Копия дело №2а-11480/2021
УИД 24RS0048-01-2021-012176-83
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
27 сентября 2021 года г. Красноярск
Советский районный суд г. Красноярска в составе:
председательствующего - судьи Заверуха О.С.,
при секретаре - Каледа Д.О.,
с участием представителя административного истца Бутенко В.Г. - Ситниковой Н.В., доверенность от 19.09.2019 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Бутенко Виктора Георгиевича к Департаменту градостроительства администрации г. Красноярска, администрации г. Красноярска о признании незаконным отказа в согласовании переустройства и (или) перепланировки нежилого помещения, возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Бутенко В.Г. обратился в суд с административным исковым заявлением к Департаменту градостроительства администрации г. Красноярска о признании незаконным отказа в согласовании переустройства и (или) перепланировки нежилого помещения, возложении обязанности.
Требования мотивированны тем, что он является собственником нежилого помещения № <адрес>, в котором он произвел перепланировку в целях разделения указанного помещения на два нежилых помещения, в результате чего, каждое помещение имеет свой обособленный отдельный вход. Факт перепланировки зафиксирован техническими паспортами, перепланировка произведена в соответствии с проектами, подготовленными ООО «Альфа». В этой связи административный истец обратился в Департамент градостроительства администрации г. Красноярска с заявлением о согласовании переустройства и (или) перепланировки указанного помещения. Уведомлением от 27.05.2021 ответчик уведомил об отказе в согласовании произведенной перепланировки, на том основании, что решение о возможности сохранения помещения в переустроенном и (или) перепланированном состоянии принимается судом. Полагает, что данный отказ в согласовании перепланировки и переустройства нежилого помещения не соответствует закону. Просит признать незаконным уведомление об отказе в согласовании перепланировки и переустройства нежилого помещения № <адрес> обязать Департамент градостроительства администрации г. Красноярска выдать согласование перепланировки и переустройства помещения № <адрес>
Определением от 03.09.2021 год к участию в деле в качестве административного соответчика привлечена администрация г. Красноярска.
В судебном заседании представитель административного истца Бутенко В.Г. - Ситникова Н.В., действующая на основании доверенности от 19.09.2019 года, требования, изложенные в административном исковом заявлении поддержала, настаивала на его удовлетворении. Суду пояснила, что перепланировки не было, административным истцом осуществлено переустройство помещения, а именно: демонтированы межкомнатные двери, возведены перегородки из профилированного листа, из одного нежилого помещения сделано два. Полагает, что выполненная перепланировка угрозы жизни и здоровью не представляет, однако, в настоящее время заключений соответствующих надзорных органов у административного истца не имеется, они находятся в стадии подготовки, с данным иском обратились, поскольку полагали, что он будет рассмотрен быстрее нежели гражданским иск о сохранения жилого помещения в перепланированном виде.
Представитель административного ответчика - Департамента градостроительства администрации г. Красноярска в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен своевременно и надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил, отложить судебное разбирательства не просил.
Представитель административного соответчика - администрации г. Красноярска в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен своевременно и надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил, отложить судебное разбирательство не просил.
Представитель заинтересованного лица - администрации Советского района г. Красноярска в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен своевременно и надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил, ходатайств об отложении судебного разбирательства не представил.
Суд, с учетом мнения представителя административного истца, полагает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие представителей административных ответчиков и заинтересованного лица, извещенных о дате и времени судебного разбирательства, в порядке ст. 150 КАС РФ.
Выслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу положений ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действий (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
Согласно ч. 9 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лица, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами, регулирующими спорные отношения; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные правоотношения.
Согласно ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Требования об оспаривании постановлений, действий (бездействия) государственных, муниципальных органов и их должностных лиц рассматриваются в порядке, предусмотренном главой 22 КАС РФ.
В соответствии со статьей 25 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее по тексту ЖК РФ) переустройство помещения в многоквартирном доме представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт помещения в многоквартирном доме.
Перепланировка помещения в многоквартирном доме представляет собой изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт помещения в многоквартирном доме.
В соответствии с частью 1 статьи 26 ЖК РФ переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения.
Для проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения собственник данного помещения или уполномоченное им лицо обращается в орган, осуществляющий согласование, либо через многофункциональный центр с документами, указанными в части 2 статьи 26 ЖК РФ, а именно: 1) заявление о переустройстве и (или) перепланировке по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти; 2) правоустанавливающие документы на переустраиваемое и (или) перепланируемое помещение в многоквартирном доме (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии); 3) подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переустраиваемого и (или) перепланируемого помещения в многоквартирном доме, а если переустройство и (или) перепланировка помещения в многоквартирном доме невозможны без присоединения к данному помещению части общего имущества в многоквартирном доме, также протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о согласии всех собственников помещений в многоквартирном доме на такие переустройство и (или) перепланировку помещения в многоквартирном доме, предусмотренном частью 2 статьи 40 настоящего Кодекса; 4) технический паспорт переустраиваемого и (или) перепланируемого помещения в многоквартирном доме; 5) согласие в письменной форме всех членов семьи нанимателя (в том числе временно отсутствующих членов семьи нанимателя), занимающих переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение на основании договора социального найма (в случае, если заявителем является уполномоченный займодателем на представление предусмотренных настоящим пунктом документов наниматель переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения по договору социального найма); 6) заключение органа по охране памятников архитектуры, истории и культуры о допустимости проведения переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме, если такое помещение или дом, в котором оно находится, является памятником архитектуры, истории или культуры.
Заявитель вправе не представлять документы, предусмотренные пунктами 4 и 6 части 2 настоящей статьи, а также в случае, если право на переустраиваемое и (или) перепланируемое помещение в многоквартирном доме зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости, документы, предусмотренные пунктом 2 части 2 настоящей статьи. Для рассмотрения заявления о переустройстве и (или) перепланировке помещения в многоквартирном доме орган, осуществляющий согласование, по месту нахождения переустраиваемого и (или) перепланируемого помещения в многоквартирном доме запрашивает следующие документы (их копии или содержащиеся в них сведения), если они не были представлены заявителем по собственной инициативе:1) правоустанавливающие документы на переустраиваемое и (или) перепланируемое помещение в многоквартирном доме, если право на него зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости; 2) технический паспорт переустраиваемого и (или) перепланируемого помещения в многоквартирном доме;3) заключение органа по охране памятников архитектуры, истории и культуры о допустимости проведения переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме, если такое помещение или дом, в котором оно находится, является памятником архитектуры, истории или культуры (часть 2.1 статьи 26 ЖК РФ).
Орган, осуществляющий согласование, не вправе требовать от заявителя представление других документов кроме документов, истребование которых у заявителя допускается в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи. Заявителю выдается расписка в получении от заявителя документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим согласование, а также с указанием перечня документов, которые будут получены по межведомственным запросам. В случае представления документов через многофункциональный центр расписка выдается указанным многофункциональным центром. Государственные органы, органы местного самоуправления и подведомственные государственным органам или органам местного самоуправления организации, в распоряжении которых находятся документы, указанные в части 2.1 настоящей статьи, обязаны направить в орган, осуществляющий согласование, запрошенные таким органом документы (их копии или содержащиеся в них сведения). Запрошенные документы (их копии или содержащиеся в них сведения) могут представляться на бумажном носителе, в форме электронного документа либо в виде заверенных уполномоченным лицом копий запрошенных документов, в том числе в форме электронного документа (часть 3 статьи 26 ЖК РФ).
Решение о согласовании или об отказе в согласовании должно быть принято по результатам рассмотрения соответствующего заявления и иных представленных в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи документов органом, осуществляющим согласование, не позднее чем через сорок пять дней со дня представления в данный орган документов, обязанность по представлению которых в соответствии с настоящей статьей возложена на заявителя. В случае представления заявителем документов, указанных в части 2 настоящей статьи, через многофункциональный центр срок принятия решения о согласовании или об отказе в согласовании исчисляется со дня передачи многофункциональным центром таких документов в орган, осуществляющий согласование (часть 4 статьи 26 ЖК РФ).
Орган, осуществляющий согласование, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия решения о согласовании выдает или направляет по адресу, указанному в заявлении, либо через многофункциональный центр заявителю документ, подтверждающий принятие такого решения. Форма и содержание указанного документа устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В случае представления заявления о переустройстве и (или) перепланировке через многофункциональный центр документ, подтверждающий принятие решения, направляется в многофункциональный центр, если иной способ его получения не указан заявителем (часть 5 статьи 26 ЖК РФ).
Предусмотренный частью 5 настоящей статьи документ является основанием проведения переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме (часть 6 статьи 26 ЖК РФ).
Уполномоченным органом по вопросам согласования переустройства, перепланировки на территории г. Красноярска является Департамент градостроительства администрации г. Красноярска, деятельность которого осуществляется в соответствии с административным регламентом предоставления муниципальной услуги по согласованию переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме, утвержденным Распоряжением администрации г. Красноярска от 28.06.2011 N 652-ж (ред. от 10.03.2021) "Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги по согласованию переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме".
В соответствии с п. 1.3 Распоряжения, для получения муниципальной услуги по согласованию переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме - заявление с документами, указанными в пункте 2.5 настоящего Административного регламента, подается в департамент градостроительства администрации города.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Бутенко В.Г. принадлежит на праве собственности нежилое помещение, расположенное по адресу: Российская Федерация, Красноярский край, г. Красноярск, <адрес> зарегистрированный в ЕГРН 26.02.2020 года, общей площадью 705м2 (л.д. 6-8).
Указанное помещение располагается на цокольном этаже многоквартирного дома по адресу: <адрес>
В связи с переустройством указанного нежилого помещения Бутенко В.Г. обратился в Департамент градостроительства администрации г. Красноярска с заявлением о согласовании переустройства и (или) перепланировки помещения № <адрес> предоставив следующие документы: свидетельство о регистрации права собственности на помещение; проект перепланировки и переустройства помещения, разработанный ООО «Альфа»; технический паспорт; иные документы.
Согласно проектной документации на перепланировку и переустройство нежилого помещения № <адрес>, в результате обследования установлена возможность перепланировки и переустройства нежилого помещения, заключающиеся в следующих видах работ: демонтаж перегородки между санузлами, демонтаж дверных блоков; устройство перегородок из ГКЛ листов по одному металлическому каркасу ТИП С111, обшитому одним слоем гипсокартонна с двух сторон толщиной 75мм; устройство перегородок из пазогребных блоков; установка новых дверных блоков; нанесение на стены архитектурного декоративного покрытия; отделка керамической плиткой стен; устройство палов из ламината, из керамических нескользящих плит.
Письмом от 27.05.2021 года, Департамент градостроительства администрации города Красноярска, по результатам рассмотрения представленных документов принял решение об отказе Бутенко В.Г. в согласовании переустройства и (или) перепланировки помещения, поскольку при осуществлении специалистом Департамента обследования помещения № <адрес> на предмет проведения работ по самовольной перепланировке установлено, что на момент осмотра в помещении уже произведены работы по демонтажу (монтажу) внутренних перегородок с целью изменения конфигурации помещения (л.д. 52).
Согласно ч. 1 ст. 29 ЖК РФ самовольными являются переустройство и (или) перепланировка жилого помещения, проведенные при отсутствии основания, предусмотренного ч. 6 ст. 26 настоящего Кодекса, или с нарушением проекта переустройства и (или) перепланировки, представлявшегося в соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 26 настоящего Кодекса.
Частью 3 указанной статьи установлено, что собственник жилого помещения, которое было самовольно переустроено и (или) перепланировано, или наниматель такого жилого помещения по договору социального найма обязан привести такое жилое помещение в прежнее состояние в разумный срок и в порядке, которые установлены органом, осуществляющим согласование.
На основании решения суда жилое помещение может быть сохранено в переустроенном и (или) перепланированном состоянии, если этим не нарушаются права и законные интересы граждан либо это не создает угрозу их жизни или здоровью (ч. 4 ст. 29 ЖК РФ).
Основанием для отказа Бутенко В.Г. в согласовании проекта перепланировки и переустройства послужило то обстоятельство, что сохранение помещения в переустроенном и (или) перепланированном состоянии может быть по решению суда в соответствии с ч.4 ст. 29 ЖК РФ, если этим не нарушаются права и законные интересы граждан либо это не создает угрозу их жизни или здоровью.
В качестве доводов несогласия с позицией ответчика, представитель административно истца указала на то, что административному ответчику предоставлен технический паспорт спорного помещения, перепланировка в котором произведена в соответствии с проектами, подготовленными ООО «Альфа».
Давая оценку собранным по делу доказательствам, суд приходит к выводу о том, что в ходе рассмотрения дела нашел свое подтверждение факт того, что в помещении № <адрес> произведена самовольная перепланировка помещения, поскольку доказательств того, что Бутенко В.Г. получено согласование на ее произведение материалы дела не содержат. Кроме того, указанные обстоятельства подтверждены пояснениями представителя истца Ситниковой И.В., из которых следует, что Бутенко В.Г. с заявлением о согласовании проведения перепланировки в спорном нежилом помещении в администрацию не обращался, произвел ее самовольно, и уже после проведения обратился в Департамент градостроительства администрации г. Красноярска с заявлением о согласовании проведенной перепланировки.
Таким образом, по смыслу указанных норм права, самовольная перепланировка, в случае, если она не нарушает права и законные интересы других лиц и не создает угрозу их жизни и здоровью, может быть сохранена только на основании решения суда.
Системный анализ приведенных выше норм права указывает на то, что требование о признании незаконными решений или действий (бездействия) органов, должностных лиц может быть удовлетворено судом при одновременном наличии двух обстоятельств: оспариваемые решения и действия (бездействия) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушают права и законные интересы заявителя. Отсутствие указанной совокупности является основанием для отказа в удовлетворении требования.
Таким образом, учитывая приведенные выше процессуальные составляющие для удовлетворения административного искового заявления, в совокупности с регламентированной законодателем процедурой получения согласования работ по переоборудованию и перепланировке непосредственно перед началом их проведения, а в случае самовольного их проведения при отсутствии основания, предусмотренного ч. 6 ст. 26 ЖК РФ, как вариант возможность их сохранения применительно к части 4 статьи 29 ЖК РФ, суд не находит в рамках заявленных административных требований оснований к их удовлетворению, не усматривает нарушений прав административного истца принятым административным ответчиком решением об отказе в согласовании работ по перепланировке и переоборудованию.
Отказывая в удовлетворении административного искового заявления, суд принимает во внимание, что решение об отказе в согласовании работ по переустройству и перепланировке, принято уполномоченным на то органом и в пределах установленных законом сроков. В проверку обоснованности проведенных административным истцом работ по переоборудованию и перепланировке помещения в отсутствии их согласования Департаментом градостроительства администрации города Красноярска, суд не входит, поскольку оспариваемые работы выполнены, тогда как возможность их сохранения не является предметом настоящего судебного разбирательства.
При этом, судом учитывается то, что административный истец не лишен права обратиться в суд в порядке гражданского судопроизводства с требованием о сохранении спорного нежилого помещения в перепланированном состоянии, предоставив заключения надзорных и контролирующих органов, подтверждающих, что на день обращения в суд перепланировка соответствует установленным требованиям, ее сохранение не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан.
На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ,
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ (░░░) ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: ░.░. ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ 11.10.2021 ░░░░.
░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░