Решение по делу № 2-2869/2023 от 27.06.2023

№2-2869/2023

64RS0043-01-2023-002986-81

решение

Именем Российской Федерации

02 августа 2023 г.                                        г.Саратов

Волжский районный суд города Саратова в составе

председательствующего судьи Гончаровой Н.О.,

при помощнике судьи Швецовой А.А.,

с участием истца АнанченкоД.Н.,

представителя ответчика администрации муниципального образования "Город Саратов" Прохожева Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ананченко Д.Н. к администрации муниципального образования "Город Саратов" о предоставлении жилого помещения взамен аварийного вне очереди,

установил:

Ананченко Д.Н. обратился в суд с иском к администрации муниципального образования "Город Саратов" о предоставлении жилого помещения взамен аварийного по договору социального найма вне очереди. В обоснование заявленных требований указал, что является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: г.Саратов, ул.<адрес>. Данное жилое помещение признано органами местного самоуправления аварийным и непригодным для проживания на основании заключения об оценке соответствия помещения. Однако до настоящего времени другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма не предоставлено. На основании изложенного просит обязать администрацию муниципального образования "Город Саратов" предоставить ему вне очереди на состав семьи из одного человека по договору социального найма жилое помещение, равнозначное ранее занимаемому, состоящее из 2 комнат, в черте города, отвечающее санитарным и техническим требованиям, со степенью благоустройства применительно к условиям г.Саратова, общей площадью не менее 77 кв.м, жилой площадью не менее 48,6 кв.м.

Истец в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме по указанным в иске основаниям.

Представитель ответчика администрации муниципального образования "Город Саратов" просил отказать в удовлетворении исковых требований, поскольку истцу принадлежит частное домовладение, в связи с чем оснований для предоставления ему равнозначного жилого помещения взамен признанного аварийным частного домовладения у органа местного самоуправления не имеется.

Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом, в судебное заседание не явились, истцы просили о рассмотрении дела в их отсутствие, на основании ст.167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Выслушав явившихся лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст.40 Конституцией РФ малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Цели социальной политики Российской Федерации, провозглашенные в Конституции РФ, устанавливают обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования. Если человек, в силу объективных причин, не способен самостоятельно достичь достойного уровня жизни, то он вправе рассчитывать на получение поддержки со стороны государства и общества.

Эти конституционные начала взаимоотношений личности, общества и государства в социальной сфере, распространяются также на отношения, связанные с осуществлением права на жилище, которое получило, в том числе международно-правовое признание в качестве одного из необходимых условий гарантирования права на достойный жизненный уровень. Статьей 25 Всеобщей декларации прав человека определено, что в жизненный уровень человека, необходимый для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, включается такой обязательный компонент, как жилище.

В ст.40 Конституции РФ закреплено право каждого на жилище. Закрепляя право граждан на жилище, Конституция РФ одновременно возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления права на жилище, при этом, она предусматривает, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Реализуя эту конституционную обязанность, федеральное законодательство предусмотрело для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке) п.1 ч.2 ст.57 ЖК РФ) при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства. Применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении.

При этом федеральное законодательство не связывает возможность признания гражданина нуждающимся в получении жилого помещения с конкретным правом, на котором ему принадлежит (или ранее принадлежало) жилое помещение, а поэтому нуждающимся, по смыслу приведенных законоположений, может быть признан как наниматель по договору социального найма, так и собственник жилого помещения.

В соответствии с п.2 ч.1 ст.51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются в том числе граждане, являющиеся собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

В силу п.1 ч.2 ст.57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном законом порядке непригодными для проживания и ремонту и реконструкции не подлежат.

В соответствии со ст.85 ЖК РФ граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма, в том числе, в случае, если жилое помещение признано непригодным для проживания.

Согласно правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 12.04.2011 № 551-О-О, в соответствии со ст.57 ЖК РФ жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия их на учет (ч. 1). Между тем для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (ч.2 ст.57 ЖК РФ) – при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении, что согласуется с ч.3 ст.40 Конституции РФ.

По смыслу данной нормы, предоставление таким гражданам жилых помещений по договорам социального найма вне очереди не предполагает включения их в какую-либо очередь, однако и не исключает возможность их предварительного принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, поскольку сам по себе факт такого учета означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных ЖК РФ и (или) федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, – реализации его права на предоставление жилого помещения по договору социального найма.

Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права – права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди (по списку внеочередников).

Иное толкование приведенных выше положений ст.57 ЖК РФ противоречит прямо установленному данной нормой исключению из общего порядка очередности предоставления жилых помещений для лиц, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и не подлежащими ремонту или реконструкции.

В силу ч.1 ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Как следует из материалов дела и установлено судом, Ананченко Д.Н. является собственником домовладения, расположенного по адресу: г.Саратов, ул.<адрес>, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости.

12.01.2018 в частном жилом доме, расположенном по адресу: г.Саратов, ул.<адрес> произошел пожар. В результате пожара повреждена внутренняя отделка помещения кухни, электрическое оборудование, имущество и внутреннее пространство дома закопчено и пролито водой.

Согласно техническому заключению, выполненному ООО "ЭПЮРА-М" от 18.07.2020, производить капитальный ремонт или реконструкцию жилого дома №82Е по ул.Некрасова, г.Саратова нецелесообразно, здание необходимо запланировать под снос.

Заключением межведомственной комиссии по оценке соответствия помещений и многоквартирных домов установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом требованиям от 06.08.2020 №27/20 выявлены основания для признания частного жилого помещения (жилого дома), расположенного по адресу: г.Саратов, ул.Некрасова, д.82Е, непригодными для проживания.

