Дело №5-27/2022
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
с. Панкрушиха 8 февраля 2022 года
Судья Панкрушихинского районного суда Алтайского края Акиньшин А.В.
рассмотрев дело об административном правонарушении в отношении индивидуального предпринимателя Кисель Е. А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживающей по адресу: <адрес> в <адрес> А. края, привлекаемой к административной ответственности по ч.1 ст.20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
В соответствии с протоколом об административном правонарушении от 30.12.2021 Кисель Е.А. вменяется в вину то, что 06.11.2021 в 10:50 часов, она как индивидуальный предприниматель в период действия на территории Алтайского края режима повышенной готовности, введенного постановлением Правительства Алтайского края от 18.03.2020 №120, а также при возникновения угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, допустила нахождение в здании, используемом для функционирования предприятий торговли и сферы услуг, а именно, в помещении холла, торгового дома «Муравейник», расположенного по адресу: ул. Ленина, 16 в с. Панкрушиха Панкрушихинского района Алтайского края, гр. Сукасяна А.В., который не использовал гигиеническую маску для индивидуальной защиты органов дыхания, чем нарушила требования подпункта «б» пункта 3 Правил поведения, обязательных для исполнения гражданами и организациями при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02.04.2020 №417, п.5 Указа Губернатора Алтайского края от 31.03.2020 №44 «Об отдельных мерах по предупреждению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции».
Действия Кисель Е.А. должностным лицом МО МВД «Хабарский» квалифицированы по ч.1 ст.20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При рассмотрении дела Кисель Е.А. участия не приняла, направила в суд ходатайство о рассмотрении дела в её отсутствие, в котором указала, что вину в совершении правонарушении не признает. Она действительно является индивидуальным предпринимателем. Свою деятельность осуществляет в одном из помещений торгового дома «Муравейник», расположенном в с. Панкрушиха Панкрушихинского района Алтайского края по ул. Ленина, 16, которое находится у неё в долевой собственности. При составлении протокола об административном правонарушении сотрудник полиции отдела полиции по Панкрушихинскому району ей пояснил, что 06.11.2021 в торговом доме «Муравейник» был задержан гр. Сукасян А.В., который находился в торговом доме без гигиенической маски, поэтому в действиях Кисель Е.А. усматриваются признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.6.1 КоАП РФ.
Кисель Е.А. не согласна с тем, что ею было совершено административное правонарушение, предусмотренное ч.1 ст.20.6.1 КоАП РФ, так как с начала пандемии и до настоящего времени всеми предпринимателями, которые осуществляют свою деятельность в торговом доме «Муравейник», приняты меры для предотвращения распространения коронавирусной инфекции. На входе здания имеются информационные таблички о запрете гражданам находиться без гигиенических масок в торговом помещении. Внутри помещений имеется разметка для соблюдения посетителями дистанции, а на входе имеются гигиенические средства для дезинфекции рук. Сукасян А.В. же умышленно нарушил установленный порядок посещения торгового дома, зашел в него без гигиенической маски. Каких-либо полномочий у Кисель Е.А. принудительно заставить посетителя торгового дома надеть гигиеническую маску нет. Считает, что её вина материалами дела не установлена, в её действиях отсутствует состав вменяемого в вину административного правонарушения, поскольку все меры, направленные на выполнение требований пункта 5 Указа Губернатора Алтайского края от 31.03.202 №44 «Об отдельных мерах по предупреждению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции», ею выполнены, в том числе меры о запрете гражданам находиться в торговом зале без гигиенической маски.
Представитель административного органа МО МВД России «Хабарский» в рассмотрении дела об административном правонарушении не принял, о времени и месте рассмотрения дела был извещен надлежащим образом.
Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, суд считает, что производству по делу об административном правонарушении в отношении Кисель Е.А. подлежит прекращению по следующим основаниям.
Право каждого на защиту своих прав и свобод всеми не запрещенными законом способами, закрепленное в статье 45 Конституции Российской Федерации, предполагает наличие гарантий, которые обеспечили бы его реализацию в полном объеме. Сложившаяся правоприменительная практика судебных и административных органов образует в своем единстве порядок привлечения физических и юридических лиц к административной ответственности, соблюдение которого является одним из критериев оценки законности решения о привлечении к административной ответственности. Правовыми последствиями нарушения такого порядка являются принятие решения о признании незаконным и отмене оспариваемого решения административного органа.
В соответствии со ст.1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В силу ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делу об административных правонарушениях является всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснения обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Согласно ст.26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которого находиться дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В соответствии со ст.26.11 КоАП РФ судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
В соответствии с п.2 ч.4 ст.28.1 КоАП РФ актом возбуждения дела об административном правонарушении является протокол об административном правонарушении, где указывается событие вменяемого лицу правонарушения. Событие административного правонарушения в протоколе об административном правонарушении должно быть описано подробно, с изложением фактических обстоятельств происшедшего применительно к элементам состава правонарушения.
Административная ответственность по ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ наступает за невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 настоящего Кодекса, и влечет предупреждение или наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Пунктом 3, п.п. «б» Правил поведения, обязательных для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.04.2020 № 417, предусмотрено, что при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации граждане обязаны выполнять законные требования (указания) руководителя ликвидации чрезвычайной ситуации, представителей экстренных оперативных служб и иных должностных лиц, осуществляющих мероприятия по предупреждению и ликвидации чрезвычайной ситуации (далее - уполномоченные должностные лица).
Органы государственной власти субъектов РФ принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера и обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, а также с учетом особенностей чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации или угрозы ее возникновения во исполнение правил поведения, установленных в соответствии с подпунктом "а.2" пункта "а" статьи 10 названного федерального закона, могут предусматривать дополнительные обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (подпункт "б" пункта 6 статьи 4.1, пункты "а", "у", "ф" части 1 статьи 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ (в редакции от 1 апреля 2020 г.) "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера").
В развитие приведенных выше положений законодательства Российской Федерации в субъектах Российской Федерации приняты нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в частности, в Алтайском крае – Указ Губернатора Алтайского края от 31.03.2020 N 44 (ред. от 27.10.2021) "Об отдельных мерах по предупреждению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19".
Постановлением Правительства Алтайского края от 18.03.2020 №120 «О введении режима повышенной готовности для органов управления и сил Алтайской территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и мерах по предупреждению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19», на территории Алтайского края с 18.03.2020 введен режим повышенной готовности для органов управления и сил Алтайской территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
В соответствии с пунктом 5 Указа Губернатора Алтайского края от 31.03.2020 N 44 (ред. от 27.10.2021) "Об отдельных мерах по предупреждению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19" организациям (индивидуальным предпринимателям):
- запретить гражданам, не использующим гигиенические маски для индивидуальной защиты органов дыхания, нахождение в зданиях, строениях, сооружениях, помещениях, используемых для функционирования предприятий торговли, сферы услуг, общественного питания, аптечных и медицинских организаций, нахождение в транспорте общего пользования, в том числе такси, в иных местах массового пребывания людей, в том числе при проведении праздничных, развлекательных и иных мероприятий с массовым участием граждан на открытом воздухе, а также запрет на обслуживание таких граждан. Ответственность за обеспечение соблюдения данного запрета возлагается на собственников (владельцев, пользователей) зданий, строений, сооружений, помещений и объектов транспорта общего пользования;
- строго руководствоваться правовыми актами, предписаниями, письмами, содержащими требования по профилактике новой коронавирусной инфекции COVID-19, Министерства здравоохранения Российской Федерации и Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, в том числе:
- обеспечивать социальную дистанцию между посетителями (получателями услуг) не менее 1,5 метра. Действие настоящего абзаца не применяется при размещении граждан в зрительных залах театров, кинотеатров, концертных залов, цирков, учреждений клубного типа, спортивных объектов при соблюдении следующих условий:
- организации выявления лиц с признаками инфекционных заболеваний;
- организации дезинфекционного режима, в том числе дезинфекции оборудования и инвентаря, обеззараживания воздуха (рециркуляторы воздуха, бактерицидные лампы и т.п.) в зрительных залах, создания запаса дезинфицирующих средств;
- организации соблюдения физическими лицами правил личной гигиены (мытье рук, использование антисептиков, масок) и соблюдения социальной дистанции при входе в здание и в холлах;
- установить диспенсеры с антисептиками для обработки рук при входе на объекты;
- организовать дезинфекционный режим на всех объектах, в том числе с обязательной дезинфекцией оборудования и инвентаря, а также обеззараживанием воздуха в помещениях с постоянным нахождением посетителей (получателей услуг).
Граждане Российской Федерации обязаны соблюдать законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, выполнять установленные правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (статья 19 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ (в редакции от 1 апреля 2020 г.) "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера").
Согласно сведениям ЕГРИП Кисель Е.А. с 21.10.2013 является индивидуальным предпринимателем. В объяснениях последней указано о том, что он не осуществляет свою предпринимательскую деятельность в помещении торгового дома «Муравейник» по адресу: ул. Ленина, 16 в с. Панкрушиха, а осуществляет свою деятельность по иному адресу.
Согласно сведениям Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 03.12.2021 Кисель Е.А. действительно принадлежит на праве общей долевой собственности нежилое здание, расположенное по ул. Ленина, 16 в с. Панкрушиха Панкрушихинского района Алтайского края.
Из объяснения Сукасяна А.В. данного при производстве по делу об административном правонарушении следует, что 06.11.2021 он действительно зашел в холл торгового дома «Муравейник», расположенного по ул. Ленина, 16 в с. Панкрушиха, без гигиенической маски для защиты дыхательных путей, так как забыл её в своем автомобиле.
Как следует из копии протокола от 06.11.2021 № 420 по делу об административном правонарушении в отношении Сукасяна А.В., ему вменяется совершение правонарушения по ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ, имевшего место 06.11.2021 около 10:50.
Вменяя в вину Кисель Е.А. несоблюдение требований подпункта «б» пункта 3 Правил поведения, обязательных для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.04.2020 № 417 и требований пункта 5 Указа Губернатора Алтайского края от 31.03.2020 N 44 (ред. от 27.10.2021) "Об отдельных мерах по предупреждению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19", должностное лицо не указало в протоколе об административном правонарушении, какие именно действия (бездействие) были допущены в нарушение требований подпункта «б» пункта 3 Правил поведения и пункта 5 Указа Губернатора Алтайского края от 31.03.2020 N 44 (ред. от 27.10.2021) "Об отдельных мерах по предупреждению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19", что необходимо для установления объективной стороны административного правонарушения и вины лица, привлекаемого к административной ответственности.
Сам по себе факт нахождения в холле торговых помещений Сукасяна А.В. без гигиенической маски, умышленное нарушение им ограничений, установленных нормативно-правовыми актами, направленными на предотвращение распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19, не свидетельствует о совершении индивидуальным предпринимателем Кисель Е.А. административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.6.1 КоАП РФ.
Как указано в пункте 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", при рассмотрении дел об административных правонарушениях, а также по жалобам на постановления или решения по делам об административных правонарушениях судья должен исходить из закрепленного в статье 1.5 КоАП РФ принципа административной ответственности - презумпции невиновности лица, в отношении которого осуществляется производство по делу. Реализация этого принципа заключается в том, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, вина в совершении административного правонарушения устанавливается судьями, органами, должностными лицами, уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, должны толковаться в пользу этого лица.
В силу пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Суд считает, что должностным лицом не представлено достаточных и допустимых доказательства наличия вины Кисель Е.А. в совершении вменяемого ему в вину административного правонарушения. С учетом положений статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также правовой позиции Пленума Верховного Суда Российской Федерации изложенное выше не позволяет суду сделать безусловный вывод о виновности Кисель Е.А. в совершении административного правонарушения.
Кроме того, согласно пункту 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое подлежит прекращению в случае истечения установленных статьей 4.5 КоАП РФ сроков давности привлечения к административной ответственности.
В силу ч.1 ст.4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении трех месяцев со дня совершения административного правонарушения, в случае если дело рассматривается судьей.
Поскольку срок давности привлечения к административной ответственности Кисель Е.А. истек 06.02.2022, производство по делу в отношении него подлежит прекращению.
Руководствуясь ст.ст. 1, 5, 3.20, 23.1, 29.9, 29.10, 29.11, 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
постановил:
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Кисель Елены Анатольевны прекратить по основаниям подпункта 6 пункта 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с истечением срока давности привлечения его к административной ответственности.
Настоящее постановление может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Панкрушихинский районный суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья А.В. Акиньшин