и фармации Ярославской области взыскан исполнительский сбор в размере 50 000 рублей.

В соответствии с п.3 ст.219 КАС РФ административное исковое заявление о признании незаконными решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Административный истец обратился в суд с исковым заявлением 24.04.2019 года. В обоснование ссылается на то обстоятельство, что постановление о взыскании исполнительского сбора было получено им только 15.04.2019 года, в связи с чем просит восстановить пропущенный процессуальный срок на обжалование действий судебного пристава-исполнителя.

Согласно п.7 ст.219 КАС РФ пропущенный по указанной в части 6 настоящей статьи или иной уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом.В материалах дела отсутствует сведения о том, что постановление судебного пристава-исполнителя от 12.03.2019 года было вручено административному истцу ранее 15.04.2019 года, в связи с чем суд считает причину пропуска процессуального срока уважительной, а срок для обжалования действий судебного пристава-исполнителя – подлежащим восстановлению.

В соответствии с ч. 1 ст. 112 Федерального закона 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее – Закон об исполнительном производстве) исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа.

Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (ч. 2 ст. 112 Закона Об исполнительном производстве).

Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.

Согласно пунктам 6 и 7 статьи 112 Закона Об исполнительном производстве должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с иском об освобождении его от взыскания исполнительского сбора, либо уменьшении его размера.

В данных случаях суд, с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств, вправе уменьшить размер исполнительского сбора, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом РФ оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора (п. 7 ст. 112 Закона Об исполнительном производстве).

В силу ст. 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательство либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.

Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.

Как следует из постановления Конституционного Суда Российской Федерации №13-П от 30.07.2001 года, исполнительский сбор относится к мерам принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства. При этом, данная мера является не правовосстановительной санкцией, т.е. санкцией, обеспечивающей исполнение должником его обязанности возместить расходы по совершению исполнительных действий, осуществленных в порядке принудительного исполнения судебных и иных актов (как это имеет место при взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий), а представляет собой санкцию штрафного характера, т.е. возлагает на должника обязанность произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.

Исполнительскому сбору как штрафной санкции присущи признаки административной штрафной санкции: он имеет фиксированное, установленное Федеральным законом денежное выражение, взыскивается принудительно, оформляется постановлением уполномоченного должностного лица, взимается в случае совершения правонарушения, а также зачисляется в бюджет.

В связи с чем, исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности (п. 2 постановления).

Одним из принципов юридической ответственности по смыслу статей 49, 50, 52-54 и 64 Конституции Российской Федерации является наличие вины как элемента субъективной стороны состава правонарушения (п. 7 постановления).

Таким образом, принимая во внимание, что исполнительский сбор является мерой публично-правовой ответственности, которая возникает в связи с правонарушением, совершенным должником в рамках исполнительного производства, при рассмотрении вопроса о возможности освобождения Департамента здравоохранения и фармации Ярославской области от уплаты исполнительского сбора необходимо принимать во внимание наличие (отсутствие) вины правонарушителя.

Как следует из материалов дела, Департаменту здравоохранения и фармации Ярославской области неоднократно предоставлялась отсрочка исполнения решения суда.

Определением Мышкинского районного суда Ярославской области от 15.02.2019 года Департаменту здравоохранения и фармации Ярославской области отказано в предоставлении отсрочки исполнения решения суда на срок до 31.12.2019 года. При этом суд указал, что заявителем Департаментом здравоохранения и фармации Ярославской области не представлено суду доказательств сложного имущественного положения или других обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного решения. Не свидетельствуют об этом и сведения об объеме бюджетных ассигнований по ГУЗ ЯО «ЦРБ им. Д.Л. Соколова» на 2019 год. Также суд указал, что исполнение решения суда от 16.02.2015 года лежит на солидарных должниках, поэтому осуществление заявителем только контроля выполнения медицинской организацией мероприятий по исполнению решения суда не является надлежащим его исполнением.

До настоящего времени решение Мышкинского районного суда Ярославской области от 16.02.2015 года в полном объеме не исполнено, в связи с чем оснований для освобождения должника от взыскания исполнительского сбора не имеется.

В то же время, суд учитывает, что Департаментом здравоохранения и фармации Ярославской области предприняты меры к исполнению решения суда. Из указанных видов работ, которые обязан выполнить административный истец, не выполнено только восстановление и ремонт ограждения по периметру земельного участка учреждения. В настоящее время подготовлены локальные сметные расчеты на выполнение данных работ, проведена экспертиза указанных смет.

Таким образом, с учетом оценки фактических обстоятельств и представленных должником доказательств в обоснование неисполнения исполнительного документа в установленный судебным приставом-исполнителем срок для добровольного исполнения, с учетом того, что должником предприняты меры для добровольного исполнения решения суда, суд вправе снизить размер исполнительского сбора на одну четверть.

Суд при снижении размера исполнительского сбора учитывает: степень вины должника в неисполнении исполнительного документа, его имущественное положение, другие существенные обстоятельства и т.д.

Разрешая спорные правоотношения, исходя из совокупного анализа указанных выше норм права и представленных материалов дела, суд приходит к выводу о наличии оснований для уменьшения размера подлежащего взысканию исполнительского сбора на одну четверть от установленного размера до суммы 37 500 рублей.

Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

СЂ Рµ С€ Рё Р»:

В удовлетворении требования Департамента здравоохранения и фармации Ярославской области об отмене постановления судебного пристава-исполнителя отказать.

Департаменту здравоохранения и фармации Ярославской области уменьшить размер исполнительского сбора, взысканный постановлением судебного пристава-исполнителя Отдела судебных приставов по Кировскому и Ленинскому районам г.Ярославля Управления Федеральной службы судебных приставов по Ярославской области от 12.03.2019 года до 37 500 рублей.

Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи жалобы через Кировский районный суд города Ярославля

РЎСѓРґСЊСЏ

А.А. Доколина

2а-2303/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Департамент здравоохранения ЯО
Ответчики
Суд. пристав-исполнитель ОСП по Кировскому и Ленинскому р-ам г. Ярославля УФССП по ЯО Калачева Е.Е.
ОСП по Кировскому и Ленинскому р-м г. Ярославль
УФССП России по ЯО
Суд
Кировский районный суд г. Ярославль
Дело на сайте суда
kirovsky.jrs.sudrf.ru
24.04.2019Регистрация административного искового заявления
24.04.2019Передача материалов судье
25.04.2019Решение вопроса о принятии к производству
25.04.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.04.2019Рассмотрение дела начато с начала
29.04.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
06.05.2019Судебное заседание
06.05.2019Судебное заседание
15.05.2019Судебное заседание
14.06.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
19.06.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
16.07.2019Дело оформлено
17.10.2019Дело передано в архив
15.05.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее