Решение по делу № 2-2862/2024 от 30.07.2024

Дело № 2-2862/2024

УИД 33RS0011-01-2024-004741-19

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

г. Ковров         22 августа 2024 года

Ковровский городской суд Владимирской области в составе: председательствующего судьи Кузнецовой Е.Ю., при секретаре Ерофеевой Е.И., с участием представителя истца по доверенности помощника Ковровского городского прокурора Баталовой Д.А., представителя ответчика СЛПУ "Санаторий им. Абельмана" директора Волосова М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Владимирского природоохранного прокурора к специализированному лечебно-профилактическому учреждению "Санаторий им. Абельмана" о возложении обязанности установить санитарно-защитную зону для очистных сооружений,

УСТАНОВИЛ:

Владимирский природоохранный прокурор, действующий в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с исковым заявлением, в котором просит обязать СЛПУ «Санаторий им.Абельмана» получить решение об установлении санитарно-защитной зоны для очистных сооружений, расположенных в <адрес>, в срок до <дата>.

В обоснование иска указано, что природоохранной прокуратурой проведена проверка соблюдения требований природоохранного законодательства, в ходе которой выявлены нарушения в деятельности СЛПУ «Санаторий им. Абельмана», эксплуатирующего очистные сооружения в <адрес> <адрес> <адрес>. Согласно выписки из ЕГРЮЛ основным видом деятельности СЛПУ «Санаторий им. Абельмана» является санаторно-курортная деятельность. При этом, учреждением эксплуатируются очистные сооружения в <адрес> <адрес> в процессе работы которых осуществляется выброс в атмосферный воздух вредных веществ. В нарушение требований действующего законодательства юридическим лицом санитарно-защитная зона для указанного объекта не установлена. С целью понуждения СЛПУ «Санаторий им. Абельмана» устранить допущенные нарушения природоохранной прокуратурой вносилось представление, однако нарушения до настоящего времени не устранены, что подтверждается ответом на представление от <дата> <№> и дополнительным ответом от <дата> <№>. В соответствии со ст. 42 Конституции РФ, ст. 8 Федерального закона № 52-ФЗ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека. Осуществление учреждением деятельности в отсутствие установленной санитарно-защитной зоны создает угрозу вредного воздействия на здоровье населения, нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, гарантированные Конституцией Российской Федерации. Данные обстоятельства послужили основанием для обращения с настоящим иском в суд.

В судебном заседании представитель истца по доверенности помощник Ковровского городского прокурора Баталова Д.А. исковые требования поддержала, настаивала на их удовлетворении.

Представитель ответчика СЛПУ "Санаторий им. Абельмана" директор Волосов М.В. в судебном заседании пояснил, что считает иск областной природоохранной прокуратуры преждевременными, указал, что учреждением предпринимаются меры по установлению санитарно-защитной зоны, а именно: заказаны и оплачены услуги по проведению лабораторных исследований и измерений в ООО «Рацио»; заключен договор и оплачен аванс на разработку проекта санитарно-защитной зоны в ООО «Центр консультативной помощи и услуг «Профессиональная экология».

Представитель третьего лица Управления Роспотребнадзора по Владимирской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела, в адрес суда представил заявление, в котором просил рассматривать дело в отсутствии представителя, мнение по иску не представил.

Выслушав представителей сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Россйикой Федерации (далее -ГПК РФ) прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, обеспечения социальных прав; социальной защиты, включая социальное обеспечение, охраны здоровья, включая медицинскую помощь.

В силу ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную- окружающую среду.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 30.03.1999№ 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее - Федеральный закон № 52-ФЗ) санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается, среди прочего, посредством обязательного соблюдения юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.

Статья 8 Федерального закона № 52-ФЗ гарантирует гражданам РФ право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

В силу ст. 11 Федерального закона № 52-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства.

Согласно ч. 3. ст. 20 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ проекты санитарно-защитных зон утверждаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии указанных нормативов и проектов санитарным правилам.

Постановлением Правительства РФ от 03.03.2018 № 222 утверждены Правила установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон (далее - Правила).

В соответствии с п. 2 Постановления Правительства РФ от 03.03.2018 № 222 правообладатели объектов капитального строительства, введенных в эксплуатацию до дня вступления в силу настоящего постановления, в отношении которых подлежат установлению санитарно-защитные зоны, обязаны провести исследования (измерения) атмосферного воздуха, уровней физического и (или) биологического воздействия на атмосферный воздух за контуром объекта и представить в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека заявление об установлении санитарно-защитной зоны с приложением к нему документов, предусмотренных п. 14 Правил, утвержденных данным постановлением, в срок не более одного года со дня вступления в силу настоящего постановления.

Пунктом 1 Правил предусмотрено, что санитарно-защитные зоны устанавливаются в отношении действующих, реконструируемых объектов капитального строительства, являющихся источниками химического, физического, биологического воздействия на среду обитания человека, в случае формирования за контурами объектов химического, физического и (или) биологического воздействия, превышающего санитарно-эпидемиологические требования.

Согласно п. 14 Правил к заявлению об установлении или изменении санитарно-защитной зоны прилагаются: проект санитарно-защитной зоны и экспертное заключение о проведении санитарно-эпидемиологической экспертизы в отношении проекта санитарно-защитной зоны.

В силу п. 17 Правил уполномоченный орган в срок не более 15 рабочих дней со дня поступления данного заявления принимает решение об установлении санитарно-защитной зоны и направляет принятое решение заявителю либо направляет заявителю уведомление об отказе в принятии соответствующего решения с мотивированным обоснованием.

Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007 № 74 утвержден СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» (далее - СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03).

В силу п. 2.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 в целях обеспечения безопасности населения вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования, размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух до значений, установленных гигиеническими нормативами. По своему функциональному назначению санитарно- защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.

В соответствии с п. 3.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 размеры и границы санитарно-защитной зоны определяются в проекте санитарно-защитной зоны.

Согласно п. 5.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 в санитарно-защитной зоне не допускается размещать: жилую застройку, включая отдельные жилые дома, ладандшафтно-рекреационные зоны, зоны отдыха, территории курортов, санаториев и домов отдыха, территорий садоводческих товариществ и коттеджной застройки, коллективных или индивидуальных дачных и садово-огородных участков, а также других территорий с нормируемыми показателями качества среды обитания; спортивные сооружения, детские площадки, образовательные и детские учреждения, лечебно-профилактические и оздоровительные учреждения общего пользования.

Очистные сооружения входят в санитарный классификатор объектов, для которых устанавливаются санитарно-защитные зоны.

Согласно выписке из ЕГРЮЛ основным видом деятельности СЛПУ «Санаторий им. Абельмана» санаторно-курортная деятельность (л.д.<данные изъяты>).

При этом, СЛПУ «Санаторий им. Абельмана» эксплуатируются очистные сооружения в <адрес> <адрес> <адрес>, в процессе работы которых осуществляется выброс в атмосферный воздух вредных веществ, что ответчиком не оспаривается.

В нарушение вышеназванных требований действующего законодательства СЛПУ «Санаторий им. Абельмана» санитарно-защитная зона для указанного объекта не установлена.

С целью понуждения СЛПУ «Санаторий им. Абельмана» устранить допущенные нарушения природоохранной прокуратурой вносилось представление от <дата> (л.д.<данные изъяты>), однако нарушения до настоящего времени не устранены, что подтверждается ответом на представление от <дата> <№> (л.д.<данные изъяты>) и дополнительным ответом от <дата> <№> (л.д.<данные изъяты>). В судебном заседании директор учреждения также пояснил, что в настоящее время решения об установлении санитарно-защитной зоны для очистных сооружений не получено.

В соответствии со ст. 42 Конституции РФ, ст. 8 Федерального закона № 52-ФЗ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

Осуществление СЛПУ «Санаторий им. Абельмана» деятельности в отсутствие установленной санитарно-защитной зоны создает угрозу вредного воздействия на здоровье населения, нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, гарантированные Конституцией Российской Федерации.

На основании статьи 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путём присуждения к исполнению обязанности в натуре.

На основании изложенного, суд полагает необходимым возложить на СЛПУ «Санаторий им.Абельмана» обязанность получить решение об установлении санитарно-защитной зоны для очистных сооружений, расположенных в <адрес>, в срок до <дата>.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Владимирского природоохранного прокурора удовлетворить.

Обязать специализированное лечебно-профилактическое учреждение «Санаторий им.Абельмана» (ИНН <№>, ОГРН <№>) получить решение об установлении санитарно-защитной зоны для очистных сооружений, расположенных в <адрес>, в срок до <дата>.

На решение может быть подана апелляционная жалоба во Владимирский областной суд через Ковровский городской суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий     Е.Ю. Кузнецова

Решение в окончательной форме принято судом 29 августа 2024 года.

2-2862/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Владимирский природоохранный прокурор
Ответчики
Специализированное лечебно-профилактическое учреждение "Санаторий им. Абельмана"
Другие
Управление Роспотребнадзора по Владимирской области
Суд
Ковровский городской суд Владимирской области
Судья
Кузнецова Елена Юрьевна
Дело на сайте суда
kovrovsky.wld.sudrf.ru
30.07.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
30.07.2024Передача материалов судье
02.08.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
02.08.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
02.08.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
22.08.2024Судебное заседание
29.08.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
22.08.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее