УИД63RS0039-01-2022-006041-61
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
31 марта 2023 г. Самара
Ленинский районный суд г. Самары в составе:
председательствующего судьи Турбиной Т.А.,
при секретаре судебного заседания Шкатовой И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по исковому заявлению Манухиной Л. А. к Отделению фонда Пенсионного и Социального страхования РФ по <адрес> о признании права на получение ежемесячной денежной выплаты,
УСТАНОВИЛ:
Истица обратилась в суд с заявленными исковыми требованиями к Отделению Фонда Пенсионного и Социального страхования РФ по <адрес> с учетом последующих уточнений, указав, что является истица вдовой Манухина П. Ф., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, участвующего в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на 4 энергоблоке Чернобыльской АЭС, умершего ДД.ММ.ГГГГ вследствие заболевания, связанного с работами по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, что подтверждено экспертным заключением Центрального межведомственного экспертного совета от ДД.ММ.ГГГГ № и решением Санкт-Петербургского межведомственного экспертного совета от ДД.ММ.ГГГГ №. Супруги Манухины проживали совместно в браке №, вели общей хозяйство, имели двоих детей сына №, ДД.ММ.ГГГГ года рождения и дочь Наталью ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Истица является получателем трудовой пенсии по старости и государственной пенсии по случаю потери кормильца, вдовой участника ликвидации последствий катастрофы на АЭС. Механизм действия процесса осуществления выплат оспариваемой ЕДК определяет действующая редакция порядка, утвержденного Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, порядок исчисления оспариваемой ЕДК разъяснен в разъяснении от ДД.ММ.ГГГГ №, утвержденном Постановлением Министерства труда и социального развития РФ от ДД.ММ.ГГГГ №. Указанная совокупность толкования существа требований ч. 2 ст. 2 Закона № 5-ФЗ определяет, что оспариваемая ЕДК должна назначаться истице с ДД.ММ.ГГГГ, на устные обращения истицы в органы социальной защиты <адрес> с момента достижения возраста 55 лет она получала устные пояснения, что ее право утеряно безвозвратно, в силу того, что в № году с момента смерти мужа прошло более пяти лет. Истица с заявлением в органы защиты населения <адрес> об отказе на получение выплат оспариваемой ЕДК с ДД.ММ.ГГГГ не обращалась. Совокупность указанных обстоятельств по существу заявительного порядка реализации прав истца на назначение выплат оспариваемой ЕДК с ДД.ММ.ГГГГ свидетельствует по мнению истца о виновных действиях органов защиты населения <адрес> уполномоченных выступать от имени казны РФ по обязательствам, вытекающим из причинения вреда в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС. Указанные нарушения требований действующего пенсионного законодательства РФ привели к причинению истцу материального ущерба в сумме № рублей, который подлежит возмещению в полном объеме за счет средств бюджета (казны) Российской Федерации. Учитывая факт нахождения истца на иждивении Манухина П.Ф. при его жизни, ссылаясь на указанные обстоятельства, просит суд признать за ней, как вдовы Манухина П.Ф., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умершего ДД.ММ.ГГГГ вследствие чернобыльской катастрофы на назначение ежемесячной денежной выплаты, предусмотренной ч. 2 ст. 2 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 5-ФЗ в сумме № рублей с ДД.ММ.ГГГГ, обязать ответчика назначить истцу, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, вдове Манухина П.Ф., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умершего ДД.ММ.ГГГГ вследствие чернобыльской катастрофы, ежемесячную денежную выплату, предусмотренную ч.2 ст.2 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 5-ФЗ с ДД.ММ.ГГГГ в сумме № рублей за счет бюджета (казны) РФ с последующей ее ежегодной индексации в порядке, предусмотренном действующим законодательством РФ, взыскать с ответчика в пользу Манухиной Л.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, вдовы Манухина П.Ф., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умершего ДД.ММ.ГГГГ вследствие чернобыльской катастрофы, образовавшуюся задолженность по выплатам ежемесячной денежной выплаты, предусмотренную ч.2 ст. 2 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 5-ФЗ за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме №
В ходе судебного разбирательства, сторона истца требования уточнила в сторону увеличения, просила суд в окончательной редакции заявленных требований, признать факт нахождения Манухиной Л.А. на иждивении мужа Манухина П.Ф., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умершего ДД.ММ.ГГГГ вследствие чернобыльской катастрофы, признать право Манухиной Л.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, как вдовы Манухина П.Ф., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умершего ДД.ММ.ГГГГ вследствие чернобыльской катастрофы на назначение ежемесячной денежной выплаты, предусмотренной ч. 2 ст. 2 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 5-ФЗ в сумме № рублей с ДД.ММ.ГГГГ, обязать ответчика назначить истцу, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, вдове Манухина П.Ф., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умершего ДД.ММ.ГГГГ вследствие чернобыльской катастрофы, ежемесячную денежную выплату, предусмотренную ч. 2 ст. 2 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 5-ФЗ с ДД.ММ.ГГГГ в сумме № рублей за счет бюджета (казны) РФ с последующей ее ежегодной индексации в порядке, предусмотренном действующим законодательством РФ, взыскать с ответчика единовременно в пользу Манухиной Л.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, вдовы Манухина П.Ф., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умершего ДД.ММ.ГГГГ вследствие чернобыльской катастрофы, образовавшуюся задолженность по выплатам ежемесячной денежной выплаты, предусмотренную ч. 2 ст. 2 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 5-ФЗ за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме № рублей.
В судебном заседании истица, представитель истца Кузнецов А.В., действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, выданной сроком на 3 года исковые требования с учетом уточнения поддержали в полном объеме, дали пояснения аналогичные, изложенным в иске, настаивав на его удовлетворении.
Представитель ответчика Растопшина Т.Д., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, выданной сроком на 3 года в судебном заседании согласно представленному письменному отзыву и дополнениям к ним, уточненные исковые требования не признала, по основаниям и доводам, в нем изложенным.
Представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора ГКУ <адрес> "Главное управление социальной защиты населения <адрес>», Министерство социально-демографической и семейной политики <адрес> в судебное заседание не явились, извещались надлежаще, согласно представленным заявлениям ходатайствовали о рассмотрении гражданского дела без участия их представителя.
Учитывая, что лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания судом извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда за срок, достаточный для обеспечения явки и подготовки к судебному заседанию, принимая во внимание, что участие в судебном заседании является правом, а не обязанностью лица, участвующего в деле, но каждому гарантируется право на рассмотрение дела в разумные сроки, суд, руководствуясь ч. 3 ст. 167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Исследовав материалы гражданского дела, выслушав пояснения сторон, заключение прокурора в лице помощника Аникиной Е.И., полагавшей исковые требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующим выводам.
Конституция Российской Федерации, провозглашая Российскую Федерацию правовым и социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, и закрепляя свободу труда, право каждого свободно выбирать род деятельности и профессию (ч. 1 ст. 1, ст. 7, ч. 1 ст. 37), гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ч. 1 ст. 39).
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в постановлениях от ДД.ММ.ГГГГ №-П, от ДД.ММ.ГГГГ №-П, государство не может произвольно отказываться от уже признанного им статуса определенных категорий граждан и снижать обусловленный этим статусом объем социальных гарантий, поскольку в противном случае, подрывается авторитет государственной власти, уважение граждан к закону, умаляется достоинство личности.
Порядок предоставления мер социальной поддержки лицам, которые оказались в зоне влияния неблагоприятных факторов, возникших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, либо принимали участие в ликвидации ее последствий, регулируется специальным Законом РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Согласно статье 15 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", гражданам, указанным в пункте 3 части 1 статьи 13 настоящего Закона, предоставляются меры социальной поддержки, предусмотренные пунктами 3 - 12, 14 части 1 статьи 14 настоящего Закона.
В соответствии со статьей 3 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" гражданам Российской Федерации гарантируются установленные базовым Законом возмещение вреда, причиненного их здоровью и имуществу вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, возмещение вреда за риск вследствие проживания и работы на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, превышающему допустимые уровни в результате чернобыльской катастрофы, а также предоставление мер социальной поддержки.
Возмещение вреда и меры социальной поддержки граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС, являются расходными обязательствами Российской Федерации, порядок финансирования которых устанавливается Правительством Российской Федерации за счет средств федерального бюджета (статья 5 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС").
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден "Порядок выплаты денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС", в соответствии с пунктом 5 которого для осуществления выплаты денежной компенсации инвалидам требовалось предоставление следующих документов (их заверенных в установленном порядке копии): заявление о выплате денежной компенсации; копия специального удостоверения инвалида; копия справки учреждения государственной службы медико-социальной экспертизы, подтверждающей факт установления инвалидности; копия заключения межведомственного экспертного совета или военно-врачебной комиссии о причинной связи инвалидности с радиационным воздействием или с работами по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы.
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № абзац четвертый пункта 5 Порядка о необходимости предоставления копии справки федерального государственного учреждения медико-социальной экспертизы, подтверждающей факт установления инвалидности, признан утратившим силу.
В соответствии с пунктом 7 Порядка, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, денежная компенсация выплачивается со дня подачи заявления со всеми необходимыми документами.
Пунктом 4 статьи 15 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", устанавливающей компенсации и льготы участникам ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, (пункт 11 статьи 15 в редакции закона, действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений), гражданам гарантировалось возмещение вреда, выплатой денежных сумм в размере заработка (или соответствующей его части) в зависимости от степени утраты трудоспособности (без установления инвалидности), определяемом в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для случаев возмещения вреда, связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей.
Выплата ежемесячной денежной компенсации, предусмотренной пунктом 15 части первой настоящей статьи, производится органами социальной защиты населения или иными государственными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Положениями пунктов 5 и 7 постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № "О порядке выплаты ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС" денежная компенсация выплачивается со дня подачи заявления со всеми необходимыми документами, а при пересмотре ее размера в связи с изменением группы инвалидности, состава семьи, потерявшей кормильца, и в других предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях - с первого числа месяца, следующего за месяцем подачи заявления.
Как следует из определений Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1085-О-П и от ДД.ММ.ГГГГ N 496-О-П, волеизъявление самого пострадавшего от воздействия радиации в любом случае должно рассматриваться как юридический факт, на основании которого начинается соответствующая правоприменительная процедура, независимо от того, была ли она надлежащим образом завершена, и было ли решение по такому заявлению принято при жизни инвалида. Изменение причины инвалидности, в том числе в отношении граждан инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы, также осуществляется на основании заявления самого инвалида (пункты 5 и 7 постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 607).
В соответствии со ст. 5 Закона № предусмотрен механизм антиинфляционной защиты сумм возмещения вреда и иных компенсационных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Согласно названной правовой норме Закона суммы возмещения ущерба вследствие Чернобыльской катастрофы и иные выплаты гражданам, установленные настоящим Законом, подлежат защите от инфляции в полном размере в порядке, определенном законодательством Российской Федерации об индексации денежных доходов и сбережений граждан в Российской Федерации, если не оговорено иное.
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-П были признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (часть 2) и 55 (часть 2), положения части третьей статьи 5 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ) и части третьей статьи 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" в их взаимосвязи постольку, поскольку они, устанавливая ежегодную индексацию сумм возмещения вреда исходя из роста величины прожиточного минимума в целом по Российской Федерации, не предусматривают при этом такой механизм индексации, которым обеспечивались бы ее своевременность и безусловность, и потому носят неопределенный характер. Установлено, что впредь до внесения соответствующих изменений в действующее законодательство суды общей юрисдикции при рассмотрении конкретных дел вправе принимать решения о выплате гражданам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы, соответствующих сумм возмещения вреда с учетом их ежегодной индексации исходя из роста величины прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации.
Согласно части 3 статьи 5 Закона № размеры выплат гражданам, установленные настоящим Законом, за исключением пособий и иных выплат, индексация которых устанавливается в соответствии с другими федеральными законами, ежегодно индексируются исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. 3 ст. 29 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» гражданам, указанным в п.п. 1 и 2 части первой ст. 13 настоящего Закона (граждане, получившие или перенесшие лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы или с работами по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС; инвалиды вследствие чернобыльской катастроф), гарантируется назначение пенсии по случаю потери кормильца - участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС из числа военнослужащих и приравненных к ним по пенсионному обеспечению лиц, призванных на сборы военнообязанных, лиц начальствующего рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, государственной безопасности, гражданской обороны, а также умершего инвалида вследствие военной травмы в связи чернобыльской катастрофой – как вследствие военной травмы (ранения, контузии, увечья или заболевания, связанного с пребыванием на фронте), в частности: супругу (жене, мужу) независимо от нахождения на иждивении и независимо от времени, прошедшего со дня гибели (смерти) кормильца, по достижении женой 50-летнего возраста, а мужем 55 –летнего возраста или до наступления инвалидности. Пенсия семьям по случаю потери кормильца назначается независимо от других видов пенсии, пособий и доходов.
Согласно п.п. 95, 96 Перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению, утвержденного приказом Минтруда России от ДД.ММ.ГГГГ №н, причина смерти бывших военнослужащих вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в период прохождения военной службы по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин, а также лица, пострадавшего в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС и других радиационных или техногенных катастроф, подтверждаются заключением федерального учреждения медико-социальной экспертизы, военно-врачебной комиссии.
В соответствии с абзацем 2 пункта 15 части 1 статьи 14 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" в случае смерти граждан, ставших инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, право на ежемесячную денежную компенсацию, предусмотренную пунктом 15 части 1 настоящей статьи, распространяется на нетрудоспособных членов семьи, находившихся на иждивении указанных граждан. Размер компенсации, приходящейся на всех иждивенцев, определяется как разность между всем размером ежемесячной денежной компенсации и частью, приходившейся на самого кормильца. Для определения размера компенсации, приходящейся на каждого иждивенца, имеющего данное право, размер компенсации, приходящейся на всех указанных иждивенцев, делится на их число.
Частью 2 ст. 14 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» предусмотрено, что в случае смерти граждан, ставших инвалидами вследствие Чернобыльской катастрофы, право на ежемесячную денежную компенсацию, предусмотренную п. 15 части 1 настоящей статьи, распространяется на нетрудоспособных членов семьи, находившихся на иждивении указанных граждан.
В соответствии с п. 15 ч. 1 ст. 14 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» выплата ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием, производится органами социальной защиты населения или иными государственными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Такой порядок установлен Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О Порядке выплаты ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС».
Согласно абзаца второго п. 2 названного Порядка право на ежемесячную денежную компенсацию, в связи со смертью инвалида, вследствие чернобыльской катастрофы имеют нетрудоспособные члены семьи, находившиеся на иждивении умершего инвалида.
Согласно части 1 статьи 41 указанного выше Федерального закона право на ежемесячную компенсацию за потерю кормильца - участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС имеют нетрудоспособные члены семьи, бывшие на его иждивении.
Закон Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № не содержит определения понятий "иждивение" и "нетрудоспособный член семьи". Они раскрываются в других федеральных законах, использование которых для уяснения смысла этих понятий является общим правилом. В данном случае, как указал Конституционный Суд Российской Федерации, подлежат применению соответствующие положения статьи 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (пункт п. 6.1 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-П).
В соответствии с абзацем 2 пункта 2 статьи 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" право на получение страховых выплат в случае смерти застрахованного в результате наступления страхового случая имеют нетрудоспособные лица, состоявшие на иждивении умершего или имевшие ко дню его смерти право на получение от него содержания.
Пунктом 2 Порядка выплаты ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденного Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, также определено, что денежная компенсация выплачивается нетрудоспособным членам семьи, находившимся на иждивении умершего инвалида.
Таким образом, из содержания указанных норм права в их системной взаимосвязи следует, что право на спорную компенсацию возникает при одновременном наличии двух условий: - факта нетрудоспособности члена семьи умершего гражданина, ставшего инвалидом вследствие Чернобыльской катастрофы; - нахождение указанного лица на иждивении умершего.
Из материалов дела усматривается, что ДД.ММ.ГГГГ между Манухиным П.Ф. и Манухиной Л.А., истцом по делу, зарегистрирован брак, что подтверждается свидетельством о заключении брака № № от ДД.ММ.ГГГГ.
Супруг истца – Манухин П.Ф., умер ДД.ММ.ГГГГ от острой коронарной недостаточности во время возвращения из служебной командировки, связанной с участием в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, что подтверждается свидетельством о смерти № № от ДД.ММ.ГГГГ.
Справка от ДД.ММ.ГГГГ, выданная Манухину П.Ф. подтверждает, что Манухин П.Ф. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ находился в служебной командировке по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, находился в 30-ти километровой зоне и получил дозу облучения 0,55 рентген. ДД.ММ.ГГГГ на мя Манухина П.Ф. выдано удостоверение серия № № участника последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС №
Центральный межведомственный экспертный совет по установлению причинной связи заболеваний и инвалидности с работами по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС и их профессионального характера в экспертном заключении от ДД.ММ.ГГГГ № признал, что заболевание Манухина П.Ф. связано с работами по ликвидации последствий аварии на ЧАЭС.
Решением межведомственного экспертного совета Санкт-Петербургского межведомственного экспертного совета на заседании № от ДД.ММ.ГГГГ по итогам рассмотрения представленной медицинской документации выдано заключение, что причина смерти Манухина П.Ф. связана с сочетанным воздействием радиационного и других неблагоприятных факторов при выполнении работ по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.
Распоряжением Управления ПФР в <адрес> истцу назначена пенсия с ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно экспертному заключению от ДД.ММ.ГГГГ №, заболевание Манухина П.Ф. связано с работами по ликвидации последствий аварии на ЧАЭС.
В представленной копии справки о результатах медико-социальной экспертизы от ДД.ММ.ГГГГ № содержится заключение о причинной связи смерти Манухина П.Ф. с сочетайным воздействием радиационного и других неблагоприятных факторов при выполнении работ по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.
Согласно приказу № от ДД.ММ.ГГГГ ОАО «ВИЗБАС», Манухин П.Ф. командирован в <адрес> для выполнения служебного задания, связанного с ликвидацией последствия аварии на Чернобыльской АЭС, направлен своим работодателем - Управлением №, причем приказ был оформлен уже после его смерти — ДД.ММ.ГГГГ.
Справкой, выданной ОАО «Визбас» Манухиной Л.А. от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается, что Манухин П.Ф., бывший работник № № за время нахождения в зоне отчуждения на Чернобыльской АЭС № ДД.ММ.ГГГГ выплачено № рублей, выплачена премия за особо важное задание по приказу № рублей, выплачена средняя зарплата, сохраненная по основному месту работы за период с № рублей.
Из представленных суду документов следует, что супругу истца – Манухину П.Ф. инвалидность вследствие чернобыльской катастрофы не устанавливалась, на момент смерти супруга – Манухина П.Ф., ДД.ММ.ГГГГ Манухина Л.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения не достигла пенсионного возраста, следовательно, была трудоспособной № кроме того не установлен факт ее нетрудоспособности в течение пять лет со дня смерти супруга.
В ходе судебного разбирательства достоверно установлено, что на момент смерти супруга истец была трудоспособной, Манухина Л.А. достигла пенсионного возраста как следует из материалов дела в 2002, а до этого момента обстоятельств для признания ее нетрудоспособной не устанавливалось.
При этом как следует, из представленной стороной ответчика представления от ДД.ММ.ГГГГ № на момент смерти Манухина П.Ф. на его иждивении находились несовершеннолетние дети №, ДД.ММ.ГГГГ года рождения и №, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Как указывалось выше, согласно ч. 1 ст. 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, состоявшие на его иждивении (за исключением лиц, совершивших уголовно наказуемое деяние, повлекшее за собой смерть кормильца и установленное в судебном порядке).
Часть 2 статьи 10 названного Федерального закона определяет круг лиц, которые признаются нетрудоспособными членами семьи умершего кормильца, в их числе родители и супруг умершего кормильца, если они достигли возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону) либо являются инвалидами (п. 3 ч. 2 ст. 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
Члены семьи умершего кормильца признаются состоявшими на его иждивении, если они находились на его полном содержании или получали от него помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию (ч. 3 ст. 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
Аналогичное содержание понятий "иждивение" и "нетрудоспособный член семьи" закреплено в пунктах 3 и 4 статьи 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".
В пункте 5 постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № "О применении судами законодательства об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" разъяснено, что члены семьи умершего кормильца признаются состоявшими на его иждивении, если они находились на его полном содержании или получали от него помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию (пункт 3 статьи 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации").
Право на получение страховых выплат в связи со смертью застрахованного может быть предоставлено и в том случае, если решением суда будет установлено, что при жизни застрахованный оказывал нетрудоспособным лицам постоянную помощь, которая являлась для них постоянным и основным источником средств к существованию, несмотря на имеющийся у этих лиц собственный доход.
По смыслу приведенной нормы права наличие самостоятельного источника дохода у члена семьи умершего кормильца не препятствует отнесению такого лица к числу иждивенцев умершего кормильца, если помощь в виде заработка (дохода) последнего являлась постоянным и основным источником средств к существованию лица, находившегося на его иждивении.
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Определении от ДД.ММ.ГГГГ №-О-О, факт нахождения на иждивении либо получения существенной помощи от умершего супруга может быть установлен как во внесудебном, так и судебном порядке путем определения соотношения между объемом помощи, оказываемой умершим супругом, и собственными доходами иждивенца, и такая помощь может быть признана постоянным и основным источником его средств существования.
Таким образом, по рассматриваемому делу одним из юридически значимых и подлежащих доказыванию обстоятельством являлось то, была ли материальная помощь, получаемая истцом от супруга в период их совместного проживания до смерти супруга, постоянным и основным источником средств к существованию истца.
Согласно п. 1 ст. 33 Семейного кодекса РФ законным режимом имущества супругов является режим их совместной собственности.
Пунктом 2 статьи 34 Семейного кодекса РФ предусмотрено, что к имуществу, нажитому супругами во время брака (общему имуществу супругов), относятся доходы каждого из супругов от трудовой деятельности, предпринимательской деятельности и результатов интеллектуальной деятельности, полученные ими пенсии, пособия, а также иные денежные выплаты, не имеющие специального целевого назначения (суммы материальной помощи, суммы, выплаченные в возмещение ущерба в связи с утратой трудоспособности вследствие увечья либо иного повреждения здоровья, и другие). Общим имуществом супругов являются также приобретенные за счет общих доходов супругов движимые и недвижимые вещи, ценные бумаги, паи, вклады, доли в капитале, внесенные в кредитные учреждения или в иные коммерческие организации, и любое другое нажитое супругами в период брака имущество независимо от того, на имя кого из супругов оно приобретено либо на имя кого или кем из супругов внесены денежные средства.
Право на общее имущество супругов принадлежит также супругу, который в период брака осуществлял ведение домашнего хозяйства, уход за детьми или по другим уважительным причинам не имел самостоятельного дохода (п. 3 ст. 34 Семейного кодекса РФ).
Владение, пользование и распоряжение общим имуществом супругов осуществляются по обоюдному согласию супругов (п. 1 ст. 35 Семейного кодекса РФ).
Из приведенных норм семейного законодательства, в частности, следует, что доходы каждого из супругов, в том числе от трудовой деятельности, и полученные ими пенсии, пособия и другие денежные выплаты, кроме выплат, имеющих специальное целевое назначение, являются общим имуществом супругов. Распоряжение общим имуществом супругов осуществляется по их обоюдному согласию.
Манухина Л.А. является получателем страховой пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ, что стороной ответчика не оспаривалось.
Из представленных истцом сведений из архивной справки от ДД.ММ.ГГГГ о сумме заработка Манухиной Л.А. за период с № и исходя из анализа партийного билета, содержавшего сведения о месячного заработке Манухина П.Ф., умершего ДД.ММ.ГГГГ, следует, что сумма заработной платы супруга истца за 12 месяцев, предшествовавших смерти Манухина П.Ф, незначительно превышает доход истца № месяцев, предшествующих смерти Манухина П.Ф., № рублей –доход Манухина П.Ф).
В связи с чем, в силу приведенных выше нормативных положений, Манухина Л.А. к категории нетрудоспособных лиц, находящихся на иждивении в спорный период, а именно на момент смерти супруга не могла относится.
При таком положении факта нахождения истца на иждивении у своего супруга является необоснованным и недоказанным, поскольку на момент смерти Манухина П.Ф. ДД.ММ.ГГГГ, истец являлась трудоспособным лицом, осуществляла трудовую деятельность в должности мастера производственного обучения в Среднем профессионально-техническом училище №, ее нетрудоспособность (достижение пенсионного возраста) наступила более чем по истечении пяти лет после смерти супруга в №
Таким образом, оценив представленные доказательства, суд исходит из того, что на момент смерти супруга в № по заболеванию, связанным с работами по ликвидации последствий аварии на ЧАЭС Манухина Л.А. на иждивении супруга не находилась, тогда как факт нахождения на иждивении является необходимым условием для признания права на получение требуемой денежной выплаты.
При этом суд принимает во внимание, что нормы Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 5-ФЗ применяются к семьям, потерявшим кормильца из числа граждан, погибших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, умерших вследствие лучевой болезни и других заболеваний, возникших в связи с чернобыльской катастрофой, в настоящем случае, смерть Манухина П.Ф. наступила вследствие заболевания, связанного с работами по ликвидации последствий аварии на ЧАЭС.
В связи с чем, доводы стороны истца о необходимости назначения соответствующей выплаты судом отклоняются, как необоснованные.
В ходе судебного разбирательства, сторона истца ходатайствовала о вынесении в адрес руководителя Министерства социально-демографической и семейной политики <адрес> в порядке ст. 226 ГПК РФ частного определения ввиду выявления случаев нарушения законности в интересах принятия мер по выдаче истице Манухиной Л.А. посмертного специального удостоверения инвалида, определяющие ее права на меры социального обеспечения соответствующие ее социальному статусу вдовы.
Согласно ч. 1 ст. 226 ГПК РФ при выявлении случаев нарушения законности суд вправе вынести частное определение и направить его в соответствующие организации или соответствующим должностным лицам, которые обязаны в течение месяца сообщить о принятых ими мерах.
В случае, если при рассмотрении дела суд обнаружит в действиях стороны, других участников процесса, должностного или иного лица признаки преступления, суд сообщает об этом в органы дознания или предварительного следствия (ч. 3 ст. 226 ГПК РФ).
Из приведенных норм процессуального законодательства следует, что суд, вынося частное определение по конкретному делу, должен указать в нем закон или иной нормативный правовой акт, нарушение которых было допущено и выявлено при рассмотрении дела, а также лицо, допустившее нарушение требований законодательства, в адрес которого выносится частное определение. При обнаружении в действиях сторон, других участников процесса, должностного лица или иного лица признаков преступления суд сообщает об этом в органы дознания или предварительного следствия.
Положения ст. 226 ГПК РФ, закрепляющие возможность вынесения судом частных определений, направленных на устранение нарушений законности, не предполагают их произвольного применения.
Таким образом, вынесение частного определения является правом, а не обязанностью суда.
Оснований для вынесения частного определения, предусмотренных положениями части 1 статьи 226 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в адрес руководства Министерства социально-демографической и семейной политики по <адрес>, в рассматриваемом случае, суд не усматривает, поскольку материалами дела не подтверждается незаконность действий указанных органов.
Оценивая представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований.
На основании изложенного и, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Манухиной Л. А. к Отделению фонда Пенсионного и Социального страхования РФ по <адрес> о признании права на получение ежемесячной денежной выплаты –оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Ленинский районный суд <адрес> в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья (подпись) Т.А. Турбина
Копия верна
Судья:
Решение в окончательной форме изготовлено 07 апреля 2023