Дело № 2a-306/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

02 ноября 2018 года                                                             г. Невель

Невельский районный суд Псковской области

в составе председательствующего судьи Ивановой Н.В.,

при секретаре Никаноровой М.А.,

с участием старшего помощника Невельского межрайонного прокурора Иванова В.Л.,

представителя административного ответчика – Администрации ГП «Невель» Псковской области, Сморыго Т.К.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Невельского межрайонного прокурора, действующего в защиту неопределенного круга лиц, к Администрации ГП «Невель» Псковской области о признании незаконным бездействия, обязании поставить на кадастровый учет земельные участки и зарегистрировать право собственности на земельные участки,

УСТАНОВИЛ:

Невельский межрайонный прокурор обратился суд в защиту неопределенного круга лиц с административным исковым заявлением к Администрации ГП «Невель» Псковской области, в котором просит признать незаконным бездействие ответчика, выразившееся в непринятии исчерпывающих мер в целях постановки на кадастровый учет земельных участков, используемых под размещение кладбищ, и нерегистрации права собственности на них, обязать в срок до ДД.ММ.ГГГГ осуществить постановку на кадастровый учет земельных участков, на которых расположены места захоронений: между пер. <адрес> и <адрес>; между <адрес> и        <адрес> (вблизи площади <адрес>); вблизи <адрес> и <адрес>; между <адрес> и <адрес>, и регистрацию права собственности на указанные земельные участки, а также сообщить об исполнении решения по данному делу в суд и Невельскому межрайонному прокурору Псковской области в течение одного месяца со дня исполнения.

Требования обоснованы тем, что проведенной Невельской межрайонной прокуратурой проверкой в деятельности Администрации ГП «Невель» выявлены нарушения законодательства о погребении и похоронном деле. Согласно п.22 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения отнесены к вопросам местного значения городского поселения. Проверка показала, что расположенные по указанным адресам кладбища находятся в ведении Администрации ГП «Невель» и включены в реестр муниципального имущества. При этом земельные участки, на которых расположены места захоронения, на кадастровый учет не поставлены, право собственности на них Администрацией ГП «Невель» не зарегистрировано, что может привести к обезличиванию территории кладбища, влечет нарушение прав на достойное отношение после погребения, приводит к нарушению прав неопределенного круга лиц на благоприятную среду обитания, поскольку отсутствие определенных границ земельного участка препятствует осуществлению санитарного и экологического контроля за местом погребения в целях безопасности жизни и здоровья населения. Отсутствие необходимых землеустроительных и правоустанавливающих документов, в том числе определяющих границы земельных участков, занятых под кладбища, может привести к нарушению границ смежных с указанными земельными участками земель, и, как следствие, захоронение тел на земельных участках с нарушением назначения земли, а также с нарушением требований земельного, градостроительного, санитарно-эпидемиологического законодательства. В обоснование требований приведены положения ст.4 и ст.17 Федерального закона от 12.01.1996 №8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», абз.3 п.1 ст.2, ст.8 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п.2.8, 2.9 СанПин 2.1.2882-11 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения», п.3,5 ст.1, ст.8, ч.5 ст.15 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», а также на положения Закона Псковской области от 15.12.2000 №490-ОЗ «О порядке решения вопросов местного значения вновь образованных поселений в период 2006-2008 годы», п.22 ст.4 Устава МО «Невель».

В судебном заседании старший помощник Невельского межрайонного прокурора Иванов В.Л. просил заявленные требования удовлетворить по указанным в иске основаниям, просил обязать Администрацию ГП «Невель» в срок до ДД.ММ.ГГГГ осуществить постановку на кадастровый учет и регистрацию права собственности на указанные земельные участки, уточнил адрес расположения одного земельного участка, а именно: просил осуществить кадастровый учет и регистрацию права собственности земельный участок, на котором расположено захоронение по адресу: <адрес>, <адрес>, вместо адреса: между пер. <адрес> и <адрес>, указал, что по результатам ознакомления с письменным отзывом Администрации ГП «Невель», считает, что срок до ДД.ММ.ГГГГ является обоснованным.

Представитель административного ответчика - Администрации ГП «Невель», Сморыго Т.А., согласилась с тем, что Администрация ГП «Невель» должна осуществить постановку на кадастровый учет и регистрацию права собственности на указанные земельные участки, просила установить срок для выполнения данных обязательств до ДД.ММ.ГГГГ, обосновав данный срок доводами, изложенными в письменном отзыве на административный иск, дополнительно указала, что в соответствии с Законом Псковской области от 26.12.2014 №1469 «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Псковской области и органами государственной власти Псковской области» внесение изменений в правила землепользовании и застройки приграничных территорий, к которым относится Невельский район, относится к полномочиям Администрации области.

Из отзыва Администрации ГП «Невель» следует, что Администрацией ГП «Невель» проведены работы по межеванию земельных участков, занятых захоронениями на <адрес> и <адрес>, что подтверждено межевыми планами от ДД.ММ.ГГГГ. Для проведения работ по межеванию земельного участка и постановке его на государственный кадастровый учет в Госкомитет Псковской области по имущественным отношениям ДД.ММ.ГГГГ направлено заявление о предварительном согласовании схемы размещения земельного под гражданским захоронением между <адрес> и           <адрес> (вблизи площади <адрес>). Согласование схемы размещения земельного участка, занятого гражданским захоронением между <адрес> и <адрес>, не представляется возможным, так как площадь земельного участка составляет 2 298 кв.м, а минимальная площадь земельных участков, предоставляемых в зоне кладбищ (С-2), составляет 1 га согласно Правилам землепользования и застройки ГП «Невель». С целью проведения процедуры по постановке земельного участка, занятого гражданским захоронением на <адрес>, на кадастровый учет Администрацией ГП «Невель» ДД.ММ.ГГГГ направлено обращение в адрес Госкомитета Псковской области по экономическому развитию и инвестиционной политике по вопросу внесения изменений в отношении минимального размера земельных участков, предоставляемых в зоне кладбищ (С-2).

В подтверждение указанных в отзыве доводов представлены соответствующие документы.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что в реестре муниципального имущества муниципального образования «Невель» числятся: «Первомайское» кладбище, расположенное по адресу: <адрес>; «Троицкое» кладбище, расположенное по адресу: <адрес>; городское кладбище, расположенное по адресу: <адрес>; городское кладбище, расположенное по адресу: <адрес>.

Основанием включения в данный реестр является Закон Псковской области от 05.12.2005 №490-ОЗ «О порядке решения вопросов местного значения вновь образованных поселения в период 2006-2008 годы» (приложение №9).

По результатам проведенной Невельской межрайонной прокуратуры проверки установлено, что в нарушение федерального законодательства земельные участки, на которых расположены места захоронений, на кадастровый учет не поставлены, право муниципальной собственности Администрацией ГП «Невель» на данные земельные участки не зарегистрировано.

Данные обстоятельства подтверждены представителем административного ответчика, со слов которого установлено, что в настоящее время указанные земельные участки на кадастровый учет не поставлены, право муниципальной собственности на ни не зарегистрировано.

Со слов старшего помощника Невельского межрайонного прокурора установлено, что в иске места расположения кладбищ на земельных участках указаны в целях индивидуализации земельных участков, поэтому не совпадают с указанием их в Законе Псковской области от 15.12.2000 №490-ОЗ.

С наименованиями мест захоронений, указанными в административном иске, представитель административного ответчика согласился.

В силу ст.18 Федерального закона от 12.01.1996 №8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления.

Согласно ч.2 ст.15 данного Закона места погребения по принадлежности могут быть либо государственными либо муниципальными.

Вышеназванные кладбища в соответствии с приложением №9 к Закону Псковской области от 24.11.2005 №490-ОЗ «О порядке решения вопросов местного значения вновь образованных поселений в период 2006-2008 годы» переданы из муниципальной собственности муниципального образования «Невельский район» в собственность муниципального образования «Невель».

В соответствии с п.22 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относятся организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.

Согласно ст.50 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения.

Пунктом 22 статьи 4 Устава МО «Невель» к вопросам местного значения городского поселения также отнесены организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.

В соответствии с п.1 ст.4 Федерального закона от 12.01.1996 №8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» местами погребения являются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших, стенами скорби для захоронения урн с прахом умерших (пеплом после сожжения тел (останков) умерших, далее - прах), крематориями для предания тел (останков) умерших огню, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших.

Согласно ч.1 и 4 ст.16 данного Закона выбор земельного участка для размещения места погребения осуществляется в соответствии с правилами застройки города или иного поселения с учетом гидрогеологических характеристик, особенностей рельефа местности, состава грунтов, предельно допустимых экологических нагрузок на окружающую среду, а также в соответствии с санитарными правилами и нормами и должен обеспечивать неопределенно долгий срок существования места погребения. Предоставление земельного участка для размещения места погребения осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством, а также в соответствии с проектной документацией, утвержденной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Законом Псковской области от 26.12.2014 №1469-ОЗ «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Псковской области и органами государственной власти Псковской области» территория МО «Невельский район» отнесена к приграничным территориям.

В ст.2 данного Закона предусмотрено, что подготовка и утверждение правил землепользования и застройки приграничных поселений, внесение в них изменений, относится к полномочиям органа исполнительного власти области, уполномоченного в области пространственного развития.

В силу ч.1 ст.17 Федерального закона от 12.01.1996 №8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» деятельность на местах погребения осуществляется в соответствии с санитарными и экологическими требованиями и правилами содержания мест погребения, устанавливаемыми органами местного самоуправления.

В соответствии ч.1 ст.2 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно-эпидемиологическое благополучие населения    обеспечивается, в том числе посредством    выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.

Согласно ст.8 данного Закона граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.06.2011 №84 утверждены СанПиН 2.1.2882-11 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения», распространяющиеся на кладбища, здания и сооружения похоронного назначения независимо от их вида, организационно-правовых форм и форм собственности и устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования к условиям их размещения, проектирования, строительства, реконструкции, реставрации (в том числе воссозданию) и эксплуатации.

В пунктах 2.8 и 2.9 СанПиН 2.1.2882-11 предусмотрено, что на территориях санитарно-защитных зон кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения не разрешается строительство зданий и сооружений, не связанных с обслуживанием указанных объектов, за исключением культовых и обрядовых объектов. Территория санитарно-защитных зон должна быть спланирована, благоустроена и озеленена, иметь транспортные и инженерные коридоры.

Размеры санитарно-защитных зон в зависимости от площади захоронений установлены СанПин 2.2.1/2.11.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная квалификация предприятий, сооружений и иных объектов» в редакции, утвержденной постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007 №74.

Согласно п.1 ст.130 и п.1 ст.131 Гражданского кодекса Российской Федерации земельные участки относятся к недвижимому имуществу, право собственности на них подлежит государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.

В соответствии с ч.5 ст.15 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» в случае осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на объект недвижимости, принадлежащий Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию (поступающий в собственность Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования), от их имени при подаче заявлений о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав выступают уполномоченные органы государственной власти, органы местного самоуправления либо уполномоченные юридические лица и граждане.

Исходя из анализа норм данного Федерального закона, земельный участок является образованным с момента его государственного кадастрового учета, сведения которого подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально определенной вещи. Утверждение и выдача схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, подготовка межевого плана являются одним из этапов постановки земельного участка на кадастровый учет и последующего оформления прав на него.

Непостановка указанных земельных участков на государственный кадастровый учет и нерегистрация права собственности на эти земельные участки, может привести к обезличиванию территории кладбищ, влечет нарушение прав неопределенного круга лиц на благоприятную среду обитания, поскольку отсутствие определенных границ земельного участка препятствует осуществлению санитарного и экологического контроля за местом погребения в целях безопасности жизни и здоровья населения.

Кроме того, отсутствие необходимых землеустроительных и правоустанавливающих документов, определяющих границы земельных участков, занятых под кладбища, может привести к нарушению границ смежных с указанными земельными участками земель, и, как следствие, захоронение тел на земельных участках с нарушением назначения земли, а также с нарушением требований земельного, градостроительного, санитарно-эпидемиологического законодательства.

На основании изложенного суд приходит к выводу, что заявленные требования прокурора подлежат удовлетворению, с учетом характера и объема совершаемых действий, необходимых для постановки 4-х земельных участков на кадастровый учет и последующей регистрации права муниципальной собственности на них, срок до 01.09.2019 для совершения указанных действий является достаточным и обоснованным.

Согласно пп.1.1 п.1 ст.333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Администрация ГП «Невель», являясь органом местного самоуправления, освобождена от уплаты государственной пошлины.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180, 227 КАС РФ,

РЕШИЛ:

░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ «░░░░░░» ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░ ░ ░.░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░: ░░ <░░░░░>; ░░░░░ <░░░░░><░░░░░> (░░░░░░ ░░░░░░░ <░░░░░>); ░░░░░░ <░░░░░><░░░░░>; ░░░░░ <░░░░░><░░░░░>.

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ «░░░░░░» ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░ ░ <░░░░░> ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░: ░░ <░░░░░>; ░░░░░ <░░░░░><░░░░░> (░░░░░░ <░░░░░>); ░░░░░░ <░░░░░><░░░░░>; ░░░░░ <░░░░░><░░░░░>, ░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ 06 ░░░░░░ 2018 ░░░░.

░░░░░                                                        ░.░. ░░░░░░░

2а-306/2018

Категория:
Гражданские
Истцы
Невельский межрайонный прокурор
Ответчики
Администрация ГП "Невель" Псковской области
Другие
Иванов Вячеслав Леонидович
Сморыго Татьяна Константиновна
Суд
Невельский районный суд Псковской области
Дело на сайте суда
nevelsky.psk.sudrf.ru
16.04.2020Регистрация административного искового заявления
16.04.2020Передача материалов судье
16.04.2020Решение вопроса о принятии к производству
16.04.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
16.04.2020Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
16.04.2020Предварительное судебное заседание
16.04.2020Судебное заседание
16.04.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
16.04.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
16.04.2020Дело оформлено
16.04.2020Дело передано в архив

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее