Дело № 2-3763/2020
33RS0002-01-2020-004736-59
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г.Владимир 29 декабря 2020 года
Октябрьский районный суд г. Владимира в составе
председательствующего судьи Ю.Н. Селяниной,
при секретаре Е.А. Ивановой,
с участием представителя истца А.И. Кресова,
представителя ответчиков Ю.А. Хабаровой,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Владимире гражданское дело по иску Владимирского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Владимирской области к Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония №5 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Владимирской области», Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Владимирской области, Федеральной службе исполнения наказаний об устранении выявленных нарушений требований закона,
УСТАНОВИЛ:
ФИО7 по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях обратился в суд в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц с иском к ФИО8 ФИО9 службе исполнения наказаний об устранении выявленных нарушений требований закона.
В обоснование исковых требований указано, что ФИО11 по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в ДД.ММ.ГГГГ года проведена проверка ФИО12» (далее - ФИО10), в ходе которой выявлено, что камеры штрафных изоляторов, помещения камерного типа не оборудованы радиоточками.
Вместе с тем, в соответствии с ч. 4 ст. 94 УИК РФ, осужденным разрешается прослушивание радиопередач в свободные от работы часы, кроме времени, отведенного распорядком дня для ночного отдыха. Жилые помещения, комнаты воспитательной работы, комнаты отдыха, рабочие помещения, камеры штрафных и дисциплинарных изоляторов, помещения камерного типа, единые помещения камерного типа, одиночные камеры оборудуются радиоточками за счет средств исправительного учреждения.
Названное нарушение, допущенное администрацией ФИО13 препятствует прослушиванию осужденными радиопередач, является нарушением законных прав и интересов осужденных.
В целях устранения нарушения уголовно-исполнительного законодательства прокуратурой ДД.ММ.ГГГГ начальнику ФИО14 внесено представление.
Просит суд: обязать ФИО15» в течение ДД.ММ.ГГГГ месяцев с момента вступления решения суда в законную силу устранить выявленные нарушения требований уголовно-исполнительного законодательства в камерах штрафного изолятора и помещениях камерного типа ФИО16 а именно: оборудовать ### камер штрафного изолятора и ### помещений камерного типа радиоточками. При недостаточности денежных средств у ФИО17 на выполнение указанных работ по устранению нарушений уголовно-исполнительного законодательства субсидиарную ответственность по данным обязательствам возложить на ФИО18.
Помощник Владимирского прокурора по надзору за соблюдением законов в <данные изъяты> ФИО3 в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме, просил суд об их удовлетворении.
Представители ответчиков ФИО19, ФИО20, ФИО1, ФИО4, ФИО5, действующие на основании доверенностей, в судебном заседание возражали против заявленных требований, представили письменный отзыв. Выявленные спецпрокурором нарушения не устранены ввиду нефинансирования ФИО21 из бюджета в этих целях. Дополнительно ФИО5 пояснила, что в учреждении имеется собственная система проводной радиотрансляции, радиовещание осуществляется посредством колонки, установленной в коридоре штрафного изолятора. Кроме того, за счет средств руководители ФИО22 закуплено оборудование, которое должно быть смонтировано силами сотрудников ФИО235 в ближайшее время.
Заслушав помощника прокурора ФИО3 представителя ответчиков ФИО5, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему выводу.
На основании ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии со ст. 99 УИК РФ, осужденным к отбыванию наказания в виде лишения свободы гарантируются установленные законодательством РФ и ведомственными нормативно-правовыми актами нормы материально-бытового обеспечения.
Статьей 13 Федерального закона N 5473-1 от ДД.ММ.ГГГГ "Об учреждениях и органах исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" предусмотрены обязанности исправительных учреждений: обеспечивать исполнение уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации, обеспечивать охрану здоровья осужденных, осуществлять деятельность по развитию своей материально-технической базы и социальной сферы.
ФКУ ИК-5 УФСИН ФИО1 по Владимирской области является казенным учреждением, учредителем которого является Российская Федерация в лице ФИО1 и финансируется за счет средств федерального бюджета.
В соответствии со ст. 9 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" финансовое обеспечение функционирования уголовно-исполнительной системы является расходным обязательством Российской Федерации.
В силу ст. 11 этого же Закона учреждения, исполняющие наказания, отвечают по своим обязательствам, связанным с осуществлением собственной производственной деятельности, находящимися в их распоряжении денежными средствами. При недостаточности у учреждений, исполняющих наказания, денежных средств ответственность по их обязательствам несут соответствующие территориальные, а также федеральный орган уголовно-исполнительной системы.
Согласно ч. 4 ст. ст. 94 УИК РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1-ФЗ, осужденным разрешается прослушивание радиопередач в свободные от работы часы, кроме времени, отведенного распорядком дня для ночного отдыха. Жилые помещения, комнаты воспитательной работы, комнаты отдыха, рабочие помещения, камеры штрафных и дисциплинарных изоляторов, помещения камерного типа, единые помещения камерного типа, одиночные камеры оборудуются радиоточками за счет средств исправительного учреждения.
В соответствии с п. 14 Правил технической эксплуатации сетей проводного вещания, утвержденных приказом Министерства связи РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 44, радиотрансляционная точка - часть линейных сооружений сети, начинающаяся от ограничительной коробки или ограничительной перемычки и оканчивающаяся абонентской розеткой включительно.
В судебном заседании установлено, что Владимирской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в мае ДД.ММ.ГГГГ года проведена проверка ФИО24 ходе которой выявлено, что камеры штрафных изоляторов, помещения камерного типа не оборудованы радиоточками. Радиовещание осуществляется посредством колонки, установленной в коридоре штрафного изолятора.
В связи с чем, ДД.ММ.ГГГГ начальнику ФКУ ИК-5 внесено представление об устранении выявленных нарушений.
Из ответа начальника ФИО25 от ДД.ММ.ГГГГ на представление прокуратуры следует, что установка радиоточек не проведена в связи с отсутствием финансирования, в ФИО26 области направлена заявка на выделение денежных средств на указанные цели.
Из объяснений представителя ответчиков следует, что вышеуказанные помещения не оборудованы радиоточками и на момент рассмотрения дела.
Таким образом, судом установлено, что в настоящее время в ФИО28 необходимые и достаточные меры по оборудованию камер штрафных изоляторов и помещений камерного типа не приняты, что нарушает право осужденных отбывать наказание в условиях, установленных законом.
Рассматривая довод представителя ответчика ФИО29, о том, что в учреждении имеется собственная система проводной радиотрансляции, является необоснованным, поскольку противоречит положениям ч. 4 ст. 94 УИК РФ, транслирование радиопередач посредством колонки, установленной в общем коридоре лишает осужденных возможности в свободное от работы время прослушивать радиопередачи, регулировать громкость.
Довод представителя ФИО27 о том, что обязанность оборудования помещений радиоточками является исключительно обязательством ФИО30, основан на ошибочном толковании норм Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы", ст.ст. 123.21 и 122.23 Гражданского кодекса РФ.
ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ N 114 "Об осуществлении бюджетных полномочий администраторов доходов федерального бюджета учреждениями уголовно-исполнительной системы Российской Федерации и территориальными органами ФИО1" утвержден перечень учреждений уголовно-исполнительной системы Российской Федерации и территориальных органов ФИО1, осуществляющих бюджетные полномочия администраторов доходов федерального бюджета, к которым относятся Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Владимирской области и федеральное казенное учреждение "Исправительная колония N 5 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Владимирской области".
Кроме того, ответчиками суду в нарушение ст. 56 ГПК РФ не представлено доказательств наличия в настоящее время смонтированной и введенной в эксплуатацию системы проводной радиотрансляции в указанных помещениях или технической невозможности подключения проводных линий связи для подключения радиоточек в общепринятом понятии по причинам, не зависящим от ответчиков.
В соответствии со ст. 45 гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться с иском в суд в интересах неопределенного круга лиц.
При таких обстоятельствах, суд находит законными и обоснованными требования истца, вытекающими из требований уголовно-исполнительного законодательства, а потому подлежащими удовлетворению в полном объеме.
То обстоятельство, что Учреждение является федеральным казенным учреждением и финансируется из федерального бюджета не исключает обязанность ФИО31 соблюдать требования Уголовно-исполнительного кодекса РФ, федеральных законов, иных правовых актов.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Владимирского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях <...> области удовлетворить.
Обязать ФИО33 ### ФИО32» (ИНН ###, ОГРН ###) в течение <данные изъяты>) месяцев с момента вступления решения суда в законную силу устранить выявленные нарушения требований уголовно-исполнительного законодательства в камерах штрафного изолятора и помещениях камерного типа ФИО35 ### ФИО34 а именно:
- оборудовать ### камер штрафного изолятора и ### помещений камерного типа радиоточками.
При недостаточности денежных средств у ФИО36 на выполнение указанных работ по устранению нарушений уголовно-исполнительного законодательства субсидиарную ответственность по данным обязательствам возложить на ФИО37 (ИНН ###, ОГРН ###) и ФИО38 (ИНН ###, ОГРН ###).
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке во <...> областной суд через Октябрьский районный суд <...> в течение месяца со дня изготовления решения суда в мотивированной форме.
Судья Ю.Н. Селянина
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ
Судья Ю.Н. Селянина