Дело № 2-3191/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
05 октября 2018 года
Республика Коми город Сыктывкар
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Щелканова М.В.
при секретаре Куприенковой Л.А.,
с участием:
представителя ответчика Министерства строительства и дорожного хозяйства Республики Коми по доверенности Алешихиной А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Шериш Н.В. к Министерству строительства и дорожного хозяйства Республики Коми, администрации МО ГО «Вуктыл» о признании права на получении государственной жилищной субсидии, обязании выдать сертификат,
установил:
Шериш Н.В. обратилась в суд с иском к ответчику Министерству строительства и дорожного хозяйства Республики Коми, в котором просит суд признать за ней право на получение государственной жилищной субсидии социальной выплаты в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2002 № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» по категории «Инвалиды» с датой постановки на учет 26.12.2000 после умершего супруга ... А.И., а также обязать ответчика выдать Шериш Н.В. в порядке очередности государственный жилищный сертификат на состав семьи из двух человек.
К участию в деле в качестве соответчика привлечена администрация МО ГО «Вуктыл», в качестве третьего лица Шериш И.А.
В судебном заседании представитель ответчика Министерства строительства и дорожного хозяйства Республики Коми по доверенности Алешихина А.А. возражала против удовлетворения иска.
Истец Шериш Н.В., третье лицо Шериш И.А., представитель ответчика администрации МО ГО «Вуктыл не явились, извещены.
Переселение жителей Республики Коми, состоящих на учете в органах местного самоуправления северных городов и районов за счет средств федерального бюджета, осуществляется в рамках реализации Федерального закона от 25.10.2002г. № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» (далее – Федеральный закон от 25.10.2002г. № 125-ФЗ), подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы (далее – Подпрограмма) и Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2006г. № 153 (далее – Правила).
По информации, представленной ответчиками, ... А.И. состоял на учете граждан, имеющих право на получение социальной выплаты для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Сервера и приравненных к ним местностей с датой постановки на учет 26.12.2000 по категории «инвалид».
В материалах дела отсутствует заявление ... А.И. о постановке на учет от 26.12.2000.
При этом представлена предварительная заявка Шериш Н.В., претендующей на получение субсидии, от 26.12.2000, с указанием льготы супруга Шериш А.И., являющегося инвалидом ...
Поскольку ... А.И. был поставлен на учет в соответствии с заявлением его супруги Шериш Н.В., при этом он включен в льготную очередь по категории «инвалид», подлежит проверке факт наличия (отсутствия) у ... А.И. на 26.12.2000 право быть включенным в список лиц, имеющих право на получение социальной выплаты для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Сервера и приравненных к ним местностей.
По состоянию на 26.12.2000 действовал Федеральный закон от 25 июля 1998 года "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", который предусматривал, что правом на получение жилищных субсидий, предоставляемых за счет средств федерального бюджета, обладают граждане, имеющие стаж работы или проживающие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 лет и не имеющие жилья в других регионах Российской Федерации (часть первая статьи 1); средства федерального бюджета, предусмотренные на предоставление жилищных субсидий гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных в ним местностей, в объеме до 5 процентов используются на предоставление жилищных субсидий гражданам, выехавшим из указанных районов и местностей не ранее 1 января 1992 года, нуждающимся в улучшении жилищных условий по новому месту жительства и имеющим в соответствии с данным Федеральным законом право на получение таких субсидий (статья 2).
Согласно си. 4 Федерального закона от 25 июля 1998 года "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" предоставление жилищных субсидий гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых находятся районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности, в первую очередь гражданам, работающим в ликвидируемых организациях и проживающим в закрывающихся городах, поселках и на полярных станциях, а также инвалидам, в том числе инвалидам с детства, родившимся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, пенсионерам и гражданам, зарегистрированным более одного календарного года в качестве безработных.
Таким образом, в силу ранее действовавшего закона необходимым условием для постановки на учет являлось наличие стажа работы либо проживание не менее 15 лет в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также отсутствие недвижимости в иных регионах Российской Федерации.
... А.И. проживал в г. ... с ** ** **, что подтверждается выпиской из домовой книги о прибытии в ** ** ** (л.д. 76), а также начала период работы в ... с ** ** ** (л.д. 167), являлся инвалидом с ** ** **, а значит, на 26.12.2000 необходимое условие (проживание в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 лет) соблюдено.
Данных о наличии у него недвижимого имущества в других регионах Российской Федерации не имеется.
... А.И. умер ** ** **
22.07.2015 Шериш Н.В. обратилась с заявлением о переводе очереди с ... А.И. на нее.
Данное заявление удовлетворено администрацией МО ГО «Вуктыл», очередь переведена на истца (постановление от 07.08.2015 № 08/553).
Ответчик оспаривает право Шериш Н.В. на получение социальной выплаты по следующим основаниям.
1. Очередь не могла быть переведена с ... А.И. на Шериш Н.В.
Суд отклоняет данный довод по следующим основаниям.
Категории граждан, которые имеют право на получение жилищных субсидий, установлены статьей 1 Федерального закона от 25.10.2002 N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей".
Согласно ч. 2 ст. 1 Федерального закона в случае смерти гражданина, состоявшего на учете в качестве имеющего право на получение жилищной субсидии, право на ее получение (с учетом даты постановки на учет такого гражданина и очередности предоставления жилищной субсидии) сохраняется за членами его семьи. В этом случае получателем жилищной субсидии является один из членов семьи такого гражданина, действующий на основании нотариально заверенной доверенности, выданной ему другими совершеннолетними членами семьи.
Согласно ч. 5 ст. 5 указанного Федерального закона для целей настоящего Федерального закона членами семьи гражданина, выезжающего из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей и имеющего право на получение жилищной субсидии, признаются постоянно проживающие совместно с ним супруг или супруга, дети, родители, усыновленные, усыновители данного гражданина.
Поскольку истица являлась членом семьи умершего ... А.И., который стоял на учете в категории "инвалиды", на день смерти проживала совместно с ним и вела общее хозяйство, то она вправе претендовать на получение жилищной субсидии. Ранее действующее законодательство не содержало прямой запрет на данное правопреемство, а поскольку в последующем законодатель закрепил данной право в Федеральном законе, следовательно применение их к ранее возникшим правоотношениям, как улучшающие положение данных лиц, является обоснованным.
2. Семья Шериш утратила право на получение социальной выплаты в связи с приобретением жилого помещения в г. ...
Согласно подп. "в" п. 21 Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденное Постановлением Правительства РФ N 879 от 10.12.2002 (далее – Положение), граждане снимаются с учета имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в случае приобретения (строительства) жилых помещений в районах и местностях, не отнесенных к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям.
Как установлено судом, в соответствии с договором дарения от ** ** ** (зарегистрирован ** ** **) ... А.С. подарил Шериш Н.В. ... квартиры по адресу: г...
Данная доля квартиры была продана Шериш Н.В. по договору купли-продажи от ** ** ** (зарегистрирован ** ** **).
Судом истребовано дела правоустанавливающих документов на данную квартиру. Из представленных документов следует, что фактически данная квартира являлась коммунальной, приватизация осуществлялась путем предоставления гражданам в собственность комнат с определением доли в квартире.
Так, приобретенные истцом ... квартиры представляют собой комнату площадью ... кв.м., что отражено в договоре № ... передачи доли коммунальной квартиры в собственность граждан от ** ** **
Площадь квартиры по адресу: ... составляет ... кв.м.
Соответственно, на долю Шериш Н.В. приходится ... кв.м.
В период с ** ** ** состав семьи Шериш составлял до ** ** ** (смерть ... А.И.) три человека (... А.И., Шериш Н.В., Шериш И.А.), после ** ** ** - два человека (Шериш Н.В., Шериш И.А.),
В соответствии с п. 1 ст. 3 Закона Санкт-Петербурга N 407-65 от 19 июля 2005 года учетная норма площади жилого помещения на одного человека в ... составляет: 9 квадратных метров общей площади жилого помещения для проживающих в отдельных квартирах и жилых домах; 15 квадратных метров общей площади жилого помещения для проживающих в коммунальных квартирах.
Частью 2 ст. 31 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что члены семьи собственника жилого помещения имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи.
Поскольку квартира по адресу: ..., является коммунальной, в период нахождения ее в собственности Шериш Н.В. на каждого члена семьи приходилось менее учетной нормы (15 кв.м.), а следовательно, оснований для исключения семьи Шериш с учета по данному основанию не имелось, а право не было утрачено.
3. В документах истец Шериш Н.В. указала не соответствующие действительности сведения, что является основанием для снятия с учета.
В заявлении (рапорте) на выдачу сертификата в графе «сведения о гражданско-правовых сделках, приведших к отчуждению жилого помещения, принадлежащего мне и (или) членам моей семьи на праве собственность…» отсутствуют указание на заключение договора купли-продажи квартиры от ** ** **
Согласно подп. "в" п. 21 Положения граждане снимаются с учета имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в случае выявления в представленных документах не соответствующих действительности сведений.
Суд полагает, что в рассматриваемом случае данный пункт не применим, поскольку в силу п. 11 Положения органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации (органы местного самоуправления) в установленном законодательством Российской Федерации порядке запрашивают в территориальном органе федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, - выписку (выписки) из Единого государственного реестра недвижимости о правах гражданина, имеющего право на получение социальной выплаты для приобретения жилья, и членов его семьи на имеющиеся (имевшиеся) у них жилые помещения.
Подп. «в» п. 21 Положения применим, например, в случае умышленного сокрытия сведений о принадлежавшем имуществе (например, при принятии наследства без регистрации права собственности), когда данные сведения не могут быть получены уполномоченным органом путем направления запросов.
Поскольку договор зарегистрирован в установленном порядке, сведения о данной сделке, независимо от указания о ней в заявлении, будут получены уполномоченным органом, суд приходит к выводу о неумышленном неуказании в заявлении сведений о сделке, в связи с чем данное обстоятельство не может служить основанием для отказа в предоставлении социальной выплаты.
Иные возражения ответчика касаются не права истца на получение социальной выплаты, а указывают на неполное предоставление документов.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что за истцом необходимо признать право на получение государственной социальной выплаты в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2002 № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» по категории «Инвалиды» с датой постановки на учет 26.12.2000.
Поскольку в иске содержится требование выдать сертификат на двух человек, в резолютивной части суд указывает на состав семьи истца, состоящий из двух человек: Шериш Н.В., Шериш И.А.
Следующим требованием истца является требование об обязании выдать Шериш Н.В. в порядке очередности государственный жилищный сертификат на двух человек.
Поскольку государственный жилищный сертификат выдается в порядке очередности (п. 20 Положения), оснований для возложения на ответчика обязанности по выдаче сертификата не имеется, поскольку наличие решение суда об обязании выдать сертификат предполагает внеочередную обязанность.
Кроме того, помимо самого права, для получения сертификата необходимо не только соблюдение очередности, но и оформление документов в полном объеме и в соответствии с предъявляемыми требованиями. Невыполнение данного требования, даже при наличии права на получение социальной выплаты, препятствует ее получению.
Учитывая изложенное, иск подлежит частичному удовлетворению.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
р е ш и л:
исковое заявление Шериш Н.В. к Министерству строительства и дорожного хозяйства Республики Коми, администрации МО ГО «Вуктыл» о признании права на получении государственной жилищной субсидии, обязании выдать сертификат удовлетворить частично.
Признать за Шериш Н.В. право на получение государственной социальной выплаты в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2002 № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» по категории «Инвалиды» с датой постановки на учет 26.12.2000 на состав семьи из двух человек: Шериш Н.В., Шериш И.А..
В оставшейся части отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми путем подачи апелляционной жалобы через Сыктывкарский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья М.В. Щелканов