Дело №2-516/2024
УИД: 32RS0003-01-2023-002540-71
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
19 июня 2024 года г. Брянск
Брянский районный суд Брянской области в составе
председательствующего судьи Слепуховой Н.А.,
при секретаре Мартыненко В.С.,
с участием представителя истца Берденниковой Т.С.,
представителя ответчика администрации Брянского района Брянской области Осиповой В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Околотова А.А. к администрации Брянского района Брянской области об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора,
УСТАНОВИЛ:
Околотов А.А. обратился в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что на основании договора об уступке права по договору аренды земельного участка от 13 октября 2023 года является арендатором земельного участка с кадастровым номером №, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства (приусадебный земельный участок), общей площадью 1498 кв.м., расположенного по адресу: Брянская область, Брянский район, Отрадненское сельское поселение, д.Староселье.
На основании Постановления Правительства РФ от 9 апреля 2022 года №629 «Об особенностях регулирования земельных отношений в 2022 и 2023 годах», Околотов А.А. обратился в администрацию Брянского района с заявлением о выкупе земельного участка, указав о необходимости расчета выкупной стоимости, исходя из наличия на земельном участке объекта недвижимости, принадлежащего ему на праве собственности.
Администрацией Брянского района было сообщено о необходимости явиться для подписания договора купли-продажи, при этом, указано, что выкупная стоимость земельного участка рассчитана исходя из 100 % кадастровой стоимости.
В связи с данным обстоятельством, Околотовым А.А. в администрацию района было направлено заявление с протоколом разногласий, в котором указывалось на необходимость перерасчета выкупной цены земельного участка в размере 50% от кадастровой стоимости.
Администрация Брянского района отказала в перерасчете выкупной цены.
Ссылаясь на абз. 6 п.2.1 Приказа Управления имущественных отношений Брянской области от 31 июля 2015 года №1375 «Об утверждении Порядка определения цены земельных участков, находящихся в собственности Брянской области и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, при заключении договора купли-продажи без проведения торгов», продажа земельных участков осуществляется по цене, определяемой в размере 50% от кадастровой стоимости земельного участка, в случае, если продажа земельных участков осуществляется гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, гражданам или крестьянско-фермерским хозяйствам для осуществления его деятельности в соответствии со ст. 39.18 ЗК РФ, Околотов А.А. просил суд изложить условие договора купли-продажи земельного участка, содержащееся в п.2 Договора в следующей редакции: «земельный участок продается за 247 776 руб. 69 коп. (согласно расчету стоимости земельного участка). Документом, подтверждающим поступление денежных средств, является платежное поручение».
В судебном заседании представитель истца Околотова А.А. – адвокат Берденникова Т.С. поддержала исковые требования в полном объеме, просила их удовлетворить, указав, что Приказ Управления имущественных отношений №1375 от 31 июля 2015 года распространяется на данные правоотношения, поскольку земельный участок имеет вид разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства. Испрашиваемый земельный участок находится в ведении администрации Брянского района, предоставлен Околотову А.А. в аренду, в настоящее время он испрашивает его в собственность, в связи с чем его заявление не может быть расценено как вторичное обращение. Указала, что в исковом заявлении ошибочно указано на наличие на испрашиваемом земельном участке объекта недвижимости, принадлежащего Околотову А.А..
Представитель ответчика администрации Брянского района Брянской области Осипова В.В. возражала против удовлетворения исковых требований Околотова А.А.. Указала, что администрацией проекты договоров купли-продажи земельных участков были подготовлены с учетом их кадастровой стоимости. Земельный участок с кадастровым номером № на момент обращения Околотова А.А. в администрацию Брянского района о предоставлении его в собственность (путем выкупа), находился у него на праве аренды. Следовательно, п.2.1 Порядка определения цены земельных участков в рассматриваемой ситуации не применим, поскольку требования истца связаны с уже вторичным обращением в администрацию Брянского района. В связи с данным обстоятельством, если и применять к рассматриваемой ситуации положения Порядка определения цены земельных участков, утвержденных Приказом №1375 от 31 июля 2015 года, то при данных обстоятельствах подлежит применению абз.2 п.1 данного Порядка, по его полной кадастровой стоимости. Считает, что порядок предоставления земельного участка, предусмотренный в ст. 39.18 ЗК РФ предусматривает аукционную форму предоставления земельного участка как приоритетную форму предоставления, направленную на соблюдение равенства прав каждого на предоставление в собственность земельного участка. Следовательно, исключительные случаи, предусмотренные Приказом Управления имущественных отношений Брянской области №1375 от 31 июля 2015 года, в частности, п.2.1 Порядка, применительно к рассматриваемой ситуации, применены быть не могут.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены своевременно и надлежащим образом, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявляли.
Суд в соответствии со ст.167 ГПК РФ полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В судебном заседании установлено и подтверждено материалами дела, что 15 июля 2022 года между администрацией Брянского района и Карпеченко А.П. заключен договор аренды земельного участка с кадастровым номером №, категория земель: земли населенных пунктов, площадь 1498 кв.м., разрешенное использование земельного участка: для ведения личного подсобного хозяйства (приусадебный земельный участок), сроком до 15 июля 2042 года.
Согласно договору уступки права от ДД.ММ.ГГГГ Карпеченко А.П. безвозмездно уступает свои права и обязанности по договору аренды земельного участка с кадастровым номером № от 15 июля 2022 года Околотову А.А.
При обращении Околотова А.А. в администрацию Брянского района с заявлением о выкупе земельного участка на основании постановления Правительства РФ от 9 апреля 2022 года №629 Правительства РФ №629 от 09.04.2022 г. «Об особенностях регулирования земельных отношений в 2022 г.», администрацией Брянского района подготовлен проект договора купли продажи земельного участка с кадастровым номером №.
Из представленного в материалы дела проекта договора купли-продажи следует, что продавец - администрация Брянского района в лице председателя КУМИ Брянского района обязуется в соответствии с постановлением Правительства РФ №629 от 09.04.2022 г. передать в собственность за плату, а покупатель Околотов А.А. принять и оплатить на условиях данного договора стоимость земельного участка.
Пунктом 2 договора купли продажи предусмотрено, что земельный участок с кадастровым номером № продается за 495 553 руб. 38 коп., (согласно расчетам стоимости земельных участков). Документом, подтверждающим поступление денежных средств, является платежное поручение.
К договору купли-продажи прилагался акт приема-передачи и расчет стоимости вышеуказанного земельного участка, согласно которому стоимостью земельного участка является его кадастровая стоимость, утвержденная приказом Управления имущественных отношений Брянской области от 22.11.2019 г. №1498 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости на территории РФ», цена земли установлена Законом Брянской области от 09.06.2006 г. №40-З «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения в Брянской области», цена земли установлена приказом №1138 от 20.07.2022 г. «О внесении изменения в приказ Управления имущественных отношений Брянской области от 31.07.2015 г. №1375 «Об утверждении порядка определения цены земельных участков, находящихся в собственности Брянской области и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, при заключении договора купли-продажи без проведения торгов».
Околотовым А.А. в адрес администрации направлено заявление с протоколом разногласий и просьбой утвердить выкупную стоимость земельного участка с кадастровым номером № в размере 50% кадастровой стоимости на основании абз. 6 п. 2.1 Приказа Управления имущественных отношений Брянской области от 31 июля 2015 года №.
На обращение Околотова А.А. администрацией Брянского района 2 октября 2023 года дан ответ о том, что в соответствии с Приказом Управления имущественных отношений Брянской области от 22 ноября 2019 года №1498 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости на территории Брянской области», а также в соответствии с Законом Брянской области от 9 июня 2006 года №40-З «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» выкупная цена определяется в размере его кадастровой стоимости.
Несогласие истца с условиями проекта договора купли-продажи земельного участка в части установления их продажной стоимости и невозможность урегулирования данных разногласий с администрацией в досудебном порядке послужило основанием для обращения Околотова С,В. в суд с указанным иском.
В соответствии с п.п.1, 4 ст.421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422).
Пунктом 2 ст.255 ГК РФ предусмотрено, что в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно для стороны, направившей оферту (проект договора), и ей в течение тридцати дней будет направлен протокол разногласий к проекту договора, эта сторона обязана в течение тридцати дней со дня получения протокола разногласий известить другую сторону о принятии договора в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий. При отклонении протокола разногласий либо неполучении извещения о результатах его рассмотрения в указанный срок сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда.
В случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 настоящего Кодекса либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда (п.1 ст.446 ГК РФ).
Из приведенных законоположений следует, что процедура урегулирования разногласий в судебном порядке применима в случае, когда стороны не смогли самостоятельно договориться о каких-либо существенных условиях договора, однако, его заключение является обязательным для одной из сторон.
Как следует из абз.2 п.1 ст.424 ГК РФ в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 9 апреля 2022 года №629 «Об особенностях регулирования земельных отношений в 2022 и 2023 годах», допускается наряду со случаями, предусмотренными Земельным кодексом Российской Федерации, продажа без проведения торгов земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд, отдыха (рекреации), производственной деятельности, нужд промышленности и предоставленных в аренду, при условии отсутствия у уполномоченного органа, предусмотренного статьей 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации, информации о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка.
При заключении договора купли-продажи земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов цена такого земельного участка, если иное не установлено федеральными законами, определяется в порядке, установленном органом государственной власти субъекта Российской Федерации, в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена (пп.2 п.2 ст.39.4 ЗК РФ).
В рассматриваемом случае выкупная цена определяется Порядком определения цены земельных участков, находящихся в собственности Брянской области и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, при заключении договора купли-продажи без проведения торгов, утвержденным Приказом Управления имущественных отношений Брянской области от 31.07.2015 г. №1375 (далее Порядок), в соответствии с абз.2 п.1 которого продажа земельных участков, находящихся в собственности Брянской области, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Брянской области, если иное не установлено федеральными законами, осуществляется по его кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Порядком.
В соответствии 2.1. Порядка, продажа земельных участков, находящихся в собственности Брянской области, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Брянской области, если иное не установлено федеральными законами, осуществляется в размере пятидесяти процентов кадастровой стоимости земельного участка в случае продажи, в том числе, земельных участков гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, гражданам или крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в соответствии со статьей 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации.
В ответ на запрос суда, Управление имущественных отношений Брянской области сообщило, что выкупная цена земельных участков, определяется в соответствии с порядком, утвержденным приказом от 31.07.2015 № 1375"Об утверждении Порядка определения цены земельных участков, находящихся в собственности Брянской области и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, при заключении договора купли - продажи без торгов":
- в случае продажи земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, гражданам или крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в соответствии со статьей 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации, осуществляется по цене, определяемой в размере пятидесяти процентов кадастровой стоимости земельного участка;
- абз. 6 п. 2.1 Приказа Управления предусматривает продажу земельных участков находящихся в постоянном (бессрочном) пользовании юридических лиц, указанным юридическим лицам, за исключением лиц, указанных в пункте 2 статьи 39.9 Земельного кодекса Российской Федерации.
Дополнительно сообщено, что продажа земельных участков, находящихся в собственности Брянской области, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Брянской области, если иное не установлено федеральными законами, осуществляется по его кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Приказом Управления.
Как следует из материалов дела и подтверждено выпиской из ЕГРН, земельный участок с кадастровым номером № правообладателя не имеет, имеет обременение в виде аренды в пользу Околотова А.А. сроком до 15 июля 2045 года, то есть до настоящего времени является землями, государственная собственность на которые не разграничена, имеет вид разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства (приусадебный земельный участок).
Как следует из ч.1 ст.18 Федерального закона от 03.07.2016 г. N237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке», для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, применяются сведения о кадастровой стоимости, которые внесены в Единый государственный реестр недвижимости.
В силу вышеуказанных норм права, при оказании муниципальной услуги, результатом которой является заключение договора купли-продажи земельного участка, его цена определяется исходя из величины его кадастровой стоимости, что установлено Порядком определения цены земельных участков, находящихся в собственности Брянской области и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, при заключении договора купли-продажи без проведения торгов, утвержденным Приказом Управления имущественных отношений Брянской области 31 июля 2015 года №1375 (с последующими внесенными в него изменениями) за исключением случаев, предусмотренных п. 2.1 указанного порядка, в котором указаны случаи установления выкупной цены в размере 50% от кадастровой стоимости земельного участка.
Таким образом, с учетом вышеизложенных норм права и обстоятельств дела, суд приходит к выводу о наличии законных и обоснованных оснований для удовлетворения исковых требований Околотова А.А. об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░-░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ №, ░░░░░░░░░ ░░░░░░: ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░: ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░), ░░░░░░░░ 1498 ░░.░., ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░.2 ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░: «░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ 247 776 ░░░. 69 ░░░.. ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.».
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░.░░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 15 ░░░░ 2024 ░░░░