Решение по делу № 2-327/2023 от 09.08.2023

Дело № 2-327/2023

УИД59RS0022-01-2023-001175-59

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

20 октября 2023 года г.Кизел

    Кизеловский городской суд Пермского края в составе председательствующего судьи Балуевой Е.В.,

    при секретаре судебного заседания Кольмаковой И.С.,

    с участием прокурора Гамбург М.А.,

    представителя ответчика Биктимеровой Л.Р.,

    рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Кизела к Администрации городского округа «Город Кизел» о возложении обязанности обеспечить снос здания, исключить доступ посторонних лиц,

у с т а н о в и л:

    Прокурор города Кизела обратился с иском к администрации городского округа «Город Кизел» о возложении обязанности по сносу здания, расположенного по <адрес> в <адрес> края не позднее одного месяца с момента вступления в законную силу решения суда и обеспечить исключение доступа посторонних лиц в данное здание до момента его сноса.

    Исковые требования мотивированы тем, что в ходе проверки прокуратуры установлено, что многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес> расселен в 2021г. в рамках региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на территории Пермского края на 2019-2024 годы, утвержденной постановлением Правительства Пермского края от 29.03.2019 №227-п, реализация мероприятий завершена в декабре 2021 года. Жильцы в указанном доме не проживают. Срок реализации адресной программы в части переселения данного дома истек, однако дом не снесен, территория вокруг аварийного объекта не огорожена, что в свою очередь, создает угрозу возникновения причинения вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц, в том числе и несовершеннолетних, что является недопустимым. В данном здании жилые помещения находятся в муниципальной собственности. Решением Кизеловского городского суда от 03.10.2022г. на администрацию города Кизела возложена обязанность обеспечить исключение доступа посторонних лиц на территорию здания не позднее одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

15.05.2023г. исполнительное производство было окончено фактическим исполнением, однако в настоящий момент установлено, что в данном здании двери, окна отсутствуют, перекрытия находятся под угрозой разрушения, ограждения указанного здания отсутствуют. Вследствие действий посторонних лиц заколоченные и забаррикадированные окна и двери первого этажа вновь выбиты, имеются следы проникновения посторонних лиц. Дом представляет угрозу для окружающих, вследствие внезапного обрушения стен и наличия частичного доступа в здание.

    В связи с выявленными нарушениями в адрес администрации городского округа «Город Кизел», прокуратурой города Кизела было внесено представление об устранении нарушений требований законодательства о муниципальной собственности.

    До настоящего времени здание не снесено, бездействие администрации создает угрозу безопасности для неопределенного круга лиц.

    Участвующий в деле прокурор исковые требования подержал в полном объеме по доводам иска.

    Представитель ответчика Запиляй В.П., участвовавшая в судебном заседании 28.09.2023г., иск не признала, пояснила, что было направлено письмо в МБУ «Благоустройство» с просьбой ограничить доступ в здание по Советской, 14. По второму пункту иска ранее было рассмотрено гражданское дело, и принято решение. Данное решение было исполнено, считает, что повторные требования не должны рассматриваться в рамках данного дела. По пункту 1 считает, что срок не реальный для сноса, в связи с тем, что вдоль торца дома проходит газовая труба. Требуется время для ее переноса. Чтобы снести дом необходимо объявить электронный аукцион или конкурс, это требует определенного времени. Дом расселен 2020-2021 годах.

Из-за того, что по торцу дома походит газовая труба, газовики выставили смету расходов, сейчас формируется бюджет, в котором будут предусмотрены средства на снос данного дома. Считает реальный срок хотя бы до июня следующего года. Представитель ответчика Биктимерова Л.Р. поддержала доводы, изложенные представителем администрации ранее, просила в удовлетворении иска отказать, представила акт осмотра дома, о том, что двери и окна заколочены, натянута сигнальная лента.

    Третье лицо Гасараев М.М. в судебное заседание не явился, извещался судом надлежащим образом, судебные извещения не получает, конверт вернулся с отметкой об истечении срока хранения.

    Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.

    Согласно ст. ст. 215, 294 и 296 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в ст. 125 настоящего Кодекса. Имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом.

    Частью 1 ст. 51 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, что органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

    Частью 1 ст. 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся, в том числе, признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания; осуществление муниципального жилищного контроля.

    В соответствии со ст. 15 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.

    Пунктом 7 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного     Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47, предусмотрено, что признание многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям.

    Пунктом 10 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.

    Частью 1 ст. 37 Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" установлено, что при прекращении эксплуатации здания или сооружения собственник здания или сооружения должен принять меры, предупреждающие причинение вреда населению и окружающей среде, в том числе меры, препятствующие несанкционированному доступу людей в здание или сооружение, а также осуществить мероприятия по утилизации строительного мусора.

    Согласно пункту 6 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправлении в Российской Федерации" одним из вопросов местного значения городского поселения является обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.

    Аналогичные нормы права закреплены в Уставе городского округа «Город Кизел» (ст. ст. 12-14).

    В силу приведенных норм права на органы местного самоуправления муниципального образования возложены обязанности по принятию мер, предупреждающих причинение вреда населению и окружающей среде, в том числе мер по сносу аварийных расселенных домов, поскольку непринятие своевременных мер по сносу аварийных расселенных домов создает угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц.

    Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> по постановлению Администрации Кизеловского городского поселения № 304 от 14.12.2016 года признан аварийным и подлежащим сносу, что подтверждается постановлением Администрации Кизеловского городского поселения от 14.12.2016г. и Приложением к нему, а также Актом обследования многоквартирного дома № 3-1 от 13.07.2016г. и Заключением межведомственной комиссии от 13.07.2016(л.д.9-14).

    Согласно краевой адресной программе по переселению граждан, из аварийного жилищного фонда на территории Пермского края на 2019 - 2025, утвержденной постановлением Правительства Пермского края от 33.2019 № 227-п, указанный многоквартирный дом расселен в 2021 году.

    В силу положений указанной Программы для достижения её целей должны быть решены следующие задачи: переселение граждан, проживающих в аварийных многоквартирных домах, в благоустроенные жилые помещения в возможно сжатые сроки; снос аварийных многоквартирных домов, использование освободившихся земельных участков после сноса аварийного дома под строительство новых объектов капитального строительства.

    Согласно плану реализации мероприятий по сносу аварийных домов, расселяемых по этапу в 2021 году в рамках региональной программы, Утвержденной постановлением Правительства Пермского края от 29.03.2019 г. №227-п, предусмотрен снос многоквартирного дома, расположенного по <адрес>.

    Судом установлено, что многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес> полностью расселен.

    В ходе проверки прокуратурой г.Кизела на основании обращения Наумова О.В. установлено, что многоквартирный дом, расположенный по адресу <адрес> расселен в 2021 году в рамках региональной адресной программы переселению граждан из аварийного жилищного фонда на территории Пермского края на 2019-2024 годы, утвержденной постановлением Правительства Пермского края от 29.03.2019 №227-п, реализация мероприятий завершена в декабре 2021 года. Жильцы в указанном доме не проживают. Срок реализации адресной программы в части переселения данного дома истек, о дом не снесен, территория вокруг аварийного объекта не ограждена, что в очередь, создает угрозу возникновения причинения вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц, в том числе, несовершеннолетних, что является недопустимым.

    21.03.2023г. в адрес главы администрации городского округа «Город Кизел» прокурором города Кизела внесено представление об устранении нарушений требований законодательства о государственной и муниципальной собственности, а именно: по результатам осуществления надзора за исполнением органами местного самоуправления федерального законодательства при расселении граждан из аварийного жилищного фонда, установлено, что аварийный много квартирный дом по <адрес> в <адрес> расселен полностью, жильцы в указанном доме не проживают. Срок реализации адресной программы в части переселения данного дома истек, однако дом не снесен, территория вокруг аварийного дома не огорожена, что в свою очередь создает угрозу возникновения причинения вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц, в том числе и несовершеннолетних, что является недопустимым. Выявленные нарушения в части неисполнения законодательства регулирующего требования законодательства о государственной и муниципальной собственности, нарушают права и интересы жителей города, являются недопустимыми, угрожают жизни и здоровью населения Кизеловского городского округа, в представлении прокурор просит принять меры к устранению выявленных нарушений(л.д.15-16).

    В ответ на представление администрация указала, что снос многоквартирного дома по <адрес> в <адрес>, был запланирован на 2023г., для чего в бюджете были запланированы денежные средства. В ходе подготовки документации для проведения аукциона, было установлено, что по локальному сметному расчету, представленному АО «Газпром газораспределение Пермь» требуется сумма 379483,84 руб. для осуществления работ по переносу фасадного газопровода. В связи с этим администрацией принято решение о переносе срока сноса дома по <адрес>,ДД.ММ.ГГГГг. для выделения более крупной суммы средств на осуществление демонтажа(л.д.17).

    31 июля 2023г. был осуществлен осмотр территории сотрудниками прокуратуры, выявлено, что в многоквартирном доме по <адрес> крыша частично разрушена, оконные и дверные проемы частично заколочены по всему периметру. Имеются участки, посредством которых можно свободно попасть в здание. Отсутствуют разъяснительные объявления о том, что проход и проезд запрещен и в связи с чем запрещен. В ходе осмотра проводилось фотографирование.(л.д.20-26).

    Постановлением №64 от 02.03.2023г. в муниципальную программу «Обеспечение качественным жильем и услугами ЖКХ населения городского округа «Город Кизел», утвержденную постановлением администрации города Кизела от 29.03.2019г. № 212 внесены изменения. Согласно приложению №3 к данному постановлении. Финансовое обеспечение реализации муниципальной программы - снос многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу на 2023г. предусмотрено- 1 000 000 руб.(л.д.39,40).

    Согласно распоряжению № 91-р от 16.03.2023г. принято решение осуществить снос здания многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>(л.д.41).

    Из представленного локального сметного отчета по сносу здания по <адрес>, следует, что сметная стоимость составляет 1 000 000 руб.(л.д.42-44).

    Согласно письму АО «Газпром газораспределение Пермь» и приложенному к нему сметному расчету сметная стоимость по переносу фасадного газопровода составляет 379463,84 руб.(л.д.48-52).

     ГБУ ПК «Центр технической инвентаризации и кадастровой оценки Пермского края» подготовлена проектная документация по организации работ по сносу многоквартирного дома по адресу: <адрес>(л.д.54-86).

    Согласно выписке из ЕГРН собственником нежилого помещения в указанном многоквартирном доме является Гасараев М.М.(л.д.89).

     Как следует из акта обследования многоквартирного дома по <адрес>, силами МБУ «Благоустройство» осуществлены работы по ограничению доступа на первый этаж дома путем заколачивания оконных и дверных проемов первого этажа со двора, в целях предотвращения доступа посторонних лиц(л.д.98).

    28.09.2023г. прокуратурой вновь был произведен осмотр территории многоквартирного дома по <адрес>, в ходе которого установлено, что имеются участки посредством которых можно свободно попасть в здание, отсутствуют разъяснительные объявления о том, что проход запрещен.

    Согласно ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-Ф3 «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» при прекращении эксплуатации здания или сооружения собственник здания или сооружения должен принять меры, предупреждающие причинение вреда населению и окружающей среде, в том числе меры, препятствующие несанкционированному доступу людей в здание или сооружение.

    В соответствии с п.1 ст.22 Федерального закона от 30.03.1999г. № 52-ФЗ « О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежит сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и нормативными правовыми актами Российской Федерации.

    В соответствии с п. 2.5.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170 все конструкции, находящиеся в аварийном состоянии, должны быть обеспечены охранными устройствами, предупреждающими их обрушение.

Положениями Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» устанавливаются основные гарантии прав и законных интересов ребенка, предусмотренных Конституцией РФ. По смыслу данного федерального закона государство признает детство важным этапом жизни человека и исходит из принципов приоритетности подготовки детей к полноценной активной жизни в обществе.

В соответствии с 4.1, 2 ст. 4 данного закона целями государственной политики в интересах детей является в т.ч. защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие. Государственная политика в интересах ребенка является приоритетной и основана на принципах законодательного обеспечения прав ребенка, ответственности юридических лиц, должностных лиц, граждан за нарушение прав и законных интересов ребенка, причинение ему вреда.

В силу п. 22 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 № 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" судам следует учитывать, что в силу части 10 статьи 32 ЖК РФ признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является, по общему правилу, основанием для предъявления органом, принявшим такое решение (то есть межведомственной комиссией, создаваемой исходя из принадлежности жилого дома федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления), к собственникам жилых помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок за счет их собственных средств.

Согласно сведений из ЕГРН собственником всех жилых помещений в указанном многоквартирном доме является муниципальное образование городской округ «Город Кизел».

Как установлено в судебном заседании и не оспаривается со стороны ответчика, отселение жителей дома по <адрес> осуществлено, однако снос расселенного аварийного дома не произведен.

Определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения физических и юридических лиц является компетенцией органа местного самоуправления.

Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного суда Российской Федерации за 2 квартал 2009 года (вопрос N 3), определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения физических и юридических лиц является компетенцией органа местного самоуправления.

Как следует из положений части 10 статьи 32 ЖК РФ, а также пункта 22 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", принятие решения о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, а также совершение всех последующих действий, связанных с таким решением и направленных на защиту конституционного права граждан на жилище, должно осуществляться в разумные сроки.

Анализ приведенных положений жилищного законодательства в их совокупности свидетельствует о том, что определение конкретных сроков сноса многоквартирного жилого дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, относится к компетенции органов местного самоуправления, при этом такие сроки должны отвечать признакам разумности.

Учитывая, что строительные конструкции многоквартирного жилого дома по <адрес> в <адрес> в виду их аварийного технического состояния несут угрозу жизни и здоровья граждан, а также несовершеннолетних лиц, которые проходят рядом с ним, рядом с данным аварийным домом находится учебное заведение, в связи с риском обрушения несущих конструкций, суд приходит к выводу о том, что требования прокурора о сносе указанного многоквартирного дома подлежат удовлетворению, при определении срока сноса данного многоквартирного дома суд исходит из требований разумности, а также из существующей угрозы обрушения дома, реальной угрозе жизни и здоровья граждан, в том числе и несовершеннолетних.

При определении срока сноса многоквартирного дома по <адрес> в <адрес>, суд полагает разумным срок в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу решения суда, со стороны ответчика доказательств того, что для сноса дома требуется более продолжительное время не представлено.

     Кроме того, судом установлено, что со стороны администрации города Кизела, как собственника аварийного многоквартирного дома по <адрес> в <адрес> достаточных и необходимых мер к обеспечению ограничения доступа посторонних лиц в аварийное жилье не предпринимается, принятые меры не в полной степени обеспечивают исключение доступа посторонних лиц в аварийное здание, доводы представителя ответчика о том, что ранее судом уже принималось решение об ограничении доступа посторонних лиц в данное здание судом отклоняются, поскольку в настоящее время в данное здание имеется свободный доступ, что угрожает жизни и здоровью неопределенного круга лиц, в том числе и несовершеннолетних, представленный со стороны ответчика акт от 19.10.2023г., не свидетельствует о том, что доступ в здание полностью ограничен, из данного акта видно, что окна заколочены старыми дверями, рамами, картоном и огражден сигнальной лентой. Однако из представленных фотографий видно, что имеются участки по которым возможно попасть внутрь здания, имеются открытые участки( окна подвального помещения). Кроме того, за период с мая по октябрь 2023г. неоднократно установлено, что в указанный аварийный дом имеется свободный доступ, поскольку предпринимаемые меры со стороны администрации по ограничению доступа в данный дом являются недостаточными, что следует из актов осмотра дома.

    На основании изложенного, а также исходя из положений Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», ч. 1 ст. 37 которого предусмотрено, что при прекращении эксплуатации здания или сооружения собственник такого здания или сооружения должен принять меры, предупреждающие причинение вреда населению и окружающей среде, в том числе меры, препятствующие несанкционированному доступу людей в здание или сооружение, суд приходит к выводу, что требования прокурора являются обоснованными и подлежат удовлетворению, поскольку направлены на понуждение органа местного самоуправления исполнить возложенные на него законом обязанности.

    Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

    Исковые требования прокурора города Кизела удовлетворить.

    Возложить на администрацию городского округа «Город Кизел» обязанность по сносу здания, расположенного по адресу: <адрес> не позднее шести месяцев со дня вступления в законную силу решения суда; обеспечить исключение доступа посторонних лиц в задание по <адрес> до момента его сноса.

    Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Кизеловский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме 23 октября 2023 года.

    Судья Е.В.Балуева

    

    

2-327/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор города Кизела
Ответчики
Администрация городского округа "Город Кизел"
Другие
Гасараев Магомедрасул Моллалович
Суд
Кизеловский городской суд Пермского края
Судья
Балуева Елизавета Владимировна
Дело на странице суда
kizel.perm.sudrf.ru
09.08.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
09.08.2023Передача материалов судье
10.08.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
10.08.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
04.09.2023Подготовка дела (собеседование)
04.09.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
28.09.2023Судебное заседание
28.09.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
28.09.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
09.10.2023Судебное заседание
20.10.2023Судебное заседание
23.10.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
24.10.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.10.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее