№
№
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ г. Скопин
Скопинский районный суд Рязанской области в составе:
председательствующего судьи – Подъячевой С.В.,
при секретаре – Кураксиной Е.А.,
с участием представителя ответчика Отделения Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Рязанской области – Диско О.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда в г. Скопине гражданское дело по иску Блохиной ФИО5 к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Рязанской области о признании права на назначение пенсии по старости со снижением пенсионного возраста,
УСТАНОВИЛ:
Блохина Е.В. обратилась в Скопинский районный суд Рязанской области с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Рязанской области (далее по тексту ОСФР по Рязанской области), с учетом последующих уточнений, в котором просила суд:
- признать решение ОСФР по Рязанской области №230000001629/6211/23 от 23.01.2023 об отказе Блохиной ФИО5 в установлении пенсии по старости с уменьшением возраста выхода на пенсию, незаконным;
- обязать ОСФР по Рязанской области включить в расчет величины снижения пенсионного возраста Блохиной ФИО5 период с 02.02.2010 по 03.03.2018;
- признать за Блохиной ФИО5 право на назначение досрочной пенсии по старости с уменьшением общеустановленного возраста выхода на пенсию в соответствии со ст.34 Закона Российской Федерации №1244-1 от 15 мая 1991 года «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»;
- обязать ОСФР по Рязанской области назначить Блохиной ФИО5 досрочную страховую пенсию по старости за проживание в зоне с льготным социально – экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС с 18.01.2023.
В обоснование иска Блохина Е.В. указала, что она обратилась к ответчику с заявлением о признании права на досрочное назначение пенсии по старости в соответствии с положениями ст. 34 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», однако решением ответчика 23 января 2023 года № 230000001629/6211/23 ей было отказано в установлении пенсии по старости в связи с отсутствием требуемой продолжительности проживания на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом. Как следует из решения ответчика, в период с 02.02.2010 по 03.03.2018 истица зарегистрирована была по адресу: <адрес>, перечнями населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, г.Скопин никогда не был поименован. Вместе с тем, истица считает, что решение ответчика является незаконным, в связи с тем, что населенный пункт <адрес> в спорный период был расположен в зоне с льготным социально-экономическим статусом вследствие аварии на Чернобыльской АЭС, так как <адрес> ранее, до декабря 2004 года, именовался <адрес>. Истица с решением ОСФР по Рязанской области не согласна, считает его незаконным, нарушающим её права, полагает, что с учетом спорного периода её проживания (работы) в зоне с льготным социально-экономическим статусом она имеет право на пенсию с уменьшением общеустановленного возраста выхода на пенсию.
Истица Блохина Е.В. в судебном заседании поддержала заявленные требования в полном объеме, с учетом уточнений, по доводам изложенным в иске, просила суд удовлетворить заявленные ею требования в полном объеме.
Представитель ответчика ОСФР по Рязанской области Диско О.П. в судебном заседании возражала против заявленных требований по доводам, изложенным в решении Пенсионного органа и письменных возражениях от 16.05.2023 (л.д.20-23).
Из имеющихся в материалах дела возражений ответчика от 16.05.2023, следует, что согласно представленному документу Муниципального унитарного предприятия «Скопинский РКЦ», Блохина Е.В. в период с 02.02.2010 по 03.03.2018 была зарегистрирована по адресу: <адрес>. Перечнем, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 18.12.1997 №1582 «Об утверждении перечня населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (действовал с 01.02.1998 по 20.10.2015) поименован <адрес>, проживание (работа) в котором до 22.09.2004 (принятие Рязанской областной думой постановления №800-III РОД) включалось в подсчет периода проживания (работы) в зоне с льготным социально-экономическим статусом вследствие аварии на ЧАЭС при определении права на пенсию со снижением общеустановленного пенсионного возраста. <адрес>, являющийся частью г.Скопин Рязанской области, как и непосредственно сам г.Скопин Рязанской области ни одним из действовавших Перечней населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, поименованы не были. Документов, о том, что <адрес> и <адрес> один и тот же населенный пункт, на дату подачи заявления в территориальный отдел ПФР о назначении пенсии, представлено не было. Представленными документами у Блохиной Е.В. на дату обращения подтверждается 04 года 05 месяцев 25 дней работы в зоне с льготным социально-экономическим статусом. В связи с вышеизложенным, у Блохиной Е.В. отсутствует правовое основание для снижения пенсионного возраста (на 2 года) ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, согласно норм ст.34 Закона Российской Федерации №1244-1 от 15 мая 1991 года «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» для назначения пенсии с 16.02.2023 (в 53 года).
Суд, заслушав истицу Блохину Е.В., представителя ответчика Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Рязанской области Диско О.П., исследовав письменные доказательства, приходит к следующим выводам.
Согласно п. п. 7 п. 1 ст. 10 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» право на пенсию в соответствии с настоящим Федеральным законом имеют граждане, постоянно проживающие в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом.
Пунктом 2 ст. 10 названного Закона предусмотрено, что гражданам, указанным в подпунктах 3, 5 - 10 пункта 1 настоящей статьи, пенсия по старости назначается при наличии трудового стажа не менее пяти лет с уменьшением возраста выхода на пенсию по старости, предусмотренного Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
Согласно ст. 28.1 Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, регулируются настоящим Законом и другими федеральными законами.
В силу п. 8 ч. 1 ст. 13 Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом относятся к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона.
Согласно ст. 34 вышеуказанного Закона гражданам, указанным в пункте 8 части первой статьи 13 настоящего Закона, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона «О страховых пенсиях», на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.
При этом в соответствии с примечанием к статье 35 Закона РФ первоначальная величина снижения пенсионного возраста, установленная статьями 32-35 настоящего Закона, предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30.06.1986, независимо от времени пребывания на указанной территории до момента переселения (выезда) с этой территории или до принятия решения Правительством Российской Федерации об изменении границ зон радиоактивного загрязнения.
В силу ч. 1 ст. 20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
В соответствии со ст. 1 Федерального Закона РФ «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбора места пребывания и жительства в пределах РФ» в соответствии с Конституцией РФ и международными актами о правах человека каждый гражданин Российской Федерации имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации.
В соответствии со ст. 2 Федерального Закона РФ «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбора места пребывания и жительства в пределах РФ» от 25.06.1996 №5242-1 местом жительства считается жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.
Согласно ст. 3 вышеуказанного Закона, а также пункту 4 Постановления Правительства РФ от 17.07.1995 № 713 «Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию», регистрационный учет по месту жительства и по месту пребывания вводится в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом.
Исходя из смысла приведенных норм и согласно Правилам регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 место жительства по общему правилу должно совпадать с местом регистрации.
В соответствии с абзацем 3 ст. 7 Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» границы зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы и перечень населенных пунктов, находящихся на их территориях, устанавливаются в зависимости от изменения радиационной обстановки и с учетом других факторов и пересматриваются Правительством Российской Федерации не реже, чем один раз в пять лет.
В Перечне населенных пунктов, относящихся к территории радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на ЧАЭС, утвержденных Распоряжением Правительства РСФСР от 28.12.1991 № 237-р, действовавшем до 01.02.1998, указан населенный пунк Заречный Скопинского района Рязанской области, как зона проживания с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС с 26.04.1986 до 01.02.1998.
С 01.02.1998 по 20.10.2015 применялся Перечень населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденный Постановлением Правительства РФ № 1582 от 18.12.1997 (в редакции Постановления Правительства РФ от 07.04.2005 № 197, с изменениями, внесенными решениями Верховного Суда РФ от 23.10.2002 № ГКПИ 02-1146, 23.12.2002 № ГКПИ 2002-1291). В данном Перечне населенный пункт – <адрес>, указан, как зона с льготным социально-экономическим статусом.
В судебном заседании установлено, что 18.01.2023 Блохина Е.В., 16.02.1970 года рождения, обратилась в ОСФР по Рязанской области с заявлением о назначении пенсии в соответствии с вышеуказанными статьями (л.д.40-42).
Решением ответчика от 23.01.2023 №230000001629/6211/23 Блохиной Е.В. было отказано в установлении пенсии по старости, в соответствии с нормами «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» по причине отсутствия необходимого периода проживания в зоне с льготным социально-экономическим статусом (л.д.09-10).
Основание для отказа послужил тот факт, что период регистрации Блохиной Е.В. с 02.02.2010 по 03.03.2018 не включен в период проживания ее в зоне с льготным социально-экономическим статусом, по причине того, что в этот период <адрес> не был включен в Перечень населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. Кроме того, в соответствии с Правилами исчисления периодов работы, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 №516 не включены периоды получения пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности всего- 1 год 1 месяц 09 дней; отпуск за работу в зоне с льготным социально-экономическим статусом в течение которых Блохина Е.В. находилась за пределами указанной зоны всего -20 дней; отпуск по уходу за ребенком всего -3 года 11 месяцев 18 дней. Также в решении ответчика указано, что на дату обращения Блохиной Е.В. в пенсионный орган подтверждается 04 года 05 месяцев 25 дней работы в зоне с льготным социально-экономическим статусом.
В судебном заседании установлено и из материалов дела следует, что на момент обращения в пенсионный орган с заявлением о назначении страховой пенсии по старости 18.01.2023 истица имела возраст - 52 года, страховой стаж - 29 лет 05 месяцев 24 дня, величину индивидуального пенсионного коэффициента - 94,070.
В судебном заседании установлено, что Блохина Е.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в период с 02.02.2010 по 03.03.1918 была зарегистрирована и проживала по адресу: <адрес>. Данные факты подтверждаются справками муниципального унитарного предприятия «Скопинский расчетно-кассовый центр» муниципального образования городской округ город Скопин Рязанской области №10862 от 29.12.2022 (л.д.11), №1513 от 16.02.2023 (л.д.15) имеющимися в деле.
Согласно постановлению главы администрации муниципального образования-городской округ город Скопин Рязанской области от 11.11.2004 №936, при написании адреса или присвоении адреса зданиям и строениям использовать официальные названия <данные изъяты> (л.д.12).
Решением Скопинского городского Совета депутатов Рязанской области № 94/16 от 09.12.2004 было определено наименовать жилые районы <адрес> города Скопина соответственно: микрорайон <адрес> Скопина и <адрес> города Скопина (с включением в территорию микрорайона территории бывшего <адрес> и жилых застроек ЦЭС-1, ЦЭС-2), решение вступило в силу с момента его принятия ( л.д.13).
Согласно сообщению администрации муниципального образования - городской округ город Скопин Рязанской области №57 от 16.02.2023, <адрес> на основании Постановления Рязанской областной Думы от 22.09.2004 № 808-III РОД «О включении рабочих поселков <адрес> в состав города Скопина» и Закона
Рязанской области от 07.10.2004 № 77-ОЗ «О наделении муниципального образования - город Скопин статусом городского округа и установлении его границ» вошел в состав города Скопина в качестве жилого района и с 9 декабря 2004 года переименован в <адрес> города Скопина на основании решения Скопинского городского Совета депутатов от 09.12.2004 №94/16 «О наименовании жилых районов <адрес>, территорий бывших поселков Коготково, Комсомольсикй города Скопина Рязанской области» (л.д.14).
Рязанской областной Думой было принято постановление от 22.09.2004 № 800-III РОД «О включении рабочих поселков <адрес> в состав города Скопина», которым постановлено: включить в состав города Скопина рабочий <адрес> общей площадью 281,09 га и рабочий <адрес> общей площадью 128,0 га, подчиненные администрации города Скопина; исключить из учетных данных административно-территориального устройства Рязанской области рабочие поселки <адрес>, подчиненные администрации города Скопина; администрации муниципального образования - город Скопин осуществить необходимые организационно-технические мероприятия, связанные с изменениями в административно-территориальном устройстве города Скопина.
Решением Скопинского городского Совета депутатов Рязанской области № 94/16 от 09.12.2004 было определено наименовать жилые районы <адрес> Скопина соответственно: <адрес> города Скопина и <адрес> города Скопина (с включением в территорию микрорайона территории бывшего поселка Заречный и жилых застроек ЦЭС-1, ЦЭС-2), решение вступило в силу с момента его принятия.
На основании вышеприведенных нормативных актов, исходя из имеющихся в деле документов, суд приходит к выводу, что населенный пункт - <адрес> Скопинского района Рязанской области в декабре 2004 года был переименован в <адрес> и вошел в состав г.Скопина Рязанской области, указанный населенный пункт перешел в подчинение от администрации Скопинского района Рязанской области к администрации города Скопина Рязанской области.
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 18 декабря 1997 года № 1582, населенный пункт <адрес> Скопинского района Рязанской области в период с 01.02.1998 по 20.10.2015 входил в Перечень населенных пунктов, относящихся к территориям радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
На основании исследованных в судебном заседании доказательств суд приходит к выводу, что <адрес> г. Скопина и населенный пункт <адрес> Скопинского района Рязанской области один и тот же населенный пункт. В период с 02.02.2010 по 03.03.1918 Блохина Е.В. была зарегистрирована и проживала в населенном пункте, отнесенном к территории проживания с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Принимая во внимание вышеизложенного, суд считает доказанным факт постоянного проживания истицы с 02.02.2010 по 03.03.1918 в зоне с льготным социально-экономическим статусом.
В силу ст.22 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
С учетом вышеизложенного, с учетом подтвержденных пенсионным органом периодов проходящих в зоне с льготным социально-экономическим статусом, всего - 04 года 05 месяцев 25 дней, с учетом установленного судом периода с 02.02.2010 по 03.03.2018 проживания истицы на территории с льготным социально-экономическим статусом, суд приходит к выводу, что имеются основания для назначения истице пенсии по старости в соответствии с нормами Закона РФ № 1244-1 с уменьшением общеустановленного возраста выхода на пенсию на 3 года с 18.01.2023, с даты подачи заявления.
В силу ст. ст. 12, 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
В силу ч. 1 ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Между тем, каких-либо доказательств в опровержение заявленных исковых требований ответчиком суду не представлено. Доводы ответчика об отсутствии у истицы правовых оснований для назначения пенсии с 18.01.2023 несостоятельны, поскольку опровергаются приведенной выше совокупностью исследованных судом доказательств.
Отказ ответчика в назначении пенсии ущемляет конституционное право истицы на социальное обеспечение по возрасту.
На основании вышеизложенного, суд считает, что исковые требования являются законными и обоснованными и подлежат удовлетворению.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Блохиной ФИО5 к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Рязанской области о признании права на назначение пенсии по старости со снижением пенсионного возраста,
удовлетворить.
Признать решение Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Рязанской области №230000001629/6211/23 от 23 января 2023 года об отказе Блохиной ФИО5 в установлении пенсии по старости с уменьшением возраста выхода на пенсию, незаконным.
Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Рязанской области включить в расчет величины снижения пенсионного возраста Блохиной ФИО5 период с 02.02.2010 по 03.03.2018.
Признать за Блохиной ФИО5 право на назначение досрочной пенсии по старости с уменьшением общеустановленного возраста выхода на пенсию в соответствии со ст.34 Закона Российской Федерации №1244-1 от 15 мая 1991 года «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Рязанской области назначить Блохиной ФИО5 досрочную страховую пенсию по старости за проживание в зоне с льготным социально – экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС с 18.01.2023.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Рязанского областного суда через Скопинский районный суд в течение месяца с момента принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 09 июня 2023 года
Судья-