Решение по делу № 2-3983/2023 от 05.07.2023

Дело № 2-3983/2023

УИД 76RS0013-02-2022-003156-35

Мотивированное решение составлено 19.09.2023

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Рыбинский городской суд Ярославской области в составе:

председательствующего судьи Семеновой Ю.Р.,

при секретаре Фурдиной М.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Рыбинске 13 сентября 2023 года гражданское дело по иску Толя Александра Сергеевича к ФКУ ИК-2 УФСИН России по Ярославской области о взыскании компенсации за работу в выходные и праздничные дни, сверхурочную работу,

установил:

Толь А.С. обратился в Рыбинский городской суд с иском к ФКУ ИК-2 УФСИН России по Ярославской области, в котором просит взыскать с учреждения компенсацию за сверхурочную работу, работу в выходные и праздничные дни в ДД.ММ.ГГГГ года в размере 127 867, 06 рублей (в том числе НДФЛ 16 623 рубля).

Исковые требования мотивировал тем, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец проходил службу в ФКУ ИК-2 УФСИН России по Ярославской области в должности <данные изъяты>. ДД.ММ.ГГГГ истец был уволен со службы в уголовно-исполнительной системе приказом начальника УФСИН России по Ярославской области Емец Ю.Е. -лс по пункту 7 части 3 статьи 84 Федерального закона от 19 июля 2018 года № 197-ФЗ (в связи с осуждением сотрудника за преступление, а также в связи с прекращением в отношении его уголовного преследования за истечением срока давности, в связи с примирением сторон (кроме уголовных дел частного обвинения), вследствие акта об амнистии, в связи с деятельным раскаянием, за исключением случаев, если на момент расторжения контракта и увольнения со службы в уголовно-исполнительной системе преступность деяния, ранее им совершенного, устранена уголовным законом). График работы в занимаемой должности ему был установлен – пятидневная 40-часовая рабочая неделя с двумя выходными днями (суббота, воскресенье).

За время прохождения службы истец постоянно привлекался работодателем к работе сверх установленной продолжительности рабочего времени (сверхурочной работе), а также к работе в праздники и в выходные дни. Ссылается на положения части 6 статьи 55 Федерального закона от 19.07.2018 № 197 - ФЗ «О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» (далее - Закон № 197-ФЗ), с соответствии с которой сотруднику за работу сверхурочно, а также в выходные и праздничные дни предоставляются дни отдыха, которые по его желанию могут быть присоединены к ежегодному оплачиваемому отпуску, а также по просьбе сотрудника взамен дополнительных дней отдыха ему может быть выплачена денежная компенсация. В связи с тем, что истца уволили одним днем, работодатель не предоставил ему возможность взять отгулы в счет ранее отработанного времени в полном объеме. Согласно справке работодателя, составленной <данные изъяты> ФИО1 за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> Толя А.С. имеется остаток неиспользованных часов за работу сверхурочно, в выходные и праздничные дни в количестве 5856, 8 часов, что образует компенсацию в размере 127 867, 06 рублей. В день увольнения истец обратился к Врио начальнику ФКУ ИК-2 УФСИН России по Ярославской области с рапортом, в котором просил оплатить отработанные им часы сверх баланса рабочего времени в ДД.ММ.ГГГГ годах. Однако оплата названных часов не была произведена, что и является нарушением прав истца. Истец также ссылался на Порядок обеспечения денежным довольствием сотрудников уголовно исполнительной системы, утвержденный Приказом ФСИН России от 27.05.2013 № 269 (действовавший в период спорных правоотношений, до 02.10.2021), в соответствии с которым за выполнение служебных обязанностей в выходные и нерабочие праздничные дни сверх установленной законом продолжительности рабочего времени, выплачиваются денежные компенсации в размерах, определенных указанным порядком. Впоследствии названный порядок обеспечения денежным довольствием сотрудников уголовно-исполнительной системы был отменен, новый порядок, утвержденный Приказом ФСИН России от 16.08.2021 № 701, не предусматривал денежную компенсацию за работу сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни. Истец также указывает, что в период прохождения службы периодически брал дополнительные дни отдыха за сверхурочную работу. Полностью взять отгулы, которые образовались за весь период работы, истцу не удалось, ввиду плотного графика работы, а также некомплекта состава сотрудников колонии.

Представитель ответчика ФКУ ИК-2 УФСИН России по Ярославской области, третьих лиц - УФСИН России по Ярославской области, ФСИН России по доверенности А.В. Юришинец в судебном заседании исковые требования не признала по доводам, изложенным в отзыве (л.д. 22 -23). Дополнительно пояснила, что формулировка выданной истцу справки о начисленной выплате за работу сверх баланса рабочего времени не свидетельствует о том, что работодатель был согласен выплатить ее работнику. Также ссылалась на пропуск истцом срока для обращения в суд с подобными требованиями, который в силу положений Закона № 197-ФЗ, составляет три месяца со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права. Письмом от 07.12.2022 работодатель уведомил истца, что действующим законодательством выплата компенсации за работу по указанному основанию не предусмотрена. Именно с указанной даты необходимо исчислять трехмесячный срок, в течение которого работодатель обратится в суд за защитой нарушенного права. Указанный срок истек, в связи с чем исковые требования не подлежат удовлетворению.

Заслушав истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с пунктами 1 - 7 части 1 статьи 3 Закона № 197-ФЗ регулирование правоотношений, связанных со службой в уголовно-исполнительной системе, осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации; данным Федеральным законом; Законом Российской Федерации от 21.07.1993 № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», Федеральным законом от 30.12.2012 № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и другими федеральными законами, регламентирующими правоотношения, связанные со службой в уголовно-исполнительной системе; нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации; нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации; нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний; нормативными правовыми актами федерального органа уголовно-исполнительной системы в случаях, установленных федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации.

В случаях, не урегулированных нормативными правовыми актами Российской Федерации, указанными в части 1 названной выше статьи, к правоотношениям, связанным со службой в уголовно-исполнительной системе, применяются нормы трудового законодательства Российской Федерации (часть 2 статьи 3 Закона № 197-ФЗ).

В ходе рассмотрения дела установлены следующие фактические обстоятельства.

Толь А.С. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходил службу в ФКУ ИК-2 УФСИН России по Ярославской области в должности <данные изъяты>.

Приказом от ДД.ММ.ГГГГ Толю А.С. установлена система оплата труда в форме должностного оклада с предусмотренными для данной должности надбавками и выплатами.

Обязательства по несению истцом службы в указанном учреждении в названной должности подтверждается контрактом о службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ

Правилами внутреннего служебного (трудового) распорядка в учреждении от ДД.ММ.ГГГГ истцу установлена пятидневная рабочая неделя продолжительностью 40 часов с двумя выходными днями (суббота, воскресенье) (пункт 22 раздела 5 Правил – л.д. 29).

Приказом Врио начальника ФКУ ИК -2 УФСИН России по Ярославской области от ДД.ММ.ГГГГ Толю А.С. установлен ненормированный служебный день (л.д.24).

Приказом УФСИН России по Ярославской области от ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ Толь А.С. уволен со службы в уголовно – исполнительной системы по пункту 7 части 3 статьи 84 Закона № 197-ФЗ (л.д.10).

В день увольнения, ДД.ММ.ГГГГ Толь А.С. обратился к руководителю учреждения с заявлением об оплате часов, отработанных сверх баланса рабочего времени в ДД.ММ.ГГГГ годах (л.д.15).

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ Толю А.С. было отказано в выплате денежной компенсации за исполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в выходные и нерабочие праздничные дни (л.д. 16).

