Рменем Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации
11 октября 2012 года Белореченский районный суд Краснодарского края в составе:
СЃСѓРґСЊРё Пятигоры Рђ.Р.
при секретаре Казанцевой Е.А.
с участием помощника Белореченского межрайонного прокурора Минакова А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Белореченского межрайонного прокурора в интересах Грачева Василия Владимировича к администрации муниципального образования Белореченский район и министерству социального развития и семейной политики Краснодарского края о предоставлении Грачеву В.В. жилого помещения по договору социального найма жилой площади не ниже установленных социальных норм,
РЈРЎРўРђРќРћР’РР›:
Прокурор просил обязать администрацию муниципального образования Белореченский район и министерство социального развития и семейной политики Краснодарского края предоставить Грачеву Василию Владимировичу жилое помещение по договору социального найма, площадью не ниже установленных социальных норм.
В обоснование своих требований указал, что в ходе проведенной проверки соблюдения законодательства об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, было установлено, что Грачев В.В., 25 января 1988 года рождения, постановлением администрации муниципального образования Белореченский район № 1235 от 13.06.2012г. был принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма. Его мать Г.Л. умерла ДД.ММ.ГГГГ, отец Г.В. решением Белореченского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ лишен родительских прав. Постановлением главы администрации г.Белореченска № 532 от 16.05.1994г. несовершеннолетний Грачев В.В. был определен в детское государственное учреждение. По достижению совершеннолетия и по настоящее время Грачев В.В. не был обеспечен жилым помещением вне очереди, как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ввиду отсутствия надлежащего финансирования мер социальной поддержки по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Договор социального найма жилого помещения с ним не заключался. Необеспечение Грачева В.В. жилой площадью не ниже установленных социальных норм нарушает его права, предусмотренные ст. 40 Конституции РФ, ст. 57 ЖК РФ, ст.8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», как лица из числа детей сирот и детей, оставшегося без попечения родителей.
Представитель истца - помощник Белореченского межрайонного прокурора Минаков А.В. в судебном заседании просил суд в целях реализации прав Грачева В.В. по обеспечению жилым помещением обязать администрацию муниципального образования Белореченский район и министерство социального развития и семейной политики Краснодарского края предоставить Грачеву В.В. жилое помещение по договору социального найма площадью не ниже установленных социальных норм.
Рстец Грачев Р’.Р’. РІ судебное заседание РЅРµ явился, РїСЂРѕСЃРёР» рассмотреть дело РІ его отсутствие, исковые требования удовлетворить РІ полном объеме (Р».Рґ.51).
Представитель ответчика - администрации муниципального образования Белореченский район Кугаева Ю.А. в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие. В отзыве относительно иска прокурора с иском не согласилась, указала, что в соответствии с п.1 ст.8 ФЗ от 21.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей обеспечиваются и охраняются государством (ст. 4) и являются расходными обязательствами субъектов РФ, за исключением дополнительных гарантий для детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, которые являются расходными обязательствами РФ (ст.5). Согласно ст.72 Конституции РФ, защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальная защита, включая социальное обеспечение, отнесено к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов РФ. Согласно ст. 26.1 ФЗ от 06.10.1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта РФ по предметам совместного ведения, определяются Конституцией РФ, а также федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями (пункт 3), которые должны устанавливать права, обязанности и ответственность органов государственной власти субъекта РФ, порядок и источники финансирования осуществления соответствующих полномочий и не могут одновременно возлагать аналогичные полномочия и на федеральные органы государственной власти, и на органы местного самоуправления (пункт 4). Разрешение вопросов соцподдержки детей-сирот, безнадзорных детей и детей, оставшихся без попечения родителей, отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов РФ (за исключением субвенций из федерального бюджета). Местное самоуправление, согласно Конституции РФ, обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью, а также могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств (статья 132). Согласно Постановлению Конституционного суда от 30.11.2000г. П15-П подразумевается, что наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями может осуществляться только законодателем- федеральным или субъекта РФ - и только в форме закона с учетом установленного Конституцией РФ разграничения предметов ведения и полномочий РФ и субъектов РФ (статьи 71, 72 и 73). Согласно ч.7 ст.19 положения законов субъектов РФ, предусматривающие наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, вводятся в действие ежегодно законом субъекта РФ о бюджете субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год при условии, что законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта РФ на соответствующий финансовый год предусмотрено предоставление субвенций на осуществление таких полномочий. В развитие указанных предписаний Бюджетный кодекс РФ (ст.86) устанавливает, что расходные обязательства, возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему полномочий, исполняются за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта РФ. Согласно ст. 1 Закона Краснодарского края от 15.12.2004 № 805-КЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края отдельными государственными полномочиями в области социальной сферы», органы местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края наделены отдельными государственными полномочиямипопредоставлению жилых помещений по договору социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей путем приобретения (строительства) жилья. Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий в социальной сфере, определенных настоящим Законом, осуществляется за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из краевого бюджета. Размеры субвенций, предоставляемых из краевого бюджета конкретным муниципальным образованиям на осуществление отдельных государственных полномочий, определяются законом Краснодарского края о краевом бюджете на соответствующий финансовый год. Согласно ст.12 Закона, органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление переданных им отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств. Решением Совета муниципального образования Белореченский район № 408 от 16.12.2011 года «О районном бюджете муниципального образования Белореченский район на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов» предусмотрено предоставление жилых помещений по договору социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а так же лицам из их числа, в соответствии с Законом Краснодарского края от 03 июня 2009 года №1748-КЗ «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Краснодарском крае» путем приобретения (строительства) жилья за счет средств краевого бюджета в размере 60 291 000 рублей (субвенции). Согласно ч.2 ст. 72 БК РФ государственные (муниципальные) контракты заключаются и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств. 12 января 2012 года в департамент семейной политики Краснодарского края передано соглашение, подписанное администрацией МО Белореченский район, о предоставлении в 2012 году субвенций в размере 42 203,7 рублей из краевого бюджета бюджету муниципального образования Белореченский район. Срок действия соглашения устанавливается с момента его подписания и регистрации в Департаменте и распространяется на правоотношения, возникшие с 01.01.2012 года по 31.12.3012 года. 17.04.2012 г. заключено дополнительное соглашение к соглашению № 97 от 12.01.2012 г. между департаментом семейной политики Краснодарского края и администрацией МО Белореченский район о предоставлении в 2012 г. субвенций из краевого бюджета бюджету муниципального образования Белореченский район, которые составили 98 010,0 тыс. рублей. Дополнительное соглашение распространяет свое действие на правоотношения, возникшие с 09.04.2012 г. Денежные средства до настоящего времени на счет администрации МО Белореченский район не поступили. Однако администрацией МО Белореченский район принято постановление от 01.06.2012 г. № 1147 о мероприятиях по приобретению жилых помещений для лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей за счет субвенций из бюджета Краснодарского края, предоставляемых муниципальному образованию Белореченский район в 2012 г. В настоящее время администрация МО приступила к выполнению мероприятий по приобретению жилых помещений для лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей за счет субвенций из бюджета Краснодарского края. Вместе с тем данные мероприятия требуют значительный промежуток времени, поскольку в соответствии с действующим законодательством с целью приобретения жилых помещений необходимо проведение аукциона в рамках Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Администрацией муниципального образования Белореченский район подготовлены: заявки на проведение процедур по размещению муниципального заказа; техническое задание к заявке на проведение процедур по размещению муниципального заказа; проект муниципального контракта; размещен муниципальный заказ на приобретение жилья в установленной законодательством форме - открытый аукцион в электронной форме. После чего аукционная комиссия рассматривает заявки на участие в аукционе на соответствие требованиям, установленным документацией об аукционе, и соответствие участников размещения заказа. В случае признания аукциона состоявшимся, на проведение аукциона требуется не менее полутора месяца. После заключения контракта с победителем аукциона, государственная регистрация права муниципального образования Белореченский район на указанные жилые помещения займет еще около 30 дней. Ртолько после государственной регистрации права на жилые помещение возможно заключение договоров социального найма. Поэтому, в случае принятия решения суда в пользу истца, указать в резолютивной части решения: обязать администрацию муниципального образования Белореченский район предоставить жилое помещение по договору социального найма по норме предоставления общей площади жилого помещения, установленной Законом Краснодарского края «Об обеспечении дополнительных гарантий права на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Краснодарском крае» в рамках краевой целевой программы «Дети Кубани», по мере поступления финансирования из бюджета Краснодарского края и после выполнения установленных действующим законодательством мероприятий, связанных с освоением денежных средств путем приобретения (строительства) жилья, в соответствии со списком очередности лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в срок до 01 октября 2013 г. (л.д. 53-56).
Представитель ответчика - министерства социального развития и семейной политики Краснодарского края судебное заседание не явился, будучи извещенным о месте и времени рассмотрения дела.
Выслушав помощника прокурора, исследовав материалы дела, суд находит иск прокурора подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно п.п. 2,3 ст. 8 Федерального закона РФ № 159-ФЗ от 21.12.1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети - сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Гарантии прав детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ.
В соответствии со ст.1 Закона Краснодарского края № 805-КЗ от 15.12.2004 года «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края отдельными государственными полномочиями в области социальной сферы» органы местного самоуправления наделяются государственными полномочиями по предоставлению жилых помещений по договорам социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.
Согласно Закону Краснодарского края от 03 июня 2009 года № 1748 - КЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае» таким лицам предоставляются жилые помещения по договорам социального найма, если они не были ранее обеспечены жилыми помещениями.
Постановлением главы администрации Краснодарского края от 30.07.2009 г. № 653 утвержден Порядок предоставления жилого помещения лицам из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам социального найма.
РСЃС…РѕРґСЏ РёР· требований Рї.1.3 указанного постановления функции, связанные СЃ осуществлением мероприятий РїРѕ предоставлению жилых помещений лицам РёР· числа детей-СЃРёСЂРѕС‚ Рё детей, оставшихся без попечения родителей, лицам, имевшим статус лиц РёР· числа детей-СЃРёСЂРѕС‚ Рё детей, оставшихся без попечения родителей, РїРѕ договорам социального найма осуществляют органы местного самоуправления муниципальных районов Рё РіРѕСЂРѕРґСЃРєРёС…, РѕРєСЂСѓРіРѕРІ Краснодарского края.
Согласно ч.5 ст.5 Закона Краснодарского края от 03.06.2009 года № 1748 - КЗ в Краснодарском крае», приобретение, строительство жилых помещений, предоставляемых по договорам социального найма лицам, указанным в части 2 статьи 5 указанного закона осуществляются за счет средств краевого бюджета, в пределах средств, предусмотренных на указанные цели законом Краснодарского края о краевом бюджете на соответствующий финансовый год.
Как установлено в судебном заседании истец Грачев В.В. относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, что подтверждено письменными доказательствами по делу: решением Белореченского районного суда Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ о лишении родительских прав его отца Г.В., свидетельством о смерти матери Г.Л., умершей ДД.ММ.ГГГГ, свидетельством о смерти отца Г.В., умершего ДД.ММ.ГГГГ, постановлением главы города Белореченска № 532 от 16.05.1994г. об определении несовершеннолетнего Грачева В.В. в детское государственное учреждение (л.д.7-14).
Рстец Грачев Р’.Р’. РЅР° праве собственности владеет 1/4 долей 2-С… комнатной квартиры <адрес> жилой площадью 26.1 РєРІ.Рј., РІ которой, согласно выписке РёР· лицевого счета Рё РґРѕРјРѕРІРѕР№ РєРЅРёРіРµ, РѕРЅ значится зарегистрированным РІ указанной квартире (Р».Рґ.14-29).
Постановлением администрации муниципального образования Белореченский район Краснодарского края № 1235 от 13.06.2012г. Грачев В.В. на основании решения Белореченского районного суда от 16.04.2012г. был принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с одновременным включением в льготный список (л.д.35-36,40-46).
Судом также установлено, что в Краснодарском крае действует краевая целевая программа «Дети Кубани», на реализацию которой в 2009 году выделено 339 млн.рублей, на реализацию подпрограммы «Дети-сироты» в 2010 году выделено 275932 тыс. рублей, из них 11290,4 тыс. рублей из федерального бюджета. В 2011 году в рамках вышеуказанной программы на обеспечение жильем выделено 484600 тысяч рублей, за счет которых планируется обеспечить жильем 500 человек.
В 2010-2011 годах администрации муниципального образования Белореченский район субвенции на приобретение либо строительство жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, не распределялись.
Вместе с тем, в рамках реализации краевой целевой программы «Дети-Кубани», рассчитанной до 2013 года, муниципальному образованию Белореченский район в соответствии с законом КК «О краевом бюджете на 2012 год...» выделена субвенция на приобретение (строительство) жилых помещений - 140213,7 тыс.рублей на осуществление отдельных государственных полномочий по предоставлению жилых помещений по договору социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей путем приобретения (строительства) жилья, что было установлено в судебном заседании и не отрицает администрация МО Белореченский район, согласно представленному отзыву относительно иска.
При таких обстоятельствах, суд пришел к выводу, что Грачев В.В. имеет право на обеспечение жилым помещением в соответствии с действующим законодательством в рамках реализации краевой целевой программы «Дети-Кубани» на 2009-2013 годы, и администрация муниципального образования Белореченский район, обоснованно указанная прокурором ответчиком по делу, обязана предоставить ему жилое помещение по договору социального найма площадью не ниже установленных социальных норм, применительно к данному населенному пункту, отвечающее санитарным и техническим требованиям, расположенное в муниципальном образовании Белореченский район, за счет средств бюджета Краснодарского края в соответствии со списком детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В соответствии с постановлением главы администрации от 03.11.2010г. № 970 «Об утверждении Положения о порядке расходования субвенций из краевого бюджета местными бюджетами на исполнение отдельных государственный полномочий в области социальной сферы» распределение субвенций из краевого бюджета утверждается Законом Краснодарского края о краевом бюджете по каждому муниципальному образованию и виду субвенции. Субвенции представляются бюджетам муниципальных районов и округов Краснодарского края на основании соглашений, заключенных между департаментом семейной политики Краснодарского края и администрациями муниципальных образований. Субвенции из краевого бюджета перечисляются департаментом семейной политики Краснодарского края в установленном порядке в бюджеты муниципальных образований на счета, открытые для кассового обслуживания исполнения бюджетов муниципальных образований в территориальных органах Федерального казначейства в соответствии с утвержденной свободной бюджетной росписью краевого бюджета в пределах лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных на соответствующий финансовый год и планом кассовых выбытий в части расходов из краевого бюджета.
Согласно приложению № 9 Закона Краснодарского края «О краевом бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов» (строка 47) к расходам департамента семейной политики Краснодарского края отнесены расходы по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения за счет, полученных из федерального бюджета в порядке софинансирования.
В соответствии с постановлением главы администрации Краснодарского края № 743 от 28 июня 2012г. «О министерстве социального развития и семейной политики Краснодарского края» (вместе с «Положением о министерстве социального развития и семейной политики Краснодарского края») департамент семейной политики был реорганизован путем присоединения к министерству социального развития и семейной политики Краснодарского края
Согласно пункту 1.8. Постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 28.06.2012 № 743 «О министерстве социального развития и семейной политики Краснодарского края» (вместе с «Положением о министерстве социального развития и семейной политики Краснодарского края») министерство является правопреемником по правам и обязанностям департамента семейной политики Краснодарского края в соответствии с передаточным актом.
Таким образом, наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по предоставлению жилых помещений по договору социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, в соответствии с Законом Краснодарского края «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае» путем приобретения (строительства) жилья, не освобождает министерство социального развития и семейной политики Краснодарского края, являющееся правопреемником департамента семейной политики Краснодарского края, от обязанности по финансированию дополнительных гарантий прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
РР· этого следует, что главным распорядителем субвенций РёР· краевого бюджета РїРѕ предоставлению жилых помещений детям-сиротам Рё детям, оставшимся без попечения родителей, Рё лицам РёР· РёС… числа СЃ целью приобретения (строительства) соответствующего жилого помещения является министерство социального развития Рё семейной политики Краснодарского края, которое обязано осуществить финансирование администрации муниципального образования Белореченский район для обеспечения исполнения государственных полномочий, РІ том числе РІ предоставлении Грачеву Р’.Р’. жилого помещения РІ рамках краевой целевой программы «Дети Кубани», рассчитанной РґРѕ 2013 РіРѕРґР°, что является основанием для удовлетворения РёСЃРєР° РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР° Рѕ понуждении администрации муниципального образования Белореченский район Рё министерства социального развития Рё семейной политики Краснодарского края РІ устранении нарушений законодательства, регулирующего обеспечение жилыми помещениями детей-СЃРёСЂРѕС‚ Рё детей, оставшихся без попечения РІ рамках краевой целевой программы «Дети Кубани», состоящих РЅР° учете РІ качестве нуждающихся РІ жилых помещениях.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШРР›:
РСЃРє Белореченского межрайонного РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР° РІ интересах Грачева Василия Владимировича Рє администрации муниципального образования Белореченский район Рё министерству социального развития Рё семейной политики Краснодарского края Рѕ предоставлении Грачеву Р’.Р’. жилого помещения РїРѕ РґРѕРіРѕРІРѕСЂСѓ социального найма площадью РЅРµ РЅРёР¶Рµ установленных социальных РЅРѕСЂРј - удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального образования Белореченский район и министерство социального развития и семейной политики Краснодарского края предоставить Грачеву Василию Владимировичу жилое помещение по договору социального найма по норме предоставления общей площади жилого помещения, установленной Законом Краснодарского края «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Краснодарском крае» в рамках краевой целевой программы «Дети Кубани», как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Решение суда может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Белореченский районный суд в течение месяца.
РЎСѓРґСЊСЏ: РїРѕРґРїРёСЃСЊ