Решение по делу № 2а-1184/2020 от 12.08.2020

Производство № 2а-1184/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

10.09.2020                     г. Смоленск

Смоленский районный суд Смоленской области в составе:

председательствующего судьи     Моисеевой О.В.,

при секретаре             Денисовой А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Савельева В.А. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Смоленской области о признании решения незаконным, возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

Савельев В.А. обратился в суд с административным иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Смоленской области о признании решения незаконным, возложении обязанности по внесению изменений, указав в обоснование требований, что является собственником земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м с кадастровым номером № <номер>, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, северная часть кадастрового квартала № <номер>, <адрес>. Согласно Генеральному плану и Правилам землепользования и застройки территории Хохловского сельского поселения <адрес>, утвержденным решением Совета депутатов Хохловского сельского поселения <адрес> от <дата> № <номер>, указанный земельный участок включен в границы Хохловского сельского поселения и расположен в территориальной зоне Ж1 в границах населенного пункта <адрес>. <дата> истец обратился Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> с заявлением о внесении изменений в ЕРГН в части категории земель вышеуказанного земельного участка с «земли сельскогохозяйственного назначения» на «земли населенных пунктов». <дата> государственным регистратором 4 было принято решение об отказе во внесении изменений в ЕГРН сведений в порядке межведомственного информационного взаимодействия по заявлению заинтересованного лица № КУВД -001/2020-5022827/1 по тем основаниям, что Генеральный план Хохловского сельского поселения в текстовой его форме не содержит сведений о включении спорного земельного участка в границы населенного пункта. Истец не согласен с данным решением, поскольку Генеральным планом Хохловского сельского поселения принадлежащий истцу земельный участок включен в границы населенного пункта и расположен в зоне Ж1, в связи с чем осуществлен его перевод из земель сельскохозяйственного назначения в земли населенных пунктов. Принятия отдельного акта о переводе земельного участка из одной категории в другую не требуется. Решение об утверждении Генерального плана было опубликовано в газете и размещено на официальном сайте Хохловского сельского поселения в сети интернет. Администрация Смоленской области была надлежащим образом уведомлена о рассмотрении вопроса об изменении границ населенного пункта и переводе земельных участков из одной категории в другую. На основании изложенного истцом заявлены вышеуказанные требования.

Участники процесса и их представители в судебное заседание не явились, извещены.

Административный ответчик Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Смоленской области в представленном суду заявлении просило рассмотреть дело без участия своего представителя. В отзыве на административное исковое заявление возражало против удовлетворения иска (л.д.27-31).

В силу ст.150 КАС РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся сторон, заинтересованных лиц.

Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания таких решений, действий (бездействия) незаконными необходимо наличие совокупности двух условий – несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.

Согласно ч. 4 ст. 33 Федерального закона от <дата> № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» орган регистрации прав отказывает во внесении в Единый государственный реестр недвижимости сведений в порядке межведомственного информационного взаимодействия по заявлению заинтересованного лица, если органы государственной власти и органы местного самоуправления уведомляют об отсутствии документов (содержащихся в них сведений), необходимых для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости в порядке межведомственного информационного взаимодействия. Орган регистрации прав в течение трех рабочих дней со дня получения указанного уведомления направляет заявителю соответствующий отказ в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Савельев В.А. является собственником земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м с кадастровым номером № <номер>. категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес> (л.д.9-12).

Обжалуемым уведомлением Управления Росреестра по Смоленской области от <дата>№ <номер> на основании статьи 33 Федерального закона от <дата> № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» Савельеву В.А. отказано в государственном кадастровом учете изменений в отношении принадлежащего ему земельного участка (с земель сельскохозяйственного назначения на земли населенных пунктов), поскольку в текстовой части Генерального плана Хохловского сельского поселения, размещенного на официальном сайте Администрации, в перечне включенных в границы населенных пунктов вышеуказанный земельный участок отсутствует. В обоснование отказа орган регистрации ссылался на положения пункта 7 ч. 7 ст. 23 ГрК РФ и статьи 7 и 8 Федерального закона от <дата> № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» (л.д. 17).

Из ответа Администрации муниципального образования «Смоленский район» Смоленской области следует, что Решением Совета депутатов Хохловского сельского поселения Смоленского района Смоленской области от <дата> № <номер> утвержден Генеральный план и Правила землепользования и застройки Хохловского сельского поселения Смоленского района Смоленской области, в соответствии с которыми земельный участок, принадлежащий административному истцу, находится в границах сельского поселения (л.д. 13-16).

Заявляя исковые требования, административный истец, ссылается на положения пп. 4 п. 1 ст. 8, ст. 84 ЗК РФ, п. 3 ст. 9, п.п. 1, 3 ч. 3, ч. 6, п. 7 ч. 7, п. 2 ч. 8 ст. 23, ст. 24 ГрК РФ, п. 3 ч. 1 ст. 7, п. 1 ст. 8 Федерального закона от <дата> № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», полагая, что поскольку согласно Генеральному плану Хохловского сельского поселения принадлежащий Савельеву В.А. земельный участок включен в границы населенного пункта д. Лубня и расположен в территориальной зоне Ж1, то осуществлен его перевод из земель сельскохозяйственного назначения в земли населенных пунктов, при этом принятия отдельного акта о переводе земельного участка из одной категории в другую не требуется, в силу чего у Управления Росреестра по Смоленской области отсутствовали основания для принятия решения об отказе в учете изменений объекта недвижимости.

Между тем суд не может согласиться с указанными доводами, поскольку они основаны на неправильном толковании норм материального права.

В соответствии с подпунктом 8 п. 1 ст. 1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.

Пунктом 1 ст. 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации подразделены по целевому назначению на следующие категории: 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли населенных пунктов; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4) земли особо охраняемых территорий и объектов; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса.

Согласно подпункту 4 п. 1 ст. 8 ЗК РФ перевод земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в частной собственности, из одной категории в другую осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Частью 1 ст. 2 Федерального закона от <дата> № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» (далее - Федеральный закон № 172-ФЗ) предусмотрено, что для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую заинтересованным лицом подается ходатайство о переводе земель из одной категории в другую или ходатайство о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на рассмотрение этого ходатайства.

В соответствии с ч. 4 ст. 3 Федерального закона № 172-ФЗ по результатам рассмотрения ходатайства исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления принимается акт о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую либо акт об отказе в переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую.

Согласно ч. 5 ст. 2 Федерального закона № 172-ФЗ исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления ходатайствуют о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую без согласия правообладателей земельных участков в случаях перевода земельных участков из состава земель одной категории в другую для создания особо охраняемых природных территорий без изъятия земельных участков у их правообладателей либо в связи с установлением или изменением черты населенных пунктов.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 84 ЗК РФ утверждение или изменение генерального плана поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования, является установлением или изменением границ населенных пунктов.

В силу ч. 1 ст. 8 Федерального закона № 172-ФЗ установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.

Согласно ч. 3 ст. 8 Федерального закона № 172-ФЗ сведения о кадастровых номерах земельных участков, включенных в границы населенных пунктов или исключенных из границ населенных пунктов, в порядке, предусмотренном статьей 5 настоящего Федерального закона, направляются в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, его территориальные органы для внесения соответствующих изменений в Единый государственный реестр недвижимости органами, указанными в части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона.

При этом согласно ч. 1 ст. 5 Федерального закона № 172-ФЗ внесение сведений в Единый государственный реестр недвижимости в связи с переводом земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую и уведомление правообладателей этих земельных участков о внесении таких сведений в Единый государственный реестр недвижимости осуществляются в порядке, установленном Федеральным законом от <дата> N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон N 218-ФЗ).

В соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 32 Федерального закона N 218-ФЗ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны направлять в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в ЕГРН в случае принятия ими решений (актов) об отнесении к определенной категории земель или переводе земельного участка из одной категории земель в другую.

Из материалов дела следует, что категория указанного земельного участка подлежит изменению в связи с включением его в границы населенного пункта, то есть без принятия специального акта о его переводе из одной категории в другую.

В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 32 Федерального закона N 218-ФЗ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны направлять в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в ЕГРН в случае принятия ими решений (актов) об установлении или изменении границ населенного пункта.

При этом согласно ч. 18 ст. 32 Федерального закона N 218-ФЗ обязательным приложением к документам (содержащимся в них сведениям), направляемым в орган регистрации прав в соответствии с пп. 3, 7, 8 и 10 ч. 1 настоящей статьи, является карта (план) объекта землеустройства, подготовленная в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от <дата> № 78-ФЗ «О землеустройстве».

В соответствии с ч. 6 ст. 34 Федерального закона № 218-ФЗ орган регистрации прав в срок не более пятнадцати рабочих дней со дня внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о местоположении границ населенного пункта, вносит изменения в сведения Единого государственного реестра недвижимости о земельных участках, расположенных в границах такого населенного пункта, путем указания на принадлежность указанных земельных участков к категории земель населенных пунктов в случае, если согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости земельные участки, находящиеся в соответствии с описанием местоположения их границ в границах населенного пункта, отнесены к иной категории земель.

Следовательно, внесение в ЕГРН изменений относительно категории земельного участка в связи с изменением границ населенного пункта возможно после внесения в ЕГРН сведений о местоположении границ соответствующего населенного пункта.

Из сообщения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> от <дата> следует, что сведения о территориальных зонах на территории Хохловского сельского поселения и границах вышеупомянутого поселения в ЕГРН отсутствуют (л.д.147).

Как следует из частей 2-5 статьи 33 Федерального закона № 218-ФЗ, соответствующие сведения в ЕГРН вносятся только на основании информации поступившей от уполномоченных органов государственной власти и органов местного самоуправления в порядке межведомственного информационного взаимодействия по заявлению заинтересованного лица.

Таким образом, орган кадастрового учета вносит в кадастр сведения о категории земель вышеуказанного ранее учтенного земельного участка в случае представления органом местного самоуправления в установленном порядке документов, предусмотренными Правилами направления органами государственной власти и органами местного самоуправления документов, необходимых для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости, а также сведений о кадастровых номерах земельных участков, включенных в границы населенных пунктов или исключенных из границ населенных пунктов.

Согласно п. 7 ч. 7 ст. 23 ГрК РФ составной частью материалов по обоснованию проекта генерального плана является перечень земельных участков, которые включаются в границы населенных пунктов, входящих в состав поселения, городского округа, или исключаются из их границ, с указанием категорий земель, к которым планируется отнести эти земельные участки, и целей их планируемого использования.

В материалах дела отсутствует информация о том, что орган местного самоуправления направлял в Управление Росреестра по Смоленской области в установленном законом порядке сведения о включении учтенного земельного участка с кадастровым номером № <номер> в черту населенного пункта. Как следует из оспариваемого уведомления Управления Росреестра по Смоленской области, орган местного самоуправления не представлял сведения о включении земельного участка с кадастровым номером № <номер> в состав границ земель населенного пункта <адрес>. Материалы по обоснованию Генерального плана Хохловского сельского поселения Смоленского района не содержат в перечне земельных участков, которые включаются в границы населенного пункта земельный участок с кадастровым номером № <номер>.

Таким образом, у суда отсутствуют законные основания для признания незаконным решения Управления Росреестра по <адрес> от <дата>№ <номер> об отказе в учете изменений категории земель в отношении принадлежащего Савельеву В.А. земельного участка.

Изложенное согласуется с правовой позицией, отраженной в Кассационном определении Второго кассационного суда общей юрисдикции от <дата> дело № <номер>а№ <номер>.

С учетом приведенных положений закона, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административного иска Савельева В.А.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

исковые требования Савельева В.А. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Смоленской области о признании решения незаконным, возложении обязанности - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Смоленский районный суд Смоленской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий О.В. Моисеева

Мотивированное решение изготовлено 24.09.2020

2а-1184/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Савельев Валерий Алексеевич
Ответчики
Управление Росреестра по Смоленской области
Другие
Администрация Хохловского сельского поселения Смоленского района Смоленской области
Админситрация МО "Смоленский район" Смоленской области
Суд
Смоленский районный суд Смоленской области
Судья
Моисеева Ольга Викторовна
Дело на сайте суда
smol.sml.sudrf.ru
12.08.2020Регистрация административного искового заявления
12.08.2020Передача материалов судье
13.08.2020Решение вопроса о принятии к производству
13.08.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.08.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
10.09.2020Судебное заседание
24.09.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
13.10.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.10.2020Дело оформлено
27.10.2020Дело передано в архив
10.09.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее