Производство № 2а-1184/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
10.09.2020 г. Смоленск
Смоленский районный суд Смоленской области в составе:
председательствующего судьи Моисеевой О.В.,
при секретаре Денисовой А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Савельева В.А. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Смоленской области о признании решения незаконным, возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Савельев В.А. обратился в суд с административным иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Смоленской области о признании решения незаконным, возложении обязанности по внесению изменений, указав в обоснование требований, что является собственником земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м с кадастровым номером № <номер>, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, северная часть кадастрового квартала № <номер>, <адрес>. Согласно Генеральному плану и Правилам землепользования и застройки территории Хохловского сельского поселения <адрес>, утвержденным решением Совета депутатов Хохловского сельского поселения <адрес> от <дата> № <номер>, указанный земельный участок включен в границы Хохловского сельского поселения и расположен в территориальной зоне Ж1 в границах населенного пункта <адрес>. <дата> истец обратился Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> с заявлением о внесении изменений в ЕРГН в части категории земель вышеуказанного земельного участка с «земли сельскогохозяйственного назначения» на «земли населенных пунктов». <дата> государственным регистратором 4 было принято решение об отказе во внесении изменений в ЕГРН сведений в порядке межведомственного информационного взаимодействия по заявлению заинтересованного лица № КУВД -001/2020-5022827/1 по тем основаниям, что Генеральный план Хохловского сельского поселения в текстовой его форме не содержит сведений о включении спорного земельного участка в границы населенного пункта. Истец не согласен с данным решением, поскольку Генеральным планом Хохловского сельского поселения принадлежащий истцу земельный участок включен в границы населенного пункта и расположен в зоне Ж1, в связи с чем осуществлен его перевод из земель сельскохозяйственного назначения в земли населенных пунктов. Принятия отдельного акта о переводе земельного участка из одной категории в другую не требуется. Решение об утверждении Генерального плана было опубликовано в газете и размещено на официальном сайте Хохловского сельского поселения в сети интернет. Администрация Смоленской области была надлежащим образом уведомлена о рассмотрении вопроса об изменении границ населенного пункта и переводе земельных участков из одной категории в другую. На основании изложенного истцом заявлены вышеуказанные требования.
Участники процесса и их представители в судебное заседание не явились, извещены.
Административный ответчик Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Смоленской области в представленном суду заявлении просило рассмотреть дело без участия своего представителя. В отзыве на административное исковое заявление возражало против удовлетворения иска (л.д.27-31).
В силу ст.150 КАС РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся сторон, заинтересованных лиц.
Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания таких решений, действий (бездействия) незаконными необходимо наличие совокупности двух условий – несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
Согласно ч. 4 ст. 33 Федерального закона от <дата> № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» орган регистрации прав отказывает во внесении в Единый государственный реестр недвижимости сведений в порядке межведомственного информационного взаимодействия по заявлению заинтересованного лица, если органы государственной власти и органы местного самоуправления уведомляют об отсутствии документов (содержащихся в них сведений), необходимых для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости в порядке межведомственного информационного взаимодействия. Орган регистрации прав в течение трех рабочих дней со дня получения указанного уведомления направляет заявителю соответствующий отказ в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Савельев В.А. является собственником земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м с кадастровым номером № <номер>. категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес> (л.д.9-12).
Обжалуемым уведомлением Управления Росреестра по Смоленской области от <дата> № № <номер> на основании статьи 33 Федерального закона от <дата> № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» Савельеву В.А. отказано в государственном кадастровом учете изменений в отношении принадлежащего ему земельного участка (с земель сельскохозяйственного назначения на земли населенных пунктов), поскольку в текстовой части Генерального плана Хохловского сельского поселения, размещенного на официальном сайте Администрации, в перечне включенных в границы населенных пунктов вышеуказанный земельный участок отсутствует. В обоснование отказа орган регистрации ссылался на положения пункта 7 ч. 7 ст. 23 ГрК РФ и статьи 7 и 8 Федерального закона от <дата> № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» (л.д. 17).
Из ответа Администрации муниципального образования «Смоленский район» Смоленской области следует, что Решением Совета депутатов Хохловского сельского поселения Смоленского района Смоленской области от <дата> № <номер> утвержден Генеральный план и Правила землепользования и застройки Хохловского сельского поселения Смоленского района Смоленской области, в соответствии с которыми земельный участок, принадлежащий административному истцу, находится в границах сельского поселения (л.д. 13-16).
Заявляя исковые требования, административный истец, ссылается на положения пп. 4 п. 1 ст. 8, ст. 84 ЗК РФ, п. 3 ст. 9, п.п. 1, 3 ч. 3, ч. 6, п. 7 ч. 7, п. 2 ч. 8 ст. 23, ст. 24 ГрК РФ, п. 3 ч. 1 ст. 7, п. 1 ст. 8 Федерального закона от <дата> № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», полагая, что поскольку согласно Генеральному плану Хохловского сельского поселения принадлежащий Савельеву В.А. земельный участок включен в границы населенного пункта д. Лубня и расположен в территориальной зоне Ж1, то осуществлен его перевод из земель сельскохозяйственного назначения в земли населенных пунктов, при этом принятия отдельного акта о переводе земельного участка из одной категории в другую не требуется, в силу чего у Управления Росреестра по Смоленской области отсутствовали основания для принятия решения об отказе в учете изменений объекта недвижимости.
Между тем суд не может согласиться с указанными доводами, поскольку они основаны на неправильном толковании норм материального права.
В соответствии с подпунктом 8 п. 1 ст. 1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Пунктом 1 ст. 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации подразделены по целевому назначению на следующие категории: 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли населенных пунктов; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4) земли особо охраняемых территорий и объектов; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса.
Согласно подпункту 4 п. 1 ст. 8 ЗК РФ перевод земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в частной собственности, из одной категории в другую осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Частью 1 ст. 2 Федерального закона от <дата> № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» (далее - Федеральный закон № 172-ФЗ) предусмотрено, что для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую заинтересованным лицом подается ходатайство о переводе земель из одной категории в другую или ходатайство о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на рассмотрение этого ходатайства.
В соответствии с ч. 4 ст. 3 Федерального закона № 172-ФЗ по результатам рассмотрения ходатайства исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления принимается акт о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую либо акт об отказе в переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую.
Согласно ч. 5 ст. 2 Федерального закона № 172-ФЗ исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления ходатайствуют о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую без согласия правообладателей земельных участков в случаях перевода земельных участков из состава земель одной категории в другую для создания особо охраняемых природных территорий без изъятия земельных участков у их правообладателей либо в связи с установлением или изменением черты населенных пунктов.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 84 ЗК РФ утверждение или изменение генерального плана поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования, является установлением или изменением границ населенных пунктов.
В силу ч. 1 ст. 8 Федерального закона № 172-ФЗ установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.
Согласно ч. 3 ст. 8 Федерального закона № 172-ФЗ сведения о кадастровых номерах земельных участков, включенных в границы населенных пунктов или исключенных из границ населенных пунктов, в порядке, предусмотренном статьей 5 настоящего Федерального закона, направляются в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, его территориальные органы для внесения соответствующих изменений в Единый государственный реестр недвижимости органами, указанными в части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона.
При этом согласно ч. 1 ст. 5 Федерального закона № 172-ФЗ внесение сведений в Единый государственный реестр недвижимости в связи с переводом земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую и уведомление правообладателей этих земельных участков о внесении таких сведений в Единый государственный реестр недвижимости осуществляются в порядке, установленном Федеральным законом от <дата> N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон N 218-ФЗ).
В соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 32 Федерального закона N 218-ФЗ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны направлять в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в ЕГРН в случае принятия ими решений (актов) об отнесении к определенной категории земель или переводе земельного участка из одной категории земель в другую.
Из материалов дела следует, что категория указанного земельного участка подлежит изменению в связи с включением его в границы населенного пункта, то есть без принятия специального акта о его переводе из одной категории в другую.
В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 32 Федерального закона N 218-ФЗ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны направлять в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в ЕГРН в случае принятия ими решений (актов) об установлении или изменении границ населенного пункта.
При этом согласно ч. 18 ст. 32 Федерального закона N 218-ФЗ обязательным приложением к документам (содержащимся в них сведениям), направляемым в орган регистрации прав в соответствии с пп. 3, 7, 8 и 10 ч. 1 настоящей статьи, является карта (план) объекта землеустройства, подготовленная в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от <дата> № 78-ФЗ «О землеустройстве».
В соответствии с ч. 6 ст. 34 Федерального закона № 218-ФЗ орган регистрации прав в срок не более пятнадцати рабочих дней со дня внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о местоположении границ населенного пункта, вносит изменения в сведения Единого государственного реестра недвижимости о земельных участках, расположенных в границах такого населенного пункта, путем указания на принадлежность указанных земельных участков к категории земель населенных пунктов в случае, если согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости земельные участки, находящиеся в соответствии с описанием местоположения их границ в границах населенного пункта, отнесены к иной категории земель.
Следовательно, внесение в ЕГРН изменений относительно категории земельного участка в связи с изменением границ населенного пункта возможно после внесения в ЕГРН сведений о местоположении границ соответствующего населенного пункта.
Из сообщения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> от <дата> следует, что сведения о территориальных зонах на территории Хохловского сельского поселения и границах вышеупомянутого поселения в ЕГРН отсутствуют (л.д.147).
Как следует из частей 2-5 статьи 33 Федерального закона № 218-ФЗ, соответствующие сведения в ЕГРН вносятся только на основании информации поступившей от уполномоченных органов государственной власти и органов местного самоуправления в порядке межведомственного информационного взаимодействия по заявлению заинтересованного лица.
Таким образом, орган кадастрового учета вносит в кадастр сведения о категории земель вышеуказанного ранее учтенного земельного участка в случае представления органом местного самоуправления в установленном порядке документов, предусмотренными Правилами направления органами государственной власти и органами местного самоуправления документов, необходимых для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости, а также сведений о кадастровых номерах земельных участков, включенных в границы населенных пунктов или исключенных из границ населенных пунктов.
Согласно п. 7 ч. 7 ст. 23 ГрК РФ составной частью материалов по обоснованию проекта генерального плана является перечень земельных участков, которые включаются в границы населенных пунктов, входящих в состав поселения, городского округа, или исключаются из их границ, с указанием категорий земель, к которым планируется отнести эти земельные участки, и целей их планируемого использования.
В материалах дела отсутствует информация о том, что орган местного самоуправления направлял в Управление Росреестра по Смоленской области в установленном законом порядке сведения о включении учтенного земельного участка с кадастровым номером № <номер> в черту населенного пункта. Как следует из оспариваемого уведомления Управления Росреестра по Смоленской области, орган местного самоуправления не представлял сведения о включении земельного участка с кадастровым номером № <номер> в состав границ земель населенного пункта <адрес>. Материалы по обоснованию Генерального плана Хохловского сельского поселения Смоленского района не содержат в перечне земельных участков, которые включаются в границы населенного пункта земельный участок с кадастровым номером № <номер>.
Таким образом, у суда отсутствуют законные основания для признания незаконным решения Управления Росреестра по <адрес> от <дата> № № <номер> об отказе в учете изменений категории земель в отношении принадлежащего Савельеву В.А. земельного участка.
Изложенное согласуется с правовой позицией, отраженной в Кассационном определении Второго кассационного суда общей юрисдикции от <дата> дело № <номер>а№ <номер>.
С учетом приведенных положений закона, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административного иска Савельева В.А.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
исковые требования Савельева В.А. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Смоленской области о признании решения незаконным, возложении обязанности - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Смоленский районный суд Смоленской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий О.В. Моисеева
Мотивированное решение изготовлено 24.09.2020 |