Судья Лифанова Г.Е. |
Дело № 33-7706/2021 (№2-423/2021) |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Екатеринбург |
02.06.2021 |
Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе:
председательствующего |
Подкорытовой Н.П., |
судей |
Хайровой Г.С., |
Шиховой Ю.В., |
при ведении протокола помощником судьи Кривовой Т.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 02.06.2021 гражданское дело № 2-423/2021 по иску прокурора города Каменск-Уральского в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному казенному учреждению «Управление городского хозяйства», Отраслевому органу администрации Каменск-Уральского городского округа по городскому хозяйству, администрации Каменск-Уральского городского округа о признании бездействия незаконным, возложении обязанности,
по апелляционным жалобам ответчиков Отраслевого органа администрации Каменск-Уральского городского округа по городскому хозяйству, администрации Каменск-Уральского городского округа на решение Красногорского районного суда г. Каменск-Уральский Свердловской области от 01.03.2021,
заслушав доклад председательствующего, пояснения представителя ответчика администрации Каменск-Уральского городского округа АлександровойЮ.А., действующей на основании доверенности от 27.04.2021, представителя ответчика Отраслевого органа администрации Каменск-Уральского городского округа по городскому хозяйству Коновницина А.М., действующего на основании доверенности от 09.01.2020, представителя истца прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском процессе прокуратуры Свердловской области Привороцкой Т.М.,
установила:
прокурор города Каменск-Уральского в интересах неопределенного круга лиц обратился с иском муниципальному казенному учреждению «Управление городского хозяйства» (далее по тексту - МКУ «УГХ»), Отраслевому органу администрации Каменск-Уральского городского округа по городскому хозяйству (далее по тексту Отраслевой орган), Администрации Каменск-Уральского городского округа о признании незаконным бездействия, выразившегося в неприятии мер к ликвидации несанкционированной свалки, возложении обязанности в срок не позднее трёх месяцев со дня вступления решения в законную силу ликвидировать несанкционированные свалки, расположенные на территории Каменск-Уральского городского округа, в 540 метрах от трассы Екатеринбург-Шадринск-Курган, слева от грунтовой дороги, ведущей к коллективному саду № 17/3, площадью 2 м х 2 м, объемом 1,2 куб. метров, а также на территории Каменск-Уральского городского округа, в 330 метрах от трассы Екатеринбург-Шадринск-Курган, слева от грунтовой дороги, ведущей к коллективному саду № 17/3, площадью 2 м х 3 м, объемом 0,6 куб. метров, состоящие из строительного и древесного мусора.
В обоснование заявленных требований истец указал, что прокуратурой г.Каменск-Уральского проведена проверка исполнения требований законодательства об охране окружающей среды, в ходе которой установлено, что на указанных земельных участках имеются несанкционированные размещения твердых коммунальных отходов, что нарушает права неопределенного круга на благоприятную окружающую среду.
Решением суда от 01.03.2021 исковые требования удовлетворены частично.
Признано незаконным бездействие МКУ «Управление городского хозяйства», Отраслевого органа Администрации Каменск-Уральского городского округа по городскому хозяйству, Администрации Каменск-Уральского городского округа в непринятии мер, направленных на ликвидацию несанкционированных мест размещения отходов, расположенных на территории Каменск-Уральского городского округа, в 540 метрах от трассы Екатеринбург-Шадринск-Курган, слева от грунтовой дороги, ведущей к коллективному саду № 17/3, площадью 2 м х 2 м, объемом 1,2 куб. метров, состоящие из строительного мусора, а также на территории Каменск-Уральского городского округа, в 330 метрах от трассы Екатеринбург-Шадринск-Курган, слева от грунтовой дороги, ведущей к коллективному саду № 17/3, площадью 2 м х 3 м, объемом 0,6 куб. метров, состоящие из строительного мусора, древесного мусора.
На муниципальное казенное учреждение «Управление городского хозяйства», Отраслевой орган Администрации Каменск-Уральского городского округа по городскому хозяйству, Администрацию Каменск-Уральского городского округа в срок не позднее 01.09.2021 возложена обязанность восстановить нарушенное состояние окружающей среды, приняв действенные меры по ликвидации несанкционированных мест размещения отходов, расположенных на территории Каменск-Уральского городского округа, в 540 метрах от трассы Екатеринбург-Шадринск-Курган, слева от грунтовой дороги, ведущей к коллективному саду № 17/3, площадью 2 м х 2 м, объемом 1,2 куб. метров, состоящие из строительного мусора, а также на территории Каменск-Уральского городского округа, в 330 метрах от трассы Екатеринбург-Шадринск-Курган, слева от грунтовой дороги, ведущей к коллективному саду № 17/3, площадью 2 м х 3 м, объемом 0,6 куб. метров, состоящее из строительного мусора, древесного мусора.
С решением не согласились ответчики Отраслевой орган администрации Каменск-Уральского городского округа по городскому хозяйству, администрация Каменск-Уральского городского округа.
В апелляционной жалобе представитель Отраслевого органа, просит отменить решение в части, исключить Отраслевой орган Администрации Каменск-Уральского городского округа по городскому хозяйству из числа ответчиков и принять новый судебный акт. В обоснование указал на нарушение и неправильное применение судом норм материального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, недоказанность юридически значимых по делу обстоятельств. Полагает, что в соответствии с пунктом 1 статьи 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами. Считает, что согласно пункту 16 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации 12.11.2016 N 1156, именно региональный оператор занимается ликвидацией несанкционированных свалок. Кроме того, указал, что в нарушение положений статьи 322 Гражданского кодекса Российской Федерации, суд необоснованно возложил обязанность по принятию мер к ликвидации свалок на всех ответчиков солидарно.
В апелляционной жалобе представитель администрации Каменск-Уральского городского округа ставит вопрос об отмене судебного решения в части удовлетворения исковых требований прокурора к администрации. В обоснование апелляционной жалобы представитель указал, что считает администрацию ненадлежащим ответчиком, поскольку обязанность по ликвидации несанкционированных свалок закреплена за региональным оператором. Судом не дана правовая оценка доводам реализации полномочий администрации Каменск-Уральского городского округа через свои структурные подразделения. Отраслевой орган является структурным подразделением администрации и наделен правами юридического лица, производит контроль за деятельностью МКУ «УГХ», в отношении которого осуществляет полномочия главного распорядителя бюджетных средств. Кроме того, судом не принято во внимание, что в состав отходов входит строительный мусор, который не относится к твердым коммунальным отходам, в связи с чем, ликвидации свалок за счет местного бюджета не подлежит.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представители ответчиков Отраслевого органа администрации Каменск-Уральского городского округа по городскому хозяйству, администрации Каменск-Уральского городского округа, настаивая на удовлетворении апелляционных жалоб, поддержали изложенные выше доводы.
Прокурор, возражая против удовлетворения апелляционных жалоб ответчиков, указала на необоснованность ее доводов, отсутствие оснований для отмены судебного решения.
Иные участники процесса в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции извещены надлежащим образом, в том числе, публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда, об уважительности причин неявки до начала судебного заседания не сообщили.
С учетом изложенного, и поскольку участие в судебном заседании является правом, а не обязанностью лица, участвующего в деле, но каждому гарантируется право на рассмотрение дела в разумные сроки судебная коллегия, руководствуясь статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, определила рассмотреть дело при данной явке.
Заслушав пояснения явившихся участников процесса, изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом и подтверждено материалами дела, на земельном участке Каменк-Уральского городского округа, расположенном слева от грунтовой дороги в 540 метрах от трассы Екатеринбург-Шадринск-Курган площадью 2х2 метра, объемом 1,2 куб.метров, и на земельном участке слева от грунтовой дороги в 330 метрах от трассы Екатеринбург-Шадринск-Курган, площадью 2х3 метра, объемом 0,6 куб.метров, установлено несанкционированное размещение свалок, состоящих из строительного и древесного мусора.
Как следует из сообщения Администрации Каменск-Уральского городского округа от 28.05.2021, приобщенного к материалам судебной коллегией в ходе судебного заседания, исходя из положений статей 148, 150, абзаца 2 части 1 стати 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, разъяснений, данных в абзаце 2 пункта 29 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19.06.2012 N 13 «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции», территория несанкционированного размещения отходов находится в пределах Каменск-Уральского городского округа, относится к землям, государственная собственность на которые не разграничена.
Право собственности на отходы определяется в соответствии с гражданским законодательством (статья 4 названного закона).
Документы, позволяющие определить собственника отходов, расположенных на вышеуказанном земельном участке, в материалы дела не представлены.
Согласно примечанию к пункту 7.8 ГОСТа 30772-2001, если юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, не установлены, собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.
Отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, в силу предписаний абзаца второго пункта 1 статьи 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», не является препятствием для распоряжения ими.
Исходя из предписаний пункта 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется:
- органом местного самоуправления городского поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории такого поселения, за исключением случаев, предусмотренных поименованным пунктом (абзац третий);
- органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района, за исключением случаев, предусмотренных данным пунктом (абзац четвертый).
Из правового анализа приведенной нормы следует, что за участки, расположенные на территории городского поселения, отвечает орган местного самоуправления такого поселения, который среди прочего несет обязанность по недопущению загрязнения либо иного негативного воздействия на эти участки.
Факт образования несанкционированной свалки на подведомственной органу местного самоуправления Каменск-Уральский городской округ территории подтвержден материалами проверки, и ответчиками в ходе судебного разбирательства не оспаривался. Доказательств того, что на момент рассмотрения дела в суде несанкционированная свалка отходов на указанном земельном участке ликвидирована, ответчиками не представлены.
Установив наличие на земельных участках Каменск-Уральского городского округа несанкционированных свалок, меры, к ликвидации которых не были приняты, суд первой инстанции, руководствуясь положениями пункта 2 статьи 7, статьей 11, пункта 2 статьи 13, статьей 51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», статьи 22 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», пришел к выводу об удовлетворении заявленных прокурором требований, поскольку бездействие ответчиков по ликвидации свалок нарушает права неопределенного круга лиц - жителей на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, на благоприятную среду обитания. Применив положения пункта 24 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», пункт 2 статьи 13, пункт 1 статьи 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», статьей 5 Областного закона от 19.12.1997 N 77-ОЗ «Об отходах производства и потребления», суд первой инстанции возложил обязанность по организации мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа, всех ответчиков в пределах компетенции каждого.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения, и установленным обстоятельствам дела.
Доводы апелляционных жалоб о том, что Отраслевой орган и администрация Каменск-Уральского городского округа являются ненадлежащими ответчиками по делу, судебной коллегией признаются несостоятельными, поскольку основаны на неверном толковании правовых норм применительно к рассматриваемым обстоятельствам дела.
Согласно Уставу муниципального образования город Каменск-Уральский (л.д.13) к вопросам местного значения городского округа относится: участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов. К полномочиям Администрации города по решению вопросов местного значения относится: участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов; осуществление контроля за соблюдением правил благоустройства территории городского округа, организации благоустройства территории городского округа в соответствии с указанными правилами, а также организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа (статья 5, 29 Устава).
Также Уставом муниципального образования предусмотрено координирование деятельности ответчиков по обеспечению функционирования городского хозяйства. Наличие Отраслевого органа не снимает с администрации обязанности по муниципальному контролю. Решение вопросов финансирования по организации реализации, утвержденных природоохранных мероприятий, которые находятся в ведении Отраслевого органа администрации города по городскому хозяйству, осуществляющего, в том числе бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств, по которым разногласия Учреждения и Отраслевого органа не позволяют оперативно устранить реальную угрозу окружающей среде, возможно лишь при непосредственном участии администрации, которой подконтрольны МКУ «УГХ и Отраслевой орган (пункты 1.7, 2.3.5 Устава МКУ «УГХ»).
Статьей 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» установлено, что организация деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом (пункт 2).
Согласно пункту 24 части 1 статьи 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится участие в организации деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.
Статья 7 Федерального закона «Об охране окружающей среды» определяет полномочия органов местного самоуправления в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, пункт 3 которой относит к вопросам местного значения городского округа организацию мероприятий по охране окружающей среды в границах округа; участие в организации деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.
Пункт 3 статьи 8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» также определяет участие в организации деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих городских округов к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами.
Кроме того, по смыслу пункта 16 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением правительства Российской Федерации от 12.11.2012 N 1156, при обнаружении несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов обязанность по ликвидации места их несанкционированного размещения подлежит возложению на собственника земельного участка.
Согласно пункту 7.8 «ГОСТ 30772-2001. Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения», введенного постановлением Госстандарта России от 28.12.2001 N 607-ст, собственником отходов является юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, в собственности которых они находятся, которые намерены осуществлять заготовку, переработку отходов и другие работы по обращению с отходами, включая их отчуждение. Если это лицо не установлено, собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.
Поскольку земельные участки, на которых установлено несанкционированное размещение отходов, расположены на территории Каменск-Уральского городского округа, относятся к не разграниченным землям, сведения о том, что отходы относятся к отходам коммунального происхождения отсутствуют, то в силу приведенных выше положений закона оснований для освобождения ответчиков от возложенной на них обязанности по организации ликвидации несанкционированных свалок не имеется.
Вопреки доводам авторов жалоб, именно Администрация города обязана организовать ликвидацию расположенных на земельных участках, ставших предметом судебного разбирательства, несанкционированных свалок отходов в силу прямого указания статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статьи 5 Областного закона от 19.12.1997 N 77-ОЗ «Об отходах производства и потребления».
Доказательств того, что администрация Каменск-Уральского городского округа надлежащим образом организовала сбор и утилизацию отходов, не предоставлено, поскольку несанкционированные свалки не ликвидированы.
Указание в апелляционных жалобах на обязанность по ликвидации несанкционированных свалок региональным оператором, также состоятельными не являются.
В порядке пункта 2 статьи 24.6 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации (далее - правила обращения с твердыми коммунальными отходами).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (ред. от 15.09.2018 N 1094) «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 N 641» (далее - Постановление N 1156) утверждены Правила обращения с ТКО, включая Порядок заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО (далее - Порядок), утверждена форма типового договора на оказание услуг по обращению с ТКО.
Согласно абзацу 2 пункта 4 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156), региональный оператор осуществляет сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Пунктом 4 статьи 24.7 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» установлено, что по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
Таким образом, деятельность регионального оператора по обращению с ТКО регламентирована заключенным договором, и названным Постановлением. Ответчиками доказательств, подтверждающих факт заключения с региональным оператором ЕМУП «Спецавтобаза», договора на оказание услуг по ликвидации выявленных мест несанкционированного размещения твердых отходов, в материалы дела не представлено.
Доводы жалобы о том, что судом не принято во внимание, что в состав отходов входит строительный мусор, который не относится к твердым коммунальным отходам, в связи с чем, ликвидации свалок за счет местного бюджета не подлежит, судебной коллегией отклоняется, поскольку как указал Конституционный Суд Российской Федерации, в системе действующего правового регулирования вопрос о возложении обязанности по непосредственному устранению захламления на расположенных на территории муниципального образования земельных участках в случае, если виновное в причинении вреда лицо не установлено, должен разрешаться на основе определения правообладателя соответствующего земельного участка вне зависимости от вида отходов, которые несанкционированно размещены на земельном участке (п. 4.2 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 13.10.2015 № 26-П, Постановление от 26.04.2016 №13-П).
Ссылка в жалобе ответчика о том, что предусмотренных законом оснований для возложения на ответчиков солидарной ответственности по устранению нарушений, у суда не имелось, судебной коллегией не может быть признана обоснованной, поскольку суд не возлагал солидарную ответственность на ответчиков. Обязанность, выполнение которой возложено на ответчиков, возложена на всех ответчиков в пределах из компетенции, иного из решения суда не следует.
Приводимое в апелляционных жалобах фактическое обоснование допущенных судом нарушений направлено на несогласие с выводами суда первой инстанции, основано на субъективном толковании норм материального и процессуального права, которое о незаконности и необоснованности обжалуемого решения не свидетельствует.
Других доводов апелляционные жалобы не содержат.
При изложенных обстоятельствах, решение суда подлежит оставлению без изменения, апелляционные жалобы, не содержащие доводов, влекущих его отмену, без удовлетворения. Нарушения норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации безусловными основаниями для отмены решения, судом не допущено.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 328, статьей 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия,
определила:
решение Красногорского районного суда г. Каменск-Уральский Свердловской области от 01.03.2021, оставить без изменения, апелляционные жалобы ответчиков Отраслевого органа администрации Каменск-Уральского городского округа, администрации Каменск-Уральского городского округа по городскому хозяйству – без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.П. Подкорытова |
Судьи |
Г.С. Хайрова |
Ю.В. Шихова |
... |
... |
...
...
... |
... |
...
... |
... |
... |
... |
... |
...
...
...
...
...
...
...
... |
... |
... |
... |
... |