Распоряжением администрации муниципального образования "Город Саратов" №298-р от 01.09.2020 "О признании частного жилого помещения (жилого дома), расположенного по адресу: г.Саратов, ул.им.<адрес>, непригодным для проживания" указанный частный жилой дом признан непригодным для проживания.

Распоряжением администрации Волжского района муниципального образования "Город Саратов" от 16.02.2021 №96 Ананченко Д.Н. принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении из муниципального жилищного фонда по договору социального найма с составом семьи один человек.

Согласно извещению администрации Волжского района МО "Город Саратов" от 16.02.2021 года Ананченко Д.Н. состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении из муниципального жилого фонда по договору социального найма на основании распоряжения администрации Волжского района муниципального образования "Город Саратов" от 16.02.2021 №96 номер учетного дела Ананченко Д.Н. – 7048, номер очередности – 2165.

Судом установлено, что какого-либо иного пригодного для проживания жилого помещения, помимо вышеуказанного домовладения, Ананченко Д.Н. не имеет.

До настоящего времени жилое помещение взамен спорного истцу не предоставлено, доказательств обратного не представлено, как не представлено и доказательств того, что для этого предпринимались какие-либо меры.

С учетом изложенного суд приходит к выводу о том, что Ананченко Д.Н. являясь собственником жилого помещения, признанного в установленном законом порядке непригодным для проживания, состоящим на учете в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения по договору социального найма, имеет право на предоставление ему вне очереди другого жилого помещения по договору социального найма по нормам предоставления, которое должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта.

В силу ст.34 Устава г.Саратова под структурой администрации города понимается перечень структурных подразделений и схема подчиненности (распределение полномочий по общему руководству структурными подразделениями между высшими должностными лицами Администрации города). Структура администрации города утверждается городской Думой по представлению главы Администрации города. В структуру администрации города могут входить отраслевые (функциональные) и территориальные подразделения администрации города.

В соответствии с Постановлением мэра г.Саратова от 10.05.2007 №6а "О вопросах предоставления жилых помещений муниципального жилищного фонда, учета, контроля и сохранности освобождаемого муниципального жилищного фонда" решение о предоставлении гражданам жилых помещений по договорам социального найма муниципального жилищного фонда принимает глава администрации города. Подготовку проектов постановлений о предоставлении жилых помещений по договорам социального найма муниципального жилищного фонда гражданам, состоящим на учете в администрации города в качестве нуждающихся в жилых помещениях и гражданам, жилые помещения которым предоставляются администрацией города по решению суда, осуществляет отдел по учету и распределению жилой площади администрации города. Подготовку проектов постановлений о предоставлении жилых помещений по договорам социального найма муниципального жилищного фонда гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в администрациях районов города, гражданам, определенным ст.59 ЖК РФ, при распределении освободившихся жилых помещений в коммунальных квартирах и гражданам, жилые помещения которым предоставляются в соответствии с п.1 ч.2 ст.57 ЖК РФ, осуществляют администрации районов города и предоставляют в установленном порядке их в администрацию города.

При изложенных обстоятельствах суд приходит к выводу, что обязанность по обеспечению жилыми помещениями граждан, подлежащих выселению с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма, в том числе в случае их непригодности для проживания, возлагается на орган местного самоуправления, как наймодателя жилого помещения, которым является администрация муниципального образования "Город Саратов".

Поскольку администрацией муниципального образования "Город Саратов" не предприняты меры для выполнения обязанности по отселению истца из жилого помещения, непригодного для проживания, указанное обстоятельство нарушает положение ст.7 Конституции РФ, гарантирующей создание гражданам Российской Федерации условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Возложенные на орган местного самоуправления законом обязанности по вопросу расселения граждан из непригодного жилья не исполнены. Доказательств невозможности исполнения указанной обязанности не представлено.

На основании изложенного суд приходит к выводу, что требования о возложении обязанности на администрацию муниципального образования "Город Саратов" по предоставлению благоустроенного жилого помещения в черте города Саратова обоснованными и подлежащими удовлетворению.

При определении площади предоставляемого жилого помещения суд руководствуется решением Саратовской городской Думы от 27.10.2005 №63-622 "Об установлении нормы предоставления площади жилого помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма и об установлении учетной нормы площади жилого помещения", согласно п.1.1 которого норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в муниципальном жилищном фонде на одиноко проживающих граждан составляет 30 кв.м общей площади.

При установленных обстоятельствах, суд приходит к выводу, что истцу должно быть предоставлено жилое помещение, общей площадью не менее 30 кв.м.

При этом оснований для предоставления истцу жилого помещения большей площадью суд не усматривает, поскольку в данном случае предоставление жилого помещения производится не по основаниям, которые предусмотрены ст.86 - 88 ЖК РФ.

Руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд

решил:

обязать администрацию муниципального образования "Город Саратов" предоставить Ананченко Д.Н. (ИНН ) по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарно-техническим требованиям, общей площадью не менее 30 кв.м, в черте города Саратова.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме в Саратовский областной суд через Волжский районный суд г. Саратова.

Мотивированное решение составлено 09 августа 2023 года.

Судья

2-2869/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Ананченко Дмитрий Николаевич
Ответчики
Администрация муниципального образования "г. Саратова"
Другие
Комитет по управлению имуществом г.Саратова
Администрация Волжского района МО "Город Саратов"
Суд
Волжский районный суд г. Саратов
Дело на сайте суда
volzhsky.sar.sudrf.ru
27.06.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
27.06.2023Передача материалов судье
30.06.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
30.06.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
30.06.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
24.07.2023Судебное заседание
02.08.2023Судебное заседание
09.08.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
22.08.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
22.09.2023Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
29.09.2023Изучение поступившего ходатайства/заявления
12.10.2023Судебное заседание
02.08.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее