Судья: Пузанова П.Ф. Дело №33а-11581/2017
НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Нижний Новгород 27 сентября 2017 года
Судебная коллегия по административным делам Нижегородского областного суда в составе:
председательствующего судьи - Бушминой А.Е.
судей: Ворониной Т.А., Есыревой Е.В.
при секретаре судебного заседания: ФИО6
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Саберова Рамиса Раисовича на решение Лукояновского районного суда Нижегородской области от 24 мая 2017 года по административному делу по административному исковому заявлению Федерального казенного учреждения - Исправительной колония №20 ГУФСИН России по Нижегородской области к Саберову Рамису Раисовичу об установлении административного надзора.
Заслушав доклад судьи Нижегородского областного суда Ворониной Т.А., заключение прокурора отдела прокуратуры Нижегородской области Абакарова А.В., полагавшего доводы апелляционной жалобы необоснованными, а решение суда подлежащим оставлению без изменения, судебная коллегия по административным делам Нижегородского областного суда,
установила:
ФКУ ИК №20 ГУФСИН России по Нижегородской обратилось в Лукояновский районный суд Нижегородской области с административным исковым заявлением об установлении административного надзора в отношении Саберова Р.Р.
Свои требования административный истец мотивировал тем, что Саберов Р.Р. осужден приговором Сеченовского районного суда Нижегородской области от 12 сентября 2014 года по ч.1 ст. 111 УК РФ, отбывает наказание в исправительной колонии за совершение тяжкого преступления при опасном рецидиве.
Как следует из приговора суда, Саберов Р.Р. совершил указанное преступление при опасном рецидиве. Апелляционным определением Судебной коллегии по уголовным делам Нижегородского областного суда от 11.12.2014г. приговор Сеченовского районного суда Нижегородской области от 11.12.2014г. изменен, в качестве смягчающего наказание обстоятельства осужденному признано возмещение расходов на лечение, наказание Саберову Р.Р. снижено до 2 лет 11 месяцев лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима, в остальной части приговор оставлен без изменения.
11.08.2017 года административный ответчик освобожден из ФКУ ИК № 20, в связи с отбытием срока наказания.
Административный истец просил суд об установлении Саберову Р.Р. административного надзора сроком на 8 лет, со следующими административными ограничениями: обязательной явкой два раза в месяц в надзирающий орган по месту жительства после освобождения; запрещения выезда за пределы территории обслуживания надзирающего органа без его уведомления; запрещения пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства в определенное время суток; запрещения посещения мест проведения массовых мероприятий и участия в указанных мероприятиях.
Решением Лукояновского районного суда Нижегородской области от 24 мая 2017 года административный иск Федерального казенного учреждения исправительной колонии № 20 ГУФСИН России по Нижегородской области к Саберову Р.Р. об установлении административного надзора удовлетворен частично.
В отношении Саберова Р.Р. установлен административный надзор сроком на 6 (шесть) лет, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания, со следующими административными ограничениями:
1) обязать являться на регистрацию в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации два раза в месяц.
2)запретить выезд за пределы субъекта Российской Федерации, являющегося местом жительства или пребывания поднадзорного лица;
3) запретить пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства или пребывания поднадзорного лица с 22:00 часов до 06:00 часов;
4)запретить посещение мест проведения массовых мероприятий и участия в указанных мероприятиях; разрешить посещение праздничных мероприятий, посвященных мусульманским праздникам «Ураза-Байрам», «Курбан-Байрам» и участие в них.
Срок административного надзора в отношении поднадзорного постановлено исчислять со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства или пребывания.
В остальной части в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе Саберов Р.Р. указывает на несогласие с принятым судебным актом. По мнению подателя жалобы, установленные в отношении него ограничения являются ограничениями уголовно-правового характера и направлены на ограничения его свободы; все меры ответственности в отношении него исчерпаны в связи с отбытием назначенного приговором суда наказания в виде реального лишения свободы, выражает сомнение в конституционности примененного в отношении него федерального закона при установлении административного надзора.
Представитель административного истца, Саберов Р.Р. в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о дне, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
Учитывая требования ст.150 КАС РФ, положения ст.14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав прокурора, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч.ч.1, 2 ст.273 КАС РФ, решение суда по административному делу об административном надзоре принимается по правилам, установленным главой 15 настоящего Кодекса.
В силу ст. 2 Федерального закона от 6 апреля 2011 года №64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" административный надзор устанавливается для предупреждения совершения вышеуказанными лицами преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 06 апреля 2011 года N64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы", административный надзор устанавливается судом при наличии оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, преступления при рецидиве преступлений, умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего.
В отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, а также за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений, административный надзор устанавливается независимо от наличия оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи.
В силу ст. 5 Федерального закона "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" от 06 апреля 2011 года N 64-ФЗ, административный надзор устанавливается в отношении: лиц, указанных в части 1 (пункты 1 и 2) статьи 3 настоящего Федерального закона, на срок от одного года до трех лет, но не свыше срока, установленного законодательством Российской Федерации для погашения судимости; лиц, указанных в части 1 (пункт 3) и части 2 статьи 3 настоящего Федерального закона, на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
В соответствии с ч. 1 и ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 06 апреля 2011 года N 64-ФЗ, в отношении поднадзорного лица могут устанавливаться следующие административные ограничения: запрещение пребывания в определенных местах: запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях; запрещение пребывания вне жилого или помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток. запрещение выезда за установленные судом пределы территории; обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации. Установление судом
административного ограничения в виде обязательной явки от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации является обязательным.
Как следует из материалов дела Саберов Р.Р. осужден приговором Сеченовского районного суда Нижегородской области от 12 сентября 2014 года по ч.1 ст. 111 УК РФ, ему назначено наказание в виде 3 (Трех) лет лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима. Апелляционным определением Судебной коллегии по уголовным делам Нижегородского областного суда от 11.12.2014г. приговор Сеченовского районного суда Нижегородской области от 11.12.2014г. изменен, в качестве смягчающего наказание обстоятельства осужденному признано возмещение расходов на лечение, наказание Саберову Р.Р. снижено до 2 лет 11 месяцев лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима, в остальной части приговор оставлен без изменения.
Как следует из приговора суда, Саберов Р.Р. совершил указанное преступление при опасном рецидиве, 11.08.2017 года административный ответчик освобожден из ФКУ ИК № 20, в связи с отбытием срока наказания.
При таких обстоятельствах, административный ответчик, совершивший преступление при опасном рецидиве,
Таким образом, установив, что Саберов Р.Р. осужден за совершение тяжкого преступления при наличии опасного рецидива, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, административный ответчик подпадает под категорию лиц, в отношении которых устанавливается административный надзор на основании ч.2 ст.3 вышеуказанного Федерального закона.
Учитывая данные обстоятельства, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил административный иск в части установления в отношении Саберова Р.Р. административного надзора на срок погашения судимости - на 6 лет (с учетом положений п. «г» ч. 3 ст. 86 УК РФ в редакции федерального закона, действующей до 03.08.2013г.).
Административные ограничения, установленные судом, соответствуют положениям статьи 4 Федерального закона от 6 апреля 2011 г. №64 "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы".
Срок административного надзора установлен судом первой инстанции в соответствии с требованиями п.1 ч.3 ст. 5 Федерального закона №164-ФЗ и подлежит исчислению со дня постановки в органе внутренних дел по избранному месту жительства, либо пребывания Саберова Р.Р.
Указанные судом административные ограничения, количество явок для регистрации не носят произвольного характера и направлены на обеспечение индивидуального профилактического воздействия, установлены с учетом данных о личности, характере и степени совершенного преступления, поведения Саберова Р.Р. при отбывании наказания, а также иные заслуживающие внимания обстоятельства.
Административные ограничения, установленные судом, соответствуют положениям статьи 4 Федерального закона от 6 апреля 2011 г. №64 "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы".
В дальнейшем поднадзорное лицо не лишено возможности обратиться в суд в соответствии с п.1 ст.10 Федерального закона от 06.04.2011 года N 64-ФЗ с заявлением о досрочном прекращении административного надзора либо о частичной отмене установленных судом административных ограничений.
Вопреки доводам жалобы Саберова Р.Р., административный надзор не является повторным наказанием и согласно ст. 2 Федерального закона от 06.04.2011 N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы", устанавливается для предупреждения совершения лицами, указанными в статье 3 названного закона преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
Из смысла вышеприведенной нормы следует, что административный надзор является мерой социального контроля за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, имеющей цель, в том числе, предупреждение рецидивной преступности, что не должно расцениваться как ухудшение положения таких лиц.
Иные доводы жалобы не могут являться основаниями для отмены решения суда первой инстанции, судом первой инстанции обстоятельства по делу проверены с достаточной полнотой, выводы суда, изложенные в решении, соответствуют собранным по делу доказательствам, которым дана надлежащая оценка, что нашло мотивированное отражение в судебном постановлении.
Нормы материального права применены судом правильно. Существенных норм процессуального права судом первой инстанции не допущено, в связи с чем, оснований для отмены решения в апелляционном порядке не имеется.
Руководствуясь ст.ст.309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Нижегородского областного суда,
определила:
решение Лукояновского районного суда Нижегородской области от 24 мая 2017 года по настоящему делу - оставить без изменения, апелляционную жалобу ФКУ ИК-20 ГУФСИН России по Нижегородской области без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий:
Судьи: