УИД:34RS0004-01-2023-002806-43
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОСИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
15 ноября 2023 года г.Волгоград
Красноармейский районный суд г. Волгограда
в составе председательствующего судьи: Савокиной О.С.,
при секретаре судебного заседания Миусском Д.А.,
с участием представителя прокуратуры Красноармейского района г.Волгограда Коновал А.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Волгоградского транспортного прокурора в защиту неопределенного круга лиц к ВГОО СОК «Лодочная станция «Сарепта», Лукьянову Олегу Владимировичу об обязании удалить из акватории внутренних водных путей Российской Федерации плавучие объекты (база стоянки маломерных судов),
УСТАНОВИЛ:
Волгоградский транспортный прокурор обратился в Красноармейский районный суд г. Волгограда в интересах неопределенного круга лиц к ВГОО СОК «Лодочная станция «Сарепта», Лукьянову Олегу Владимировичу об обязании удалить из акватории внутренних водных путей Российской Федерации плавучие объекты (база стоянки маломерных судов), расположенные в акватории реки Волга в точке с координатами 48, до их постановки на учет в ФАУ «Российское Классификационное общество».
В обоснование заявленных требований указано, Лукьяновым О.В., являющимся председателем ВГОО СОК «Лодочная станция Сарепта» с комитетом природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области заключен договор водопользования от 9 ноября 2020 года на использование участка акватории реки Волга, на которой находятся плавучие понтоны, у которых осуществляется отстой около 100 маломерных судов, в отсутствие свидетельства о соответствии плавучего объекта и иных документов ФАУ «Российское Классификационное Общество», плавучие объекты (стоянка маломерных судов) не состоят на классификационном учете ФАУ «Российское Классификационное Общество», что является нарушением действующего законодательства и влечет невозможность обеспечения на должном уровне безопасности судоходства. Просит обязать ВГОО СОК “Лодочная станция Сарепта” юридический адрес: г.Волгоград, улица имени Клавы Панчишкиной, дом 291 и Лукьянова О.В., зарегистрированного по адресу: г.Волгоград, улица имени Клавы Панчишкиной, дом 291, удалить из акватории внутренних водных путей Российской Федерации плавучие объекты (база стоянки маломерных судов), расположенные в акватории р.Волга в точки с координатами 48°31?27.0”N 44°30?53.3”Е, до их постановки на учет в ФАУ “Российское Классификационное Общество”.
В судебном заседании помощник прокурора Красноармейского района г.Волгограда Коновал А.Р. поддержала исковые требования, настаивала на их удовлетворении.
Ответчик Лукьянов О.В. в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте слушания дела извещен, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика.
Представитель ответчика ВГОО СОК «Лодочная станция «Сарепта» Заря О.К. в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте слушания дела извещен, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика.
Представители третьих лиц: Южного УГМРН Ространснадзора Белицкий А.В., Нижне-Волжского филиала ФАУ «Российское Классификационное общество (Волгоградский участок) Данилов А.Е., ФКУ « Центр Государственной инспекции по маломерным судам Министерства РФ по делам Гражданской обороны, Чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Волгоградской области Черкез А.А. в судебном заседании исковые требования поддержали в полном объеме.
Выслушав представителя истца, представителей третьих лиц, исследовав письменные доказательства, находящиеся в материалах дела, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Право прокурора на обращение в суд в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, в том числе неопределенного круга лиц, предусмотрено статей 45 Гражданско – процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно абзацу 3 части 2 статьи 1 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации, его положения распространяются, в том числе и на плавучие объекты, предназначенные для использования в целях судоходства на внутренних водных путях Российской Федерации.
Абзацем 23 статьи 3 Кодекса определено, что плавучий объект – это несамоходное плавучее сооружение, не являющееся судном, в том числе дебаркадер, плавучий (находящийся на воде) дом, гостиница, ресторан, понтон, плот, наплавной мост, плавучий причал и другое техническое сооружение подобного рода.
В соответствии с частью 4 статьи 35 Кодекса плавучие объекты подлежат классификации и освидетельствованию на возмездной основе за счет средств их владельцев организациями, уполномоченными федеральным органом исполнительной власти в области транспорта на классификацию и освидетельствование судов, или иностранными классификационными обществами, уполномоченными федеральным органом исполнительной власти в области транспорта на классификацию и освидетельствование судов, в соответствии с правилами классификации и освидетельствования плавучих объектов с выдачей свидетельств о соответствии плавучих объектов, подтверждающих соответствие плавучих объектов этим правилам.
Организации, уполномоченные федеральным органом исполнительной власти в области транспорта на классификацию и освидетельствование судов, или иностранные классификационные общества, уполномоченные федеральным органом исполнительной власти в области транспорта на классификацию и освидетельствование судов, при невыполнении этих правил не выдают свидетельства о соответствии плавучих объектов, приостанавливают или прекращают действие ранее выданных ими свидетельств о соответствии плавучих объектов.
В рамках реализации указанной нормы закона ФАУ «Российское Классификационное Общество» разработаны и утверждены приказом от 17 марта 2017 года № 35-п «Правила классификации и освидетельствования плавучих объектов».
В соответствии с пунктом 3.3.1 ПКПО при проведении освидетельствований их объем, применяемые методики освидетельствований, правила определения технического состояния плавучих объектов и их элементов, значения нормируемых параметров принимаются в соответствии с требованиями «Правил освидетельствования судов в процессе их эксплуатации».
В соответствии с пунктом 3 Правил учета плавучих объектов, утвержденных приказом Минтранса России от 1 ноября 2017 года № 470, учет плавучих объектов осуществляется администрацией соответствующего бассейна внутренних водных путей по местонахождению плавучего объекта.
В силу пункта 6 Правил, учету подлежат несамоходные плавучие сооружения, не являющиеся судами, в том числе дебаркадеры, плавучие дома, гостиницы, рестораны, понтоны, плоты, наплавные мосты, плавучие причалы и другие технические сооружения, освидетельствованные и классифицированные в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу абзаца 2 подпункта «а» пункта 5 Технического регламента «О безопасности объектов внутреннего водного транспорта», утвержденного постановлением Правительства РФ от 2 августа 2010 года № 623 и приложения № 1 к Техническому регламенту плавучие причалы являются объектом регулирования Технического регламента.
Пунктом 6 Технического регламента определено, что требования Технического регламента обязательны для их выполнения физическими и юридическими лицами, осуществляющими проектирование (включая изыскания), строительство, эксплуатацию (включая вывод из эксплуатации и ремонт), ликвидацию и утилизацию объектов регулирования, и федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими государственный контроль (надзор) за соблюдением требований технического регламента.
В силу пункта 216 Технического регламента к эксплуатации допускаются суда, в том числе плавучие причалы, имеющие судовые документы в соответствии с КВВТ РФ, свидетельство о классификации, выданное органом классификации судов, удостоверяющее соответствие судов требованиям настоящего технического регламента, и акт о готовности судна к эксплуатации, выданный комиссией судовладельца по результатам ежегодной проверки судна в соответствии с п. 217 Регламента.
В судебном заседании установлено, что 9 ноября 2020 года между Комитетом природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области (Облкомприроды) и Лукьяновым О.В. заключен договор водопользования в части использования участка акватории реки Волга площадью 0,01101 кв.км. от 23 октября 2020 года № 21/20.
Цель водопользования: использование участка акватории реки Волга (пункт 2).
Водный объект является источником питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения; водный объект рыбохозяйственного значения; местоположение участка акватории водного объекта: городской округ город-герой Волгоград, река Волга; площадь участка акватории водного объекта 0,01101 кв.км..
Согласно раздела 18 договора водопользования от 9 ноября 2020 года, водопользоватеь обязан: выполнять в полном объеме условия настоящего договора; приступить к использованию водного объекта с момента государственной регистрации договора в государственном водном реестре; вести регулярные наблюдения за состоянием водного объекта и его водоохраной зоной по согласованной с Уполномоченным органом программе, прилагаемой к настоящему договору и являющейся его неотъемлемой частью (Приложение 5), и передавать результаты наблюдений в территориальный орган Федерального агентства водных ресурсов; содержать в исправном состоянии расположенные на водном объекте и эксплуатируемые гидротехнические и иные сооружения; вносить плату за пользование водными объектами в размере, на условия и в сроки, которые установлены настоящим договором; представлять в Уполномоченный орган ежеквартально, не позднее 10-го числа месяца.. .
Согласно собрания ВГОО “СОК Лодочная станция Сарепта” от 3 апреля 2021 года, по состоянию на 3 апреля 2021 года членами ВГОО СОК “Лодочная станция Сарепта” являются 102 человека, продлены полномочия Лукьянова О.В.
В соответствии с Уставом ВГОО СОК “Лодочная станция Сарепта” утвержденный решением общего собрания протоколом № 12 от 20 марта 2022 года, организация является добровольным объединением граждан, объединившихся в установленном законом порядке на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей, для предоставления и защиты общих интересов и достижения иных не противоречащих закону целей (пункт 1.1).
В результате проверки установлено, что ВГОО «СОК Лодочная станция Сарепта» эксплуатирует плавучий объект (плавучий причитал), предназначенный для стоянки маломерного флота в акватории р.Волга, используемый на основании договора водопользования от 9 ноября 2020 года.
Согласно объяснениям председателя ВГОО «СОК Лодочная станция Сарепта» в Сарептском затоне Красноармейского района г.Волгограда (географические координаты 48°31?27.0”N 44°30?53.3”Е) расположена лодочная станция, где ВГОО «СОК Лодочная станция Сарепта» в Сарептском оказываются услуги по швартовке (стоянке) маломерного флота. По состоянию на 29 мая 2023 года на отстое лодочной станции находится 100 маломерных судов, сведения о которых внесены в журнал приписного флота лодочной станции (л.д. 79-82).
Согласно представленной ФАУ «Российское Классификационное Общество» информации от 29 мая 2023 года в настоящее время плавучий объект (плавучий причал) на учет не поставлен. Эксплуатируемый плавучий объект (плавучий причал) органами ФАУ «Российское Классификационное Общество» не классифицирован, на предмет годности и эксплуатации не освидетельствован и на учет в органах бассейнового управления не поставлен.
31 мая 2023 года Волгоградской транспортной прокуратурой по поручению Южной транспортной прокуратуры в адрес председателя ВГОО «СОК Лодочная станция Сарепта» вынесено представление об устранении нарушений.
Волгоградской транспортной прокуратурой по поручению Южной транспортной прокуратуры проведены надзорные мероприятия деятельности ВГОО «СОК Лодочная станция Сарепта».
Старшим экспертом Нижне-Волжского филиала Российского Классификационного Общества Даниловым А.Е. совместно с помощником Волгоградского транспортного прокурора Коновал А.Р. 13 июня 2023 года проведен осмотр стоянки маломерных судов ВГОО «СОК Лодочная станция Сарепта», находящимся на 3 км. дополнительного судового хода ведущего в Красноармейский затон, ответвляющегося от основного судового хода, ведущего в Волго-Донской судоходный канал на 2580,6 км. реки Волга (атласом №7 ЕГС РФ издания 2016 года) в точке координаты 48°31?27.0”N 44°30?53.3”Е, составлен акт ( л.д. 47-78).
Согласно ст. 3 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ (далее - КВВТ РФ) плавучий объект - это несамоходное плавучее сооружение, не являющееся судном, в том числе дебаркадер, плавучий (находящийся на воде) дом, гостиница, ресторан, понтон, плот, наплавной мост, плавучий причал.
В соответствий с ч. 4 ст. 35 КВВТ РФ плавучие объекты подлежат классификации и освидетельствованию на возмездной основе за счет средств их владельцев организациями, уполномоченными федеральным органом исполнительной власти в области транспорта на классификацию и освидетельствование судов, с выдачей свидетельств, подтверждающих соответствие плавучих объектов правилам классификации и освидетельствования плавучих объектов.
Таким образом, стоянка маломерных судов не является маломерным судном и подлежит регистрации и освидетельствованию в качестве плавучего объекта в ФАУ «Российское Классификационное Общество».
В рамках реализации ч. 4 ст. 35 КВВТ РФ ФАУ «Российское Классификационное Общество» разработаны и утверждены приказом от 17 марта 2017 года № 35-п «Правила классификации и освидетельствования плавучих объектов » (далее - ПКПО).
Согласно п. 3.3.1 ПКПО при проведении освидетельствований их объем, применяемые методики освидетельствований, правила определения технического состояния плавучих объектов и их элементов, значения нормируемых параметров принимаются в соответствии с требованиями «Правил освидетельствования судов в эксплуатации», утвержденных приказом ФАУ «Российский Речной Регистр» от 9 сентября 2015 года № 34-П.
В соответствии с п. 3 Правил учета плавучих объектов, утвержденных приказом Минтранса России от 1 ноября 2017 года № 470 (далее - Правила), учет плавучих объектов осуществляется администрацией соответствующего бассейна внутренних водных путей по местонахождению плавучего объекта.
В силу п. 6 Правил учету подлежат несамоходные плавучие сооружения, не являющиеся судами, в том числе дебаркадеры, плавучие дома, гостиницы, рестораны, понтоны, плоты, наплавные мосты, плавучие причалы и другие технические сооружения, освидетельствованные и классифицированные в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено, судом Лукьянов О.В. является председателем ВГОО «СОК Лодочная станция Сарепта» в Сарептском затоне Красноармейского района г.Волгограда (географические координаты 48°31?27.0”N 44°30?53.3”Е) расположена лодочная станция, где ВГОО «СОК Лодочная станция Сарепта» в Сарептском оказываются услуги по швартовке (стоянке) маломерного флота, на учете в ФАУ «Российское Классификационное Общество» не состоит, не классифицировался и не освидетельствовался.Также в ходе проверки указанного плавучего объекта установлено его негодное техническое состояние.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 2010 года № 623 утвержден технический регламент о безопасности объектов внутреннего водного транспорта (далее - Регламент).
В соответствии с приложением № 1 к Регламенту база стоянки маломерных судов относится к объектам регулирования Регламента.
Согласно п. 327 Регламента запрещается эксплуатация судна при некомплектности и неисправности спасательных средств.
В соответствии с актом проверки от 13 июня 2023 года, осмотренные плавучие объекты на классификационном учете РКО не состоят и ранее не состояли. В результате рассмотрения документов и осмотра установлено, что стоянка маломерных судов состоит из отдельных секций, соединенных между собой, секции состоят из металлического каркаса с деревянным настилом, на некоторых понтонах в качестве настила применены просечно-вытяжные листы, в качестве плавучих элементов применены металлические трубы диаметром около 800-1000 мм., на части нонтонов – пластиковые бочки объёмом около 200 литров. Для стоянки и хранения части маломерных судов применены понтоны с навесом индивидуальной конструкции. Леерное ограждение не соответствует требованиям Правил РКО (п.4.2.8 Правил Классификации и освидетельствования плавучих объектов). Спасательные средства не соответствуют требованиям Правил РКО (п.п. 8.4.1, 8.4.2, 8.4.2 Правил Классификации и освидетельствования плавучих объектов). Электрооборудование не соответствует требованиям Правил РКО (п.9.1.1 Правил Классификации и освидетельствования плавучих объектов; п. 12.4.1 ч. VIПравил классификации и постройки судов. Деревянный настил понтонов имеет повреждения в различных местах. На плавучем объекте отсутствуют ходовые или стояночные огни (пп. 8.5.1, 8.5.11 Правил Классификации и освидетельствования плавучих объектов), отсутствует молниезащита.
Эксплуатация в таком случае не допускается.
Эксплуатация объекта регулирования в силу абз. 44 п. 9 Регламента включает в себя приемку в эксплуатацию, использование по назначению, определенному изготовителем (проектантом), техническое обслуживание и ремонт объекта регулирования без вывода из эксплуатации и вывод его из эксплуатации.
В связи с эксплуатацией плавучего объекта в нарушение установленных требований Регламента в непосредственной близости от судового хода р. Волга имеется вероятность о возможном допуске любым судоводителем аварий, опасных техногенных происшествий, в результате совершения которых создается угроза жизни и здоровья людей, может быть нарушена безопасность судоходства, загрязнение окружающей среды.
При указанных обстоятельствах эксплуатация плавучего объекта, находящегося в пользовании ВГОО «СОК Лодочная станция Сарепта» директором, которого является Лукъянов О.В., противоречит требованиям федерального законодательства в том числе Кодекса внутреннего водного транспорта РФ.
Согласно ст. 1 Регламента он устанавливает обязательные для применения и исполнения минимально необходимые требования к безопасности объектов технического регулирования. Вместе с тем, негодное техническое состояние создает предпосылки для затопления или возгорания объекта, в результате наступления которых возможна угроза причинения вреда жизни и здоровью граждан.
Таким образом, исковые требования Волгоградского транспортного прокурора в защиту неопределенного круга лиц к ВГОО СОК «Лодочная станция «Сарепта», Лукьянову О.В. об обязании удалить из акватории внутренних водных путей Российской Федерации плавучие объекты (база стоянки маломерных судов), обоснованы и подлежат удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░ ░░░ «░░░░░░░░ ░░░░░░░ «░░░░░░░», ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░), ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░ “░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░” ░░░:3448046758, ░░░░:1093400000726, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░: ░.░░░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░ 291 ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, 8 ░░░░░░░ 1970 ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░.░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ░.░░░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░ 291 (░░░░░░░: 18 15 081592, ░░░░░ 14 ░░░░░░ 2015 ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░.░░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░), ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░.░░░░░ ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ 48°31?27.0”N 44°30?53.3”░, ░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░ ░░░ “░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░”.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ 20 ░░░░░░ 2023 ░░░░.
░░░░░- ░.░. ░░░░░░░░
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>