Впоследствии по обращению истца ему были предоставлены справка от 29.03.2023 о количестве отработанных часов сверх баланса рабочего времени за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которой Толь А.С. отработал сверх установленной для его должности нормальной продолжительности рабочего времени:

- в ДД.ММ.ГГГГ году (со 2-го по 4-ый квартал): 182, 8 часов, из которых: 68,8 часов в выходные дни, 70 часов - работа сверхурочно в первые два часа, 44 часа – в последующие;

- в ДД.ММ.ГГГГ году (с 22.08 по 30.09, 3-й квартал): 81,3 час, из которых: 81,3 часа в выходные дни;

- в ДД.ММ.ГГГГ году (с 1-го по 4-ый квартал до дня увольнения): 322,7 часов, из которых: 65,5 часов в нерабочие праздничные дни, 206,6 часов в выходные дни, 24,3 - работа сверхурочно в первые два часа, 26,3 часа – в последующие;

Одновременно со справкой о количестве отработанных часов, истцу была предоставлена справка о сумме начисленной компенсации за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Расчет начисленной суммы произведен в порядке, определенном положениями статьи 152 ТК РФ (по правилам оплаты сверхурочной работы) и статьи 153 ТК РФ (по правилам оплаты труда в выходные и нерабочие праздничные дни).

С количеством часов, отработанных сверх баланса рабочего времени, а также с начисленной истцу суммой ответчик согласен, как и не отрицает тот факт, что справка была предоставлена истцу по его запросу начальником ПЭО ЦТАО ФКУ ИК-2 УФСИН России по Ярославской области ФИО1. Названный расчет суммы начислен за фактически отработанное истцом время в выходные и нерабочие праздничные дни, а также сверхурочно.

Табелями учета использования рабочего времени, отработанного истцом за период со 2-го квартала ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года, количество часов работы сверхурочно, в выходные, а также в нерабочие праздничные дни, указанное в выданной справке также подтверждается.

Как пояснил в судебном заседании представитель ответчика и не отрицал истец, указанное в табелях учета использования рабочего времени количество часов больше чем указано в вышеназванной справке, так как работником за период службы использовалась компенсация в виде дополнительных дней отдыха за фактически отработанные часы, превышающие установленную норму рабочего времени.

В ФКУ ИК-2 УФСИН России по Ярославской области приказом от ДД.ММ.ГГГГ лс утвержден график работ сотрудников учреждения. В материалы дела представлены приказы, вносимые, в спорный период, изменения в утвержденный график работы сотрудников учреждения, который совпадает с информацией об учтенном рабочем времени в представленных табелях использования рабочего времени в отношении Толя А.С.

Частью 1 статьи 55 Закона № 197-ФЗ определено понятие служебного времени, которым признается время, в течение которого сотрудник в соответствии с правилами внутреннего служебного распорядка учреждения или органа уголовно-исполнительной системы, должностной инструкцией и условиями контракта должен исполнять свои служебные обязанности, а также иные периоды, которые в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации относятся к служебному времени.

В силу части 2 статьи 55 Закона № 197-ФЗ нормальная продолжительность служебного времени для сотрудника, не может превышать 40 часов в неделю, а для сотрудника женского пола, проходящего службу в уголовно-исполнительной системе в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных местностях, высокогорных районах, пустынных и безводных местностях, 36 часов в неделю. Для сотрудника устанавливается пятидневная служебная неделя.

В части 5 статьи 55 Закона № 197-ФЗ установлен круг лиц, для которых, исходя из особенностей службы в отдельных подразделениях уголовно-исполнительной системы, может быть установлен ненормированный служебный день. Такой день устанавливается для сотрудников, замещающих должности руководителей (начальников) из числа должностей старшего и высшего начальствующего состава.

Толь А.С., занимая должность <данные изъяты>, являлся сотрудником учреждения, которому установлен ненормированный служебный день.

Сотрудникам, для которых установлен ненормированный служебный день, предоставляется дополнительный отпуск в соответствии с частью 6 статьи 60 настоящего Федерального закона (часть 5 статьи 55 Закона № 197-ФЗ).

Сотрудник в случае необходимости может привлекаться к исполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний. В этом случае сотруднику предоставляется компенсация в виде отдыха соответствующей продолжительности в другие дни недели. В случае, если предоставление такого отдыха в данный период невозможно, время исполнения служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни суммируется и сотруднику предоставляются дополнительные дни отдыха соответствующей продолжительности, которые по его желанию могут быть присоединены к ежегодному оплачиваемому отпуску. По просьбе сотрудника вместо предоставления дополнительных дней отдыха ему может быть выплачена денежная компенсация (часть 6 статьи 55 Закона N 197-ФЗ).

В период прохождения службы в уголовно- исполнительной системы действовал Порядок обеспечения денежным довольствием сотрудников уголовно-исполнительной системы, утвержденный Приказом ФСИН России от 27.05.2013 №269, в соответствии с которым предусмотрено, что оплата за работу в выходные и нерабочие праздничные дни производится в размере одинарной часовой ставки сверх должностного оклада, если работа в выходной, нерабочий праздничный день производилась в пределах месячной нормы рабочего времени, и в размере двойной часовой ставки сверх должностного оклада, если работа производилась сверх месячной нормы рабочего времени.

Данный порядок был отменен с момента вступления в законную силу Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, утвержденного Приказом ФСИН России от 16.08.2021 №701, который не предусматривает выплату денежной компенсации за работу сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни.

В качестве самостоятельного довода в обосновании возражений на указанный Порядок обеспечения денежным довольствием ссылается ответчик.

Вместе с тем, с подобным доводом согласиться нельзя по следующим основаниям.

Сфера регулирования Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников уголовно-исполнительной системы Российской Федерации предполагает определения порядка осуществления таких выплат, как должностной оклад и иных дополнительных выплат.

Порядок предоставления сотруднику дополнительного отпуска, дополнительных дней отдыха и порядок выплаты денежной компенсации, которые предусмотрены частями 5 и 6 статьи 55 Закона № 197-ФЗ, определяется Приказом Министерством юстиции Российской Федерации от 05.08.2021 № 132 «Об организации прохождения службы в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации», в частности приложением № 11 «Порядок предоставления сотрудникам уголовно-исполнительной системы Российской Федерации дополнительного отпуска за ненормированный служебный день, дополнительных дней отдыха и выплаты денежной компенсации за исполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни».

Согласно пункту 5 данного Порядка сотрудникам с установленной пятидневной служебной неделей за выполнение служебных обязанностей в выходные и нерабочие праздничные дни предоставляется компенсация в виде дополнительного времени отдыха продолжительностью, соответствующей времени выполнения служебных обязанностей в выходные и нерабочие праздничные дни.

Довод ответчика о том, что данный пункт Порядка не предусматривает возможность выплаты денежной компенсации истцу, основан на неверном толковании законодательства, регулирующего порядок прохождения службы в уголовно-исполнительной системе.

Компенсационная природа работы сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в выходные и нерабочие праздничные дни, в силу норм ТК РФ, а также специального Закона № 197-ФЗ предполагает обязанность работодателя предоставить работнику (сотруднику) дней отдыха соответствующей продолжительности в другие дни недели.

В случае, если предоставление такого отдыха в данный период невозможно, время исполнения служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни суммируется и сотруднику предоставляются дополнительные дни отдыха соответствующей продолжительности, которые по его желанию могут быть присоединены к ежегодному оплачиваемому отпуску. По просьбе сотрудника вместо предоставления дополнительных дней отдыха ему может быть выплачена денежная компенсация (часть 6 статьи 55 Закона № 197-ФЗ).

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, Толь А.С. в день увольнения из учреждения обратился с соответствующим рапортом на имя руководителя, в котором содержалась просьба выплатить названную денежную компенсацию.

Истец в судебных заседаниях утверждал, что в период несения службы он не подавал рапорт о замене дополнительных дней отдыха денежной компенсацией, поскольку желал воспользоваться своим правом на получение дополнительных дней отдыха. Однако в настоящее время в связи с увольнением ему не может быть предоставлена компенсация в виде дополнительных дней отдыха, следовательно, единственной возможностью восстановления его права на оплату труда является выплата денежной компенсации.

Кроме того, судом принимается во внимание тот факт, что главной причиной невозможности реализации права на получение дополнительных дней отдыха в указанный период в ДД.ММ.ГГГГ годах является большое количество часов сверхурочных работ и работ в выходные, нерабочие праздничные дни, значительно превышающее максимально допустимые законом 120 часов в год (статья 99 Трудового кодекса РФ).

Таким образом, принимая во внимание положения Закона № 197-ФЗ, Приказа Министерства юстиции Российской Федерации от 05.08.2021 № 132 спорная компенсационная выплата предусмотрена действующим законодательством.

В обосновании позиции об отсутствии законных оснований для выплаты спорной денежной компенсации ответчиком приведен довод о том, что Толь А.С. относится к категории сотрудников, которым установлен ненормированный служебный день. В качестве правового обоснования ответчик ссылается на Приложение № 11 к Приказу Министерства юстиции Российской Федерации от 05.08.2021 № 132 (пункт 7), в соответствии с которым сотрудникам, замещающим должности, для которых установлен ненормированный служебный день, за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени денежная компенсация не предоставляется. За выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени им предоставляется дополнительный отпуск за ненормированный служебный день в соответствии с частью 6 статьи 60 Закона № 197-ФЗ.

В соответствии с частью 1 статьи 99 Трудового кодекса РФ сверхурочная работа - работа, выполняемая работником по инициативе работодателя за пределами установленной для работника продолжительности рабочего времени: ежедневной работы (смены), а при суммированном учете рабочего времени - сверх нормального числа рабочих часов за учетный период.

Согласно частей 1 и 3 статьи 152 ТК РФ сверхурочная работа оплачивается за первые два часа работы не менее чем в полуторном размере, за последующие часы - не менее чем в двойном размере. Конкретные размеры оплаты за сверхурочную работу могут определяться коллективным договором, локальным нормативным актом или трудовым договором. По желанию работника сверхурочная работа вместо повышенной оплаты может компенсироваться предоставлением дополнительного времени отдыха, но не менее времени, отработанного сверхурочно.

Работа, произведенная сверх нормы рабочего времени в выходные и нерабочие праздничные дни и оплаченная в повышенном размере либо компенсированная предоставлением другого дня отдыха в соответствии со статьей 153 настоящего Кодекса, не учитывается при определении продолжительности сверхурочной работы, подлежащей оплате в повышенном размере в соответствии с частью первой настоящей статьи.

Суд не может согласиться с доводами ответчика о компенсации сверхурочной работы работнику предоставлением ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за ненормированный рабочий день.

В соответствии с частью 1 статьи 101 Трудового кодекса РФ ненормированный рабочий день - особый режим работы, в соответствии с которым отдельные работники могут по распоряжению работодателя при необходимости эпизодически привлекаться к выполнению своих трудовых функций за пределами, установленной для них продолжительности рабочего времени.

В нарушение указанной нормы Толь А.С. в рассматриваемый период привлекался к выполнению своих трудовых функций за пределами продолжительности рабочего времени не эпизодически, а каждый месяц, в том числе в месяце, в котором был уволен (ДД.ММ.ГГГГ), за исключением июля и октября ДД.ММ.ГГГГ года.

Поэтому работа за пределами нормальной продолжительности рабочего времени должна оплачиваться как сверхурочная.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 08.12. 2011 № 1622-О-О, из предписаний статьи 152 Трудового кодекса Российской Федерации в их взаимосвязи с положениями абзаца второго части второй статьи 22 и статей 132 и 149 Трудового кодекса Российской Федерации прямо следует, что сверхурочная работа должна оплачиваться в большем размере, чем работа, произведенная в пределах установленного работнику рабочего времени (об этом, в частности, свидетельствует и использование законодателем в статье 152 Трудового кодекса Российской Федерации термина «повышенная оплата» при установлении правила о возможности замены такой оплаты предоставлением работнику дополнительного времени отдыха). В противном случае не достигалась бы цель компенсации работнику повышенных трудозатрат и сокращения времени отдыха, нарушался бы принцип справедливости при определении заработной платы, а работодатель приобретал бы возможность злоупотребления своим правом привлечения работников к сверхурочной работе. Работники, выполняющие работу сверхурочно, оказывались бы в худшем положении по сравнению с теми, кто выполняет аналогичную работу в рамках установленной продолжительности рабочего времени, что противоречит принципу равной оплаты за труд равной ценности.

Таким образом, статья 152 Трудового кодекса Российской Федерации в системе действующего правового регулирования предполагает установление оплаты сверхурочной работы в размере, превышающем оплату равного количества времени при выполнении работником работы той же сложности в пределах установленной для него продолжительности рабочего времени (нормальное вознаграждение работника).

Частью седьмой статьи 11 ТК РФ предусмотрено, что на государственных служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной службе и муниципальной службе.

В силу части 2 статьи 2 Закона № 197-ФЗ правоотношения, связанные с поступлением на федеральную государственную гражданскую службу в уголовно-исполнительной системе, прохождением и прекращением такой службы, регулируются законодательством Российской Федерации о государственной гражданской службе Российской Федерации, а трудовые отношения - трудовым законодательством Российской Федерации.

Так как определение понятия ненормированного рабочего дня в Законе № 197-ФЗ не раскрыто, обоснованным является определение смысла правового регулирования данной формы осуществления трудовой деятельности из законодательной дефиниции, определенной в статье 101 Трудового кодекса РФ.

Разрешая заявление ответчика о применении последствий пропуска срока исковой давности, суд признает давностный срок пропущенным по уважительным причинам.

В силу части 4 статьи 74 Федерального закона от 19.07.2018 № 197-ФЗ сотрудник или гражданин, поступающий на службу в уголовно-исполнительной системе либо ранее состоявший на службе в уголовно-исполнительной системе, для разрешения служебного спора может обратиться к руководителю федерального органа уголовно-исполнительной системы или уполномоченному руководителю либо в суд в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а для разрешения служебного спора, связанного с увольнением со службы в уголовно-исполнительной системе, - в течение одного месяца со дня ознакомления с приказом об увольнении.

В соответствии с частью 1 статьи 74 названного Федерального закона служебный спор в уголовно-исполнительной системе - неурегулированные разногласия по вопросам, касающимся применения федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации в сфере деятельности уголовно-исполнительной системы и контракта, между руководителем федерального органа уголовно-исполнительной системы или уполномоченным руководителем и сотрудником или гражданином, поступающим на службу в уголовно-исполнительной системе либо ранее состоявшим на службе в уголовно-исполнительной системе, а также между прямым руководителем (начальником) или непосредственным руководителем (начальником) и сотрудником.

Из приведенных нормативных положений следует, что по общему правилу сотрудник, ранее состоявший на службе в уголовно-исполнительной системе, для разрешения служебного спора может обратиться в суд в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права.

В абзаце пятом пункта 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.03.2004 № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» разъяснено, что в качестве уважительных причин пропуска срока обращения в суд могут расцениваться обстоятельства, препятствовавшие данному работнику своевременно обратиться с иском в суд за разрешением индивидуального трудового спора (например, болезнь истца, нахождение его в командировке, невозможность обращения в суд вследствие непреодолимой силы, необходимость осуществления ухода за тяжелобольными членами семьи).

Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 1 (2020), утвержденный Президиумом Верховного Суда РФ 10.06.2020 обращает внимание судов на необходимость тщательного исследования всех обстоятельств, послуживших причиной пропуска работником установленного срока обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора.

Оценивая, является ли то или иное обстоятельство достаточным для принятия решения о восстановлении пропущенного срока, суд не должен действовать произвольно, а обязан проверять и учитывать всю совокупность обстоятельств конкретного дела, не позволивших работнику своевременно обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора.

В качестве основания для восстановления пропущенного срока обращения в суд с настоящим исковым заявлением Толь А.С. сослался на следующие обстоятельства.

В месячный срок для оспаривания состоявшегося увольнения истец обратился в Рыбинский городской суд Ярославской области с иском к ФКУ ИК-2 УФСИН России по Ярославской области об изменении оснований увольнения. Решением суда от 14.03.2023 (мотивированное решение составлено 21.03.2023) исковое заявление Толя А.С. оставлено без удовлетворения.

Обращаясь с указанным исковым заявлением в суд, истец рассчитывал, что судом будет изменено основание его увольнение, в связи с чем, работодатель изменит свою позицию относительно компенсации за сверхурочную работу, а также за работу в выходные и праздничные дни.

Кроме этого, в судебном заседании истец дополнил свою просьбу перед судом о восстановлении срока для обращения в суд с настоящим исковым заявлением указанием на тот факт, что в период рассмотрения судом его спора с работодателем по поводу основания увольнения, он обратился в ФКУ ИК-2 УФСИН России по Ярославской области в целях предоставления информации о количестве отработанных часов сверх баланса рабочего времени часов и размере компенсации, которая ему полагается за работу сверхбаланса рабочего времени. Справки им получены 29.03.2023 (л.д. 11-12).

Из устной беседы с бухгалтером ФКУ ИК-2 УФСИН России по Ярославской области ФИО1 он сделал вывод о том, что необходимо подождать какое-то время и выплаты ему будут осуществлены. При этом, уже было известно о том, что состоялись решения Рыбинского городского суда в отношении нескольких сотрудников ФКУ ИК-2 УФСИН России по Ярославской области, которым была выплачена компенсация за работу сверхурочно, в выходные и нерабочие праздничные дни. Истец ожидал выплату названной компенсации несколько месяцев, не получив все причитающее, обратился с настоящим исковым заявлением в суд.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что о нарушенном праве в части отказа от выплаты компенсации за отработанные часы сверх баланса рабочего времени в ДД.ММ.ГГГГ годах истец узнал из письма ФКУ ИК-2 УФСИН России по Ярославской области от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 16).

Несмотря на ошибочную квалификацию спорных выплат, как выплат, которые предусмотрены при увольнении работнику, истец, не имея специальных познаний в указанном вопросе, обращаясь в суд за судебной защитой своих прав, действовал разумно и добросовестно.

Впоследствии, получив 29.03.2023 информацию от работодателя о количестве отработанных им часов, а также справку о начисленных суммах за отработанные часы сверх баланса рабочего времени, истец правомерно ожидал, что в отношении него работодателем будет принято соответствующее решение о выплате уже начисленных сумм, как указано в справке, и его трудовые права будут восстановлены во внесудебном порядке. Недождавшись указанных выплат, истец в начале июля 2023 года обратился с рассматриваемым исковым заявлением в суд.

Эти обстоятельства в совокупности с общепринятым понимание разумного срока для совершения юридически значимых действий, а также тем обстоятельством, что предоставив работнику справку о начисленных суммах за отработанные истцом часы, работодатель фактически признал факт невыплаты спорной компенсации, дают суду основания для вывода о наличии уважительных причин пропуска Толем А.С. срока обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора, предусмотренного частью 4 статьи 74 Закона № 197-ФЗ.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Удовлетворить иск.

Взыскать с ФКУ ИК-2 УФСИН России по Ярославской области (ИНН 7610039065) в пользу Толя Александра Сергеевича (СНИЛС ) компенсацию за работу сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, в выходные и нерабочие праздничные дни за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 127 867, 06 рублей (сумма указана без вычета НДФЛ, подлежащей удержанию).

Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд через Рыбинский городской суд в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.

Судья      Ю.Р. Семенова

2-3983/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Толь Александр Сергеевич
Ответчики
ФКУ ИК-2 УФСИН России по ЯО
Другие
ФСИН России
УФСИН по Ярославской области
Суд
Рыбинский городской суд Ярославской области
Судья
Семенова Ю.Р.
Дело на сайте суда
rybinskygor.jrs.sudrf.ru
05.07.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
06.07.2023Передача материалов судье
10.07.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
10.07.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.07.2023Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
04.08.2023Предварительное судебное заседание
18.08.2023Судебное заседание
07.09.2023Судебное заседание
11.09.2023Судебное заседание
13.09.2023Судебное заседание
19.09.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
25.09.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.09.2023Дело оформлено
13.09.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее