Дело № 2-9810/2024

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

25 ноября 2024 года                             г. Красноярск

Октябрьский районный суд г. Красноярска в составе

Председательствующего судьи Кононова С.С.

при секретаре Шабардиной И.С.

с участием представителя ответчика Аникина С.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Российской Федерации в лице Министерства лесного хозяйства Красноярского края к АО «ИНК-Красноярск» о возложении обязанности по устранению нарушений лесного законодательства

УСТАНОВИЛ:

Российская Федерация в лице Министерства лесного хозяйства Красноярского края обратилась в суд с исковым заявлением к АО «ИНК-Красноярск», в котором просят обязать ответчика в течение 1 месяца выполнить противопожарные мероприятия: установку и размещение стендов и других знаков и указателей, содержащих информацию о мерах пожарной безопасности в лесах (аншлаги) – 1 шт.; устройство противопожарных минерализованных полос -1,6 км.

Исковое заявление мотивировано тем, что АО «ИНК-Красноярск» на основании договора аренды лесного участка от 08.10.2020 №308 является арендатором лесного участка общей площадью 15,0 га., расположенного: Х предназначенного для осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых. Проектом освоения лесов, разработанным к договору аренды АО «ИНК-Красноярск» установлены ежегодные виды и объемы мероприятий по противопожарному обустройству лесов. Отделом охраны и защиты лесов министерства представлена ведомость плановых и фактически выполненных мероприятий на территории КГБУ «Кодинское лесничество» арендаторами в 2021г., из которой следует, что АО «ИНК-Красноярск» не выполнены мероприятия по установке и размещения стендов и других знаков и указателей, содержащих информацию о мерах пожарной безопасности в лесах (аншлаги) – 1 шт.; устройство противопожарных минерализованных полос -1,6 км. Нарушение требований пожарной безопасности в лесах создает угрозу уничтожения лесных насаждений и населенных пунктов в случае возникновения лесных пожаров.

Представители истца министерства лесного хозяйства Красноярского края, третьего лица КГБУ «Кодинское лесничество» в судебное заседание не явились, извещены судом о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, просили рассмотреть дело без их участия.

В силу ст. 167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Представитель ответчика Аникина С.А. против иска возражал, пояснив, что договор аренды был расторгнут, лесной участок был возвращен по акту приема-передачи, вырубка древесины и иная деятельность на лесном участке не осуществлялись, что исключает необходимость выполнения указанных мероприятий. Кроме того, в связи с расторжением договора аренды у них отсутствуют правовые основания осуществлять противопожарные мероприятия, связанные с рубкой, которая будет незаконной.

Выслушав представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 51 Лесного кодекса РФ (далее – ЛК РФ) леса подлежат охране от пожаров.

В соответствии с ч.1, п.3 ч.4 и ч.6 ст.53.1 ЛК РФ предупреждение лесных пожаров включает в себя противопожарное обустройство лесов, приобретение и содержание средств предупреждения и тушения лесных пожаров, противопожарную пропаганду и обучение населения мерам пожарной безопасности в лесах.

Меры противопожарного обустройства лесов включают в себя, в том числе, прокладку просек, противопожарных разрывов, устройство противопожарных минерализованных полос.

Указанные в части 4 настоящей статьи меры противопожарного обустройства лесов на лесных участках, предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование, аренду либо используемых на основании сервитута, публичного сервитута, осуществляются арендаторами лесного участка, землепользователями, обладателями сервитута, публичного сервитута.

В силу п.п. «б» пункта 43 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных
Постановлением Правительства РФ от 07.10.2020 N 1614 при проведении работ по геологическому изучению недр, разведке и добыче полезных ископаемых в период пожароопасного сезона в лесах требуется проложить по границам территорий, отведенных под буровые скважины и другие сооружения противопожарную минерализованную полосу шириной не менее 1,4 метра и содержать ее в очищенном от горючих материалов состоянии.

    Установка и размещение стендов и других знаков и указателей, содержащих информацию о мерах пожарной безопасности, определены в Постановлении Правительства РФ от 16.04.2011 N 281 в качестве мер противопожарного обустройства лесов.

Противопожарные аншлаги включены в Перечень объектов лесной инфраструктуры для защитных лесов, эксплуатационных лесов и резервных лесов, утв. распоряжением Правительства РФ от 17.07.2012 N 1283-р.

    Статьей 12 ГК РФ определено, что защита гражданских прав осуществляется, в том числе путем присуждения к исполнению обязанности в натуре.

    Судом установлено, что АО «ИНК-Красноярск» на основании договора аренды лесного участка от 08.10.2020 №308 является арендатором лесного участка общей площадью 15,0 га., с местоположением: Х, предназначенного для осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых.

Указанным договором аренды лесного участка установлена обязанность арендатора осуществлять меры по предупреждению лесных пожаров в соответствии с законодательством Российской Федерации, проектом освоения лесов и приложением №6 к настоящему договору (п.п. «з» п.3.4 Договора).

В соответствии с приложением №6 к данному Договору, Таблице 5.2 (13) Проекта освоения лесов АО «ИНК-Красноярска», прошедшего государственную экспертизу 03.12.2020 установлены объемы и сроки исполнения работ по обеспечению пожарной и санитарной безопасности на арендуемом лесном участке, в том числе, устройство противопожарных минерализованных полос протяженностью 1,6 км. со сроком исполнения – 2021г.; установка и размещение стендов и других знаков и указателей, содержащих информацию о мерах пожарной безопасности в лесах в количестве 1 шт., со сроком исполнения – ежегодно.

Согласно отчету по выполнению объема противопожарных мероприятий за 2021г., КГБУ «Кодинское лесничество» от 10.02.2022 АО «ИНК-Красноярск» не выполнены противопожарные мероприятия в 2021 г. согласно проекту освоения лесов на лесной участок, предоставленный по договору аренды лесного участка от 08.10.2020 №308, по устройству противопожарных минерализованных полос, установке и размещению стендов и других знаков и указателей, содержащих информацию.

Данные обстоятельства стороной ответчика не оспаривались.

Вместе с тем, лесной участок, переданный АО «ИНК-Красноярск» на основании договора аренды от 08.10.2020 №308Ю, был возвращен Министерству лесного хозяйства Красноярского края согласно акту приема-передачи от 21.01.2023.

При передаче лесного участка установлено, что количественные и качественные характеристики лесного участка не изменились, так как вырубка древесины не производилась.

В соответствии с п.1 ст.450, п.2 ст.450.1, п.2 ст.453 ГК РФ изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором.

В случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным.

При расторжении договора обязательства сторон прекращаются, если иное не предусмотрено законом, договором или не вытекает из существа обязательства.

Как следует из условий заключенного между сторонами договора аренды лесного участка от 08.10.2020 №308 арендатор вправе в одностороннем порядке расторгнуть настоящий Договор, известив об этом Арендодателя в письменной форме за 90 дней до предполагаемой даты расторжения, при условии отсутствия недоимки по арендной плате (пункт 5.5).

Таким образом, указанный договор предусматривает возможность одностороннего отказа АО «ИНК-Красноярск» от дальнейшего исполнения своих обязательств по договору.

При этом, единственной обязанностью арендатора после расторжения договора является необходимость освободить лесной участок от объектов недвижимого имущества, обеспечить снос объектов, созданных для освоения лесного участка, и осуществить рекультивацию земель, на которых расположены леса, и которые подверглись загрязнению и иному негативному воздействию в соответствии с проектом рекультивации земель и требованиями законодательства Российской Федерации (п.п. «т» п.3.4 Договора).

В остальной части после расторжения договора обязательства сторон в силу приведенных положений п.2 ст.453 ГК РФ прекращаются.

Поскольку в материалы дела, сведения о наличии задолженности у ответчика по уплате арендной платы за лесной участок, не представлены, возврат лесного участка арендодателю, влекущий расторжение договора аренды по инициативе арендатора, соответствует условиям данного договора и указанным выше нормам закона, что прекращает правоотношения сторон договора.

При этом, предусмотренная договором аренды и проектом освоения лесов обязанность ответчика осуществлять противопожарные мероприятия, как в самом договоре, так в нормах лесного законодательства, связана с осуществлением лесопользователем хозяйственной деятельности на лесном участке.

Вместе с тем, при возврате лесного участка истцу установлено, что каких-либо работ на нем АО «ИНК-Красноярск» не проводилось, рубка лесных насаждений отсутствует, что исключает наличие угрозы лесных пожаров по причине несоблюдения ответчиком мер противопожарной безопасности.

После возврата лесного участка истцу в неизменном виде и расторжения договора его аренды, у АО «ИНК-Красноярск» отсутствуют правовые основания для выполнения противопожарных мероприятий, предполагающих в том числе, рубку лесных насаждений для обустройства противопожарных полос, подъездных путей, так как, ответчиком утрачено право пользования лесным участком.

Соответственно, возложение на ответчика в судебном порядке обязанности выполнить противопожарные мероприятия в виде установки и размещения стендов и других знаков и указателей, содержащих информацию о мерах пожарной безопасности в лесах (аншлаги); устройства противопожарных минерализованных полос, после расторжения договора аренды лесного участка в установленном порядке, что также влечет утрату юридической силы проекта освоения лесов, разработанного к данному договору, не отвечает критерию исполнимости судебного решения.

    При указанных обстоятельствах в удовлетворении заявленных требований следует отказать.

На основании изложенного, и руководствуясь ст. ст. 194-199, 233-237 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░ «░░░-░░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░.░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░                     ░.░. ░░░░░░░

░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 26 ░░░░░░ 2024 ░░░░.

░░░░░ ░░░░░             ░░░░░ ░.░. ░░░░░░░

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2-9810/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Министерство лесного хозяйства Красноярского края
Ответчики
ООО "ИНК-Красноярск"
Другие
КГБУ "Кодинское лесничество"
Суд
Октябрьский районный суд г. Красноярск
Дело на сайте суда
oktyabr.krk.sudrf.ru
14.10.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
14.10.2024Передача материалов судье
14.10.2024Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
25.11.2024Предварительное судебное заседание
25.11.2024Судебное заседание
26.11.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
02.12.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.11.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее