№2а-1061/2020
УИД 67RS0003-01-2020-000452-77
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Смоленск 09 июля 2020 года
Промышленный районный суд г. Смоленска
в составе:
председательствующего (судьи) Самошенковой Е.А.
при секретаре Артамоновой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ИФНС РФ по г. Смоленску к Калуцких Сергею Юрьевичу о взыскании недоимки и пени по транспортному налогу, налогу на имущество физических лиц,
УСТАНОВИЛ:
ИФНС РФ по г. Смоленску, уточнив требования, обратилась в суд с административным иском к Калуцких С.Ю. о взыскании недоимки и пени по налогу на имущество физических лиц, недоимки по транспортному налогу, указав в обоснование заявленных требований, что ответчик в 2014 году как владелец транспортных средств, являлся плательщиком транспортного налога, однако, обязанность по уплате указанного налога за указанный период не исполнил. Кроме того в 2014 и 2016 году ответчик являлся собственником квартиры с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, а также в 2016 году собственником жилого дома с кадастровым номером № по адресу: <адрес>. В связи с владением указанных объектов недвижимости Калуцких С.Ю. являлся плательщиком налога на имущество физических лиц, однако обязанность по уплате данного налога им исполнена не была. В связи с неисполнением Калуцких С.Ю. в полном объеме обязанности по уплате налога, по правилам ст. 75 НК РФ произведено начисление пени в размере 33,28 руб., размер которых на дату подачи иска составляет 18,03 руб. Направленные требования об уплате налогов и пени налогоплательщиком не исполнены. Истец обратился к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа на взыскание задолженности, определением от 05.08.2019 судебный приказ от 30.11.218 отменен в связи с поступлением возражений должника. Ссылаясь на наличие уважительных причин пропуска срока обращения в суд, а именно, большой объем работы юридического отдела инспекции, подготовку более чем 12 000 заявлений о выдаче судебного приказа и более 200 исковых заявлений, переход на новое программное обеспечение и период стабилизации (налаживания работоспособности) программного комплекса, просит суд восстановить пропущенный срок на обращение в суд, взыскать с административного ответчика задолженность по налогу на имущество физических лиц в размере 1 179 руб., и пени в размере 18,03 руб., транспортный налог в размере 940 руб.
В судебном заседании представитель ИФНС России по г. Смоленску Жулаев А.В. уточненные требования в части заявленных ко взысканию сумм налогов и пени не поддержал, просил взыскать в полном объеме первоначально заявленные суммы, обосновав требования вышеизложенными обстоятельствами. Дополнительно пояснил, что суммы пени, указанные в требовании № 103049 по состоянию на 12.12.2014 со сроком уплаты до 03.02.2015, включены в объем исковых требований. Не оспаривал, что инспекцией пропущен срок подачи административного иска, который просил восстановить с учетом наличия уважительных причин для его пропуска.
Административный ответчик Калуцких С.Ю., надлежащим образом извещенный о рассмотрении дела, в судебное заседание по неизвестным суду причинам не явился, явку представителя в суд не обеспечил.
В силу ч. 2 ст. 289 КАС РФ, судом определено рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав объяснения представителя административного истца, исследовав письменные доказательства, приходит к следующим выводам.
Ст. 57 Конституции РФ и п. 1 ст. 3 НК РФ предусмотрено, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии с Налоговым кодексом РФ налогоплательщиками признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с данным Кодексом возложена обязанность уплачивать налоги (статья 19); эта обязанность возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных данным Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах (пункт 1 статьи 44); обязанность по уплате конкретного налога возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога.
По общему правилу, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога (пункт 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации). Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Однако в ряде случаев (при уплате имущественных налогов налогоплательщиками - физическими лицами) обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган. В связи с этим непосредственной уплате налога предшествует направление налоговым органом налогоплательщику налогового уведомления, в котором указывается сумма налога, подлежащая уплате, объект налогообложения, налоговая база, а также срок уплаты налога (статья 52). В процессе реализации указанных норм обязанность по уплате налога не может возникнуть у налогоплательщика ранее даты получения им налогового уведомления, что прямо следует из пункта 4 статьи 57 Налогового кодекса Российской Федерации.
Такой порядок, являясь существенным элементом налогового обязательства, направлен, прежде всего, на своевременное и безошибочное исполнение конституционной обязанности в отношении налога, имеющего особенности исчисления и уплаты физическими лицами, что не исключает возможности опровержения налогоплательщиком при рассмотрении соответствующего спора в суде (в том числе по иску налогового органа о взыскании недоимки по налогу) факта получения им налогового уведомления (Определение от 08.04.2010 года № 468-О-О).
В силу ст. 357 НК РФ, налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых, в соответствии с законодательством Российской Федерации, зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения.
Согласно ч. 2 ст. 362 НК РФ, сумма налога исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки.
На основании п. 1 ст. 358 НК РФ, объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу…, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 360 НК РФ, налоговым периодом признается календарный год.
В отношении транспортных средств, имеющих двигатели, налоговая база определяется как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах (ст. 359 НК РФ). Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя (п. 1 ст. 361 НК РФ).
В соответствии с Законом Смоленской области от 27.11.2002 № 87-3 «О транспортном налоге» лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 357 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) и ст. 3 вышеуказанного областного закона, являются плательщиками транспортного налога.
Сумма транспортного налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется в соответствии с п. 1 ст. 362 НК РФ налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.
В соответствии со ст. 6 Закона Смоленской области от 27.11.2002 № 87-3 «О транспортном налоге» транспортный налог исчисляется по ставкам, установленным в зависимости от категории и мощности транспортного средства.
В соответствии со ст. 400 НК РФ налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.
Объектами налогообложения, согласно п. 1 ст. 401 НК РФ, признаются: жилой дом; жилое помещение (квартира, комната); гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение.
Налоговая база, порядок ее определения, налоговые ставки, порядок исчисления суммы налога определены ст.ст. 402-408 НК РФ.
Согласно п. 1 ст. 409 НК РФ (в редакции на момент возникновения правоотношений) налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 октября года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Ст. 72 НК РФ установлено, что исполнение обязанности по уплате налогов и сборов может обеспечиваться пеней, порядок исчисления которой определен в ст. 75 НК РФ.
В судебном заседании установлено, что Калуцких С.Ю. состоит на налоговом учете в качестве налогоплательщика.
В заявленный для расчета налогов налоговый период 2014 и 2016 ответчик являлся
Ответчик в 2014 году как владелец автомобиля марки <данные изъяты>, государственный регистрационный знак №, являлся плательщиком транспортного налога.
ИФНС России по г. Смоленску произведен расчет, представленный в иске, согласно которому Калуцких С.Ю. необходимо уплатить транспортный налог на указанное транспортное средство по ставке 10 руб. за лошадиную силу.
Кроме того, основанием к обращению в суд налогового органа с иском к Калуцких С.Ю. послужило неисполнение им обязанности по уплате налога на имущество физических лиц, исчисленного в связи с наличием у ответчика в 2014 и 2016 права собственности на квартиру с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, а также в 2016 году на жилой дом с кадастровым номером № по адресу: <адрес>.
ИФНС по г. Смоленску произведён расчет, согласно которому Калуцких С.Ю. необходимо было уплатить транспортный налог и налог на имущество в исчисленных инспекцией суммах.
28.03.2015 и 12.07.2017 административному ответчику Калуцких С.Ю. по адресу регистрации направлялись налоговые уведомления № 1012544 от 28.03.2015 об уплате транспортного налога за 2014 год в сумме 940 руб. и налога на имущество физических лиц в сумме 236 руб. за 2014 год и №2897410 от 02.07.2017 об уплате налога на имущество физических лиц за 2016 год в сумме 943 руб. (л.д. 14-16.).
В соответствии с положениями ст.ст. 69, 70 НК РФ, административному ответчику направлялись требования № 103049 по состоянию на 12.12.2014 об уплате налога и пени, № 72237 по состоянию на 27.10.2015 (включающее требование об уплате транспортного налога за 2014 год в сумме 940 руб. и налога на имущество физических лиц в сумме 236 руб. за 2014 год, а также пени в общем размере 94,39 руб., в связи с нарушением сроков уплаты указанных налогов), требование № 16123 по состоянию на 13.02.2018 с установлением сроков для добровольного исполнения до 03.02.2015, 28.03.2015 и 26.03.2018 соответственно (л.д. 10-13).
Указанные требования административным ответчиком в добровольном порядке до настоящего времени не исполнены, что последним в установленном порядке не оспорено.
Положениями ч. 1 ст. 286 КАС РФ предусмотрено право налоговой инспекции (как контрольного органа) обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм, в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога.
В соответствии с пунктом 1 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пени, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пени, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пени, штрафов за счет имущества данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании налога, сбора, пени, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пени, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом заявления о взыскании в суд.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом (пункт 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с абз. 2 п. 2 ст. 48 НК РФ, если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, пеней, учитываемого налоговым органом при расчете общей суммы налога, пеней, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, пеней превысила 3 000 руб., налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 руб.
При этом под общей суммой налога, пеней понимается сумма, указанная во всех требованиях об уплате определенного налога, по которым истек срок исполнения.
Как установлено судом, в отношении спорных сумм налога и пени ответчику направлялось первоначальное требование № 103049 по состоянию на 12.12.2014 с установлением срока для добровольного исполнения до 03.02.2015, то есть срок для обращения с заявлением в суд истек 03.08.2018.
Судебный приказ о взыскании с Калуцких С.Ю. суммы спорной задолженности по уплате налога на имущество физических лиц и транспортного налога вынесен мировым судьей судебного участка № 12 в г. Смоленске по заявлению налогового органа 30.11.2018, т.е. заявление о вынесении судебного приказа направлено мировому судье по истечении шестимесячного срока на обращение в суд о взыскании недоимки.
Абзацем 3 пункта 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Разрешая ходатайство административного истца о восстановлении пропущенного срока на обращение в суд, суд исходит из следующего.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 08.02.2007 г. N 381-О-П, установление в качестве одного из элементов налогообложения срока уплаты налога (пункт 1 статьи 17 НК РФ) предполагает его обязательность для обеих сторон налогового правоотношения (публично-правового образования и налогоплательщика), направлено на обеспечение справедливого баланса публичных и частных интересов. Поэтому допущение не ограниченного временными рамками принудительного погашения задолженности по налогам и сборам вступает в противоречие с конституционными принципами, лежащими в основе правового регулирования отношений в области государственного принуждения и исполнения имущественных обязанностей.
Названная административным истцом причина пропуска срока (большой объем работы, переход на новое программное обеспечение) не может быть признана уважительной, поскольку у налогового органа, являющегося профессиональным участником налоговых правоотношений, имелось достаточно времени для оформления административных исковых требований в установленном законом порядке. Других причин заявителем не названо.
Учитывая установленные по делу обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что правовых оснований для восстановления административному истцу срока обращения с настоящими требованиями в суд не имеется, в связи с чем, заявленное представителем ИФНС России по г. Смоленску ходатайство удовлетворению не подлежит.
Частью 5 ст. 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных настоящим Кодексом случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.
Анализируя вышеизложенное, суд приходит к выводу о пропуске административным истцом ИФНС по г. Смоленску срока для обращения в суд, что служит достаточным основанием к отказу в удовлетворении заявленных требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░. ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ – ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░.░░░░░░░░░░░