Дело № 2-1852/2021 3 февраля 2021 года
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Красносельский районный суд Санкт-Петербурга в составе:
председательствующего судьи Ушановой Ю.В.,
при секретаре Гаджиеве С.В.,
с участием:
- представителя истца - УМВД России по Красносельскому району Санкт-Петербурга – Владимировой И.В.;
- ответчика – Завадской В.С.;
- представителя Завадской В.С. – Завадского С.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску УМВД России по Красносельскому району Санкт-Петербурга к Завадской Виктории Сергеевне о взыскании расходов, связанных с обучением в образовательном учреждении,
УСТАНОВИЛ:
УМВД России по Красносельскому району Санкт-Петербурга обратился в Красносельский районный суд Санкт-Петербурга с названным иском к Завадской В.С., в котором, уточнив исковые требования, просит взыскать с ответчика затраты на обучение в Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации» в размере 459 477 рублей 66 копеек за период обучения с 1 сентября 2013 года по 17 июля 2018 года.
В обоснование требований истец указал, что Завадская В.С., как проходящая службу в органах внутренних дел, была направлена на обучение в высшее учебное заведение, с обязательствами продолжать прохождение службы последующие 5 лет после окончания обучения. Вместе с тем, ответчик взятые на себя обязательства не исполнила, досрочно расторгнув контракт о прохождении службы в органах внутренних дел Российской Федерации и увольнением со службы в органах внутренних дел Российской Федерации. Истец полагает, что при таких обстоятельствах, заключенный между сторонами контракт содержит прямо указание на взыскание денежных средств.
Представитель истца в судебное заседание явился, на требованиях иска настаивал.
В судебное заседание ответчик и представитель ответчика явились, возражали против удовлетворения требований иска, ссылалась на то, что поступая в Санкт-Петербургский университет МВД России Завадская В.С. имела намерение по окончанию обучения перевестись на службу во внутренние войска МВД России.
В связи с тем, что произошло преобразование внутренних войск МВД России в новую структуру – Федеральную службу войск национальной гвардии Российской Федерации, ответчица уволилась для поступления на службу в новое ведомство.
Выслушав явившихся участников процесса, изучив материалы дела, оценив представленные доказательства по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд находит иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Изучив материалы настоящего гражданского дела, оценив представленные доказательства по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд приходит к следующим выводам.
Из материалов дела следует, что Приказом №183 от 15 мая 2013 года названного учебного учреждения установлено фиксированное значение суммы затрачиваемых средств федерального бюджета на 1 единицу переменного состава на 2012-2013 и 2013-2014 учебные годы.
29 августа 2013 года между Санкт-Петербургским университетом МВД России и Завадской В.С. (далее – курсант) заключен контракт о прохождении службы в полиции, согласно пункту 4.11 которого курсант обязуется пройти службу в органах внутренних дел по окончанию обучения не менее срока, установленного срока срочным контрактом.
Согласно пункту 4.12 контракта Завадская В.С, обязуется заключить контракт о последующей службе в органах внутренних дел с комплектующим органом внутренних дел ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, направившим ее на обучение, на период не менее 5 лет, по окончанию Санкт-Петербургского университета МВД России.
Сторонами не оспаривается, что на основании направления УМВД России по Красносельскому району Санкт-Петербурга в период 6 августа 2013 года по 17 июля 2018 года Завадская В.С. проходила обучение в Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации». Приказ о зачислении от 6 августа 2013 года № 375.
По окончанию прохождения обучения 18 июля 2018 года Завадской В.С. получен диплом №<№>
17 августа 2018 года между ГУ МВД Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, а также Завадской В.С. заключен контракт о прохождении службы в органах внутренних дел Российской Федерации по должность – следовать отдела по расследованию преступлений на территории, обслуживаемой 9, 74, и 82 отделами полиции СУ УМВД России по Красносельскому району Санкт-Петербурга в соответствии с должностным регламентом, сроком до.
На основании приказа ГСУ ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области от 2 июля 2020 года № 312 л/с Завадская В.С. уволена со службы 7 июля 2020 года по инициативе сотрудника по пункту 2 части 2 статьи 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты российской Федерации».
Согласно выписки из приказа начальника Санкт-Петербургского военного ордена Жукова института войск национальной гвардии Российской Федерации от 13 октября 2020 года № 24 л/с Завадская В.С. зачислена в списки личного состава войск национальной гвардии Российской Федерации, с ней заключен контракт о прохождении военной службы сроком на 5 лет – с 13 октября 2020 года, назначена на воинскую должность помощника начальника юридической службы, на основании абзаца 8 пункта 1 статьи 34, подпункта «в» пункта 3 статьи 38 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», подпункта «а» пункта 1 и подпункта «в» пункта 5 статьи 8 Положения о порядке прохождения военной службы.
В соответствии со статьей 91 Федерального закона «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» финансирование службы в органах внутренних дел, включая гарантии социальной защиты сотрудников органов внутренних дел, выплат и компенсаций, предоставляемых (выплачиваемых) сотрудникам, членам их семей и лицам, находящимся на их иждивении, в соответствии с законодательством Российской Федерации, является расходным обязательством Российской Федерации и обеспечивается за счет средств федерального бюджета.
В соответствии с требованиями пункта «г» подпункта 1 пункта 1 статьи 76 Федерального закона «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» подготовка кадров для органов внутренних дел осуществляется путем обучения в соответствии с федеральным законом по основным образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, программам подготовки научно-педагогических кадров в адъюнктуре.
В соответствии с пунктом 2 названной статьи подготовка кадров для замещения должностей среднего, старшего и высшего начальствующего состава осуществляется преимущественно в образовательных организациях высшего образования федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.
Пунктом 3 статьи 23 указанного Федерального закона предусмотрено, что в контракте, заключаемом с гражданином или сотрудником органов внутренних дел, поступающими в образовательную или научную организацию федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел для обучения по очной форме или для подготовки диссертации на соискание ученой степени доктора наук, предусматриваются обязательство гражданина заключить контракт о последующей службе в органах внутренних дел или обязательство сотрудника проходить службу в органе внутренних дел, направившем его на обучение, на период не менее пяти лет - по окончании образовательной организации высшего образования или научной организации федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.
При этом в силу пункта 6 названной статьи, обязанность сотрудника в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, возместить федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел затраты на его обучение.
Пунктом 14 статьи 76 Федерального закона «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» регламентируется, что в случае расторжения контракта и увольнения сотрудника органов внутренних дел по основанию, предусмотренному пунктом 2, 5, 6, 7, 10, 13, 14, 15 или 20 части 2 либо пунктом 4, 5, 7, 9 или 13 части 3 статьи 82 настоящего Федерального закона, в период обучения в образовательной организации высшего образования или научной организации федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или в течение срока, предусмотренного пунктом 3 части 3 статьи 23 настоящего Федерального закона и пунктом 7 части 12 настоящей статьи, указанный сотрудник возмещает федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел затраты на обучение в порядке и размерах, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2012 года N 1465 "Об утверждении Правил возмещения сотрудником органов внутренних дел Российской Федерации затрат на обучение в образовательной организации высшего образования или научной организации Министерства внутренних дел Российской Федерации в случае расторжения с ним контракта о прохождении службы в органах внутренних дел Российской Федерации и увольнения со службы в органах внутренних дел Российской Федерации" определено, что затраты на обучение определяются исходя из размера средств федерального бюджета, затраченных образовательной организацией высшего образования, образовательной или научной организацией на обучение сотрудника.
Приказ МВД России от 5 мая 2018 года N 275 "Об утверждении Порядка организации подготовки кадров для замещения должностей в органах внутренних дел Российской Федерации" декларирует в пункте 33, что Департамент по материально-техническому и медицинскому обеспечению Министерства внутренних дел Российской Федерации:
33.1. Организует обеспечение образовательных организаций МВД России и образовательных подразделений территориальных органов МВД России материально-техническими средствами в пределах выделенных на эти цели бюджетных ассигнований.
33.2. Выделяет по заявкам образовательных организаций МВД России, территориальных органов МВД России, в структуре которых созданы образовательные подразделения, бюджетные ассигнования в рамках государственного оборонного заказа на продовольственное обеспечение сотрудников, проходящих профессиональную подготовку по очной форме обучения, исходя из уточненных расходов стоимости закупаемой продукции и в пределах выделенных на эти цели ассигнований.
Согласно пункту 34 Департамент по финансово-экономической политике и обеспечению социальных гарантий Министерства внутренних дел Российской Федерации выделяет по заявкам образовательных организаций МВД России, территориальных органов МВД России, в структуре которых созданы образовательные подразделения, бюджетные ассигнования вне рамок ГОЗ на продовольственное обеспечение сотрудников, проходящих профессиональную подготовку по очной форме обучения.
Таким образом, затраты на обучение специалиста с квалификацией «Юрист» по специальности «Правовое обеспечение национальной безопасности» являются средствами Федерального бюджета Российской Федерации и затрачены на подготовку специалиста в сфере правоохранительной деятельности для нужд Российской Федерации.
Взысканные средства за обучение подлежат возврату в бюджет Российской Федерации в силу того, что Российская Федерация потеряла специалиста, которого проходил подготовку для реализации нужд в сфере правоохранительной деятельности.
Вместе с тем, судом принято во внимание, что Завадская В.С. продолжает проходить службу в Российской Федерации, осуществляя трудовую деятельность в Росгвардии по специальности «Юрист» на должности помощника начальника юридической службы.
При этом, Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации входит в правоохранительную систему государства в соответствии со своим предназначением и возложенными на нее задачами.
Так, в соответствии со статьей 1 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 226-ФЗ "О войсках национальной гвардии Российской Федерации" — войска национальной гвардии Российской Федерации (далее - войска национальной гвардии) являются государственной военной организацией, предназначенной для обеспечения государственной и общественной безопасности, защиты прав и свобод человека и гражданина. Статьей 2 указанного закона на войска национальной гвардии возлагается участие в охране общественного порядка, обеспечении общественной безопасности.
Федеральным законом от 7 февраля 2011 года N 3-ФЗ "О полиции" определено, что полиция предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства (далее также - граждане; лица), для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и для обеспечения общественной безопасности.
Таким образом, продолжая службу в Росгвардии, Завадская В.С. выполняет функции, предусмотренные заключенным с ней ранее контрактом.
Также суд учитывает, что образовательных учреждений в системе внутренних войск МВД России, которые готовят лиц женского пола к службе в войсках, и до настоящего момента в Росгвардии не создано.
Поскольку МВД России и Росгвардия являются Федеральными органами исполнительной власти с взаимосвязанными задачами продолжение службы ответчика в Росгвардии, а не в МВД, не может рассматриваться как нарушение предусмотренных контрактом обязательств.
Данная позиция согласуется с позицией Конституционного Суда по изложенной в Постановлении Конституционного суда Российской Федерации от 23 апреля 2004 года № 9-П, от 24 мая 2001 года № 8-П, от 26 декабря 2002 года № 17-П.
Возможность подготовки кадров для войск национальной гвардии в военных образовательных организациях высшего образования Вооруженных Сил Российской Федерации и образовательных организациях высшего образования федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел осуществляется за счет бюджетных ассигнований, предусматриваемых в федеральном бюджете уполномоченному федеральному органу исполнительной власти на эти цели, предусмотрена частью 2 статьи 25 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 226-ФЗ «О войсках национальной гвардии Российской Федерации».
Соответственно, факт поступления в Университет МВД России, последующей службой Завадской В.С. в органах внутренних дел Российской Федерации с переходом на службу в Росгвардию, независимо от порядка перехода (не путем перевода, а путем увольнения из МВД и поступления на службу в Росгвардию) не может рассматриваться как основание для вывода о нарушении принятых на себя обязательств, предусмотренных контрактом о прохождении службы и для возникновения обязательств по возмещению расходов федерального бюджета на мое обучение.
Также суд учитывает, что пунктом 18 Статьи 82 Федерального закона «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» основанием прекращения или расторжения контракта является перевод сотрудника на государственную службу иного вида.
При этом, как следует из требований приведенного ранее пункта 14 статьи 76, средства за обучение не взыскиваются.
Структура федеральных органов исполнительной власти Утверждена Указом Президента Российской Федерации от 21 января 2020 года N 21, которым определено, что Министерство внутренних дел Российской Федерации и Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации относятся к федеральным министерствам, федеральным службам и федеральным агентствам, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации.
Указом Президента Российской Федерации от 21 мая 2012 года N 636 "О структуре федеральных органов исполнительной власти", действовавшим на момент создания Росгвардии установлено, что федеральные органы исполнительной власти, которым переданы функции иных федеральных органов исполнительной власти в соответствии с настоящим Указом, являются их правопреемниками по обязательствам, в том числе по обязательствам, возникшим в результате судебных решений.
Указом Президента Российской Федерации № 157 от 5 апреля 2016 года «Вопросы Федеральной службы войск национальной гвардии» образована Росгвардия путем преобразования внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации в войска национальной гвардии Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 11 поименованного Указа Президента Российской Федерации Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации является правопреемником Министерства внутренних дел Российской Федерации в отношении передаваемых ей органов управления, объединений, соединений, воинских частей, военных образовательных организаций высшего образования и иных организаций внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации, а также в отношении органов управления, подразделений, специальных отрядов, отрядов мобильных особого назначения, Центра специального назначения и авиационных подразделений, названных в пункте 4 настоящего Указа, в том числе по обязательствам, возникшим в результате исполнения судебных решений.
В силу подпункта «е» пункта 22 Указа Президента Российской Федерации сохранить за лицами, проходящими военную службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и службу в Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, а также за членами их семей медицинское обеспечение и санаторно-курортное лечение в медицинских организациях системы Министерства внутренних дел Российской Федерации, в которых такое обеспечение и лечение осуществлялось ранее.
При этом в соответствии с частью 1 статьи 44 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 227-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О войсках национальной гвардии Российской Федерации" Распространить на лиц, проходящих службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющих специальные звания полиции, граждан, уволенных со службы в войсках национальной гвардии Российской Федерации, членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, положения частей 3 - 10 статьи 43 и части 6 статьи 46 Федерального закона от 7 февраля 2011 года N 3-ФЗ "О полиции", Федерального закона от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (за исключением положений части 4 статьи 10, пункта 21 части 1, частей 2 и 3 статьи 11, части 2 статьи 12, части 3 статьи 13, статей 28, 76 указанного Федерального закона).
Аналогичное положение ранее было включено в подпункт «б» пункта 9 Указа Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 года №157.
Таким образом, служба в Росгвардии и служба в МВД представляет собой федеральную государственную службу, то есть профессиональную служебную деятельность в интересах нанимателя, которым выступает Российской Федерации, в лице различных структурных подразделений.
На обеспечение равенства правового, социального и профессионального положения граждан, проходящих федеральную государственную службу, направлено и содержание требований Указа Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 года № 157.
Аналогичная позиция нашла свое отражение в апелляционном определении судебной коллегии по гражданским делам Ленинградского областного суда от 11 июля 2019 года по делу №33-4264/2019 (2-228/2019).
Суд принимает во внимание, что Завадская В.С. зачислена в списки личного состава войск национальной гвардии Российской Федерации, в кротчайшие сроки после увольнения, при этом прохождение службы в МВД России и Росгвардии имеет общий порядок, регламентирована одним и тем же нормативным правовым актом – Федеральным законом от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации», их сотрудники имеют равные права и социальные гарантии, финансирование их служебной деятельности осуществляется из единого источника – федерального бюджета.
На основании изложенного суд приходит к выводу, что в данном случае увольнение ответчика из МВД России с последующим его трудоустройством в Росгвардию, при том условии, что на момент окончания обучения перевод из одного подразделения в другое стало невозможным, и привело к необходимости увольнения Заводской В.С. с занимаемой должности, не может возлагать обязанность по возмещению затрат за обучение, поскольку не свидетельствует об уклонении ответчика от исполнения обязательств предусмотренных контрактом и.
Таким образом, руководствуясь статьями 12, 56, 67, 98, 100, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований УМВД России по Красносельскому району Санкт-Петербурга к Завадской Виктории Сергеевне о взыскании расходов, связанных с обучением в образовательном учреждении – отказать.
Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Красносельский районный суд Санкт-Петербурга.
Судья: