Решение по делу № 2а-1122/2019 от 28.01.2019

Дело № 2а-1122/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

22 февраля 2019 года

Свердловский районный суд г. Костромы в составе:

председательствующего Шабаровой И.А.,

при секретаре Приказчиковой Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Администрации городского округа город Волгореченск Костромской области к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Костромской области в лице заместителя начальника отдела - заместителя старшего судебного пристава МОСП по ОВИП УФССП России по Костромской области Удаловой Е.А. и Управлению Федеральной службы судебных приставов по Костромской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора,

УСТАНОВИЛ:

Администрация городского округа города Волгореченск обратилась в суд с административным исковым заявлением к заместителю начальника отдела – заместителю старшего судебного пристава Межрайонного отдела судебных приставов по особо важным исполнительным производствам УФССП России по Костромской области и УФССП России по Костромской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора. Требования мотивированы тем, что на основании решения Нерехтского районного суда Костромской области по гражданскому делу 2-931/2016 администрация городского округа <адрес> обязана предоставить Чесноковой В.С., зарегистрированной и проживающей по адресу: <адрес> на основании договора найма специализированного жилого помещения специализированного жилищного фонда городского округа г. Волгореченск Костромской области с учетом нормы предоставления площади жилого помещения, благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям, расположенное на территории городского округа г. Волгореченск Костромской области, изолированное жилое помещение из специализированного жилищного фонда городского округа г. Волгореченск Костромской области. Постановлением о возбуждении исполнительного производства -ИП от <дата> Администрации должнику установлен пятидневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительных документах, с момента получения постановления о возбуждении исполнительного производства. В указанный срок требования исполнительного документа в добровольном порядке Администрацией не исполнены, в связи с чем, по данному исполнительному производству заместителем начальника отдела – заместителем старшего судебного пристава МОСП по ОВИП УФССП по Костромской области Удаловой Е.А. в отношении Администрации вынесено постановление от <дата> о взыскании исполнительского сбора в размере 50 000 руб. Истец считает, что в действиях должника отсутствует вина в нарушении установленных сроков исполнения требования исполнительного документа по следующим основаниям. Решение не было исполнено в пятидневный срок, т.к. необходимые и достаточные для приобретения соответствующего жилого помещения субвенции из областного бюджета в бюджет городского округа г. Волгореченск Костромской области не поступили, следовательно, реальная возможность приобретения жилого помещения с соблюдением установленных законом процедур закупок отсутствует. Доводы иска основаны на нормах ст.112 ФЗ «Об исполнительном производстве», ст.401 ГК РФ, постановлении Конституционного суда РФ от <дата> -П, а также тех обстоятельств, что выделенных субвенций недостаточно для приобретения жилых помещений, необходимости соблюдения процедур приобретения жилых помещений, предусмотренных ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». В связи с изложенным, Администрация просит освободить от взыскания исполнительского сбора по постановлению судебного пристава-исполнителя МОСП по ОВИП УФССП по Костромской области Удаловой Е.А. об исполнительском сборе от <дата> , принятому к исполнению в рамках исполнительного производства -ИП, в размере 50 000 рублей; приостановить исполнительное производство на основании ч. 8 ст. 112 ФЗ от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» в части исполнительского сбора.

В судебном заседании представитель истца не участвовал, направив в суд ходатайство об отложении судебного заседания, т.к. по причине служебной необходимости явиться в суд не может.

Административные ответчики УФССП России по Костромской области и заместитель начальника отдела – заместитель старшего судебного пристава МОСП по ОВИП УФССП России по Костромской области Удалова Е.А., извещены надлежащим образом о слушании дела, в судебное заседание не явились, ходатайств об отложении рассмотрения дела суду не заявляли.

Заинтересованное лицо – Чеснокова В.С., о времени и месте проведения судебного заседания извещалась надлежащим образом, посредством почтовой связи, о причинах неявки суду не сообщила.

В соответствии с ч.7 ст. 150 КАС РФ дело рассмотрено судом в отсутствие не явившихся участников процесса.

Изучив материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии со ст.2 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» задачами исполнительного производства является правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаев исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.

Согласно ч.ч.1, 2 ст.6 Федерального закона «Об исполнительном производстве» законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации. В случае невыполнения законных требований судебного пристава-исполнителя он применяет меры, предусмотренные настоящим Федеральным законом.

Согласно п.13 ч.1 ст.64 Федерального закона «Об исполнительном производстве» в процессе исполнения требований исполнительных документов судебный пристав-исполнитель вправе взыскивать исполнительский сбор.

В соответствии со ст.105 вышеуказанного Закона в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.

Согласно ч.11 ст.30 Федерального закона «Об исполнительном производстве», если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.

Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (ч.12 ст.30 Федерального закона «Об исполнительном производстве»).

Положениями ч.1 ст.112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» предусмотрено, что исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа.

Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (ч.2 ст.112 Федерального закона «Об исполнительном производстве»).

В соответствии с ч.3 ст.112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.

Из содержания вышеуказанных норм следует, что исполнительский сбор, по сути, относится к мерам принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства и представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершением им правонарушения в процессе исполнительного производства.

Как следует из материалов дела и установлено судом, решением Нерехтского районного суда Костромской области от <дата> на Администрацию городского округа города Волгореченск Костромской области возложена обязанность предоставить Чесноковой Е.А. на основании договора найма специализированного жилищного фонда городского округа г. Волгореченск Костромской области, с учетом нормы предоставления площади жилого помещения, благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям, расположенное на территории городского округа г. Волгореченск Костромской области, изолированное жилое помещение из специализированного жилищного фонда городской округ г.Волгореченск Костромской области.

Постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по г. Волгореченску УФССП по Костромской области Горловой Е.А. от <дата> в отношении Администрации городского округа г. Волгореченск возбуждено исполнительное производство -ИП. Должнику установлен пятидневный срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа со дня получения должником постановления. Должник предупрежден о том, что в случае неисполнения исполнительного документа в срок, предоставленный для добровольного исполнения, и непредставления доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, с него будет взыскан исполнительский сбор в размере 50 000 рублей. При наличии указанных обстоятельств, могущих сделать невозможным добровольное исполнение исполнительного документа, должнику предложено в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, надлежащим образом уведомить об этом судебного пристава-исполнителя.

Постановлением заместителя начальника отдела - заместителя старшего судебного пристава-исполнителя МОСП по ОВИП УФССП по Костромской области Удаловой Е.А. от <дата> с Администрации в городского округа г. Волгореченск взыскан исполнительский сбор в сумме 50 000 руб.

В силу ч.6 ст.112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.

Частью 7 ст.112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» установлено право суда освободить должника от взыскания исполнительского сбора при отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства.

При этом основания ответственности за нарушение обязательства установлены ст.401 ГК РФ, согласно которой лицо, не исполнившее обязательство либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.

По смыслу приведенных правовых норм освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков исполнения требований исполнительного документа.

В соответствии с правовой позицией, изложенной в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 № 13-П, в качестве уважительных причин неисполнения требований исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, рассматриваются различные фактические обстоятельства, сделавшие невозможным своевременное исполнение требований исполнительного документа. К таким обстоятельствам относятся непреодолимая сила (если добровольному исполнению препятствовало чрезвычайное и непредотвратимое обстоятельство), предоставление должнику отсрочки, рассрочки исполнения требований исполнительного документа.

В данном постановлении Конституционный Суд Российской Федерации указал, что правоприменитель во всяком случае обязан обеспечить должнику возможность надлежащим образом подтвердить, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности, вытекающей из предписаний постановления о возбуждении исполнительного производства.

Исследовав представленные должником доказательства, суд находит доводы администрации городского округа г. Волгореченск Костромской области о невозможности исполнения решения суда в пятидневный срок и об отсутствии вины должника в неисполнении исполнительного документа заслуживающими внимания.

В соответствии с Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации( п. 8 ст. 8 Федерального закона).

Согласно ст. 19 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным настоящим Федеральным законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления.

Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации осуществляется законами субъектов Российской Федерации. Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.

Законом Костромской области от 29.12.2014 № 620-5-ЗКО «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Костромской области по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», вступившим в силу с <дата>, органы местного самоуправления наделены на неограниченный срок отдельными государственными полномочиями Костромской области по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в установленном порядке жилыми помещениями специализированного жилищного фонда. (ч. 1 ст. 3 Закона).

В соответствии с ч. 2 ст. 3 названного Закона Костромской области государственные полномочия, которыми наделяются органы местного самоуправления в соответствии с частью 1 настоящей статьи, включают в себя, в том числе, формирование муниципального специализированного жилищного фонда; принятие решений о предоставлении жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда и заключение договоров найма специализированного жилого помещения на срок пять лет и т.д.

Органы местного самоуправления формируют специализированный жилищный фонд путем приобретения жилых помещений в муниципальную собственность в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», предусматривающим заключение муниципальных контрактов на приобретение квартир детям-сиротам по итогам аукционов.

Срок обеспечения граждан, относящихся к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, зависит от размера субвенций федерального и областного бюджета, предоставляемых на формирование специализированного жилищного фонда.

Законом Костромской области от 24.12.2018 № 495-6-ЗКО «Об областном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот бюджету городского округа города Волгореченск Костромской области на 2019 год предусмотрены ассигнования в размере 1045,412 тысяч рублей.

Решением Думы городского округа г. Волгореченск от 25.12.2018 № 95 «О бюджете городского округа г. Волгореченск Костромской области на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» предусмотрены бюджетные ассигнования на 2019 год на обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями в размере 1030,326 рублей.

Возложение на органы местного самоуправления обязанности по реализации льгот, установленных федеральным законодательством, по смыслу статей 132 и 133 Конституции Российской Федерации предполагает полную компенсацию возникших дополнительных расходов органа местного самоуправления и гарантирует право собственности муниципального образования. Таким образом, органы местного самоуправления могут предоставлять жилые помещения из муниципального жилищного фонда с последующим возмещением данных расходов за счет субвенций на реализацию соответствующих государственных полномочий.

Принимая во внимание, что финансирование обязательств Администрации городского округа г. Волгореченск по приобретению жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется за счет средств областного бюджета Костромской области, исполнение требований исполнительного документа возможно на основании контрактов на приобретение жилых помещений специализированного жилищного фонда, заключение которых требует соблюдения установленных процедур, порядка и сроков, и истцом представлены доказательства совершения действий, направленных на исполнение решения суда, суд приходит к выводу о том, что в течение установленного пятидневного срока реальное исполнение решения суда об обеспечении Чесноковой В.С. специализированным жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения было невозможно вследствие объективных обстоятельств, и, следовательно, к выводу об отсутствии вины должника в неисполнении судебного акта в установленный судебным приставом-исполнителем срок.

С учетом вышеизложенного, оценив в совокупности представленные доказательства, суд находит административные исковые требования подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Администрации городского округа город Волгореченск Костромской области удовлетворить.

Освободить Администрацию городского округа город Волгореченск Костромской области от взыскания исполнительского сбора по постановлению судебного пристава-исполнителя МОСП по ОВИП УФССП по Костромской области Удаловой Е.А. об исполнительном сборе от <дата> -ИП, принятому к исполнению в рамках исполнительного производства -ИП.

Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Свердловский районный суд города Костромы в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья И.А. Шабарова

2а-1122/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Администрация городского округа г.Волгореченск Костромской области
Ответчики
Управление Федеральной службы судебных приставов по Костромской области
заместитель начальника отдела - заместитель старшего судебного пристава межрайонного отдела судебных приставов по особо важным исполнительным производствам УФССП россии по Костромской области Удалова Е.А.
Другие
Чеснокова Вероника Сергеевна
Суд
Свердловский районный суд г. Кострома
Дело на сайте суда
sverdlovsky.kst.sudrf.ru
03.04.2020Регистрация административного искового заявления
03.04.2020Передача материалов судье
03.04.2020Решение вопроса о принятии к производству
03.04.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
03.04.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
03.04.2020Судебное заседание
03.04.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
03.04.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
03.04.2020Дело оформлено
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее