Решение по делу № 2а-1192/2021 от 03.02.2021

Дело №2а-1192/2021

УИД №22RS0066-01-2020-004578-35

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

30 марта 2021 года                         г. Барнаул

Железнодорожный районный суд г. Барнаула Алтайского края в составе:

председательствующего судьи    Тагильцева Р.В.,

при секретаре            Наконечникове Р.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Железнодорожного района г. Барнаула в интересах Сохарева Геннадия Илларионовича к Комитету жилищно-коммунального хозяйства г. Барнаула о признании бездействия незаконным, возложении обязанности,

У С Т А Н О В И Л:

прокурор Железнодорожного района г. Барнаула обратился с административным иском в суд в интересах Сохарева Г.И., в котором с учетом уточнений от 02.03.2021 просит признать незаконным бездействие Комитета жилищно-коммунального хозяйства г. Барнаула (далее – Комитет) по непроведению открытого конкурса по отбору управляющей организации на управление многоквартирным домом по адресу<адрес> возложить обязанность на Комитет провести открытый конкурс по отбору управляющей организации в многоквартирном доме.

Требования мотивированы тем, что прокуратурой Железнодорожного района г. Барнаула проведена проверка по информации СМИ и обращению Сохарева Г.И., проживающего по адресу: <адрес> по вопросу скопления снега на крыше указанного дома, плесени и промерзания стен. В ходе проверки установлено, что решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, оформленным протоколом от ДД.ММ.ГГГГ выбран способ управления домом – непосредственное управление, а также выбрано <данные изъяты> в качестве организации, оказывающей услуги аварийно-диспетчерской службы, паспортного стола и бухгалтерии. Между собственниками дома и <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ заключен договор на оказание услуг аварийной службы, паспортного стола и бухгалтерии. При этом решение о заключении договора оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в указанном доме с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности, собственниками не принято, в связи с чем работы по содержанию общего имущества дома не ведутся.

Поскольку собственниками помещений в вышеуказанном многоквартирном доме не заключен договор оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества, непосредственный способ управления указанным домом считается нереализованным. Договор с <данные изъяты> таковым не является, поскольку предусматривает лишь оказание услуг аварийно-диспетчерской службы, паспортного стола и бухгалтерии. При этом законодательством в качестве последствий неисполнения способа управления предусмотрено проведение органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, в частности Комитетом (п. 3.28 Положения о комитете жилищно-коммунального хозяйства г. Барнаула, утвержденного решением Барнаульской городской Думы от 24.02.2020 №694).

В этой связи для устранения нарушений прав собственников помещений в многоквартирном доме Комитет должен провести открытый конкурс по отбору управляющей организации на управление многоквартирным домом.

Отсутствие организации, оказывающей в названном многоквартирном доме услуг по содержанию и текущему ремонту общего имущества, привело к тому, что на протяжении осенне-зимнего периода ДД.ММ.ГГГГ с крыши дома ни разу не сбрасывался снег, в результате чего в доме началось промерзание стен, образовались плесень и сырость.

В судебном заседании прокурор Боровкова Е.П. и административный истец Сохарев Г.И. настаивали на удовлетворении уточненных исковых требований по вышеизложенным основаниям.

Представитель административного ответчика Комитета по доверенности Пахоменко А.Е. возражал против удовлетворения административных исковых требований по основаниям, изложенном в письменном отзыве.

Заинтересованное лицо Сохарева М.И. в судебном заседании настаивала на удовлетворении административных исковых требований.

Остальные заинтересованные лица в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежаще.

Суд считает возможным в соответствии с правилами, установленными статьями 150, 152, 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), рассмотреть дело при данной явке.

Выслушав пояснения сторон, заинтересованного лица, изучив доводы административного искового заявления, материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

Конституция Российской Федерации каждому гарантирует судебную защиту его прав и свобод; решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд (части 1 и 2 статьи 46).

В силу п. 2 ч. 2 ст. 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном данным Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления.

Согласно ст. 3 КАС РФ одной из задач административного судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.

В соответствии с ч. 1 ст. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

Прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц (ч. 1 ст. 39 КАС РФ).

Из пункта 6 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» следует, что к вопросам местного значения городского поселения относятся обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.

В силу п. 3.28 Положения о Комитете жилищно-коммунального хозяйства города Барнаула, утвержденного решением Барнаульской городской Думы от 24.02.2020 №694, Комитет проводит открытый конкурс по отбору управляющих организаций на управление многоквартирным домом в случаях и порядке, предусмотренных жилищным законодательством.

Учитывая вышеприведенные нормы, именно на Комитете жилищно-коммунального хозяйства г. Барнаула лежит обязанность по проведению открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирными жилыми домами, расположенными на территории г. Барнаула.

В соответствии с ч. 1 ст. 1 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав, а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.

Граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права, в том числе распоряжаются ими. Граждане свободны в установлении и реализации своих жилищных прав в силу договора и (или) иных предусмотренных жилищным законодательством оснований. Граждане, осуществляя жилищные права и исполняя вытекающие из жилищных отношений обязанности, не должны нарушать права, свободы и законные интересы других граждан (ч. 2 ст. 1 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Согласно ст. 2 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе: обеспечивают защиту прав и законных интересов граждан, приобретающих жилые помещения и пользующихся ими на законных основаниях, потребителей коммунальных услуг, а также услуг, касающихся обслуживания жилищного фонда; обеспечивают контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда; организуют обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет взносов собственников помещений в таких домах на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, бюджетных средств и иных не запрещенных законом источников финансирования.

Частью 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.

Судом установлено, что прокуратурой Железнодорожного района г. Барнаула по обращению Сохарева Г.И. проведена проверка по вопросу скопления снега на крыше дома, плесени и промерзания стен по адресу: <адрес>

Согласно ответу Комитета жилищно-коммунального хозяйства г. Барнаула от ДД.ММ.ГГГГ дом по вышеуказанного адресу с ДД.ММ.ГГГГ находится в непосредственном управления собственников помещений в доме.

В качестве обслуживающей организации собственниками выбрано <данные изъяты> Из договора от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между <данные изъяты>» и собственниками многоквартирного дома в лице уполномоченного собственника ФИО27., следует, что он заключен на предоставление услуг аварийной службы, паспортного стола и бухгалтерии собственникам и нанимателям помещений в многоквартирном доме. При этом соответствующие договоры о содержании и ремонте общего имущества собственниками помещений в многоквартирном доме не заключены.

Сохарев Г.И. в судебном заседании пояснил, что собственниками многоквартирного дома не принимались меры для согласования работ и услуг, входящих в минимальный перечень работ по содержанию и ремонту общего имущества, договоры с третьими лицами для выполнения таких работ не заключались, общие собрания по указанному вопросу не проводились. Также административный истец пояснил, что он самостоятельно выполнял некоторые работы по содержанию общего имущества (ремонт крыльца и кровли над своей квартирой).

Привлеченные судом к участию в деле в качестве заинтересованных лиц собственники многоквартирного дома в судебное заседание не явились и не пояснили суду относительно данных обстоятельств.

В силу ч. 2 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, количество квартир в котором составляет не более чем тридцать; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией.

Способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме (ч. 3 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Согласно ч. 4 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации в случаях, указанных в части 13 настоящей статьи и части 5 статьи 200 настоящего Кодекса, а также в случае, если в течение шести месяцев до дня проведения указанного конкурса собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано. Открытый конкурс проводится также в случае, если до окончания срока действия договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам открытого конкурса, не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано.

Подпунктом 2 пункта 3 Правил проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для правления многоквартирным домом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2006 № 75, установлено, что конкурс проводится, если принятое собственниками помещений в многоквартирном доме решение о выборе способа управления домом не реализовано, в том числе, если не заключены договоры управления многоквартирным домом, предусмотренные статьей 162 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Согласно абзацу 3 подпункта «а» пункта 16 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 (далее – Правила № 491), при указанном способе управления надлежащее содержание общего имущества осуществляется собственниками путем заключения договора о содержании и ремонте общего имущества в соответствии со статьей 164 Жилищного кодекса Российской Федерации.

В силу пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 №290 «О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения» такой договор должен быть заключен в соответствии с минимальным перечнем услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и правилами их оказания, утвержденными этим же постановлением.

В соответствии с ч. 17 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом в порядке, установленном настоящим Кодексом, или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация, в том числе по причине признания несостоявшимся открытого конкурса по отбору управляющей организации, проводимого органом местного самоуправления в соответствии с настоящим Кодексом, осуществляется управляющей организацией, имеющей лицензию на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, определенной решением органа местного самоуправления в порядке и на условиях, которые установлены Правительством Российской Федерации. Такая управляющая организация осуществляет деятельность по управлению многоквартирным домом до выбора собственниками помещений в многоквартирном доме способа управления многоквартирным домом или до заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией, определенной собственниками помещений в многоквартирном доме или по результатам открытого конкурса, предусмотренного частью 4 настоящей статьи, но не более одного года.

Из материалов административного дела следует, что имеющийся с <данные изъяты> договор на предоставление услуг аварийной службы, паспортного стола и бухгалтерии в силу требований Правил №491 и постановления Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 №290 не может свидетельствовать о реализации собственниками многоквартирного дома непосредственного способа управления домом, поскольку предусматривает содержание только инженерных сетей.

Поэтому доводы представителя административного ответчика о том, что собственниками многоквартирного дома непосредственный способ его управления был фактически реализован, судом не принимаются во внимание.

Согласно ч. 1 ст. 163 Жилищного кодекса Российской Федерации при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений в таком доме обязаны заключить договоры оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в таком доме с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности, на основании решений общего собрания собственников помещений. При этом все или большинство собственников помещений в таком доме выступают в качестве одной стороны заключаемых договоров.

Прокуратурой Железнодорожного района г. Барнаула в адрес руководителя Комитета ДД.ММ.ГГГГ вынесено представление об устранении нарушений законодательства в жилищно-коммунальной сфере, по результатам которого конкретных мер по их устранению не принято.

Бездействие Комитета по организации и проведению конкурса по отбору управляющей компании может привести к ухудшению технического состояния общего имущества многоквартирного дома.

С учетом вышеизложенных обстоятельств суд приходит к выводу о том, что способ управления многоквартирным домом собственниками жилых помещений должен быть не только выбран, но и реализован. Между тем доказательств того, что непосредственный способ управления вышеуказанным домом фактически реализован, суду административным ответчиком не представлено. Поэтому административные исковые требования прокурора Железнодорожного района г. Барнаула в интересах Сохарева Г.И. подлежат удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь статьями 180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

административные исковые требования прокурора Железнодорожного района г. Барнаула, заявленные в интересах Сохарева Геннадия Илларионовича, удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Комитета жилищно-коммунального хозяйства г. Барнаула по непроведению открытого конкурса по отбору управляющей организации на управление многоквартирным домом по адресу<адрес>

Возложить обязанность на Комитет жилищно-коммунального хозяйства г. Барнаула провести открытый конкурс по отбору управляющей организации на управление многоквартирным домом по адресу: <адрес>

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Алтайского краевого суда через Железнодорожный районный суд г. Барнаула Алтайского края в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья                             Р.В. Тагильцев

Мотивированное решение изготовлено 30 марта 2021 года.

2а-1192/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Сохарев Геннадий Илларионович
Прокурор Железнодорожного района г. Барнаула
Ответчики
ООО УК Старый Барнаул
Комитет жилищно-коммунального хозяйства г. Барнаула
Другие
Комиссарова Валентина Вячеславовна
Кузнецова Нунэ Альбертовна
Должикова Елена Сергеевна
Панин Данил Викторович
Прибыткова Татьяна Яковлевна
Поморцева Полина Витальевна
Должиков Данил Анатольевич
Прибыткова Виктория Сергеевна
Босых Виталий Сергеевич
Агарина Мирослава Степановна
Стеблецова Тамара Николаевна
Фомин Леонид Иванович
Сохарева Мария Ивановна
Огаркова Нина Михайловна
Фомина Людмила Николаевна
Баранова Марина Васильевна
Ожерельев Владимир Николаевич
Суд
Железнодорожный районный суд г. Барнаул
Судья
Тагильцев Роман Валерьевич
Дело на сайте суда
zheleznodorozhny.alt.sudrf.ru
03.02.2021Регистрация административного искового заявления и принятие его к производству
03.02.2021Передача материалов судье
03.02.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
03.02.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
02.03.2021Судебное заседание
30.03.2021Судебное заседание
30.03.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
09.04.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
09.04.2021Дело оформлено
30.03.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее