УИД 72RS0021-01-2021-006111-79
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г.Тюмень 09 августа 2022 года
№ 2-696/2022
Тюменский районный суд Тюменской области
в составе:
председательствующего судьи Мироновой В.Б.,
при секретаре Культаевой В.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску К.А. к Департаменту имущественных отношений Тюменской области, Федеральному агентству по управлению государственным имуществом МТУ «Росимущества» по Тюменской области о признании права собственности на земельный участок, установлении границ земельного участка, признании недействительными результатов межевания,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратилась в суд с иском к Департаменту имущественных отношений Тюменской области, Департаменту лесного комплекса Тюменской области о признании права собственности на земельный участок. Требования мотивированы тем, что истец является членом садоводческого некоммерческого товарищества «Архитектор», в границах СНТ «Архитектор» имеет земельный участок, расположенный по <адрес>, площадью 1145 кв.м. Обязанности члена товарищества, истцом исполняются полностью, оплачиваются членские и целевые взносы, земельный участок освоен, огорожен, имеются дом, постройки и посадки. Проживает постоянно. Факт членства в товариществе и надлежащего использования и содержания участка подтверждается членскими книжками СНТ «Архитектор» и записями в них, а также выпиской из решения общего собрания 2018 года СНТ «Архитектор». Истцом проведены работы по установлению границ земельного участка (межевание). На основании перечисленного, в соответствии с действующим законодательством истец обратилась в Департамент имущественных отношений Тюменской области с заявлениями о предоставлении указанного земельного участка в собственность. Департаментом истцу отказано в предоставлении в собственность земельного участка. В обосновании отказа департамент указывает, что СНТ «Архитектор» представлены земельные участки на право постоянного (бессрочного) пользования подтвержденное госактом № и 1 га на расширение. При этом, как указывает департамент, участок истца не входит в границы земельных участков представленных СНТ «Архитектор». Считает отказ незаконным. Учитывая, что спорный земельный участок расположен на территории СНТ «Архитектор», земельный участок СНТ «Архитектор» предоставлен до введения в действие Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», истец является членом данного некоммерческого объединения, пользуется названным участком на законных основаниях, установленный федеральным законом запрет на предоставление земельного участка в частную собственность отсутствует. Истец считает отказ ответчика в принятии решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно незаконным. С учетом уточнения исковых требований просит признать земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> площадью 1140 кв.м. входящим в состав территории СНТ «Архитектор» с категорией земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для ведения садоводства и огородничества; признать недействительными результаты межевания земельного участка с кадастровым номером № принадлежащего на праве собственности Российской Федерации, расположенного по адресу: <адрес> в части включения в его границы 1140 кв.м. земельного участка с адресным описанием: <адрес>, площадью 1140 кв.м.; установить границы земельного участка расположенного по адресу: <адрес> соответствии с заключением эксперта № в координатах: точка1 <данные изъяты> исключив из единого государственного реестра недвижимости сведения о принадлежности земельного участка в соответствии с данными координатами поворотных точек, к границам земельного участка с кадастровым номером №, принадлежащего на праве собственности Российской Федерации, расположенного по адресу: <адрес> признать за истцом право собственности на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, площадью 1140 кв.м.
Определением Тюменского районного суда Тюменской области от ДД.ММ.ГГГГ, производство по гражданскому делу № по иску К.А. к Департаменту имущественных отношений Тюменской области, Департаменту лесного комплекса Тюменской области о признании права собственности на земельный участок, прекращено в части требований к Департаменту лесного комплекса Тюменской области. Департамент лесного комплекса Тюменской области привлечен к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований. Федеральное агентство по управлению государственным имуществом МТУ «Росимущества» по Тюменской области, ХМАО-Югре, ЯНАО привлечено к участию в деле в качестве соответчика.
Истец К.А. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом.
Представитель истца С.В., действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании заявленные требования с учетом уточнения поддержал в полном объеме.
Представители ответчиков Департамента имущественных отношений Тюменской области, МТУ Росимущества в Тюменской области, ХМАО-Югре, ЯНАО в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
Представитель третьего лица СНТ "Архитектор" С.П., действующая на основании ЕГРЮЛ, против удовлетворения исковых требований не возражала.
Представители третьих лиц Управление Росреестра по Тюменской области, Департамент лесного комплекса Тюменской области, ГБУ ТО Тюменская авиабаза, Федеральное агентство лесного хозяйства, в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
Судом в соответствии со ст. 167 ГПК РФ вынесено определение о рассмотрении дела в отсутствие не явившихся лиц.
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, оценив предоставленные доказательства в совокупности, руководствуясь требованиями закона, приходит к следующему.
Судом установлено, что К.А. является членом СНТСН «Архитектор» и имеет в границах данного товарищества земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>ю 1145 кв.м. Обязанности члена товарищества ею исполняются полностью, оплачиваются членские и целевые взносы. Данное обстоятельство подтверждается материалами дела и не оспорено сторонами.
Из материалов дела видно, что СНТ был выделен земельный участок 8,1 га, ДД.ММ.ГГГГ Администрацией Тюменского района было вынесено постановление № об отводе земель под коллективные сады, согласно которому постановлено просить администрацию области разрешить изъятие земельного участка площадью 8,1 га, угодья: 0,7 га лес, 1,2 га прогалина в лесах, 1гр, 6,2 га болото в лесах 1гр, из земель Андреевского лесничества в <адрес> Тюменского лесхоза и передать его садоводческому обществу «Архитектор» в постоянное пользование под коллективные сады.
Администрацией Тюменской области было вынесено распоряжение №-р «Об изъятии земельного участка из земель гослесфонда и передаче его садоводческому обществу «Архитектор», согласно которому постановлено просить Правительство РФ разрешить изъять земельный участок площадью 8,1 га из лесов первой группы Тюменского лесхоза Андреевского лесничества и передать его в постоянное пользование садоводческому обществу «Архитектор» под размещение коллективных садов.
Распоряжением Правительства РФ №-р от ДД.ММ.ГГГГ разрешен перевод лесных земель в нелесные в лесах первой группы для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства: в Тюменской области - 8,1 га.
Администрацией Андреевского МО Тюменского района было издано постановление от ДД.ММ.ГГГГ № «О предоставлении земельного участка в бессрочное (постоянное) пользование СНТ «Архитектор». В границы этого участка общей площадью 103га вошли все ранее выделенные обществу участки площадью 6,3, 2,3 и 8,1га.
Органом кадастрового учета на основании вышеуказанного акта органа местного самоуправления внесены сведения о предоставленном земельном участке в государственный кадастр со следующими характеристиками: местоположение: <адрес> категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для садоводства и огородничества; земельному участку присвоен кадастровый №.
ДД.ММ.ГГГГ подготовлен акт выбора земельного участка садоводческому товариществу «Архитектор-2» для коллективного садоводства и огородничества площадью 10,9 га, который согласован Комитетом по охране и использованию объектов историко-культурного наследия администрации Тюменской области.
Согласно межевому плану от ДД.ММ.ГГГГ кадастрового инженера В.В., подготовленному в результате выполнения кадастровых работ в связи с предоставлением в суд с образованием земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, расположенного по адресу: <адрес> установлены характерные точки границ образуемого земельного участка: точка <данные изъяты> местонахождение земельного участка: <адрес>, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: не установлен, площадь земельного участка: 1145кв.м.+/-12кв.м. В ходе выполнения кадастровых работ было выявлено, что земельный участок с указанным адресным описанием накладывается на земельный участок с кадастровым номером №, границы которого установлены картометрическим методом, без выезда на местность и без точности определения координат, о чем свидетельствует выписка из ЕГРН. В связи с чем, необходимо устранить образовавшуюся ошибку и учесть границы земельного участка с адресным описанием <адрес> Образуемый земельный участок находится в зоне Сх3, зона ведения садоводства, огородничества.
Истец обратился в Департамент имущественных отношений Тюменской области с заявлением о предоставлении указанного земельного участка в собственность бесплатно, однако ответчиком ДД.ММ.ГГГГ дан ответ, согласно которому земельный участок в испрашиваемых границах пересекает границы земель, находящихся в собственности Российской Федерации; земельный участок не входит в границы СНТ «Архитектор».
В силу ст. 15 Земельного кодекса РФ, граждане имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан за исключением участков, которые не могут находиться в частной собственности. Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан участков, находящихся в муниципальной собственности за исключением изъятия участков из оборота, установленного запрета на приватизацию участков.
В соответствии с п. 1 ст. 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса РФ» от 25.10.2001 №137-ФЗ (в ред. Федерального закона 23.06.2014 №171-ФЗ) права на землю, не предусмотренные Земельным кодексом Российской Федерации, подлежат переоформлению со дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации. Право постоянного (бессрочного) пользования находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, возникшее у граждан или юридических лиц до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, сохраняется. Право пожизненного наследуемого владения находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, приобретенное гражданином до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, сохраняется.
В силу п.2.7 ст.3 Федерального закона РФ «О введении в действие Земельного кодекса РФ», до 1 марта 2022 года члены некоммерческих организаций, созданных до 1 января 2019 года для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, и члены садоводческих или огороднических некоммерческих товариществ, созданных путем реорганизации таких некоммерческих организаций, имеют право независимо от даты вступления в члены указанных некоммерческих организаций приобрести земельный участок, предназначенный для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, без проведения торгов в собственность бесплатно, если такой земельный участок соответствует в совокупности следующим условиям:
земельный участок образован из земельного участка, предоставленного до дня вступления в силу настоящего Федерального закона для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства некоммерческой организации, указанной в абзаце первом настоящего пункта, либо иной организации, при которой была создана или организована такая некоммерческая организация;
по решению общего собрания членов указанной некоммерческой организации о распределении земельных участков между членами указанной некоммерческой организации либо на основании другого документа, устанавливающего распределение земельных участков в указанной некоммерческой организации, земельный участок распределен данному члену указанной некоммерческой организации;
земельный участок не является изъятым из оборота, ограниченным в обороте и в отношении земельного участка не принято решение о резервировании для государственных или муниципальных нужд.
Согласно п.2.8 ст.3 указанного Федерального закона в случае, предусмотренном пунктом 2.7 названной статьи, предоставление земельного участка в собственность гражданина осуществляется на основании решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации, на основании заявления гражданина или его представителя. К указанному заявлению прилагаются: схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, подготовленная гражданином. Представление данной схемы не требуется при наличии утвержденного проекта межевания территории, в границах которой расположен земельный участок, проекта организации и застройки территории некоммерческого объединения граждан либо при наличии описания местоположения границ такого земельного участка в Едином государственном реестре недвижимости; протокол общего собрания членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан (собрания уполномоченных) о распределении земельных участков между членами указанного объединения, иной устанавливающий распределение земельных участков в этом объединении документ или выписка из указанного протокола или указанного документа.
В соответствии с п. 3, п. 9.1 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ» если земельный участок предоставлен до введения в действие Земельного кодекса РФ для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, гражданин, обладающий таким земельным участок на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.
Согласно постановлению Правительства Тюменской области от ДД.ММ.ГГГГ №-п «О внесении изменений в постановления от ДД.ММ.ГГГГ №-п, от ДД.ММ.ГГГГ №-п, от ДД.ММ.ГГГГ №-п» и в соответствии с Законом Тюменской области от ДД.ММ.ГГГГ № «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления Тюменской области и органами государственной власти Тюменской области» с ДД.ММ.ГГГГ к полномочиям органов государственной власти Тюменской области отнесены полномочия органов местного самоуправления городских округов, муниципальных районов и сельских поселений Тюменской области, по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена (включая образование земельных участков, в том числе утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории). Таким образом, с ДД.ММ.ГГГГ полномочия по распоряжению земельными участками государственная собственность на которые не разграничена переданы Департаменту имущественных отношений Тюменской области.
ДД.ММ.ГГГГ с целью определения местоположения спорного земельного участка судом назначена судебная землеустроительная экспертиза, производство которой поручено ООО «Первое бюро кадастровых инженеров».
Из экспертного заключения № следует, что в ходе проведения землеустроительной экспертизы были выполнены геодезические измерения с целью определения местоположения фактических границ земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>
Согласно результатам геодезических измерений установлено, что исследуемый земельный участок закреплен на местности объектом искусственного происхождения – ограждением из металлических столбов.
Площадь земельного участка по адресу: <адрес> по фактическому использованию составляет 1140 кв.м.
Фактическое расположение границ исследуемого земельного участка, установленное землеустроительной экспертизы, соответствует границам, отраженным в межевом плане от ДД.ММ.ГГГГ, подготовленным кадастровым инженером В.В.
Координаты характерных точек границ земельного участка по адресу: <адрес> и его площадь, определенные по фактическому использованию, незначительно отличаются от координат характерных точек земельного участка и его площади, отраженным в межевом плане от ДД.ММ.ГГГГ, подготовленным кадастровым инженером В.В. Частичное несоответствие возникает по причине наличия погрешности измерений.
Площадь земельного участка по фактическому использованию составляет 1140 кв.м. Площадь земельного участка согласно межевому плану от ДД.ММ.ГГГГ составляет 1145 кв.м. Разница в площади (5 кв.м.) находится в пределах допустимой погрешности определения площади исследуемого земельного участка (+/-24кв.м.).
Согласно результатам геодезических измерений установлено, что исследуемый земельный участок освоен, частично огорожен. Границы участка на местности закреплены ограждением из металлических столбов.
На земельном участке расположен объект капитального строительства (жилое строение). Часть участка используется под посадку овощных и садовых культур.
Согласно постановлению №, выданному ДД.ММ.ГГГГ Администрацией Андреевского муниципального образования, СНТ «Архитектор» предоставляется земельный участок площадью 103га в бессрочное (постоянное) пользование из земель Гос.лес.фонда.
Земельный участок был поставлен на государственный кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ с кадастровым номером №. ДД.ММ.ГГГГ сведения о земельном участке с кадастровым номером № исключены из Единого государственного реестра недвижимости.
В связи с отсутствием сведений о координатах земельного участка площадью 103,0га в Едином государственном реестре недвижимости (граница земельного участка не была установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства) его местоположение экспертом восстановлено картографическим методом.
На плане установления границ земельного участка площадью 103,0га, М 1:10000 отражен ряд отличительных для местности признаков, с помощью которых данную местность можно идентифицировать – дорога (от т.4 до т.26), с/т Мичуринец-2 (от т.26 до т.36).
Экспертом были сопоставлены данные по границе земельного участка СНТ «Архитектор» площадью 103,0 га, отраженной на плане установления границ земельного участка М 1:1000, данные по фактической границе земельного участка по адресу: <адрес> и фотоплан местности (сервис Яндекс-карты).
В результате чего можно сделать вывод, что участок по адресу: <адрес> входит в состав земельного участка с кадастровым номером № площадью 103га, предоставленного в бессрочное (постоянное) пользование СНТ «Архитектор» постановлением Администрации Андреевского муниципального образования Тюменского района Тюменской области от ДД.ММ.ГГГГ №.
По запросу материалов, содержащихся в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области, экспертом получено землеустроительное дело по установлению границ земельного участка СНТ «Архитектор» площадью 81300кв.м., подготовленное в 2008 году на основании постановления администрации Тюменского района Тюменской области от ДД.ММ.ГГГГ № «Об отводе земель под коллективные сады», распоряжения Администрации Тюменской области от ДД.ММ.ГГГГ №-р «Об изъятии земельного участка из земель гослесфонда и передаче его садоводческому обществу «Архитектор», постановление Правительства РФ №-р от ДД.ММ.ГГГГ «О переводе лесных земель Тюменской области площадью 8,1га в нелесные в лесах первой группы».
Согласно распоряжению Администрации Тюменской области №-р от ДД.ММ.ГГГГ постановлено просить Правительство Российской Федерации разрешить изъять земельный участок площадью 8.1га из лесов первой группы Тюменского лесхоза Андреевского лесничества и передать его в постоянное пользование садоводческому обществу «Архитектор» под размещение коллективных садов.
Согласно постановлению Администрации Тюменского района Тюменской области № от ДД.ММ.ГГГГ постановлено просить Администрацию области разрешить изъятие земельного участка площадью 8.1га из земель Андреевского лесничества в <адрес> Тюменского лесхоза и передать его садоводческому обществу «Архитектор» в постоянное пользование под коллективные сады.
Согласно распоряжению Правительства Российской Федерации №-р от ДД.ММ.ГГГГ разрешен перевод лесных земель Тюменской области площадью 8.1га в нелесные в лесах первой группы.
Согласно кадастровой выписке о земельном участке № от ДД.ММ.ГГГГ, выданной филиалом федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Тюменской области земельный участок с адресным описанием: <адрес>, площадью 81 000кв.м., разрешенное использование – под размещение коллективных садов, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, был внесен в государственный кадастр недвижимости ДД.ММ.ГГГГ (присвоен кадастровый №), граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства.
В составе землеустроительного дела имеется ведомость координат углов землепользования СНТ «Архитектор» площадью 81 300кв.м. в системе координат Тюменского района.
Так как в настоящее время в качестве государственной системы координат установлена система координат МСК №, восстановить координаты, содержащиеся в землеустроительном деле, на местности не представляется возможным.
Также в составе землеустроительного дела имеется схема установления границ земельного участка СНТ «Архитектор» площадью 81 300кв.м., на которой отображено местоположение земельных участков № и №. Экспертом было восстановлено местоположение земельного участка СНТ «Архитектор» площадью 81 300кв.м. (картографическим и аналитическим методами) относительно земельного участка №, сведения о границах которого содержатся в Едином государственном реестре недвижимости (кадастровый №).
В результате было выявлено, что фактически используемая территория земельного участка по адресу: <адрес> не входит в границу земельного участка площадью 8,1га, сведения о которой содержатся в Землеустроительном деле по установлению в натуре границ земельного участка СНТ «Архитектор», подготовленном на основании постановления администрации Тюменского района Тюменской области от 27.08.1993 №703 «Об отводе земель под коллективные сады», распоряжения Администрации Тюменской области от ДД.ММ.ГГГГ №-р «Об изъятии земельного участка из земель гослесфонда и передаче его садоводческому обществу «Архитектор», постановление Правительства РФ №-р от ДД.ММ.ГГГГ «О переводе лесных земель Тюменской области площадью 8,1га в нелесные в лесах первой группы».
При сопоставлении сведений по фактическим границам земельного участка по адресу: <адрес> установленных в ходе проведения землеустроительной экспертизы, с границами земельных участков, сведения о которых содержатся в Едином государственном реестре недвижимости, выявлено полное наложение на границы земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> с адресным описанием: <адрес> Площадь наложения – 1140 кв.м.
Согласно сведениями Единого государственного реестра недвижимости (кадастровый план территории кадастрового квартала <данные изъяты> № от ДД.ММ.ГГГГ) земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> относится к землям лесного фонда, разрешенное использование земельного участка – для ведения лесного хозяйства, площадь 10 592 726 кв.м., дата постановки на кадастровый учет – ДД.ММ.ГГГГ.
Экспертом отмечено, что согласно сведениями Единого государственного реестра недвижимости погрешность определения площади земельного участка с кадастровым номером № установлена +/-57093 кв.м., что значительно превышает площадь наложения и фактическую площадь (1665кв.м.) исследуемого земельного участка по адресу: <адрес>
Согласно межевому плану по образованию земельного участка с кадастровым номером №, испрашиваемый земельный участок был образован путем раздела земельного участка с кадастровым номером № на основании межевого плана от ДД.ММ.ГГГГ, подготовленного кадастровым инженером И.С.
При образовании земельного участка, с кадастровым номером №, кадастровый инженер использовал фотограмметрический метод определения координат, то есть определение координат характерных точек границ земельного участка, с кадастровым номером № производилось без натурного обследования местности. Фактические границы земельного участка по адресу: <адрес> не учитывались.
Экспертом сделан вывод, что нарушение имеется со стороны земельного участка с кадастровым номером №, так как при установлении его границ в 2016 году не были учтены фактические границы земельного участка по адресу: <адрес> и здания, расположенные на нем.
По запросу материалов в Администрации Тюменского муниципального района экспертом в электронном виде были получены генеральный план муниципального образования п. Андреевский Тюменского муниципального района, утвержденный распоряжением Главного управления строительством <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-р и правила землепользования и застройки муниципального образования <адрес> муниципального района, утвержденные распоряжением Главного управления строительством <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-р.
При сопоставлении полученных материалов с фактическими границами исследуемого земельного участка, определенными в результате экспертного исследования, установлено: согласно генеральному плану муниципального образования п. Андреевский Тюменского муниципального района земельный участок по адресу: <адрес> расположен в зоне лесов. Согласно правилам землепользования и застройки муниципального образования п. Андреевский Тюменского муниципального района земельный участок по адресу: <адрес> расположен на территории зоны лесов, действия градостроительных регламентов на которые не устанавливаются и не распространяются.
В силу ч.3 ст.86 ГПК РФ суд оценивает заключение экспертизы по правилам, установленным в статье 67 настоящего Кодекса. В силу ч.1 ст.67 ГПК РФ, суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
Суд принимает вышеуказанное экспертное заключение, считает его соответствующим требованиями относимости, допустимости и достоверности, установленным ст. 67 ГПК РФ, поскольку оно проведено и составлено в соответствии с нормами действующего законодательства, научно обосновано, эксперт, предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, кроме того оно подтверждается и согласуется с иными, добытыми по делу доказательствами и не оспаривается сторонами.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 2.8 «Обзора судебной практики по вопросам, возникающим при рассмотрении дел, связанных с садоводческими, огородническими и дачными некоммерческими объединениями, за 2010-2013 год», утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 02.07.2014, для безвозмездной передачи земельного участка в собственность необходимо, чтобы участок находился на территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, выделенной до введения в действие Федерального закона от 15.04.1998 №66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», и заинтересованное лицо, испрашивающее участок в собственность, являлось членом такого объединения.
Федеральный закон от 15.04.1998 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» вступил в действие 23.04.1998.
Садоводческий кооператив «Архитектор» был зарегистрирован в Государственном реестре предприятий и поставлен на налоговый учет по состоянию на 27 ноября 1996 года, что подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ.
Земельный участок с кадастровым номером № площадью 1030000 кв.м., поставлен на государственный кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для садоводства и огородничества, что подтверждается кадастровым паспортом земельного участка.
Решением Департамента имущественных отношений <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ постановление администрации Андреевского муниципального образования Тюменского района Тюменской области от ДД.ММ.ГГГГ № «О предоставлении земельного участка в бессрочное (постоянное) пользование СНТ «Архитектор», в соответствии с которым СНТ «Архитектор» отменено в порядке самоконтроля.
Как разъяснено в п.9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 №25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» согласно абзацу тринадцатому статьи 12 ГК РФ при рассмотрении споров, связанных с защитой гражданских прав, суд не применяет противоречащий закону акт государственного органа или органа местного самоуправления независимо от признания этого акта недействительным.
В соответствии с пунктом 10 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 октября 2003 года №5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации», применение судами Конвенции должно осуществляться с учетом практики Европейского Суда по правам человека во избежание любого нарушения Конвенции. Из положений статьи 46 Конвенции, статьи 1 Федерального закона от 30 марта 1998 года №54-ФЗ «О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней» следует, что правовые позиции Европейского Суда по правам человека, которые содержатся в его окончательных постановлениях, принятых в отношении Российской Федерации, являются обязательными для судов. С целью эффективной защиты прав и свобод человека судами учитываются правовые позиции Европейского Суда по правам человека, изложенные в ставших окончательными постановлениях, которые приняты в отношении других государств – участников Конвенции. При этом правовая позиция учитывается судом, если обстоятельства рассматриваемого им дела являются аналогичными обстоятельствам, ставшим предметом анализа и выводов Европейского Суда по правам человека (пункт 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2013 г. № 21 «О применении судами общей юрисдикции Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года и Протоколов к ней»). В соответствии со статьей 1 Протокола № 1 к Конвенции каждое физическое или юридическое лицо имеет право на уважение своей собственности. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как в интересах общества и на условиях, предусмотренных законом и общими принципами международного права.
На основании части 1 статьи 48 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт, в случае упразднения таких органов или соответствующих должностей либо изменения перечня полномочий указанных органов или должностных лиц - органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, к полномочиям которых на момент отмены или приостановления действия муниципального правового акта отнесено принятие (издание) соответствующего муниципального правового акта, а также судом; а в части, регулирующей осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, - уполномоченным органом государственной власти Российской Федерации (уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации).
Суд считает, что решения органов местного самоуправления, органов власти или должностного лица в сфере имущественных отношений должны быть предсказуемыми, обоснованными, исключающими произвольность и возможность злоупотреблений, о чем упоминается в пункте 3.3 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30 марта 2012 года №9-П о проверке конституционности части второй статьи 4 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 года №1541-I «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» в связи с жалобой администрации муниципального образования «Звениговский муниципальный район» Республики Марий Эл.
Отмена Департаментом имущественных отношений Тюменском области в 2018 году постановления администрации Андреевского муниципального образования Тюменского района Тюменской области от 24.07.2001 №40 «О предоставлении земельного участка в бессрочное (постоянное) пользование СНТ «Архитектор», не может повлиять на права истца, которому был предоставлен земельный участок как члену СНТ.
Таким образом, в судебном заседании нашли подтверждение доводы истца о том, что земельный участок по адресу: по адресу: <адрес>, входит в границы земельного участка, предоставленного СНТ «Архитектор» на праве бессрочного пользования в соответствии с постановлением администрации Андреевского муниципального образования Тюменского района Тюменской области от ДД.ММ.ГГГГ № «О предоставлении земельного участка в бессрочное (постоянное) пользование СНТ «Архитектор», и исковые требования в данной части подлежат удовлетворению.
В силу ст. 11.2 Земельного кодекса РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Целевым назначением и разрешенным использованием образуемых земельных участков признаются целевое назначение и разрешенное использование земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Из представленных документов и объяснений сторон судом установлено, что земельный участок по адресу: <адрес> фактически существует на местности, обозначен объектами искусственного происхождения (ограждение из металлических столбов), находится в фактическом пользовании истца, правами третьих лиц не обременен.
Учитывая, что в настоящее время сведения о данном участке в реестре недвижимости отсутствуют, единственным способом защиты права является судебная защита прав истца, при этом обращение в суд с иском о признании права предусмотрено ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Таким образом, суд полагает, что представленными в материалы дела доказательствами подтверждается наличие у истца права на оформление земельного участка в собственность, реализации которого препятствует отсутствие сведений о том, что земельный участок входит в границы СНТ «Архитектор».
Судом установлено, что земельный участок с кадастровым номером №, поставлен на государственный кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ, относится к категории земель: земли лесного фонда, имеет разрешенное использование: для ведения лесного хозяйства, расположен по адресу: <адрес> принадлежит на праве собственности Российской Федерации, площадь участка 10643610+/-57093 кв.м. Указанный земельный участок образован путем раздела земельного участка с кадастровым номером № Сведения о местоположении границ и площади земельного участка внесены в ЕГРН на основании межевого плана, подготовленного кадастровым инженером Е.Г. в рамках государственного контракта от ДД.ММ.ГГГГ № заключенного между Департаментом лесного комплекса и ГБУ ТО «Тюменская авиабаза» с целью исправления реестровой ошибки в местоположении границ земельного участка.
Из статьи 3 Федерального закона от 4 декабря 2006 года №201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» следует, что земли лесного фонда находятся в федеральной собственности. Частью 1 статьи 8 ЛК РФ также установлено, что лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Из представленных документов судом установлено, что Департаментом лесного комплекса <адрес> границы участка с кадастровым номером № при постановке его на кадастровый учет с истцом не согласованы, при этом установлено полное наложение границ земельного участка лесного фонда на фактически закрепленные на местности границы земельного участка истца.
В силу ч.1 ст.39 Федерального закона от 24 июля 2007 года №221-ФЗ «О кадастровой деятельности» местоположение границ земельных участков подлежит в установленном порядке обязательному согласованию с лицами, указанными в части 3 ст.39 данного Федерального закона, в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления об учете изменений одного из указанных земельных участков в связи с уточнением местоположения его границ.
Согласно ч.3 ст.39 Федерального закона «О кадастровой деятельности» согласование местоположения границ проводится с собственниками смежных земельных участков.
В силу ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О государственной регистрации недвижимости» единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений.
Государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав) (ч.3 ст. 1 названного Закона).
Согласно ч.1 ст. 43 выше названного Закона государственный кадастровый учет в связи с изменением описания местоположения границ земельного участка и (или) его площади, за исключением случаев образования земельного участка при выделе из земельного участка или разделе земельного участка, при которых преобразуемый земельный участок сохраняется в измененных границах, осуществляется при условии, если такие изменения связаны с уточнением описания местоположения границ земельного участка, о котором сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, не соответствуют установленным на основании настоящего Федерального закона требованиям к описанию местоположения границ земельных участков (далее - уточнение границ земельного участка).
Как предусмотрено частью первой ст. 21 Федерального закона от 13 июля 2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Закон о регистрации недвижимости) документы, представляемые для осуществления государственного кадастрового учета, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета в Едином государственном реестре недвижимости.
Согласно части третьей ст. 22 Закона о регистрации недвижимости в случае, если в соответствии с федеральным законом местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию, межевой план должен содержать сведения о проведении такого согласования.
В соответствии с положениями пункта 1 ст. 64 Земельного кодекса Российской Федерации земельные споры рассматриваются в судебном порядке.
В силу п. 1 ч.6 ст. 39 Федерального закона от 24.07.2007 №221-ФЗ (ред. от 28.02.2018) «О кадастровой деятельности», согласование местоположения границ проводится без их установления на местности независимо от требований заинтересованных лиц в случае, если, земельные участки, местоположение границ которых согласовывается, являются лесными участками, земельными участками в составе земель особо охраняемых природных территорий и объектов или в составе земель сельскохозяйственного назначения, предназначенных для осуществления традиционного природопользования коренными малочисленными народами Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.
Согласно ст. 40 Закона о кадастре результат согласования местоположения границ оформляется кадастровым инженером в форме акта согласования местоположения границ на обороте листа графической части межевого плана.
Местоположение границ земельного участка считается согласованным при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей, за исключением предусмотренного частью 3 настоящей статьи случая. Реквизиты документов, удостоверяющих личность таких заинтересованных лиц или их представителей, с указанием реквизитов документов, подтверждающих полномочия представителей заинтересованных лиц, указываются в акте согласования местоположения границ.
Если надлежащим образом извещенное заинтересованное лицо или его представитель в установленный срок не выразили свое согласие посредством заверения личной подписью акта согласования местоположения границ либо не представили свои возражения о местоположении границ в письменной форме с их обоснованием, местоположение соответствующих границ земельных участков считается согласованным таким лицом, о чем в акт согласования местоположения границ вносится соответствующая запись. К межевому плану прилагаются документы, подтверждающие соблюдение установленного настоящим Федеральным законом порядка извещения указанного лица. Данные документы являются неотъемлемой частью межевого плана.
Если местоположение соответствующих границ земельных участков не согласовано заинтересованным лицом или его представителем и такое лицо или его представитель представили в письменной форме возражения относительно данного согласования с обоснованием отказа в нем, в акт согласования местоположения границ вносятся записи о содержании указанных возражений. Представленные в письменной форме возражения прилагаются к межевому плану и являются его неотъемлемой частью.
Споры, не урегулированные в результате согласования местоположения границ, после оформления акта согласования границ разрешаются в установленном Земельным кодексом Российской Федерации порядке.
В соответствии с пунктом 25 части 1 ст. 26 Закона о регистрации недвижимости осуществление учета изменений земельного участка приостанавливается, если при установлении границ земельного участка нарушен установленный федеральным законом порядок согласования местоположения границ земельных участков или местоположение указанных границ в соответствии с федеральным законом не считается согласованным, за исключением случаев признания указанных границ установленными в порядке разрешения земельного спора или признания при выполнении комплексных кадастровых работ местоположения границ земельного участка спорным.
На основании пункта 10 ст. 22 Закона о регистрации недвижимости при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории. При отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений о таком земельном участке его границами являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
В соответствии со статьей 304 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
Согласно ч. 3,4 ст. 14 Федерального закона от 21.12.2004 №172-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в Едином государственном реестре недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи. Правила настоящей части применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 1 января 2016 года.
Земельный участок подлежит отнесению к землям населенных пунктов, если он находится в границах населенного пункта, или к категории земель сельскохозяйственного назначения в иных случаях, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, а также сведениями Единого государственного реестра недвижимости, правоустанавливающими и (или) правоудостоверяющими документами на земельные участки земельный участок относится к категории земель лесного фонда, но до 8 августа 2008 года, в том числе предоставлен для ведения огородничества, садоводства или дачного хозяйства гражданину, садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению граждан, иной организации, при которой было создано или организовано указанное объединение, либо образован из указанного земельного участка.
В силу ч.5 ст. 14 названного Закона положения части 4 настоящей статьи применяются также в случае перехода прав граждан на указанный земельный участок после 8 августа 2008 года.
В силу ч.15 ст. 34, Федеральный закон от 13.07.2015 №218-ФЗ (ред. от 28.02.2018) «О государственной регистрации недвижимости», если при внесении в реестр границ сведений о местоположении границ лесничества, лесопарка органом регистрации прав выявлено пересечение их с границами земельных участков, сведения о местоположении которых, содержатся в Едином государственном реестре недвижимости (за исключением земельных участков, пересечение границ которых с границами лесничеств, лесопарков допускается в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации), орган регистрации прав в течение пяти рабочих дней со дня выявления указанного пересечения вносит в реестр границ описание местоположения границ таких лесничества, лесопарка, в том числе изменения в сведения об их местоположении, в соответствии с описанием местоположения границ указанных земельных участков, содержащимся в Едином государственном реестре недвижимости.
Орган регистрации прав вносит в реестр границ указанные в части 15 настоящей статьи сведения о местоположении границ лесничества, лесопарка таким образом, чтобы границы лесничества, лесопарка не пересекали границы земельного или лесного участка, а земельные участки, не отнесенные к категории земель лесного фонда, не были включены в границы лесничества, лесопарка, расположенных на землях лесного фонда.
Согласно ст. 4.6, Федерального закона от 04.12.2006 №201-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» Внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о местоположении границ ранее учтенных лесных участков осуществляется по заявлению органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, которым переданы полномочия по предоставлению в границах земель лесного фонда лесных участков, или правообладателей лесных участков в порядке, установленном Федеральным законом от 13 июля 2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», для уточнения границ земельного участка.
Внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенном лесном участке осуществляется на основании межевого плана, в котором указывается кадастровый номер, условный номер или учетный номер лесного участка в соответствии со сведениями государственного лесного реестра (при их наличии).
Не допускается внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенных лесных участках, если их границы имеют пересечения с границами иных лесных и (или) земельных участков (за исключением случаев пересечения с границами лесного участка, образованного для использования лесов в целях геологического изучения недр, разработки месторождений полезных ископаемых, строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов и сооружений, являющихся их неотъемлемой технологической частью), а также с границами лесничеств, лесопарков, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Поскольку внесение в ЕГРН сведений о координатах местоположения границ земельного участка с кадастровым номером №, категория земель: земли лесного фонда, разрешенное использование: для ведения лесного хозяйства, расположенного по адресу: <адрес> принадлежащего на праве собственности Российской Федерации, определенных в соответствии с межеванием, подготовленным кадастровым инженером Е.Г., нарушает права истца только в части включения в границы его участка, исключению из ЕГРН подлежат только границы земельного участка истца в части пересечения границ участков.
Руководствуясь ст, ст. 12, 55, 56, 67, 167, 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░> ░░░░░░░░ 1140 ░░.░. ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ «░░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░: ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░: ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░> ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░░░ 1140 ░░.░. ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░: <░░░░░>
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░> ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ № ░ ░░░░░░░░░░░: <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>
░░░░░░░░ ░░ ░.░. ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ 1 ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░.░░.░░░░.